Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 16:35, контрольная работа
"Играешь как ребенок!" - разве редко слышим мы эту фразу, произносимую с явным осуждением в голосе? А в сущности, что плохого в игре? Ей с увлечением предаются и взрослые и дети. Ведь игры бывают разные - одни направлены на расширение кругозора, другие - на тренировку смекалки, третьи позволяют размять мышцы, четвертые - проверить свою выносливость.
Игрушки стали неизменным атрибутом быта, внося в процесс повседневной жизни некоторые элементы упорядоченности и регламентированности. С игрушкой человек рождался, и с ней же он умирал.
Введение.
3
1 глава.
История русской народной игрушки.
4 - 7
2 глава.
Игрушки Сергиева Посада.
7 - 9
3 глава.
Каргопольские игрушки.
9-12
4 глава.
Дымковские игрушки.
12- 16
Заключение.
16
Список использованной литературы.
Каргопольской игрушке свойственны и многофигурные композиции — веселые тройки с седоками в санях, танцующие фигуры, катания на лодке и многие другие сцены, точно подмеченные мастерами. Характерно изображение одежды персонажей: бабы в кофтах и юбках, а иногда в платьях, на голове платок или шляпка, мужики в кафтанах. В основном сюжеты динамичные, взятые из жизни.
Любят каргопольские мастера изображать и животных: медведя, зайца, коня, собаку, свинью, гуся и утку. Реальные наблюдения служат народным умельцам тем материалом, который наполняет их творчество. Среди игрушек данного промысла можно встретить и такие, прообразы которых связаны с легендами, например Полкан — полузверь-получеловек, двуглавые кони и олени. В ассортименте современных каргопольских игрушек встречаются сюжеты на темы народных сказок: «Волк и семеро козлят», «Кот, петух и лиса» и др.
Для каргопольской игрушки характерна условность в трактовке образа по форме, пропорциям и окраске. Все фигурки несколько приземистые, с короткими руками и ногами, туловище удлиненное, толстая и короткая шея и сравнительно большая голова.
Фигурки, изображающие
мужчин,— всегда с окладистой бородой,
которая выполняется способом оттягивания
глины от общего объема головы. У женских
фигурок юбки в виде низких колоколов,
что может создать впечатление приземистости.
Но так как талии у кукол вытянуты, это
уравновешивает фигурку, делая ее стройной
и монолитной.
Каргопольские мастера изображают зверей
толстоногими и порой динамичными, например
медведь стоит на задних лапках — момент
нападения; у собаки расставлены лапы
и открыта пасть; утка с распростертыми
крыльями и вытянутой шеей, готовая к полету.
Что касается росписи, то она, как уже отмечалось,
по своему колориту суровая и сдержанная.
Однако сейчас мастера для оживления игрушек
вносят желтый, голубой и оранжевый цвета.
Ими расписываются пуговицы, бусы, клювы
у птиц, оттеняется одежда. Основными элементами
орнамента являются комбинации из пересекающихся
линий, кругов, веточек без листьев, елочек,
точек и полос.
Лепят игрушки
по частям. Основой фигурки служит туловище,
которое вместе с головой прикрепляется
к заранее вылепленной юбке. Для изображения
мужских фигур к туловищу прикрепляются
ноги и руки в виде валиков. Места соединений
деталей тщательно сглаживаются, и фигурки
приобретают пластичность. Вылепленные
изделия сушат одну-две недели и обжигают
в печи. Расписывают игрушки темперными
красками.
И по форме, и по окраске современная
игрушка выполняется более тщательно,
она стала красивее, ярче. Но при этом утратилась
ее наивность, что составляло главную
прелесть образцов старых мастеров.
Среди мастеров, донесших до нашего времени
традиции старой игрушки, наиболее известны
У. И. Бабкина и И. В. Дружинин. Сейчас в
Каргополе трудятся потомственные мастера
К. П. Шевелева, А. П. Шевелев, С. Е. Дружинин.
У каждого из них свой почерк лепки и росписи.
Однако в основе изображений лежат старые
народные традиции. 4
Глава 4. Дымковские игрушки.
Изделия кировских
мастеров удивляют пластикой формы, особыми
пропорциями, необычным по яркости узором.
Всем нравятся живые, праздничные, пышные
по лепному оформлению и росписи куклы
барыни-франтихи, козлы, кони, петухи с
расписными хвостами.
Промысел зародился в далеком прошлом.
Самое раннее описание дымковских игрушек
относится к 1811 году. Автор его — Николай
Захарович Хитрово. В описании рассказывается
о народном вятском празднике — «Свистопляске»
(позднее его стали называть «Свистунья»),
во время которого продавались расписные
глиняные куклы с позолоченным узором.
Точных сведений о возникновении этого праздника нет. Однако известно, что в XIX в. он стал в этой местности всенародным праздником с торгами, ярмаркой и гуляньем.
Н. З. Хитрово
писал, что на гулянье люди приносили с
собой небольшие свистульки и целый день
свистели в них. Так и повелось, что «в
Вятке делают игрушки для свиста». Глиняными
игрушками торговали не только в Вятке.
Их продавали на уездных ярмарках и базарах,
отправляли в Оренбургскую губернию и
другие места далеко за пределы города,
демонстрировали на промышленных и художественных
выставках.
До революции мастера работали в селе
Дымково в одиночку и семьями. Копали глину,
смешивали с песком, месили сначала ногами,
а потом руками. Изделия обжигали в русских
печах, а потом расписывали. В этой работе
принимали участие женщины и дети.
Фабрика, где
сейчас изготавливают дымковские игрушки,
находится в городе Кирове. Народные умельцы
работают в благоустроенных, светлых мастерских.
Все готовые игрушки хранятся на полках
и закрыты занавесками. Но вот мастерица
отодвигает занавес, и мы попадаем в удивительный,
сказочный мир. На полках тесными рядами
стоят игрушки, разные по содержанию и
оформлению, яркие, с позолотой. Так и кажется,
что ты в древнем городе Вятке на красочном
празднике «Свистунья». Чего только здесь
нет: барыни-франтихи, расписные козлы,
кони, уточки-свистульки, поросята, медведи
и много других игрушек.
Всем известны имена прославленных мастеров
дымковской игрушки. Это А. А. Мазурина,
Е. З. Кошкина, З. В. Пенкина. Они лауреаты
Государственной премии им. И. Е. Репина.
Теперь на фабрику народной игрушки пришла
талантливая молодежь, которая, сохраняя
старые традиции и учась на них, создает
новые, оригинальные игрушки.
Процесс изготовления игрушки можно разделить на два этапа: лепку изделия и роспись его. Перед каждой мастерицей лежат нужные ей в данный момент материалы. При лепке на столах лежит глина в целлофановом мешке. Глина местная, кировская, очень приятная в работе по своим лепным качествам. Мастерицы говорят: «Наша глина, как масло». Кроме глины, на столе находятся таз с водой, тряпки для заглаживания поверхности изделия и стеки. В том случае, если мастерицы занимаются росписью, на столах в стаканчиках — краски, кисти, и рядом стоят уже обожженные и отгрунтованные игрушки.
Эскизов мастерицы не делают. Быстрыми, умелыми движениями они создают лепную форму, и приходится только удивляться их чувству ритма, пропорций и формы.
Способы лепки очень простые. Например, изображая куклу, мастерицы делают сначала юбку из пласта глины, в результате чего получается полая колоколообразная форма; голову, шею и верхнюю часть туловища делают из одного куска, а детали одежды: рюши, оборки, манжеты, шляпки и др. — лепят отдельно и примазывают к основной форме, называя их налепами. Так ловко и уверенно наносят мастерицы узоры на белую поверхность изделия, что не успеваешь следить за их руками.
Дымковская игрушка весьма специфична. В создании ее формы и в оформлении существуют свои традиции, которые выражаются прежде всего в статичности, пышности форм и яркости окраски. Например, в композиции «Мать с детьми» фигура женщины смотрит прямо перед собой, она как бы замерла в этом положении. Если внимательно посмотреть на другие игрушки, изображающие козлов, петухов, медведей, то эта статичность чувствуется и в них.
Мастерицы строго сохраняют и поддерживают традиции, установленные прежними мастерами, но каждая имеет свои особенности в работе. У одних куклы высокие, статные, у других — немного меньше по размеру, шире в плечах. По-разному укладываются локоны у барынь-франтих, различный поворот головы у животных. Отличаются изделия и по колориту. Одни мастера работают в теплых тонах: у них преобладают охра, красный и оранжевый цвета; другие — в холодных — голубых и синих. Одни изделия украшаются густой сетью орнамента, другие меньше покрыты узором. Мастерицы все время работают над образом, его пластичностью, и у каждой есть любимые темы. Так, Л. С. Фалалеева любит жанровые сцены. Ею выполнены «Свадьба», «Рыбная ловля», «Торговые ряды (Чем богата Вятка)».
У художницы
В. П. Племянниковой много интересных игрушек.
Одна из них изображает ансамбль музыкантов.
Следя за работой мастерицы, видишь, с
какой быстротой она лепит фигурки музыкантов
— сначала ноги, а затем туловище и голову.
Соединила обе части, вылепила руки, прикрепила
их и перешла к изображению деталей. Интересно
наблюдать способ изготовления оборок
на юбках у кукол. Сначала делается лентообразная
форма, которая помещается на доску и собирается
мелкими складками, как ткань, после чего
прикрепляется к юбке куклы.
Художница А. В. Кузьминых изображает
фрагменты из сказок. Будучи мастером
творческим, ищущим, она создает несколько
вариантов игрушек на одну и ту же тему,
чтобы найти нужную композицию, цветовое
решение фигурки. Например, она создала
несколько вариантов на тему «Каменный
цветок». Последний вариант мастерица
считает лучшим — это цветок с круглыми
раскидистыми лепестками, удобными для
росписи. Несколько раз возвращается Кузьминых
к теме «Иван-царевич на Сером волке, а
в руках у него Жар-птица». «Нужно так вылепить
Жар-птицу, чтобы хвост был красиво развернут
и можно было расписать его»,— говорит
художница.
Новые материалы и условия работы несколько
отличают современную игрушку от старой.
Во-первых, мастерицы, вылепив игрушку,
тщательно заглаживают поверхность влажной
тряпкой, благодаря чему все работы современных
мастеров безукоризненны по своей отделке.
Этот способ отсутствовал у старых мастеров.
Во-вторых, вместо мела, разведенного на
молоке, используется новая краска для
грунта — эмульсионные белила, которые
наносятся на изделие кистью. В старину
изделие несколько раз погружалось в грунт.
Раньше обжиг изделий проводился в русской
печи, теперь муфельные печи делают обжиг
более ровным.
Все изделия дымковских мастеров отличаются
жизнерадостностью и тонким юмором (например,
«Сцена у колодца» или «Разряженные куклы
едут на базар»), что особенно привлекает
внимание детей: им нравится рассматривать
игрушки, слушать рассказы воспитателя
о том, где и как их делают.5
Заключение.
Игрушка как «зеркало жизни» уникальное детище человека. Она хранитель памяти народа, и транслятор его исторических, культурных, религиозных традиций и произведение искусства, и специфический предмет для обучения и воспитания. В ней не воплощён опыт многих поколений людей, основные жизненные ценности народа, той или иной эпохи, передаваемые из поколения в поколение.
Справедливо известное изречение: если вы хотите узнать душу народа, присмотритесь, как и почему играют его дети. Игра сопровождает человека с колыбели. Ученые давно заметили, что именно детские игры помогают зримо представить седую древность. Многое из того, что было характерно для быта, с веками исчезло, но кое-что сохранилось лишь в детских играх.
Игрушка - инструмент познания всего богатства человеческой культуры для ребенка, она же показатель тенденций развития самой культуры для взрослого.
Список используемой литературы.
Приложение №1.
Игрушки Сергиева Посада.
Каргопольская игрушка.
Дымковская игрушка.
1 Александрова Н.С. Русские народные игрушки как этнопедагогический феномен (на материале дошкольного образования): диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук. – М., 2000.
2 Александрова Н.С. Русские народные игрушки как этнопедагогический феномен (на материале дошкольного образования): диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук. – М., 2000..
3 Н. Б. Халезова. "Народная пластика и декоративная лепка в детском саду" Пособие для воспитателя.— М.: Просвещение, 1984 г.
4 Дурасов Г.П. Каргопольская глиняная игрушка. –М.: Издательство: Художник РСФСР, 1986 г.
5 Н. Б. Халезова. "Народная пластика и декоративная лепка в детском саду" Пособие для воспитателя.— М.: Просвещение, 1984 г.
Информация о работе Народные игрушки – Сергиев Посад, Каргополь, Дымково