Народные игры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 20:43, реферат

Описание работы

Сегодня мы все чаще обращаемся к опыту наших предков, к истокам народного образования и воспитания, поскольку именно там мы находим ответы на многие трудные вопросы сегодняшнего дня.
Яркой чертой культуры каждого народа являются созданные им игры. На протяжении веков эти игры сопутствуют повседневной жизни детей и взрослых, вырабатывают особые черты менталитета, важные личностные качества, отражают общественное устройство нации и взгляды на мир.
Нет в мире детей, которые бы не играли. Игра для них - жизненная необходимость, средство всестороннего развития. Игра доставляет детям удовольствие и радость.

Содержание работы

Введение
1. Игра как фактор народного воспитания
2. Игры разных народов
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

реферат - игры.docx

— 42.74 Кб (Скачать файл)

Игра «Укради знамя», Италия.

Две команды размещаются каждая у своей черты на некотором  расстоянии друг от друга, посредине  стоит ведущий. Он держит косынку  и выкрикивает номера. Игроки, чьи  номера он назвал, бегут к нему. Тот, кто выхватит у ведущего косынку  и первым вернется на свое место, зарабатывает очко.

Игра "Баг-Чал", Непал.

В эту игру могут играть 2 или 4 человека. В качестве инвентаря используются игровое поле, 4 одинаковые фишки, которые  будут "тиграми", и 20 других фишек - "коз".

Играть следует, встав друг напротив друга. Один игрок играет "тиграми", другой - "козами". Для начала следует  выставить на игровое поле "тигров". После этого можно сделать  ход "козой". "Тигр" имеет  право ходить вдоль линий на одну площадку дальше. "Козы" двигаются  только в том случае, если на игровой  площадке остается одна "коза". Если площадка за "козой" свободна, "тигр" имеет право перепрыгивать через  нее. В данном случае он убивает "козу", и ее следует убрать с поля. Также "тигр" может убить всех "коз" за один ход, если перепрыгнет через них. Игра заканчивается в пользу "тигра", если он убьет семь "коз". "Козы" могут победить в том случае, если расстановка на игровом поле такова, что "тигры" не могут сделать ни одного хода.

Игра "Прятки по-американски".

Прятки по-американски очень  отличаются от нашей игры: один прячется, а все остальные ищут. Тот, кто  его находит, должен спрятаться вместе с ним. Надо потихоньку пробраться в  укромное местечко и сидеть тихо-тихо, чтобы не быть обнаруженным. Когда  последний из искавших понимает, что остался в одиночестве, то прячется сам. Все отправляются искать его, и игра начинается снова.

Игра САЛКИ (ПЯТНАШКИ), Россия.

По команде одного из игроков - салки (пятнашки) - все остальные разбегаются. Задача салки-водящего - догнать убегающего и осалить, запятнать. Осаленный становится водящим. Каждый новый водящий поднимает руку и кричит: «Я салка!» Не разрешается сразу же пятнать предыдущего салку.

Для усложнения игры можно установить такие, скажем, дополнительные правила: нельзя салить того, кто успеет упасть на землю, опираясь на ладони и носки  вытянутых ног; или замрет на одной  ноге, держа другую, отведенную назад ногу, двумя руками.

А можно условиться, что в безопасности от пятнашки будет тот, кто дотронется рукой до деревянных, железных, каменных предметов. 
Спастись можно и в «доме» - специально очерченном круге и т. д. Игра становится еще интереснее и немного сложнее, если пятнать не рукой, а небольшим мячом.

Игра "Балтени", Латвия.

Количество участников этой игры - от 5 и более. Для игры потребуется  хорошо обтесанная деревянная палка.

Сначала необходимо выбрать ведущего. Затем все игроки должны лечь на траву лицом вниз, а ведущий - закинуть палку в кусты с тем расчетом, чтобы игроки нашли ее не сразу. По команде все лежащие вскакивают и бегут искать палку. Выигрывает тот, кто это сделает быстрее  всех. Победитель становится ведущим.

Игра "ВОЛК ВО РВУ", Россия.

Старинная игра может прекрасно  развлечь вас на перемене в школьном дворе. На площадке чертится коридор  шириной до одного метра. Ров можно  начертить и зигзагообразно - где  уже, где шире. Во рву располагаются  водящие - «волки » - два, три и больше: это уж как вам захочется. Все  остальные играющие - «зайцы» - стараются  перепрыгнуть через ров и не оказаться  запятнанными. Если «зайца» запятнали, он выбывает из игры. "Волки" могут  пятнать "зайцев", только находясь во рву. "Зайцы" ров не перебегают, а перепрыгивают. Вот и все  правила. А варианты придумывайте сами...

Игра "Беляк", Белоруссия.

В этой игре могут участвовать 5 или  более человек. 
Играть в "Беляка" можно только зимой. Для этого участникам надо скатать из снега крупный шар (диаметр - 1м) и встать вокруг него, держась при этом за руки. После каждый участник должен стараться за руки перетянуть кого-нибудь в середину круга, чтобы тот коснулся телом шара. Если прикосновение действительно было, участник выбывает из игры. Оставшиеся снова берутся за руки и продолжают игру. Выигрывает тот, кто заставит последнего соперника коснуться шара.

Игра калабаса!(по домам), Перу.

Игроки чертят себе домики-круги, а  водящий остается "бездомным". Все хором кричат "Калабаса!" (По домам!) и разбегаются по своим кругам. "Бездомный" обращается к одному из игроков: "Ты продаешь яйца?" Тот отвечает: "Я - нет, а он, может быть, продает" и указывает на товарища, к которому и направляется "бездомный". Тем временем игроки должны поменяться местами. Если водящий успевает занять чужой дом, то он становится его хозяином, а оставшийся вне круга водит.

Игра "Бег с платком", Канада.

В этой игре могут участвовать от 10 человек и более. Сначала среди  играющих необходимо выбрать ведущего. После этого игроки встают в круг, ведущий с платком обегает его 2 раза, дотрагивается до чьей-нибудь спины, кладет платок за его спиной и продолжает бежать. Суть игры заключается в том, что игрок, до которого дотронулся ведущий, должен поднять платок, обогнать ведущего и вернуться на свое место. В этом случае он побеждает. Если игрок не успеет обогнать ведущего, он проигрывает и занимает его место.

Игра "Дай платочек", Азербайджан.

Играют дети младшего и среднего школьного возраста, от 6 до 40 человек. Для игры требуются два маленьких  платка. 
Играющие делятся на две равные по численности команды и выстраиваются шеренгами одна против другой вдоль противоположных сторон площадки на расстоянии 10 - 15м друг от друга. Руки держат за спиной. Выбранные капитаны команд, получив по платку, обходят свои шеренги сзади и незаметно кладут платки в руки кому-нибудь из участников, стоящих в шеренге, таким образом, чтобы остальные не заметили, кому отдан платок. Затем руководитель игры (вожак) говорит: "Дай платок!" Те, у кого находятся платки, стремительно выбегают и передают их руководителю, который стоит посредине у боковой линии. Кто из выбежавших участников первым передаст платок, тот получает 1 очко для своей команды.

Выигрывает команда, у которой  больше очков. 
Два раза одному и тому же игроку выбегать нельзя (то есть один и тот же игрок не должен получать платок более 1 раза. Без команды руководителя выбегать из шеренги не разрешается.

Игра "Белая палочка", Таджикистан.

В "Белую палочку" могут играть более 10 человек. 
Участники должны выбрать по считалке ведущего, разделиться на 2 равные команды и выбрать место для белой палочки. Затем ведущий должен незаметно спрятать палочку, а игроки - искать ее. Нашедший палочку несет ее в выбранное место, а в это время игроки другой команды пытаются ему помешать. Палочку можно передавать участникам своей команды.

Игра "Пунипуни", Новая Зеландия.

Это игра маори, в которую играют двое. Игроки стоят лицом друг к  другу на расстоянии около 2м. Один вытягивает руку в направлении другого, а  тот с закрытыми глазами пытается найти руку товарища, дотянуться до нее и скрестить пальцы. При  этом оба не должны сходить с места.

Игра «Биляша» , Республика Марий Эл.

В книгах прошлого века эта игра упоминается  как одна из оригинальных черемисских (марийских) или тюркских игр. В нее  и сейчас играют подростки, а также  молодежь. Количество участников - от 8 до 30 человек.

Чертятся две параллельные линии  на расстоянии 4 м одна от другой. Игроки делятся на две команды и становятся шеренгами лицом друг к другу  за параллельными линиями. Вызвавшийся по собственному желанию игрок от одной из команд с криком «Биляшаl» бежит к другой команде, каждый участник которой вытягивает вперед правую руку. Подбежавший, схватив кого-нибудь за руку, старается перетянуть соперника через площадку за свою линию. Если он перетянет его, то делает своим «пленником», ставя позади себя. Если не перетянет, а сам окажется за чертой другой команды, то становится (как «пленник» ) за спиной своего победителя. Затем игрока высылает другая команда. Он тоже хватает за руку соперника, которого надеется перетянуть за свою линию. Особенно стремятся перетягивать того, у кого есть «пленник», чтобы в случае победы освободить его. 
Т ак команды по очереди высылают своих игроков. Игра кончается тем, что одна команда постепенно перетягивает к себе всех соперников. 
Во время игры команды подбадривают своих игроков, скандируя их имена. 
Правила. 1). для перетягивания можио выбирать любого игрока противоположной команды! никто не должен отдергивать вытянутую вперед руку. 2). Перетягивать можно лишь одной рукой, не помогая второй. 3). Освобожденный «пленник» возвращается на свое место в команде.

Игра "рыбки в неводе", Новая Гвинея.

Игроки разбиваются на две группы, и одна становится кольцом вокруг другой. Внутри находятся "рыбки" - игроки, которые должны выскользнуть из "невода". По правилам игры, сделать  это можно, лишь проползая между  ног своих товарищей. Когда кому-то это удается, играющие меняются ролями. В эту игру можно играть и в воде.

Игра "Маляр и краски", Татарстан.

В игре участвуют в основном дети дошкольного и младшего школьного возраста, от 5 до 40 человек.

На расстоянии 20-30м чертят две  параллельные линии. На одной из них  устанавливают гимнастические скамейки. Сбоку между линиями чертят круг диаметром 3-4м - "дом маляра". Выбирают водящего и "маляра", остальные игроки становятся "красками".

"Краски" садятся на скамейки  или на траву в один ряд.  Отослав "маляра" в его дом,  водящий распределяет между играющими  краски: красную, зеленую, желтую и т.д. По сигналу руководителя к водящему (он стоит рядом с "красками") подходит "маляр" и спрашивает: 
- Бабушка, бабушка, я пришел за краской. Разрешите взять? 
- У меня, дружочек, красок много очень. Какую тебе дать? 
"Маляр" называет какую-нибудь краску, например красную. Участник игры, получивший название "красная краска", быстро встает и бежит до второй линии. "Маляр" пытается догнать его и коснуться рукой. Если ему это удается, то он отводит "краску" в свой "дом". Если "маляр" не поймает "краску", то она возвращается к себе в "дом" (на скамейку) и "меняет" свой цвет.

После этого игра повторяется.

Правила.1). Ловить "краску" можно  только до противоположной линии  площадки. 2). "Маляру" запрещается  ловить игрока, пока тот не встал  с гимнастической скамейки или с  земли. 3). Не добежав до второй линии, "краска" не имеет права вернуться  обратно и сесть на скамейку.

Игра «Бирки», Польша.

Количество участников в этой игре неограниченно (от 2 человек). Перед  игрой необходимо заготовить 10 бирок - 8-саниметровых дощечек, выпиленных из древесины.

Бирки образуют пары: император и  императрица, король и королева, принц  и принцесса, крестьянин и крестьянка (2 пары). 
В процессе игры первый участник должен взятьЬ все бирки в руки, подкинуть их и стараться поймать их на ладони с выпрямленными пальцами. Пойманными считаются только совпавшие пары. За императорскую дается 12 баллов, за королевскую - 7, за принца и принцессу 4, за крестьян - 1 балл. Побеждает тот, кто наберет максимальное количество баллов за определенное количество бросков.

Игра «Больная кошка», Бразилия.

В данной игре могут принимать участие  от 5 человек. Из игроков выбирается один, который будет "здоровой кошкой" и задача  
которого - поймать и запятнать остальных участников. Запятнанные участники должны помогать "здоровой кошке" , держась одной рукой за то место, до которого она дотронулась. Пятнать оставшихся участников "больные кошки" могут только свободной рукой. Оставшийся незапятнанным участник становится «здоровой кошкой" в следующем туре игры.

 

 

 

 

Заключение 

Национальные традиции складывались с древних времен. Они совершенствовались по мере хозяйственной деятельности человека, по мере совершенствования  его разума.

Народные  игры вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений  об окружающем мире, совершенствованию  всех психических и физических процессов, стимулирует переход детского организма  к более высокой ступени развития. Игровая ситуация увлекает и воспитывает  ребенка. В народных  играх много  познавательного материала, содействующего расширению сенсорной сферы ребенка, развитию его мышления и самостоятельности  действий, а также в них много  юмора, шуток, соревновательного задора; движения точны и образны, часто  сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший, неоспоримый игровой фольклор.  

На  современном этапе народные  игры являются таким же важным и  сильным фактором воздействия на личность ребенка, как воспитание и  развитие детей в национальной традиционной культуре. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

    1. Батурин А.Г., Кузина Т.Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольников. М., 1995.
    2. Васильцова З.П. Мудрые заветы народной педагогики. М., 1983.
    3. Виноградов Г.С. Народная педагогика. Иркутск ,1926.
    4. Волков Г.Н. Педагогика жизни.- Чебоксары, 1989.
    5. Волков Г.Н. Этнопедагогика. М., 1999.
    6. Гершунский Б.С. Философия образования. М., 1998.
    7. Литвинова И.Н. Детские народные подвижные игры. М., 1995.
    8. http://lib.sportedu.ru
    9. http://www.inter-pedagogika.ru
    10. http://www.teremoc.ru/fiz/world/world_game.htm

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Народные игры