Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2014 в 21:30, курсовая работа
Цель работы: выявить эффективность использования народных праздников в патриотическом воспитании дошкольников.
Объект исследования: процесс патриотического воспитания детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: народные праздники как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Изучить основы патриотического воспитания детей дошкольного возраста.
2. Выявить уровень знаний детей дошкольного возраста о народных праздниках.
3. Разработать программу ознакомления старших дошкольников с белорусскими народными праздниками..
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3-5
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ……………………………………………………………….6-20
1.1 Патриотическое воспитание как актуальная проблема педагогической науки.6-13
1.2 Педагогический потенциал народных праздников в патриотическом воспитании……………………………………………………………………….14-20
ГЛАВА II ОРГАНИЗАЦИЯ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ………………………………………..20-
2.1Диагностика сформированности начал патриотизма у детей старшего дошкольного возраста
2.2 Педагогические условия использования народной праздничной культуры в патриотическом воспитании детей……………………………………………..20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
Курсовая работа
«НАРОДНЫЕ ПРАЗДНИКИ КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Содержание
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ………………………………………………
1.1 Патриотическое воспитание как актуальная проблема педагогической науки.6-13
1.2 Педагогический потенциал
народных праздников в
ГЛАВА II ОРГАНИЗАЦИЯ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ………………………………………..20-
2.1Диагностика
2.2 Педагогические условия использования народной праздничной культуры в патриотическом воспитании детей……………………………………………..20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Современный этап развития нашего общества характеризуется обострением экономических, социальных и политических проблем, изменением взглядов на морально-этические ценности. Успешное же развитие любого человеческого общества определяется наличием в нем как материальных, так и духовных ценностей, имеющих жизненно важное значение для людей. Важнейшим из них безусловно является патриотизм, уходящий корнями в историю, культуру, экономику и политику конкретного народа и государства.
Согласно Концепции воспитания детей и учащейся молодёжи в Республике Беларусь, «цель воспитания – формирование социально-духовной и морально зрелой творческой личности, субъекта своей жизнедеятельности» [13]. Содержание воспитания – освоение и присвоение общечеловеческих, личностных и гражданских ценностей – реализуется в процессе формирования базовых компонентов культуры, один из которых выступает культура.
Как известно, дошкольный возраст отличается повышенной восприимчивостью к социальным воздействиям. Ребенок, придя в этот мир, впитывает в себя все человеческое: способы общения, поведения, отношения, используя для этого собственные наблюдения, эмпирические выводы и умозаключения, подражание взрослым. Двигаясь путем проб и ошибок, он овладевает нормами жизни в человеческом обществе. Это делает дошкольный возраст наиболее благоприятным для патриотического воспитания. Вопросами патриотического воспитания дошкольников занимались такие ученые и педагоги, как Т. И. Пониманская, В. А. Сластенин, С. А. Козлова, В. И. Ядэшко, Л. Р. Болотина, И. А. Каирова.
Одним из воспитательных средств, которое позволяет сплотить национальные (государственные) интересы ребёнка, являются народные праздники и обряды. Вопросами воспитания детей дошкольного возраста на народных праздниках занимались и занимаются многие современные белорусские и российские ученые (Г. Н. Волков,). Как подчёркивают учёные, народные праздники и обряды имеют свои отличия: коллективизм, переживание людьми одинаковых эстетических чувств, выявление и показ способностей, яркая, игровая форма проведения, эстетическое оформление и другое [18]. Приобщение детей к участию в праздниках родного народа дает им возможность на практике познать его культурно-исторический опыт, получить разностороннее воспитание.
Цель работы: выявить эффективность использования народных праздников в патриотическом воспитании дошкольников.
Объект исследования: процесс патриотического воспитания детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: народные праздники как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Изучить основы патриотического воспитания детей дошкольного возраста.
2. Выявить уровень знаний детей дошкольного возраста о народных праздниках.
3. Разработать программу
ознакомления старших
Методы исследования: теоретический анализ научно-методических исследований по проблеме, наблюдение, беседа, педагогический эксперимент, изучение педагогической документации.
Основные теоретические понятия:
патриотизм (греч. patris – отечество) нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь и преданность Отечеству, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы Родины;
Патриотическое воспитание – это процесс освоения наследия традиционной отечественной культуры, формирование отношения к стране и государству, где живёт человек (Л.Е. Никонова ) [23];
Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста – это целенаправленный процесс педагогического воздействия на личность ребенка с целью обогащения его знаний о Родине, воспитание патриотических чувств, формирование умений и навыков нравственного поведения, развитие потребности в деятельности на общую пользу (Козлова С. А.) [15];
Народные праздники – это многогранное общественное явление, включающее в себя элементы социального и культурного наследия, передающегося из поколения в поколение, вызывающее в душе человека радости и веселье.
База исследования: ГУО «Ясли-сад №4 г. Мяделя»
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
1.1 Патриотическое
воспитание как актуальная
Патриотизм (греч. patris - отечество) – нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь и преданность Отечеству, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы Родины. Понимание патриотизма имеет глубокую теоретическую традицию, уходящую корнями вглубь веков.
Многие отечественные педагоги трактовали патриотизм как любовь к Отечеству. Н. А. Добролюбов показал динамику развития патриотизма детей с момента его зарождения до проявления в деятельности. В развитии патриотизма можно выделить этапы, которые следует учитывать при воспитании детей.
1-й этап. Инстинктивный патриотизм, выраженный в словах: «люблю я родину, за что не знаю сам». Инстинктивный характер патриотизма отражен в идее народности К. Д. Ушинского: «как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь даёт верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями», опора на инстинктивный характер патриотизма в воспитании детей очень важна, поскольку является базой для развития у детей патриотизма сознательного.
2-й этап. Потребность в любви к ближним. Данный этап можно характеризовать как привязанность к социальной среде – окружающим людям с их менталитетом, обычаями, взаимоотношениями, законами и т.д. Необходимо также отметить, что Родина – это не только страна с её языком, историей, обычаями, это ещё и люди, населяющие её. Поэтому отношение к родным и близким, всему народу в целом является важным компонентом содержания патриотизма, «особенно надо внушить детям родственную справедливости добродетель – готовность услужить другим и охоту к этому», - писал Я. А. Коменский [29, с.50].
3-й этап. Привязанность
к физической среде с её
реками, тёплым или холодным климатом,
проявляющаяся в пристрастии
к окружающей природе, играм с
первых лет жизни, вызывающем
приятные воспоминания о
4-й этап. Привязанность
к духовной среде: народному творчеству,
литературе, искусству, науке и т.
д. Важнейшей составляющей
5-й этап. Объективная оценка родного. Для данного этапа характерно воспитание гражданственности как высшего проявления патриотизма. Важна постановка вопроса о гармонизации прав детей и взрослых в семье. Равноправие членов семьи достигается в том случае, если они живут общей жизнью, знают и сообща делят радости и горести. Общие интересы будничной жизни обеспечивают нравственную связь членов семьи.
6-й этап. Изучение историко-культурного
развития других народов в
переход от идеи своего народа
к идее народа и государства
вообще. На данном этапе происходит
органическая взаимосвязь
7-й этап. Активный характер
патриотизма, проявляющийся в практической
деятельности на благо
В настоящее время понятие «патриотизм"» имеет множество определений и, соответственно, разное содержание. В совокупности существующие определения включают в структуру патриотизма личностные и деятельностные аспекты. Патриотизм рассматривается как ценностная установка (К. Биекенова, А. Садвокасова), сознание (Т. Калдыбаева, Ф. Ф. Лоюк), мировоззрение (И.Ф. Харламов), чувство (И. С. Кон, Т. Калдыбаева, Э. Столярова), мотив (Т. Калдыбаева), отношение (И. С. Кон, Т. Калдыбаева), качество личности (У. Альжанова, И. Ф. Харламов), принцип (норма) деятельности (И. С. Кон., Т. Калдыбаева, И. Ф. Харламов).
Патриотизм, применительно к старшему дошкольнику, определяется исследователями как потребность участвовать во всех делах на благо окружающих людей, живой природы, как наличие у детей таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства и осознания себя частью окружающего мира. Нравственно-патриотическое воспитание детей, в широком смысле, ставит своей целью различными педагогическими средствами пробудить у детей интерес к окружающему миру, любовь к Родине и ее героическому прошлому. Формирование основ патриотического воспитания является одной из важнейших задач нравственного воспитания.
Проблема патриотического воспитания одна из сложнейших в педагогике. Сложность ее связана, прежде всего, с самим понятием патриотического воспитания, с тем содержанием, которое вкладывается в определенный период времени и которое определяет методы, средства, формы работы с детьми. Стоит отметить, что патриотическое воспитание востребовано всегда.
Сложность решения данной задачи связана, прежде всего, с возрастом детей. Необходимо понимать, в дошкольном возрасте ни одно нравственное качество не может быть сформировано окончательно – всего лишь зарождается. Тем не менее, практически все нравственные качества берут свое начало в дошкольном возрасте. Глубокая и основательная работа по нравственному воспитанию дошкольников является базой для формирования любви к Родине.
В исследованиях, проведенных учеными В. Г. Нечаевой, Т. А. Марковой, А. А. Анциферовой, Н. Ф. Виноградовой, В. Г. Пушминой и др., воспитание патриотизма рассматривалось как одна из сторон нравственного воспитания в процессе формирования у детей общественных представлений. В их работах большое внимание уделялось формированию положительного отношения детей к различным явлениям нашей социальной действительности и отмечалось, что именно в этой области нравственного воспитания наиболее отчетливо выступает взаимосвязь нравственного и интеллектуального компонентов личности. Наиболее полно такое взаимодействие чувств и сознания было отражено в концепции патриотического воспитания С. А. Козловой. Она основывается на интегрированности патриотического чувства, объединяющего в единое целое все стороны развития личности: нравственную, трудовую, умственную, эстетическую и физическую. Это позволяет говорить о патриотизме как о сложном нравственном качестве, включающем в себя совокупность чувств и сознания во всех формах его проявления. С. А. Козлова показала, что в основе патриотического воспитания лежит механизм нравственного воспитания. Поэтому можно предположить, что формирование патриотизма возможно не только через знания, но и через эмоции, особенно на ранних этапах развития ребенка.
Нравственно-патриотическое воспитание можно считать одним из самых сложных направлений по ряду причин:
- особенности дошкольного возраста;
- многоаспектность понятия
«патриотизм» в современном
- отсутствие концепции, теоретических
и методических разработок (характерной
особенностью многих
В связи с этим в Концепции дошкольного образования подчеркивается необходимость организации в дошкольном учреждении специальной работы по патриотическому воспитанию детей с учетом их возрастных особенностей, национальной культуры и традиций народа.
Базовым этапом формирования у детей патриотизма следует считать накопление ребенком социального опыта жизни в своем Отечестве и усвоение принятых в нем норм поведения и взаимоотношений.
Ознакомление с явлениями общественной жизни выступает в качестве одного из важнейших условий воспитания патриотизма уже на этапе дошкольного детства. Но таковым оно становится при целенаправленной педагогической работе, которая предполагает вовлечение детей в разнообразную деятельность и использование специальных методов и приёмов воздействия на эмоциональную сферу ребёнка. Эмоциональный компонент является ведущим в дошкольном возрасте [24, с.67].