Народные праздники как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2014 в 21:30, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: выявить эффективность использования народных праздников в патриотическом воспитании дошкольников.
Объект исследования: процесс патриотического воспитания детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: народные праздники как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Изучить основы патриотического воспитания детей дошкольного возраста.
2. Выявить уровень знаний детей дошкольного возраста о народных праздниках.
3. Разработать программу ознакомления старших дошкольников с белорусскими народными праздниками..

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3-5
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ……………………………………………………………….6-20
1.1 Патриотическое воспитание как актуальная проблема педагогической науки.6-13
1.2 Педагогический потенциал народных праздников в патриотическом воспитании……………………………………………………………………….14-20
ГЛАВА II ОРГАНИЗАЦИЯ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ………………………………………..20-
2.1Диагностика сформированности начал патриотизма у детей старшего дошкольного возраста
2.2 Педагогические условия использования народной праздничной культуры в патриотическом воспитании детей……………………………………………..20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

Курсовая работ1.docx

— 34.48 Кб (Скачать файл)

Патриотизм является одним из нравственных качеств личности, которое формируется уже в дошкольном возрасте, и, как любое нравственное качество, оно включает:

- содержательный компонент - овладение детьми доступным их возрасту объёмом представлений и понятий об окружающем мире: социальном устройстве общества, жизни народа, истории страны, культуре, традициях народа, природе родного края, выработку правильных взглядов на факты общественной жизни страны;

- эмоционально-побудительный - переживание личностью положительного эмоционального отношения к усваиваемым знаниям, окружающему миру, любви к родному городу (селу), краю, стране, гордости за трудовые и боевые успехи народа, уважения к историческому прошлому родной страны, восхищения народным творчеством, любви к родному языку, природе родного края, проявление интереса к этим сведениям, потребности расширить свой кругозор, стремления участвовать в общественно полезном труде;

- деятельный компонент  – реализация эмоционально прочувствованных и осознанных знаний в деятельности (оказание помощи взрослым, проявление заботы о них, готовность выполнить задание взрослого, бережное отношение к природе, вещам, общественному имуществу, умение отразить полученные знания в творческой деятельности), наличие комплекса нравственно-волевых качеств, развитие которых обеспечивает действенное отношение к окружающему.

Правильная организация работы по патриотическому воспитанию старших дошкольников основана, прежде всего, на знании возрастных возможностей и психологических особенностей детей этого возраста.

В старшем дошкольном возрасте, как отмечают психологи, появляются новообразования, свидетельствующие о возможности и необходимости осуществления специальной работы по патриотическому воспитанию детей.

К ним относится, прежде всего, формирование у дошкольников нравственных чувств на основе обогащения содержания, роста осознанности, глубины и устойчивости эмоциональных переживаний.

Ребёнок дошкольного возраста отличается большой эмоциональностью. Чувства господствуют над всеми сторонами его жизни, определяют поступки, выступают в качестве мотивов поведения, выражают отношение ребёнка к окружающему.

Отличительной особенностью чувств детей старшего дошкольного возраста является расширение области явлений, которые вызывают эти чувства. Глубокое знакомство детей этого возраста с явлениями общественной жизни способствует росту социального начала в чувствах, формированию правильного отношения к фактам окружающей жизни.

Большое значение в процессе формирования у дошкольников любви к Родине имеет тот факт, что эмоциональные переживания детей старшего дошкольного возраста приобретают более глубокий и устойчивый характер. Ребята этого возраста способны проявить заботу о близких людях и сверстниках.

Одной из основных задач учреждения дошкольного образования является патриотическое воспитание. Это сложный педагогический процесс, в основе которого лежит развитие нравственных чувств. Решая задачи патриотического воспитания, каждый педагог должен строить свою работу в соответствии с местными условиями и особенностями детей, учитывая следующие принципы:

- «позитивный центризм» (отбор знаний, наиболее актуальных для ребёнка данного возраста);

- непрерывность и преемственность педагогического процесса;

- дифференцированный подход к каждому ребёнку, максимальный учёт его психологических особенностей, возможностей и интересов;

- рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;

- деятельностный подход;

- развивающий характер обучения, основанный на детской активности [6, c.73-80].

В настоящее время актуальна и особенно трудна работа с родителями, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение.

В семье ребенок усваивает основные социальные знания, приобретает нравственные умения и навыки, воспринимает определенные ценности и идеалы, необходимые ему для жизни в данном обществе.

Большая часть родителей озабочена обеспечением базовых потребностей семьи (питание, здоровье детей, жилье), на втором месте - ценности социализационного процесса. Все это обусловило снижение воспитательного потенциала семьи. Тем не менее, она призвана выполнять следующие функции:

а) привитие любви к родному краю;

б) формирование знаний о своих генетических корнях;

в) обеспечение здорового образа жизни;

г) привитие чувства гордости за героев своего Отечества;

д)формирование трудолюбия;

е) воспитание чувства интернационализма.

Сотрудничество с родителями – одно из важнейших направлений в работе. Все субъекты воспитания: семья, педагоги, коллектив, этнические сообщества, общественные организации, СМИ – в процессе взаимодействия становятся целостной, единой системой, оказывающей влияние на личность. Однако роль семьи как изначального Отечества переоценить невозможно.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Ад каляд да пакроваў. / Пад рэд. Л. І. Жук. – Мн.: Выд. ТАА “Красіна-Прынт”, 2000. – 224 с.
  2. Адраджэнне нацыянальных традыцый у дзіцячым садзе (з вопыту работы): Распрац. В. П. Дуброва, А. П. Мілашэвіч, Л.Ф. Саўчанка. – Віцебск, 1994. – 81 с.
  3. Арлова Г. П. Беларуская педагогіка / Г. П. Арлова. Мн., 1993.
  4. Барташэвіч Г. А. Ходзіць жораў па таку. Мн., 1993
  5. Буткевич, В.В. Гражданское воспитание детей и учащейся молодёжи: учебное пособие для педагогов/ В.В. Буткевич. - Минск: НИО,2007. - 280 с.
  6. Варюхина, С.И. Истоки доброты: пособие для педагогов /С. И. Варюхина. - Минск: Полымя,1987. - 128 с.
  7. Веснавыя святы: Дапам. для настаўнікаў і выхавальнікаў / Аўт.-уклад. А. М. Аляхновіч, А. Ю. Лозка; Маст. У. І. Сытчанка. Мн.: Беларусь, 2000. – 158 с.
  8. Выхоўваем грамадзяніна: дашкольнікам аб гісторыка-этнаграфічнай спадчыне : дапам. для педагогаў устаноў, якія забяспечваюць атрыманне дашк. адукацыі / Л. М. Варанецкая, К. М. Бельская, І. Л. Ждан. – Мінск : Зорны верасень, 2008. – 132 с.
  9. Далучэнее дзяцей да беларускай нацыянальнай культуры. – Мазыр: Белы вецер, 2003.
  10. Дубовская, Л.С. Спадчына /Л.С. Дубовская // Пралеска. - 2007. - № 1. - с. 21-28.
  11. Запорожец, А.В. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста / А.В. Запорожец, Я.З. Неверович. - М.: Просвещение, 1986. - 176 с.
  12. Календарные обрядовые праздники для детей дошкольного возраста. Учебное пособие / Н. В. Пугачёва, Н А. Есаулова, Н. Н. потапова. – М.: Педагогическое общество России, 2005.
  13. Канцэпцыя выхавання  дзяцей і навучэнскай моладзі ў РБ. Мн., 2000.
  14. Козакова, И.C. Особенности патриотического воспитания дошкольников / И.С. Козакова // Обруч. – 2003.  – №6. – С.8-12.
  15. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика : учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 3-е изд., исправ. и доп./ С.А. Куликова, Т.А. Куликова. - М.: Издательский центр Академия, 2001. - 416 с.
  16. Крук І. І. Следам за сонцам: беларускі народны каляндар: дапаможнік для педагогаў дашкольных устаноў. Мн., 1998.
  17. Культура Беларусі ў казках і паданнях : Этнакультурная адукацыя дашкольнікаў : дапам. для педагогаў устаноў, якія забяспачваюць атрыманне дашк. адукацыі / Дз.М. Дубініна, Дз.У. Дубінін. – Мінск : Зорны верасень, 2008. – 120 с.
  18. Купалінка: народныя святы і абрады : дапам. для педагогаў устаноў, якія забяспечваюць атрыманне дашкольнай адукацыі / А. А. Цыральчук. – Мазыр : ТАА ВД “Белы Вецер”, 2005. – 62 с.
  19. Маленькие граждане большой страны : программа патриотического воспитания для детей дошкольного возраста «Спадчына» / авт.-сост. Л. В. Дубовская ; под ред. В. М. Теленченко. --  Мозырь : Содействие, 2007. – 220 с.
  20. Мая родная старонка : Дапам. для педагогаў дашк. устаноў. – Мн.: Полымя, 2000. 120 с.
  21. Мой край завецца Беларуссю: Дапаможнiк для педагогаў устаноў, якiя забяспечваюць атрыманне дашкольнай адукацыi / аут.-уклад. А. I. Красiла. - Мазыр: ТАА ВД "Белы Вецер",2004.-160с.
  22. Мой родны кут.: зб. метадычных матэрыялаў па патрыятычным выхаваннi дзяцей дашк. узросту: у 2 ч. /исклад. В. В.Мiнiна. - Мазыр: ТАА ВД "Белы Вецер",2007.
  23. Никонова, Л.Е. Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста: пособие для педагогов / Л.Е. Никонова. - Минск: Народная асвета, 1991. - 112 с.
  24. Романцева Л. Фольклор в нравственно-эстетическом воспитании //Дошкольное воспитание. – 1981. – №9. – С.84-88.
  25. О патриотическом воспитании детей дошкольного возраста / О.С. Колпачук, И.Г. Добрицкая // Гармонизация психофизического и социального развития детей. - Минск: БГПУ, 2006. - С.66-68.
  26. Приобщение детей старшего дошкольного возраста к белорусской национальной культуре: Сборник методических материалов / сост. Василенко Т. А., -- Гомель: УО «ГОИРО», 2010.
  27. Сахаров И.П. Сказания русского народа. Народный дневник. Праздники и обычаи. – СПб.,1885. – 340 с.
  28. Фарміраванне нацыянальнай самасвядомасці ў дзяцей дашкольнага ўзросту сродкамі вуснай народнай творчасці : дапаможнік для педагогаў устаноў, якіралыгіна. – Мазыр : Белы Вецер, 2010. 147 с.
  29. Филатова Л. В. Педагогические условия воспитания патриотизма ребёнка в дошкольном образовательном учреждении: Автореферат диссертации кандидата педагогических наук / Л. В. Филатова.  – Самара, 2007. – 23 с.
  30. Чеушева, А. В. Сущность и содержательная специфика патриотизма / А. В. Чеушева // Адукацыя i выхаванне. - 2004. - №1 - С.47-51.
  31. Ясева, Н.Ю. Воспитание основ патриотических чувств дошкольников: учебн. пособие для студентов и педагогов / Н. Ю. Ясева. – Могилёв. Издательство МГУ, 2000.  – 59 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Народные праздники как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста