Нарушение голоса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2015 в 22:21, реферат

Описание работы

С развитием общественных и экономических форм отношений, образования, культуры и искусства возросла роль речи и голоса в жизни людей. Особо важное значение приобретает становление и развитие голоса детей.
Любое нарушение голоса может снизить работоспособность практически здорового человека или даже привести к профессиональной непригодности у представителей голосовых профессий. Только правильно поставленная логопедическая работа может восстановить голос, и тем самым вернуть человека к активной жизни.

Содержание работы

Функциональные нарушения голоса у детей
Функциональные нарушения
Органические нарушения голоса у детей
Органические нарушения голоса
Парезы и параличи гортани.
Хронические ларингиты.
Ринофония
Методика восстановления и развития голоса у детей
Формирование профессиональных качеств голоса
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

нарушение голоса.doc

— 94.50 Кб (Скачать файл)

При декомпенсированном хроническом ларингите голосовые складки резко гиперемированы, серо-красного цвета, как бы «лакированные». Свободный край их утолщен, неровный. Во время фонации при изменении амплитуды колебания и снижения длительности фонации остается овальная щель. Нарушение голоса выражено значительно. Голос сиплый или резко охриплый, лишен силы, звучности, модуляции. После голосовой нагрузки жалобы на большую утомляемость, желание откашляться, ощущение першения, царапания, боль, чаще к вечеру. Нарушение голоса приобретает стойкий характер. Для лиц голосовых профессий встает прямая угроза профессиональной непригодности. Глоттографическое исследование выявляет неоднородность колебаний голосовых складок с дополнительными зубцами в фазах, а фазы контакта значительно меньше фаз максимального раскрытия голосовых складок.

 

Ринофония

Ринофония – избыточный носовой оттенок голоса – возникает при недостаточности разграничения ротовой и носовой полостей во время фонации и произношения ротовых фонем. Носовая полость становится парной с ротовой полостью резонатором, поэтому тембр голоса приобретает открытый носовой оттенок. Изменение тембра голоса является основным симптомом расстройства, по которому оно и получило свое название.

Причины ринофонии разные. Наиболее распространена ринофония, вызванная врожденным незаращением неба или его укорочением. Кроме того, она может возникнуть у детей и взрослых при травмах и после резекций верхней челюсти по поводу новообразований, сопровождающихся перфорацией неба или укорочениемнебной занавески.

Ринофония наблюдается и при ограничении подвижности небной занавески при параличах ее или парезов как центрального так и периферического характера.

В практике иногда встречается ринофония без патологии неба и глотки. Эти случаи функциональной ринофонии очень редки.

функциональная ринофония обычно бывает следствием перенесенного в возрасте от 1 года до 3 лет заболевания, сопровождающимся отеком глотки или парезом небной занавески (например, скарлатина, корь, ангина, грипп) или следствием хронического тонзиллита со значительной гипертрофии небных миндалин, своим размером ограничивающих объем движений небной занавески.

 

 

Методика восстановления и развития голоса у детей

Курс логопедических занятий по восстановлению голоса состоит из двух этапов – подготовительного и восстановительного – и включает психотерапию, артикуляционную, дыхательную гимнастику и дыхательные упражнения.

  1. подготовительный этап логопедической работы

Перед началом занятий с детьми по восстановлению голоса необходимо получить анамнестические сведения о ребенке и систематизировать и обобщить данные клинического, психолого-педагогического и логопедического обследования.

Начальным звеном восстановительной работы является психотерапия.

Психотерапия – сознательное, активное, волевое включение ребенка в процесс восстановления голоса. Она предполагает индивидуальный подход к больному ребенку с учетом его возраста, течения заболевания, особенностей личности, характера нарушения речи и голоса. Психотерапия проводится в форме беседы, в ходе которой выявляются жалобы ребенка, составляется интерес о круге его интересов, привязанностях, наклонностях, отношении к дефекту; устанавливается личный и рабочий контакт.

Одновременно с психотерапией проводится артикуляционная гимнастика. Артикуляции придается важное значение во время фонации. Именно здесь оформляется тембр голоса, формируются гласные и согласные звуки. Кроме того, чем лучше и ясней артикуляция, тем целесообразнее и точнее функция голосовых складок.

Цель артикуляционной гимнастики – выработать четкость, ловкость, правильность движений всех частей артикуляционного аппарата и координированную его работу с органами дыхания и голосообразования. Необходимо, с одной стороны, освободить артикуляционные мышцы от напряженности, скованности или, наоборот, от вялости, слабости и паретичности.

Для снятия напряжения артикуляционного аппарата и повышения его тонуса применяется гигиенический массаж.

Вибрационный массаж заключается в поколачивании крыльев носа с одновременным произнесением звука м.

Массаж активизирует движения лицевой мускулатуры, улучшает мимику лица. Вслед за массажем ребенок учится самостоятельно морщить нос, лоб, хмуриться, сдвигать брови, надувать щеки, улыбаться. Все эти упражнения улучшают окраску голоса, его силу и тембр, так как по данным физиологии, работа мимических мышц, раздражения кожи лица повышают тонус голосовых мышц.

Одновременно с массажем проводиться артикуляционная гимнастика, дифференцированная для различных частей голосового аппарата. Каждое артикуляционное движение проводиться четко и неторопливо перед зеркалом, с соблюдением определенного ритма (под счет).

  1. восстановительный (основной) этап логопедической работы

Восстановление голоса при органических поражениях гортани существенно отличаются от работы при функциональных нарушениях голоса. Поэтому весь процесс восстановления голоса можно представить в виде трех постепенно усложняющихся разделов работы:

  1. вызывание звука голоса.
  2. закрепление полученного голоса.
  3. автоматизация процесса голосообразования.

 

  1. вызывание звука голоса.

Упражнения начинаются с произнесения звука м. Как только обучающийся без затруднений начинает выполнять это упражнение, осуществляется переход к произнесению открытых слогов. После  длительного м слитно с нм произносится кратко звук а при резком опускании нижней челюсти: ма, затем проводятся упражнения со всеми гласными звуками: ма, мо, му, мэ, мы.

Постепенно длительность звучания гласных звуков увеличивается, становиться полноценной: ма, мо, му, мэ, мы. Далее проводятся упражнения со всеми звонкими согласными звуками.

Следующим моментом в ходе фонопедических занятий является произнесение пар слогов: ма-ма, ма-мо, ма-му, ма-мэ, ма-мы, на-на, на-но, …, ла-лу, …, ва-вэ, …, ба-ба, …, да-ды, … , за-зо, … , жа-же, … .

Произносятся слоги с ударением на втором слоге при плавности и слитности произнесения, затем 2 и 3 слога при перемещении ударения.

При успешном прохождении этого этапа переходят к упражнениям со звуком j. А далее к сочетаниям по 2, 3, 4 и 5 гласных.

 

  1. закрепление полученного голоса.

Полученный навык голоса закрепляется в словах. Слова должны начинаться с прямых ударных слогов.

Далее можно приступать к фразовой речи. Первоначально вопросно-ответная речь. Далее идет чтение хорошо знакомых стихотворений.

 

  1. автоматизация процесса голосообразования.

Она начинается с работы над малоизвестными произведениями. Работа над ними обычно не занимает больше 10 – 14 дней.

В заключении восстановительной работы применяют вокальные занятия. Они помогают расширить диапазон голоса, увеличить звучность и автоматизировать голосовую функцию в более короткие сроки. Диапазон  вокальных упражнений – одна, полторы октавы, малой или первой, - в зависимости от голоса больного. Наиболее легко детские голоса до периода мутации звучат в следующих диапазонах:

Первая октава:

3 – 4 лет – ми – соль;

5 – 6 лет – ми – си.

Вторая октава: 

7 – 10 лет – ре – ре;

10 – 14 лет – ми – ре и  ми.

 

Восстановленным считается громкий звучный голос при правильном речевом дыхании и отсутствии жалоб на различные неприятные ощущения в горле.

 

 

Формирование профессиональных качеств голоса

Устная речь является сложным процессом взаимодействия между ЦНС, голосовым, дыхательным и артикуляционным аппаратом.

Изучение практики показывает, что, во-первых, звучание речевого голоса не может рассматриваться вне связи с общим поведением человека, во-вторых, развитие речевого голоса неотделимо от индивидуальности личности, в-третьих, воспитание речевого голоса нельзя рассматривать только как работу над голосовым аппаратом и, в-четвертых, голосовой аппарат необходимо тренировать не только специальными упражнениями, но и в обыденной речи.

Не всегда возможно резко разграничить упражнения на тренировку отдельных элементов голосового аппарата, так как во всех упражнениях, в большей или меньшей степени, существует связь ряда элементов голосообразования: дыхания со звуком, звука с произношением, произношения с дыханием и т.д.

Без поставленного речевого дыхания не бывает хорошего голоса. Примеры упражнений позволяющих добиться увеличения силы голоса без перенапряжения голосовых связок.

Упражнение 1.

Подъем по ступенькам: одна ступенька – вдох, две ступеньки – выдох, приставить ногу – пауза. Проходить таким образом 1 – 2 марша лестницы.

Упражнение 2.

Выполняется лежа. Положить руку на живот. На вдох надуть живот, на выдох плавно втянуть. Сделать паузу, расслабиться. Повторить 4 раза в день по 1 минуте.

Упражнение 3.

Имитируя жевательные движения, произносить слоги:

ХММА – ХННА, ХММО – ХННО, ХММУ – ХННУ, ХММЭ – ХННЭ, ХММИ – ХННИ.

Следующие упражнения добавляют к дыхательным через 7 – 10 дней. Они активизируют мускулатуру шеи, гортани, языка, губ, нижней челюсти и подготавливают голосовой аппарат к фонации. Их нужно выполнять сидя, 6 раз в день по 4 поворота.

Упражнение 1.

Руки сложить в замок на затылке. Отклонять голову назад с легким соприкосновением рук.

Упражнение 2.

Ладонями прикрыть уши. Наклонять голову в стороны к плечам с сопротивлением рук.

Упражнение 3.

Круговые плавные вращения нижней челюсти.

Упражнение 4.

Вытягивание сомкнутых губ вперед «трубочкой» и ее повороты: вправо-влево, вверх-вниз, по кругу.

Упражнение 5.

Язык движется вправо-влево с закрытым ртом, попеременно растягивая щеки.

Следующий этап занятий – упражнения для постановки голоса. Они вводятся постепенно, последовательно, после хорошего усвоения каждого предыдущего.

Упражнение 1.

Произносить звук М кратко, при спокойном положении гортани, направляя звук так, чтобы он как бы «ударился в твердое небо и вызвал большую резонацию вышележащих полостей.

Постепенно увеличивать длительность звучания.

Упражнение 2.

Произносить пары слогов с ударением на втором слоге:

ма – МА    на – НА   ла – ЛА

ма – МО   на – НО   ла – ЛО

ма – МУ   на – НУ   ла – ЛУ

Упражнение 3.

Произносить слоги со звуком Й, где гласный звучит коротко, а Й – долго:

аЙ  яЙ  оЙ  ёЙ  уЙ  юЙ  эЙ  еЙ.

И упражнения для развития голосовых регистров:

Упражнение 1.

Широкий язык лежит на нижней губе, небная занавеска поднята. Произносить гортанно звукокомплексы:

АААА    АННА   АЛЛА   АРРА

Упражнение 2.

Пропевать трезвучия вверх и вниз:

- на звуке М;

- на слогах ОН, ОМ;

- на этих же слогах, трижды останавливаясь на каждой  ступеньке, отделяя каждый слог;

- так же, но сливая  слоги.

И напоследок хочется сказать, что поставленный голос нуждается в постоянной тренировке.

 

 

Заключение

С развитием общественных и экономических форм отношений, образования, культуры и искусства возросла роль речи и голоса в жизни людей. Особо важное значение приобретает становление и развитие голоса детей.

Любое нарушение голоса может снизить работоспособность практически здорового человека или даже привести к профессиональной непригодности у представителей голосовых профессий. Только правильно поставленная логопедическая работа может восстановить голос, и тем самым вернуть человека к активной жизни.

 

 

Список использованной литературы

  1. «Хрестоматия по логопедии (извлечения и тксты)»: учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений: в 2 тт. Т.1/ под ред. Волковой и Селиверстова. – М.: ВЛАДОС, 1997. – 560 с.
  2. Таптапова  С.Л. «коррекционно-логопедическая работа при нарушении голоса» – М.: просвещение, 1984. – 112 с.
  3. Расстройства речи у детей и подростков. Под редакцией С.С. Ляпидевского. М. 1969.

 

 

 


 



Информация о работе Нарушение голоса