Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2015 в 19:52, курсовая работа
Целью нашей курсовой работы является: охарактеризовать нарушения звукопроизношения у детей дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами.
Гипотеза исследования: нарушения звукопроизношения при минимальных дизартрических расстройствах имеют различную степень выраженности.
Введение
Глава 1. Общая характеристика звукопроизносительной стороны речи у дошкольников с минимальными дизартрическими расстройствами
1.1.Закономерности усвоения звукопроизношения в онтогенезе.
1.2.Понятие «минимальное дизартрическое расстройство»
1.3. Особенности звукопроизношения у дошкольников с минимальными дизартрическими расстройствами
Глава 2. Исследование состояния звукопроизношения у дошкольников с минимальными дизартрическими расстройствами
2.1. Задачи и содержание обследования
2.2. Анализ результатов обследования звукопроизношения
Заключение
Список литературы
-заболевания, перенесенные во время беременности (особенно в первой ее половине);
-стремительные или сухие затяжные роды;
-явления асфиксии
-резус- конфликтная ситуация;
-слабость родовой
-наличие различных, нередко
тяжелых заболеваний (особенно на
первом году жизни): вирусный грипп,
пневмония, тяжелые формы желудочно-
1.3. Особенности звукопроизношения у дошкольников с минимальными дизартрическими расстройствами.
Нарушения звукопроизношения при минимальных дизартрических расстройствах имеют свой специфический механизм. Выраженные нарушения звукопроизношения при минимальных дизартрических расстройствах с трудом поддаются коррекции и отрицательно влияют на формирование фонематической и лексико-грамматической сторон речи, затрудняют процесс школьного обучения детей. В то же время своевременная коррекция нарушений речевого развития является необходимым условием психологической готовности детей к обучению в школе, создает предпосылки для наиболее ранней социальной адаптации дошкольников с нарушениями речи.
В специальной литературе отмечается, что в практике логопедической работы часто встречаются нарушения звукопроизношения, которые по своим внешним проявлениям напоминают дислалию, но характеризуются особой трудностью преодоления в процессе коррекционного воздействия. При выборе адекватной методики коррекции и для достижения максимального результата логопедической работы по преодолению нарушений звукопроизношения актуальными являются вопросы дифференциальной диагностики внешне сходных по проявлениям артикуляторных расстройств.
Описывая классификацию нарушений звукопроизносительной стороны речи, основанную на патогенетическом принципе, Р. А. Белова-Давид наряду с нарушением деятельности речеслухового анализатора выделяет нарушения деятельности речедвигательного анализатора, характеризующиеся недостаточностью эфферентных и афферентных систем. Клинически это проявляется в наличии негрубых парезов артикуляторной мускулатуры, в нарушениях апраксического ряда. Систематизируя многообразные формы нарушений звукопроизношения, Р. А. Белова-Давид выделила две основные группы: дислалии, имеющие функциональный характер, и дизартрии, в основе которых лежат органические нарушения. Исходя из этого, автор выделила в качестве основного критерия дифференциации нарушений звукопроизношения наличие или отсутствие симптомов органического ряда. При этом отмечается, что органическая симптоматика часто может быть выражена в микропроявлениях, выявляемых только специальными приемами неврологического обследования.
При помощи такого специального, углубленного обследования выявляются негрубые парезы лицевой мускулатуры, препятствующие нормальному формированию артикуляций. Таким образом, все случаи нарушений звукопроизношения такого патогенеза следует рассматривать как расстройства дизартрического ряда.[ 5]
В исследованиях, посвященных состоянию речи при минимальных дизартрических расстройствах, отмечаются нечеткое звукопроизношение, смазанность речи, в ряде случаев сопровождающаяся назализацией, различные фонационные и просодические расстройства ( О.А. Токарева, Р.И. Мартынова, Г.В. Гуровец, С.И. Маевская и др.). Наличие мышечной и иннервационной недостаточности в органах артикуляции, комбинационность нарушений со стороны черепно- мозговых нервов препятствуют развитию правильного звукообразования, определяют разнообразие и особенности фонетических нарушений у детей с минимальными дизартрическими расстройствами, которые находятся в тесной зависимости от состояния нервно- мышечного аппарата органов артикуляции.
По мнению многих авторов ( О.А. Токарева, Е.Ф. Соботович, А.Ф Чернопольская, Г.В. Гуровец, С.И. Маевская и др. ), нарушения звукопроизносительной стороны речи у детей с минимальными дизартрическими расстройствами выражаются в искажениях, в смешениях, в заменах и в пропусках звуков. При этом характерным является упрощение артикуляции, когда сложные звуки заменяются более простыми по своим артикуляторно- акустическим признакам: щелевые- взрывными, звонкие- глухими, шипящие- свистящими, твердые- мягкими, аффрикаты расщепляются на составляющие их звуковые элементы. Наиболее распространенными являются нарушения произношения свистящих звуков. На втором месте по распространенности- нарушения произношения шипящих звуков, далее следуют нарушения произношения звуков л, р и переднеязычных т, д, н.
Это свидетельствует о том, что распространенность нарушений звукопроизношения отдельных групп звуков у детей с минимальными дизартрическими расстройствами определяется не только артикуляторной сложностью звуков, но и их акустической близостью. В связи с этим акустически близкие свистящие звуки нарушаются чаще, чем артикуляторно более сложные, но акустически противопоставленные соноры р и р’. Наиболее характерными для детей с минимальными дизартрическими расстройствами являются нарушения произношения, проявляющиеся одновременно в искажении и отсутствии различных групп звуков. На втором месте по распространенности стоят звукопроизносительные нарушения, характеризующиеся различным видом искажений нескольких групп звуков. Далее следуют нарушения произношения, характеризующиеся различным видом искажений нескольких групп звуков. Менее распространенными оказываются звукопроизносительные расстройства, проявляющиеся в одновременных искажениях и заменах звуков.
Выводы:
1. Минимальное дизартрическое расстройство — сложное речевое расстройство, характеризующееся вариативностью нарушений компонентов речевой деятельности: артикуляции, дикции, голоса, дыхания, мимики, мелодико-интонационной стороны речи.
2. Для минимальных дизартрических расстройств характерно наличие симптомов микроорганического поражения центральной нервной системы: недостаточная иннервация органов речи — головного, артикуляционного и дыхательного отделов; нарушение мышечного тонуса артикуляционной и мимической мускулатуры.
3. При минимальных дизартрических расстройствах, как правило, отмечаются разнообразные стойкие нарушения фонетической и просодической сторон речи, являющиеся ведущими в структуре речевого дефекта, и специфические отклонения в развитии лексико- грамматического строя речи.
Глава 2. Исследование состояния звукопроизношения у дошкольников с минимальными дизартрическими расстройствами.
2.1. Задачи и содержание обследования.
Целью нашего исследования является изучение состояния звукопроизношения у дошкольников с минимальными дизартрическими расстройствами.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
1.Исследование состояния
звукопроизношения у
2. Количественный и качественный
анализ полученных данных
Исследование проводилось в дошкольном учреждении СКОУ V вида № 262. В экспериментальную группу вошли дети в возрасте 5-6 лет.
Психолого- педагогическая характеристика детей экспериментальной группы:
1) Ева Г.,5 лет
Заключение МППК: Общее Недоразвитие Речи III уровня у ребенка с дизартрическим компонентом.
Данные о физическом развитии: 2 роды, вес 3690 гр., рост 54 см.;
ПЭП, синдром гипервозбудимости.
Перенесенные заболевания: конъюнктивит, желтуха, атопический дерматит, ОРВИ, двухсторонний пиелонефрит.
Заключение невропатолога: Резидуально Органическое Поражение Центральной Нервной Системы, астеногипердинамический синдром, дислалия.
Интеллект: сохранен.
Ребенок со сниженной работоспособностью, неустойчивым вниманием, адекватным поведением, хорошо идет на контакт.
2) Лера П., 6 лет
Заключение МППК: Общее Недоразвитие Речи III уровня у ребенка с дизартрическим компонентом.
Данные о физическом развитии: 3 роды, вес 2020 гр., рост 44 см.;
ПЭП ЦНС, церебрастенический синдром, синдром гипервозбудимости.
стоит: с 7 мес., ходит: с 1г и 2 мес.
слова: после года, фразы: после 3-х лет.
Перенесенные заболевания: острый бронхит, ОРВИ.
Заключение невропатолога: Резидуально Органическое Поражение Центральной Нервной Системы, дизартрия.
Интеллект: сохранен.
Ребенок со сниженной работоспособностью, двигательно расторможен, с неустойчивым вниманием (быстро отвлекается), с адекватным поведением, хорошо идет на контакт.
3) Андрей С., 6 лет
Заключение МППК: Общее Недоразвитие Речи II- III уровня у ребенка с дизартрическим компонентом.
Данные о физическом развитии: 2 роды, вес 3907 гр., рост 56 см.; ПЭП.
слова: после года, фразы: после 3-х лет.
Перенесенные заболевания: отит, острый ринит.
Заключение невропатолога: Резидуально Органическое Поражение Центральной Нервной Системы, дизартрия.
Интеллект: сохранен.
Ребенок со сниженной работоспособностью, неустойчивым вниманием, адекватным поведением, хорошо идет на контакт.
4) Илья П., 6 лет
Заключение МППК: Общее Недоразвитие Речи III уровня у ребенка с дизартрическим компонентом.
Данные о физическом развитии: 3 роды, вес 1970 гр., рост 42 см.;
ПЭП ЦНС, церебрастенический синдром, синдром гипервозбудимости.
сидит: с 7 мес., стоит: с 9 мес., ходит: с 1 г. 2 мес.
Перенесенные заболевания: ветряная оспа, ОРВИ.
Заключение невропатолога: Резидуально Органическое Поражение Центральной Нервной Системы, дизартрия, синдром гипервозбудимости.
Интеллект: сохранен.
Ребенок со сниженной работоспособностью, неустойчивым вниманием, неадекватным поведением, хорошо идет на контакт.
5) Слава П., 5 лет
Заключение МППК: Общее Недоразвитие Речи III уровня у ребенка с дизартрическим компонентом.
Данные о физическом развитии: 2 роды, вес 3745 гр., рост 54 см.
сидит: с 6 мес., стоит: с 8 мес., ходит: с 11 мес.
Перенесенные заболевания: анемия, острая пневмония, стоматит, острый бронхит.
Заключение невропатолога: Резидуально Органическое Поражение Центральной Нервной Системы, дизартрия.
Интеллект: сохранен.
Ребенок со сниженной работоспособностью, неустойчивым вниманием, адекватным поведением, хорошо идет на контакт.
Методика исследования.
При проведении эксперимента мы опирались на методику Лопатиной Л.В.
Сначала поверяли звукопроизношение при изолированно произнесенном звуке. А затем обследовали состояние звукопроизношения в словах:
1) Гласные звуки:
А абрикос, рак, машина
О очки, рот, окно
У ухо, рука, кенгуру
Ы сыр, мыло, фрукты
И иголка, лиса, пироги;
2) Свистящие звуки:
С свинья, носорог, троллейбус
СЬ синица, велосипед, лось
З заяц, грузовик, арбуз
ЗЬ земляника, газета, грязь
Ц цветы, овца, палец;
3) Шипящие звуки:
Ш шуба, шишка, карандаш
Ж жук, ножницы, нож
Ч чайник, ручка, мяч
Щ щетка, овощи, плащ;
4) Сонорные звуки:
Р ракетки, дракон, тигр
РЬ репа, шарик, дверь
Л лапа, точилка, пенал
ЛЬ линейка, телефон, щель;
5) Йотированные звуки:
Й йод, ручей, попугай
Е ежик, самолет, ружье
Я ягода, лямка, змея;
При данном исследовании оценивался характер нарушения звукопроизношения , умения воспроизводить слова с заданным звуком.
Оценка результатов:
3 б – все звуки в норме;
2 б – в произношении нарушен один звук или одна группа звуков;
1 б – в произношении нарушены более двух групп звуков ( дефект оглушения, озвончения, смягчения);
0 б – тотальное нарушение звукопроизношения.
2.2. Анализ результатов
обследования
Сначала мы обследовали состояние звукопроизношения при изолированно произнесенном звуке.
Результаты обследования представлены в таблице № 1.
Результаты состояния звукопроизношения при изолированно произнесенном звуке
Таблица 1
а о у ы и с сь з зь ц ш ж ч
Ева а о у ы и с сь з зь ц с з
Лера а о у ы и с сь ж ж ч ш ж
Андрей а о у ы и с сь з зь ч
Илья а о у ы и с сь з зь ц с
Слава а о у ы и с сь з зь ч
рь л ль н г к х д т в ф б п й
Ева горл л ль н г к х д т в ф
Лера горл л ль н г к х д т в
Андрей рь л ль н г к х д т в
Илья горл л ль н г к х д т в
Слава горл л ль н г к х д т в
По данным этой таблицы мы видим, что гласные звуки, а также звуки [с] , [с`] , [л] , [л`] , [н], [г], [к], [х], [д], [т], [в], [ф], [б], [п], [й] изолированно дети произносят правильно . Наблюдаются замены звуков [з] , [з`], [ц], шипящих , [р] , [р`]. Например, [з], [з`] заменяются на [ж], [ц] на [ч], [ш] на [с] , [с`] , [ж] на [з] , [з`], [ч] на [т`] , [щ] на [с`]; звуки [р] и [р`] горловые . По результатам таблицы видно, что высокий показатель звукопроизношения при изолированно произнесенном звуке у Андрея, а низкий у Леры и Славы.
Таблица № 2
Результаты состояния звукопроизношения
в словах. Гласные Свистящие
Ева 3 3 1 2 3 12
Лера 3 2 2 2 3 12
Андрей 3 2 2 3 3 13
Илья 3 3 1 2 3 12
Слава 3 2 1 2 3 12