Нарушения звукопроизношения у дошкольников с минимальными дизартрическими расстройствами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2015 в 19:52, курсовая работа

Описание работы

Целью нашей курсовой работы является: охарактеризовать нарушения звукопроизношения у детей дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами.

Гипотеза исследования: нарушения звукопроизношения при минимальных дизартрических расстройствах имеют различную степень выраженности.

Содержание работы

Введение

Глава 1. Общая характеристика звукопроизносительной стороны речи у дошкольников с минимальными дизартрическими расстройствами

1.1.Закономерности усвоения звукопроизношения в онтогенезе.

1.2.Понятие «минимальное дизартрическое расстройство»

1.3. Особенности звукопроизношения у дошкольников с минимальными дизартрическими расстройствами

Глава 2. Исследование состояния звукопроизношения у дошкольников с минимальными дизартрическими расстройствами

2.1. Задачи и содержание обследования

2.2. Анализ результатов обследования звукопроизношения

Заключение

Список литературы

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.docx

— 32.89 Кб (Скачать файл)

По данным этой таблицы мы видим, что высокий показатель звукопроизношения в словах у Андрея (он набрал 13 баллов), у остальных детей по 12 баллов.

 

Состояние звукопроизношения у детей с минимальными дизартрическими расстройствами характеризуется заменами сложных по артикуляции звуков на простые, например, вместо [ч]- [ть], вместо [щ]- [сь], шипящие заменяются свистящими: [ш]- [с], [ж]- [з].

 

Также отмечается нестойкое употребление звуков в речи, то есть некоторые звуки по инструкции изолированно ребенок произносит правильно, но в речи они отсутствуют или заменяются. Например, Лера звуки [з], [зь], [ц], [c], [сь], [л], [ль], [р], [рь] изолированно произносит правильно, но в речи [з], [зь] заменяются на [ж], [ц] заменяется на [ч], звуки [л], [ль], [р], [рь] отсутствуют в речи, звуки [с], [сь] заменяются на [ш]. Слава изолированно звуки [з], [ч] произносит правильно, а в речи [з] заменяет на [ж], [ч] на [ть].

 

У всех детей наблюдаются замены, искажения и отсутствия звуков в словах.

 

При обследовании звукопроизношения у всех детей наблюдалась смазанная, монотонная и невнятная речь.

 

Наиболее распространенными у дошкольников со стертой дизартрией являются нарушения произношения свистящих и шипящих звуков. Менее распространенными оказываются нарушения произношения сонорных Л и Р.

 

Таким образом, своеобразие количественных дефектов произношения звуков у дошкольников со стертой дизартрией определяется соотношением и акустических и артикуляторных характеристик различных групп звуков. Как показало наше исследование, группы акустически близких звуков усваиваются хуже, чем группы звуков, акустически более ярких, хотя и более сложных по артикуляции. Такое соотношение можно объяснить наличием у детей со стертой дизартрией определенных нарушений слухового восприятия речи, в связи с чем акустическая близость звуков оказывает отрицательное влияние на усвоение правильного произношения.

 

 

Заключение

 

Проведенное обследование состояния звукопроизношения у дошкольников с минимальными дизартрическими расстройствами позволяет сделать вывод о том, что нарушения звукопроизношения имеют различную степень выраженности. Своеобразное количество дефектов произношения звуков у детей с минимальными дизартрическими расстройствами определяется отсутствием в речи тех или иных звуков, различными заменами, нестойким употреблением звуков в речи, искаженным произношением одного или нескольких звуков. Таким образом, такое соотношение можно объяснить наличием у детей с минимальными дизартрическими расстройствами определенных нарушений слухового восприятия речи, в связи с чем акустическая близость оказывает отрицательное влияние на усвоение правильного произношения.

 

Мы полагаем, что добились поставленных целей, то есть раскрыли ключевые понятия и тему работы.

 

Также считаем, что выполнили все поставленные нами задачи, то есть нашли и проанализировали педагогическую и медицинскую литературу и применили знания на практике.

 

 

 

 

Список литературы.

 

 

 

1. Архипова Е.Ф. Стертая  дизартрия у детей. М., 2007.

 

2. Борякова Н.Ю., Соболева А.В., Ткачева В.В.. Практикум по коррекционно-развивающим занятиям. – М., 1994.

 

3. Генинг М.Г. Обучение дошкольников правильной речи.

 

Чебоксары. 1980.

 

4. Гуровец Г.В., Маевская С.И. К вопросу диагностики стертых форм псевдобульбарной дизартрии // Вопросы логопедии. 1978.

 

5. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М. , Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразазвития речи М., 1990

 

6. Логопедия / Под. ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998.

 

7. Логопедия. Методическое  наследие. Кн. 1: Нарушения голоса  и звукопроизносительной стороны речи, Ч.2. Ринолалия. Дизартрия. / Под ред. Л.С. Волковой. М., 2003.

 

8. Лопатина Л.В. Дифференциальная  диагностика стертой дизартрии  и функциональных расстройств звукопроизношения. СПб., 2000.

 

9. Лопатина Л.В., Серебрякова  Н.В. Развитие фонетико- фонематической стороны речи у дошкольников со стертой формой дизартрии. 1994.

 

10. Основы логопедической  работы с детьми / Под общ. ред. Г.В. Чиркиной. М., 2005.

 

12. Соботович Е.Ф., Чернопольская А.Ф. Проявления стертых дизартрий и методы их диагностики // Дефектология. 1974. № 4.

 

13. Филичева Т.Б. и др. Основы  логопедии / Т. Б. Филичева, Н. А.

 

Чевелева, Г. В. Чиркина.— М.: Просвещение, 1989.

 

14. Филичева Т.Б.,Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада М.,1993.

 

15. Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты ) Т. 1 / Под. ред. Л.С. Волковой и В.И. Селиверстова. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997.

 

 

Приложение 1

 

Протокол обследования № 1:

 

Ф.И. ребенка, возраст: Горбунова Ева, 5 лет.

 

Строение и подвижность артикуляционного аппарата: строение без особенностей, подвижность языка ограничена, тремор, гиперкинезы.

 

Губы: малоподвижны.

 

Зубы: норма.

 

Прикус: норма.

 

Челюсти: норма, малоподвижные.

 

Небо: норма.

 

Язык: норма; при выполнении упражнения «иголочка» язык отклоняется вверх, при выполнении упражнения «почистим зубки» язык вываливается изо рта.

 

Нос: норма.

 

Состояние звукопроизношения: [ш] заменяет на [с], [ж] заменяет на [з], [щ] на [с`], [р] и [р`] горловые.

 

Тип физиологического дыхания: ключичное.

 

Общее звучание речи: речь смазанная, монотонная; речевым дыханием не владеет.

 

Протокол обследования № 2:

 

Ф.И. ребенка, возраст: Поздеева Лера, 6 лет.

 

Строение и подвижность артикуляционного аппарата: строение без особенностей, движения языка неточные, не в полном объеме выполняет.

 

Губы: вялые.

 

Зубы: норма.

 

Прикус: норма.

 

Челюсти: норма, малоподвижные.

 

Небо: норма.

 

Язык: норма; движения неточные ( узкий язык отклоняется вверх).

 

Нос: норма.

 

Состояние звукопроизношения: [з] и [з`] заменяет на [ж], [ц] заменяет на [ч], [щ] на [с`], [р] и [р`] горловые.

 

Тип физиологического дыхания: ключичное.

 

Общее звучание речи: речь смазанная, монотонная, темп средний, речевым дыханием не владеет.

 

Протокол обследования № 3:

 

Ф.И. ребенка, возраст: Стрелков Андрей, 6 лет.

 

Строение и подвижность артикуляционного аппарата: строение без особенностей, движения языка неточные, сложность переключения с одной позы на другую.

 

Губы: норма.

 

Зубы: норма.

 

Прикус: норма.

 

Челюсти: норма.

 

Небо: высокое.

 

Язык: тремор.

 

Нос: норма.

 

Состояние звукопроизношения: [ц] заменяет на [ч], [щ] на [c`], [ч] на [т`].

 

Тип физиологического дыхания: ключичное.

 

Общее звучание речи: речь смазанная, монотонная, речевым дыханием не владеет.

 

Протокол обследования № 4:

 

Ф.И. ребенка, возраст: Поздеев Илья, 6 лет.

 

Строение и подвижность артикуляционного аппарата: строение без особенностей, малоподвижен, язык между зубами- пассивен, движения ограничены, позы удерживает с трудом.

 

Губы: вялые.

 

Зубы: норма.

 

Прикус: норма.

 

Челюсти: норма, малоподвижные.

 

Небо: норма.

 

Язык: тремор, позу с трудом удерживает, неточные движения.

 

Нос: норма.

 

Состояние звукопроизношения: [ш] заменяет на [с], [ж] заменяет на [з], [щ] на [с`], [р] и [р`] горловые.

 

Тип физиологического дыхания: верхнеключичное.

 

Общее звучание речи: речь смазанная, монотонная, речевым дыханием не владеет.

 

Протокол обследования № 5:

 

Ф.И. ребенка, возраст: Прокопьев Слава, 5 лет.

 

Строение и подвижность артикуляционного аппарата: строение без особенностей, отмечается вялость артикуляционного аппарата.

 

Губы: вялые, затрудняется обнажать верхние и нижние зубы.

 

Зубы: верхние - мелкие.

 

Прикус: норма.

 

Челюсти: норма, малоподвижные.

 

Небо: норма.

 

Язык: тремор, позу с трудом удерживает, малоподвижен.

 

Нос: норма.

 

Состояние звукопроизношения: [ц] заменяет на [ч], [ш] на [с`], [ж] на [з`],

 

[щ] на [с`], [р] и [р`] горловые.

 

Тип физиологического дыхания: верхнеключичное.

 

Общее звучание речи: речь смазанная, монотонная, речевой выдох короткий.


Информация о работе Нарушения звукопроизношения у дошкольников с минимальными дизартрическими расстройствами