Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 16:51, доклад
Разнообразные настольные игры относятся в педагогике к дидактическим (развивающим) играм, основная цель которых – научиться решать предлагаемые в игре развивающие задачи через выполнение игровых действий.
Настольные игры.
Разнообразные настольные игры относятся в педагогике к дидактическим (развивающим) играм, основная цель которых – научиться решать предлагаемые в игре развивающие задачи через выполнение игровых действий.
Немного истории.
Рассматривая настольные игры в культурно-историческом аспекте, ученые отмечают их давнее возникновение.
Откуда появились настольно-
Раньше вещественные элементы игры изготовлялись из дорогостоящих материалов и игры были доступны лишь высшим слоям общества. Но эволюционируя, люди, не только придумали все новые и новые виды игр, но делали их все более доступными. Так, например, самые древние карты возникли в Китае в VII-VIII веках. Изготавливались они с помощью гравировки изображения на хлопчатой бумаге. Карты делились на две неравные части: вверху - цитата из какой-либо пьесы, внизу - сценка, иллюстрирующая цитату. Следовало верно соединить текст и иллюстрации. В Европу карты пришли в эпоху крестовых походов на мусульманский Восток в XI-XIII веках. В Испании была изобретена своя национальная игра - ломбре. Эта игра распространилась в России и была особенно популярна при Екатерине II. Также были популярны и так называемые Варгеймы – моделирование боевых ситуаций с помощью фигурок воинов. И вот, совмещением всех предыдущих карточных, классических, военных и тому подобных игр стали настольно-печатные игры. Это, пожалуй, самый дешевый и демократичный вид игр.
К сожалению, интерес к настольным играм в России проснулся лишь в конце 90-х, поэтому в нашей стране не так уж и много игр собственного производства. В то время как на Западе разработчики создают игры уже на протяжении 70 лет, и за это время им удалось разработать и создать много замечательных игр. "Монополия", "Цивилизация", "Колонизаторы", "Каркассон" - всех не перечислишь. Поэтому желаем вам провести много приятных часов за игрой в настольно-печатные игры в компании близких людей!
Характеристика настольно-
Обычно, настольно-печатные игры состоят из большого красочного игрового поля, фишек, карточки и игровых кубиков. Таких игр очень много. А главное, что в них могут играть как дети, так и взрослые!
Для детей настольно-печатные игры становятся актуальными начиная от 4 лет, в зависимости от степени развития ребенка. Они способствуют развитию внимания и памяти. Развитию интеллекта и образного мышления («Парные картинки»), символического мышления (серия «Умные игры»), умению выделять существенные признаки ( серия «Я играю, я учусь»). Знакомят ребенка с окружающим миром, дают представления об окружающей среде ( серия «Леля и Сережа», игры - бродилки: путешествия по Галактике, исследования Арктики), о профессиях и многом другом.. Такие игры помогают не только сформировать логические операции (классификация и другие), но и понять связи между предметами одной категории, усвоить произношение трудных звуков, запомнить цифры и буквы. Это незаменимые игры, если родители хотят, чтобы их ребенок много знал и тянулся за знаниями.
Несомненным достоинством разнообразных настольных игр является возможность их использования в паре, малой (2-3 ребенка) или большой группе детей (5-8 человек), если в доме, например, отмечают детский праздник. В настольных играх развиваются навыки взаимодействия с другими детьми и взрослыми, умение терпеливо ждать своей очереди, сопереживать партнерам по игре.
Игры на выделение части и целого
До двух лет разрезные картинки содержат только две части, которые составляют целостный образ предметов и могут быть разделены по горизонтали, вертикали, диагонали: матрешку, мячик, машину, дом, окошки. Разрезные картинки легко изготовить самим. В настоящее время выпускается огромное количество подобных игр с рамками пояснить про рамки, позволяющими самостоятельно упражняться и исправлять ошибки, неизбежно возникающие на начальном этапе освоения игры. По мере развития ребенка увеличивается количество частей, из которых следует собрать изображение: 6-9 частей для детей пятого года жизни; 12-24 части - к шести годам; усложняются различные способы деления на части. Для некоторых детей трудно собрать картинку, так как изображение раздроблено на отдельные составляющие и части расположены на определенных сторонах всех кубиков. Важно различить общий фон картинки и иметь образец целого предмета на картинке. Перед складыванием изображения из кубиков можно предложить собрать картинку по образцу, части которой расположены на двух сторонах утолщенной пластины. Кубики, имеющие части составляемой картинки на всех сторонах, предлагаются от 4 в двухлетнем возрасте до 24 - в шестилетнем. Можно предложить ребенку закрыть часть рисунка рукой, листом бумаги, выкладывая другую часть изображения, постепенно открывая картинку до полного составления образца. Интересу к складыванию картинки способствует сюжетное содержание изображения – это сказочные персонажи детских книг, сценки из любимых мультфильмов, пейзажи, включающие животных и их детенышей, образцы архитектуры, живописи. Другими, более сложными, но очень полезными играми на соотнесение части и целого являются игры-головоломки «Магический квадрат», «Танграм», «Колумбово яйцо», «Монгольская игра». Каждая из предлагаемых игр содержит части различной формы, из которых можно создать разнообразные изображения, что очень полезно для развития образного мышления и воображения. Возрастной диапазон таких игр достаточно велик, и часто без помощи взрослого построить изображение бывает сложно, трудность представляет игра, где элементы окрашены одинаково с двух сторон и для правильного решения игровой задачи следует перевернуть некоторые части.
Игры на развитие логического мышления включают:
игры на классификацию и на сериацию.
Игры на классификацию
Дети достаточно рано
начинают анализировать
Усложнение игры может
заключаться в частичном
Часто в играх требуется
умение выделять форму в
Игра «Четвертый лишний»
способствует развитию
Интерес для детей
пяти – шести лет представляет
игра «Логический поезд», в которой
всем участникам поровну
Игры на сериацию
Они позволяют научиться двухлетним детям выстраивать предметы в определенной последовательности, например можно выстроить семейки елок, расположить под ними грибы – большой, средний, маленький, снова большой, спросить ребенка: «Какой теперь?». Любимая народная матрешка, пирамидка – яркий пример сериации для самых маленьких. При выстраивании сериации используется чередование цвета, формы, величины элементов в определенном порядке. Детям в возрасте пяти-шести лет подойдут лото «Веселый клоун», использующее картинки с изображениями человеческих чувств и их мимических проявлений (веселье, грусть, удовольствие); различение животных по способу и скорости передвижения «Самый быстрый»; сравнение по весу различных тел «Самый тяжелый» - во всех подобных играх признак задан, играющие только раскладывают в определенном порядке свои карточки. Но не следует увлекаться лишь верным выбором карточек, не менее важно услышать объяснение ребенком своего выбора.
Освоению сериации в образной форме способствует проигрывание сказок настольного плоскостного театра «Репка», «Колобок», где персонажи выстраиваются согласно сюжету в определенной последовательности друг за другом[1].
Игры, развивающие образное мышление
Развитию образного
мышления способствует
Игры домино предлагают
определенную тематическую
Настольные игры, направленные
на формирование умения
В период подготовки
к школе такая задача
Маршрутные игры, лабиринты
помогают овладеть умением