Игры, способствующие усвоению
знаков и символов и названий
Множество современных
детских настольных игр содержит
многоразовые наклейки, облегчающие
усвоение знаков и символов, употребляемых
в повседневной жизни: дорожные
знаки, опознавательные знаки
специальных транспортных средств,
лечебных, образовательных учреждений,
магазинов, центров культуры и
спорта, названий животных и растений
и др. Привлекают детей игры
со штампами, печатями , наклейками,
оставляющими на листе готовое изображение,
которое легко обыграть, раскрасить, создать
композицию (следует помнить, что чем младше
ребенок, тем крупнее должно быть изображение,
а шестилетние дети любят мелкие картинки
с множеством деталей).
Перед школой
Перед школой важно
научиться следовать правилам, уметь
копировать простое изображение
(геометрическую фигуру, иероглиф, знак,
букву любого алфавита), действовать
согласованно в едином темпе
с группой сверстников – овладеть
этими необходимыми качествами
помогут игры с правилами.
Домино и лото «Что
где растет?», «Кто где живет?», «Едет,
плавает, летает» помогают детям шестого
года жизни различать и называть овощи
и фрукты, диких и домашних животных, взрослых
животных и их детенышей, классифицировать
их по месту обитания (живет в воде, на
суше), способу питания, выделять транспортные
средства (воздушный, наземный, водный,
подземный).
Настольно-печатные игры
знакомят детей с буквами -
«Азбука», где надо соотнести
картинку и букву, с которой
начинается изображенный объект.
Игры, связанные с установлением
причинно-следственных связей –
«Что сначала, что потом?», учат
построению связного рассказа. В
ходе игр, помимо действий, ребенок
должен научиться давать объяснение
своего выбора, основываясь на
практическом опыте, учиться рассуждениям
(сначала берем картинку с нарисованным
зернышком, потом с проросшим
колоском), далее располагаются картинки
с изображением последовательных
операций уборки хлеба и последняя,
где нарисована хлебопекарная
продукция. Подготовиться к решению
математических задач поможет
игра «Мы считаем». В ней на
карточках изображены ситуации,
даны цифры и знаки для выкладывания
решения задач. Например, на картинках
изображены пять цветов и три
бабочки. Можно спросить, всем
ли бабочкам хватит цветов; на
каждый ли цветок сядет бабочка?
Или: 7 детей играют, на следующей
картинке 2 ребенка убегают; вопросы
могут звучать так: сколько
всего детей гуляло, сколько детей
ушло, сколько осталось на детской
площадке?
Запомнить части суток,
дни недели, месяцы и времена
года помогут игры: «Круглый год»,
«Мой день», где представлены
большие карты с изображением
времен года, а на маленьких
карточках рисунки с подробными
изменениями в живой и неживой
природе, соответствующие разным
временам года.
Развивая гибкость
ума, не следует забывать о
гибкости руки, мелкой моторике.
Такие игровые наборы, как «Юный
модельер», «Юный архитектор»,
тренируют умения правильно держать
карандаш, регулировать силу нажима,
длину штриха, оценивать качество
своей работы и не бояться
ошибок, а исправлять их, создавая
коллекцию одежды для бумажной
куклы, собственный город с
разнообразной архитектурой.
Игры «Морской бой»,
шашки и шахматы[2] для детей
дошкольного возраста достаточно
сложны. Подготовкой к ним может
служить игра «Квадраты», в ней
используется шахматная доска
и 64 цветные двусторонние (одно
сторона синяя, другая – красная)
карточки, по размеру не превышающие
квадратик доски. Игроки делят
карточки поровну, договариваясь
о своем цвете, например, один
выбирает синий, другой участник
игры – красный. Поочередно
на доску игроки выкладывают
карточки, внимательно наблюдая
за действиями «противника». Как
только его карточка окажется
между двух карточек другого
цвета, ее переворачивают, превращая
в карточку своего цвета. «Ловить
противника» можно по вертикали,
горизонтали, диагонали.
Многообразные игры
оформлены как викторины, где
участники соревнуются в своих
знаниях и проверяют правильность
ответа.
Развить умения соблюдать
правила игры, координировать движения,
укреплять мелкую моторику помогают
настольные игры «Хоккей», «Футбол»,
«Баскетбол», правила которых
достаточно сложны, что делает
их привлекательными для детей
и в начальной школе.