Научная методология. Классификация методов научного исследования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 12:49, реферат

Описание работы

Цель работы – дать определения методу и методологии, рассмотреть основные виды методов научных исследований, функции и уровни методологии.
По содержанию реферат носит в основном теоретический характер. В первой главе я даю основные определения научного исследования, его предмета, метода и методологии. Во второй главе, рассказывается об основных методах и краткой характеристике каждого метода, функции и уровни методологии. В заключении я подвожу итоги проделанной мною работы.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
Глава 1.
1.1.Научное исследование, его предмет и объект………………………………5
1.2.Основные определения метода и методологии……………………………..5
Глава 2.
2.1.Методы научного исследования. Классификация методов………………..8
2.2 Функции и уровни методологии……………………………………………15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….17
Библиографический список……………………………………………………..18

Файлы: 1 файл

они реферат.docx

— 41.90 Кб (Скачать файл)

Новосибирский Государственный  Аграрный Университет

Юридический факультет

Кафедра

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

«Научная методология. Классификация  методов научного исследования»

 

 

 

 

 

 

Выполнила: Стрельцова Т.А.

Группа 7202

Проверила: Колесникова А.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

Новосибирск 2013

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

Глава 1.

1.1.Научное исследование, его предмет и объект………………………………5

1.2.Основные определения метода и методологии……………………………..5

Глава 2.

2.1.Методы научного исследования. Классификация методов………………..8

2.2 Функции и уровни  методологии……………………………………………15

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….17

Библиографический список……………………………………………………..18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

По мере увеличения объёма и масштабов научных знаний, а  также углубления научного познания в раскрытии законов и закономерностей  функционирования реального природного и социального мира всё очевиднее  становится стремление ученых проанализировать приемы и способы, с помощью которых  приобретаются знания. На заре античной культуры монополия на исследование проблем познания принадлежала философии. И это не случайно, так как в  то время наука ещё в значительной мере не отделяла себя от философии. Даже на рубеже XVI – XVII вв., когда сформировалось экспериментальное естествознание, исследованием различных проблем методологии познания занимались в основном философы, хотя наибольший вклад в этот период был сделан теми из них, которые одновременно с философией занимались и другими социальными отраслями научного знания (Галилей, Декарт, Ньютон, Лейбниц и др.)

Начиная со второй половины XIX в., особенно в конце его, происходит резкая дифференциация, т.е. отпочкование от философии различных научных дисциплин, исследующих те или иные стороны процесса научного познания. Наряду с традиционными философскими методами в это время возникают и начинают активно развиваться методы математической логики, а затем и методы вероятностной логики. Несколько позже формируются и такие самостоятельные сферы научного знания, как психология и социология науки, а уже в наши дни возникает новая отрасль – наука о науке, или науковедение. Наибольшее развитие методология науки получает в 60-е – 70-е годы прошлого века.

Актуальность рассматриваемой  темы в том, что основная форма  человеческого познания – наука  в наши дни становится все более  и более значимой и существенной частью реальности, наука в свою очередь является неотъемлемой частью научных исследований. Однако наука не была бы столь продуктивной, если бы не имела столь присущую ей развитую систему методов, явлений и принципов. Именно правильно выбранный метод наряду с талантом ученого, помогает ему познать глубину связь явлений, вскрывать их сущность, открывать законы и закономерности.

Цель работы – дать определения  методу и методологии, рассмотреть  основные виды методов научных исследований, функции и уровни методологии.

По содержанию реферат  носит в основном теоретический  характер. В первой главе я даю  основные определения научного исследования, его предмета, метода и методологии. Во второй главе, рассказывается об основных методах и краткой характеристике каждого метода, функции и уровни методологии. В заключении я подвожу итоги проделанной мною работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1.

1.1.Научное исследование, его предмет и объект.

Научное исследование –  это процесс выработки новых  научных знаний, один из видов познавательной деятельности, целенаправленное познание, результаты которого выступают в  виде системы понятий, законов и  теорий. 

Объект исследования - процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения. Предмет исследования - все то, что находится в границах объекта исследования в определенном аспекте рассмотрения. Принцип - основное, исходное положение какой-либо теории, учения, науки.

Предмет – это основное содержание объекта познания, чему посвящено исследование, все то, что надлежит «вырвать» из его  непосредственной связи с противостоящим исследователю объектом и преобразовать  в искомый результат.

1.2.Основные определения  метода и методологии.

Проблемы метода и методологии  научного исследования привлекали внимание социальных мыслителей, учённых и философов ещё в древности начиная с античной эпохи. Однако основательный анализ методов и средств научного познания стал активно осуществляться лишь в последние полвека. Известные затруднения возникают в основном из-за неясного разграничения сфер таких направлений исследования как философия науки, методология науки и логика науки. До сих пор во всем мире ведутся научные споры о предмете и задачах этих логико-философских дисциплин. Правда, подавляющее большинство ученных склоняются к мысли о том, что философия науки должна анализировать в основном наиболее общие, мировоззренческие и гносеологические проблемы науки, то здесь их мнения кардинально расходятся: многие из них хотя и считают логику науки самостоятельной отраслью научного знания, но включают её в методологию науки. Другие, наоборот, полагают, что методология науки должна стать частью логики науки, поскольку использует в большинстве случаев многие из тех средств и методов, которые разрабатывает логика науки. Такие расхождения и споры возникают нередко в силу того, что само научное знание представляет собой весьма сложный объект исследования, различные элементы которого, хотя и тесно связаны друг с другом, тем не менее, все же обладают относительной самостоятельностью.

Рассмотрим подробнее  понятия метода и методологии.

Понятие «метод» происходит из греческого языка и означает –  способ познания. Но данное определение, пожалуй, слишком короткое, существует ещё множество других. Например:

- метод – способ познания  объективной действительности, который  представляет собой определенную  последовательность действий, приемов,  операций 1– самое распространенное определение;

- метод – систематизированная  совокупность шагов, действий, которые  необходимо предпринять, чтобы  решить определенную задачу или достичь определенной цели2 ;

- метод – способ, путь  познания и практического преобразования  реальной действительности, система  приемов и принципов, регулирующая  практическую и познавательную  деятельность.

Краткая классификация методов:

  1. В зависимости от содержания изучаемых объектов различают методы естествознания и методы социально-гуманитарного исследования.
  2. Методы исследования классифицируют по отраслям науки: математические, биологические, медицинские, социально-экономические, правовые и т.д.
  3. В зависимости от уровня познания выделяют методы эмпирического, теоретического и метатеоретического уровней.

В зависимости от сферы  применения и степени общности различают  методы:

1) всеобщие (философские), действующие  во всех науках и на всех  этапах познания;

2) общенаучные, которые  могут применяться в гуманитарных, естественных и технических науках;

3) частнонаучные методы  исследования;

4) дисциплинарные методы  исследования;

5) междисциплинарные методы  исследования.

Рассмотрим определения  методологии:

  1. Методология – учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности;
  2. Методология – система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе;
  3. Методология – 1) совокупность приемов исследования, применяемых в какой-либо науке; 2) учение о методе познания и преобразования мира;
  4. Методология является дисциплиной об общих принципах и формах организации мышления и деятельности;
  5. Методология – как учение о принципах построения, формах и способах научно-исследовательской деятельности;
  6. Любое научное исследование осуществляется определенными приемами и способами, по определенным правилам. Учение о системе этих приемов, способов и правил называется методологией;
  7. Методология – это учение об организации деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2.

2.1. Методы научного  исследования. Классификация методов.

Существенную, подчас определяющую роль в построении любой научной  работы играют применяемые методы исследования.

В современном науковедении успешно работает многоуровневая методологическая классификация методов научного познания, согласно которой по степени  общности и сфере действия методы научного познания подразделяются на всеобщие философские, общенаучные, частнонаучные, дисциплинарные и междисциплинарные  методы исследования.

I. Всеобщие философские методы, среди которых наиболее древними являются диалектический и метафизический. По существу каждая философская концепция имеет методологическую функцию, является своеобразным способом мыслительной деятельности. Поэтому философские методы не исчерпываются двумя названными. К ним относятся также такие методы, как аналитический (характерный для современной аналитической философии), интуитивный, феноменологический, герменевтический (понимание) и др.

Диалектика (от греч. dialektike – искусство вести беседу, спор) – это учение о наиболее общих законах развития природы, общества и познания и основанный на этом учении универсальный метод мышления и действия. В истории философии различают три основные формы диалектики.

В процессе познания и практики часто применяют также метафизический метод, который является антиподом  диалектического метода. Термин «метафизика» (буквально «то, что следует после  физики») был введен в I в. до н.э. комментатором философии Аристотеля А. Родосским. Систематизируя произведения великого древнегреческого мыслителя, он расположил после физики те работы, в которых речь шла об общих вопросах бытия и познания, и назвал её «метафизика».

II. Общенаучные методы исследования, так же, как и другие методы классифицируется по степени общности и сфере действия. Они получили широкое развитие и применение в науке в XX в. Общенаучные методы выступают в качестве своеобразной промежуточной методологии между философией и фундаментальными теоретико-методологическими положениями специальных наук. К общенаучным относятся такие понятия, как «информация», «модель», «структура», «функция», «система», «элемент», «вероятность», «оптимальность».

Следует отметить, что в  структуре общенаучной методологии  чаще всего выделяют три уровня методов  и приемов научного исследования:

  • Методы эмпирического исследования – наблюдение, эксперимент, сравнение, описание, измерение;
  • Методы теоретического исследования – моделирование, формализация, идеализация, аксиоматический метод, гипотетико-дедуктивный метод, восхождение от абстрактного к конкретному и др.;
  • Общелогические методы научного исследования: анализ и синтез, индукция, дедукция и аналогия, абстрагирование, обобщение, идеализация, формализация, вероятностно-статистические методы, системный подход и др.

Важная роль общенаучных  подходов состоит в том, что благодаря  своему «промежуточному характеру» они опосредуют взаимопереходы философского и частнонаучного, дисциплинарного, междисциплинарного знания и соответствующих  методов научного исследования.

III. Частнонаучные методы исследования. Определяются прежде всего специфическим характером отдельных форм движения материи. Каждая сколько-нибудь развитая наука, имея свой особый предмет и свои теоретические принципы, применяет свои особые методы, вытекающие из того или иного понимания сущности её объекта.

IV. Дисциплинарные методы научного исследования, т.е. системы приемов, принципов, применяемых в той или иной дисциплине, входящей в какую-нибудь отрасль науки или возникшей на стыках наук. Каждая фундаментальная наука представляет собой комплекс дисциплин, которые имеют свой специфический предмет и свои методы исследования.

V. Методы междисциплинарного исследования. Углубление взаимосвязи наук приводит к тому, что результаты, приемы и методы одних наук все более широко используются в других, например применение физических и химических методов в биологии, медицине. Это порождает проблемы методов междисциплинарного исследования. Последние можно определить как совокупность ряда синтетических, интегративных способов, возникших как результат сочетания элементов различных уровней методологии, нацеленных главным образом на стыки научных дисциплин. Эти методы широко применяются в комплексных научных программах.

Методы исследования подразделяются на эмпирические (эмпирический – дословно – воспринимаемый посредством органов  чувств) и теоретические (см. Табл. 3)3.

Аналогичное разделение имеет  место и с эмпирическими методами исследования. Так, В.И. Загвязинский разделяет эмпирические методы исследования на две группы:

1. Рабочие, частные методы. К ним относят: изучение литературы, документов и результатов деятельности; наблюдение; опрос (устный и письменный); метод экспертных оценок; тестирование.

2. Комплексные, общие методы, которые строятся на применении одного или нескольких частных методов: обследование; мониторинг; изучение и обобщение опыта; опытная работа; эксперимент.

Табл. 3

Методы научного исследования

Теоретические

Эмпирические

Методы-операции

Методы-действия

Методы-операции

Методы-действия

-анализ

-синтез

-сравнение

-абстрагирование

-конкретизация

-обобщение

-формализация

-индукция

-дедукция

-идеализация

-аналогия

-моделирование

-мысленный эксперимент

-воображение

-диалектика (как метод)

-научные теории, проверенные практикой

-доказательство

-метод анализа

систем знаний

-дедуктивный

(аксиоматический) метод

-индуктивно-

дедуктивный метод

-выявление и

разрешение противоречий

-постановка проблем

-построение гипотез

- изучение

литературы,

документов

 и результатов         деятельности

-наблюдение

-измерение

-опрос (устный и письменный)

-экспертные оценки

-тестирование

-методы

отслежива-

ния объекта:

обследо-

вание,мони-торинг,

изучение

и обобщение

опыта

- методы

преобра-

зования

объекта:

опытная

работа,

эксперимент

- методы

исследо-

вания

объекта

во времени: ретроспекти-

ва, прогно-

зирование

Информация о работе Научная методология. Классификация методов научного исследования