Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 12:49, реферат
Цель работы – дать определения методу и методологии, рассмотреть основные виды методов научных исследований, функции и уровни методологии.
По содержанию реферат носит в основном теоретический характер. В первой главе я даю основные определения научного исследования, его предмета, метода и методологии. Во второй главе, рассказывается об основных методах и краткой характеристике каждого метода, функции и уровни методологии. В заключении я подвожу итоги проделанной мною работы.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
Глава 1.
1.1.Научное исследование, его предмет и объект………………………………5
1.2.Основные определения метода и методологии……………………………..5
Глава 2.
2.1.Методы научного исследования. Классификация методов………………..8
2.2 Функции и уровни методологии……………………………………………15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….17
Библиографический список……………………………………………………..18
Рассмотрим кратко основные из них.
Теоретические методы (методы-операции). Теоретические методы-операции имеют широкое поле применения, как в научном исследовании, так и в практической деятельности.
Анализ – это разложение исследуемого целого на части, выделение отдельных признаков и качеств явления, процесса или отношений явлений, процессов.
Синтез – соединение различных элементов, сторон предмета в единое целое (систему). Синтез не простое суммирование, а смысловое соединение. Синтез противоположен анализу, с которым он неразрывно связан. Анализ и синтез тесно связаны между собой.
Сравнение – это познавательная операция, лежащая в основе суждений о сходстве и различии объектов. С помощью сравнения выявляются количественные и качественные характеристики объектов, осуществляется их классификация, упорядочение и оценка. Сравнение – это сопоставление одного с другим.
Абстрагирование – одна
из основных мыслительных операций, позволяющая
мысленно вычленить и превратить
в самостоятельный объект рассмотрения
отдельные стороны, свойства или
состояния объекта в чистом виде.
Абстрагирование состоит в
Конкретизация – процесс,
противоположный
Обобщение – одна из основных
познавательных мыслительных операций,
состоящая в выделении и
Формализация – отображение результатов мышления в точных понятиях или утверждениях. Является как бы мыслительной операцией «второго порядка». Формализация противопоставляется интуитивному мышлению.
Индукция – это умозаключение частных объектов, явлений к общему выводу, от отдельных фактов к обобщениям.
Дедукция – это умозаключение от общего к частному, от общих суждений к частным выводам.
Идеализация – мысленное конструирование представлений об объектах, не существующих или неосуществимых в действительности, но таких, для которых существуют прообразы в реальном мире. Процесс идеализации характеризуется отвлечением от свойств и отношений, присущим объектам реальной действительности и введением в содержание образуемых понятий таких признаков, которые в принципе не могут принадлежать их реальным прообразам.
Аналогия, моделирование. Аналогия
– мыслительная операция, когда
знание, полученное из рассмотрения какого-либо
одного объекта (модели), переносится
на другой, менее изученный или
мене доступный для изучения, менее
наглядный объект, именуемый оригиналом,
прототипом. Открывается возможность
переноса информации по аналогии от модели
к прототипу. В этом суть одного из
специальных методов
Модель – вспомогательный
объект. Формы моделирования
Теоретические методы (методы – познавательные действия). Общефилософским, общенаучным методом является диалектика, рассмотренная ранее.
Далее, к теоретическим
методам-действиям будут
- дедуктивный метод (синоним
– аксиоматический метод) –
способ построения научной
- второй метод индуктивно-
Эмпирические методы (методы-операции).
Наблюдение – наиболее
информативный метод
Измерение. Используется повсеместно, в любой человеческой деятельности.
Опрос. Этот эмпирический метод применяется только в общественных и гуманитарных науках. Метод опроса подразделяется на устный и письменный опрос. Во время устного опроса наблюдатель может видеть реакцию отвечающего, задавать дополнительные вопросы.
Тестирование – эмпирический метод, диагностическая процедура, заключающаяся в применении тестов (от английского test – задача, проба). Тесты различаются на бланочные, аппаратурные (например, на компьютере) и практические; для индивидуального применения и группового.
Эмпирические методы-действия
Обследование – это изучение исследуемого объекта с той или иной мерой глубины и детализации в зависимости от поставленных исследователем задач. Обследование – это в основном первоначальное изучение объекта, проводимое для ознакомления с его состоянием, функциями, структурой и т.д.
Мониторинг – это постоянный надзор, регулярное отслеживание состояния объекта, значений отдельных его параметров с целью изучения динамики происходящих процессов, прогнозирования тех или иных событий, а также предотвращение нежелательных явлений.
Эксперимент – общий эмпирический метод исследования (метод-действие), суть которого заключается в том, что явления и процессы изучаются в строго контролируемых и управляемых условиях.
2.2.Функции и уровни методологии.
В процессе познания и действия методология разрабатывает как бы стратегию познавательной и практической деятельности и выполняет следующие основные функции:
Функция |
Значение |
Направляющая |
Направляет ход научного исследования по оптимальному пути в интересах приобретения нового истинного знания |
Регулирующая |
Регулирует применение методов, средств и приемов в процессе познания и практики |
Обобщающая |
Обобщает результаты научного познания в различные формы знания |
Формирующая |
Формирует общие принципы и методы научного исследования |
Несмотря на это, методология науки, благодаря трудам П.В. Копнина, В.А. Лекторского, В.И. Садовского, В.С. Швырева, Г.П. Щедровицкого, Э.Г. Юдина и других авторов стала развиваться. Они поделили методологию (рассматривая лишь методологию науки) на четыре этажа:
|
философский |
|||
|
||||
|
общенаучный |
|||
уровни методологии |
||||
|
конкретно-научный |
|||
|
||||
|
технологический |
Это разделение методологии было признано практически всеми методологами и не подвергалось сомнению.
Верхние первый и второй уровни вышеуказанной конструкции строения методологии отведены для философов. Но философы сами конкретных научных исследований не ведут (за исключением собственно философских). Они анализируют лишь наиболее общие результаты, полученные в различных отраслях научного знания в прошлых исследованиях.
Третий уровень отведен как бы методологам конкретных наук методологам физики, химии, психологии и другим. Но позиция, положение этих методологов как бы зависает в воздухе – они уже не философы, но и не ученые, которые собственно добывают новое научное знание.
А конкретными методиками и техниками исследований вроде как должны заниматься «простые» ученые (четвертый уровень), зачастую в значительном или полном отрыве от верхних этажей такого строения методологии.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Существует много других методов научного исследования. Они применяются избирательно, должны соответствовать объекту и цели исследования, ими должен владеть субъект познания. Всякие методы научного исследования соотносятся с возможностью проверки знаний, которые добываются с использованием тех или иных методов, а так же с основными формами научного познания.
Вышесказанное свидетельствует о том, что методология не может быть сведена к какому-то одному, даже «очень важному методу», и тем более «единственно научному». В связи с этим необходимо иметь ввиду, что каждый метод, как правило, применяется не изолировано, сам по себе, а в сочетании, взаимодействии с другими. А это значит, что конечный результат научной деятельности во многом определяется тем, насколько эффективно и умело используется «в деле» эвристический потенциал каждой из сторон того или иного метода и всех их взаимосвязи. Каждый элемент данного метода существует не сам по себе, а как сторона целого, и применяется как целое.
В своем применении любой метод модифицируется в зависимости от конкретный условий, цели исследования, характера решаемых задач, особенностей объекта, той или иной сферы применения, специфики изучаемых закономерностей, своеобразия явлений и процессов.
Ни один метод не является панацеей, «универсальной отмычкой». Иначе говоря, ни один методологический принцип не может исключить, например, риска зайти в тупик в ходе научного исследования. Главное предназначение любого метода – обеспечить успешное решение проблем, приращение знаний.
Вот почему очень важным является методологический плюрализм, т.е. способность овладеть многообразием методов и умело их применять. Особое значение имеет способность освоения противоположных методологических подходов и их правильное сочетание.
Библиографический список
1 http://lib2.znate.ru/docs/
2 http://ru.wikipedia.org/wiki/%
3 http://www.anovikov.ru/books/
Информация о работе Научная методология. Классификация методов научного исследования