Научная методология. Классификация методов научного исследования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 12:49, реферат

Описание работы

Цель работы – дать определения методу и методологии, рассмотреть основные виды методов научных исследований, функции и уровни методологии.
По содержанию реферат носит в основном теоретический характер. В первой главе я даю основные определения научного исследования, его предмета, метода и методологии. Во второй главе, рассказывается об основных методах и краткой характеристике каждого метода, функции и уровни методологии. В заключении я подвожу итоги проделанной мною работы.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
Глава 1.
1.1.Научное исследование, его предмет и объект………………………………5
1.2.Основные определения метода и методологии……………………………..5
Глава 2.
2.1.Методы научного исследования. Классификация методов………………..8
2.2 Функции и уровни методологии……………………………………………15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….17
Библиографический список……………………………………………………..18

Файлы: 1 файл

они реферат.docx

— 41.90 Кб (Скачать файл)

 

Рассмотрим кратко основные из них.

Теоретические методы (методы-операции). Теоретические методы-операции имеют  широкое поле применения, как в  научном исследовании, так и в  практической деятельности.

Анализ – это разложение исследуемого целого на части, выделение  отдельных признаков и качеств  явления, процесса или отношений  явлений, процессов.

Синтез – соединение различных  элементов, сторон предмета в единое целое (систему). Синтез не простое суммирование, а смысловое соединение. Синтез противоположен анализу, с которым он неразрывно связан. Анализ и синтез тесно связаны между собой.

Сравнение – это познавательная операция, лежащая в основе суждений о сходстве и различии объектов. С помощью сравнения выявляются количественные и качественные характеристики объектов, осуществляется их классификация, упорядочение и оценка. Сравнение  – это сопоставление одного с  другим.

Абстрагирование – одна из основных мыслительных операций, позволяющая  мысленно вычленить и превратить в самостоятельный объект рассмотрения отдельные стороны, свойства или  состояния объекта в чистом виде. Абстрагирование состоит в процессе вычленения таких свойств объекта, которые сами по себе и независимо от него не существуют. Это возможно только в мысленном плане –  в абстракции.

Конкретизация – процесс, противоположный абстрагированию, то есть нахождение целостного, взаимосвязанного, многостороннего и сложного. Исследователь  первоначально образует различные  абстракции, а затем на их основе посредством конкретизации воспроизводит  эту целостность (мысленное конкретное), но уже на качественно ином уровне познания конкретного.

Обобщение – одна из основных познавательных мыслительных операций, состоящая в выделении и фиксации относительно устойчивых, инвариантных свойств объектов и их отношений. Обобщение позволяет отображать свойства и отношения объектов от частных и случайных условий  их наблюдения. Функция обобщения  состоит в упорядочении многообразия объектов, их классификации.

Формализация – отображение  результатов мышления в точных понятиях или утверждениях. Является как бы мыслительной операцией «второго порядка». Формализация противопоставляется интуитивному мышлению.

Индукция – это умозаключение  частных объектов, явлений к общему выводу, от отдельных фактов к обобщениям.

Дедукция – это умозаключение  от общего к частному, от общих суждений к частным выводам.

Идеализация – мысленное  конструирование представлений  об объектах, не существующих или неосуществимых в действительности, но таких, для  которых существуют прообразы в  реальном мире. Процесс идеализации  характеризуется отвлечением от свойств и отношений, присущим объектам реальной действительности и введением  в содержание образуемых понятий  таких признаков, которые в принципе не могут принадлежать их реальным прообразам.

Аналогия, моделирование. Аналогия – мыслительная операция, когда  знание, полученное из рассмотрения какого-либо одного объекта (модели), переносится  на другой, менее изученный или  мене доступный для изучения, менее  наглядный объект, именуемый оригиналом, прототипом. Открывается возможность  переноса информации по аналогии от модели к прототипу. В этом суть одного из специальных методов теоретического уровня – моделирования (построения и исследования моделей). Различие между  аналогией и моделированием заключается  в том, что, если аналогия является одной  из мыслительных операций, то моделирование  может рассматриваться в разных случаях и как мыслительная операция и как самостоятельный метод  – метод-действие.

Модель – вспомогательный  объект. Формы моделирования разнообразны и зависят от используемых моделей  и сферы их применения. По характеру  моделей выделяют предметное и знаковое (информационное) моделирование.

Теоретические методы (методы – познавательные действия). Общефилософским, общенаучным методом является диалектика, рассмотренная ранее.

Далее, к теоретическим  методам-действиям будут относиться два метода построения научных теорий:

- дедуктивный метод (синоним  – аксиоматический метод) –  способ построения научной теории, при котором в её основу  кладутся некоторые исходные  положения аксиомы (синоним –  постулаты), из которых все основные  положения данной теории (теоремы)  выводятся чисто логическим путем  посредством доказательства. Данным  методом строятся теории в  математике, математической логике, теоретической физике;

- второй метод индуктивно-дедуктивным:  сначала накапливается эмпирический  базис, на основе которого строятся  теоретические обобщения (индукция), которые могут выстраиваться  в несколько уровней, а затем  эти полученные обобщения могут  быть распространены на все  явления и объекты, охватываемые  данной теорией (дедукция). Индуктивно-дедуктивным  методом строится большинство  теорий в науках о природе:  физика, химия, биология, геология, география,  психология, педагогика и т.д.

Эмпирические методы (методы-операции).

Наблюдение – наиболее информативный метод исследования. Это единственный метод, который  позволяет увидеть все стороны  изучаемых явлений и процессов. В зависимости от целей наблюдения, оно может быть научным и ненаучным.

Измерение. Используется повсеместно, в любой человеческой деятельности.

Опрос. Этот эмпирический метод  применяется только в общественных и гуманитарных науках. Метод опроса подразделяется на устный и письменный опрос. Во время устного опроса наблюдатель может видеть реакцию отвечающего, задавать дополнительные вопросы.

Тестирование – эмпирический метод, диагностическая процедура, заключающаяся в применении тестов (от английского test – задача, проба). Тесты различаются на бланочные, аппаратурные (например, на компьютере) и практические; для индивидуального применения и группового.

Эмпирические методы-действия

Обследование – это  изучение исследуемого объекта с  той или иной мерой глубины  и детализации в зависимости  от поставленных исследователем задач. Обследование – это в основном первоначальное изучение объекта, проводимое для ознакомления с его состоянием, функциями, структурой и т.д.

Мониторинг – это постоянный надзор, регулярное отслеживание состояния  объекта, значений отдельных его  параметров с целью изучения динамики происходящих процессов, прогнозирования  тех или иных событий, а также  предотвращение нежелательных явлений.

Эксперимент – общий эмпирический метод исследования (метод-действие), суть которого заключается в том, что явления и процессы изучаются  в строго контролируемых и управляемых условиях.

2.2.Функции и уровни методологии.

В процессе познания и действия методология разрабатывает как  бы стратегию познавательной и практической деятельности и выполняет следующие основные функции:

Функция

Значение

Направляющая 

Направляет ход научного исследования по оптимальному пути в  интересах приобретения нового истинного  знания

Регулирующая 

Регулирует применение методов, средств и приемов в процессе познания и практики

Обобщающая 

Обобщает результаты научного познания в различные формы знания

Формирующая

Формирует общие принципы и методы научного исследования


Несмотря на это, методология  науки, благодаря трудам П.В. Копнина, В.А. Лекторского, В.И. Садовского, В.С. Швырева, Г.П. Щедровицкого, Э.Г. Юдина и других авторов стала развиваться. Они  поделили методологию (рассматривая лишь методологию науки) на четыре этажа:

   

 

 

философский

 
   

 

 
   
   

 

 

общенаучный

 

уровни методологии

     
   

 

 

конкретно-научный

 
   

 

 
   
   

 

 

технологический

 

 

Это разделение методологии  было признано практически всеми  методологами и не подвергалось сомнению.

Верхние первый и второй уровни вышеуказанной конструкции строения методологии отведены для философов. Но философы сами конкретных научных исследований не ведут (за исключением собственно философских). Они анализируют лишь наиболее общие результаты, полученные в различных отраслях научного знания в прошлых исследованиях.

Третий уровень отведен как бы методологам конкретных наук методологам физики, химии, психологии и другим. Но позиция, положение этих методологов как бы зависает в воздухе – они уже не философы, но и не ученые, которые собственно добывают новое научное знание.

А конкретными методиками и техниками исследований вроде  как      должны заниматься «простые» ученые (четвертый уровень), зачастую в значительном или полном отрыве от верхних этажей такого строения методологии.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Существует много других методов научного исследования. Они  применяются избирательно, должны соответствовать  объекту и цели исследования, ими  должен владеть субъект познания. Всякие методы научного исследования соотносятся с возможностью проверки знаний, которые добываются с использованием тех или иных методов, а так  же с основными формами научного познания.

Вышесказанное свидетельствует  о том, что методология не может  быть сведена к какому-то одному, даже «очень важному методу», и тем более «единственно научному». В связи с этим необходимо иметь ввиду, что каждый метод,  как правило, применяется не изолировано, сам по себе, а в сочетании, взаимодействии с другими. А это значит, что конечный результат научной деятельности во многом определяется тем, насколько эффективно и умело используется «в деле» эвристический потенциал каждой из сторон того или иного метода и всех их взаимосвязи. Каждый элемент данного метода существует не сам по себе, а как сторона целого, и применяется как целое.

В своем применении любой  метод модифицируется в зависимости  от конкретный условий, цели исследования, характера решаемых задач, особенностей объекта, той или иной сферы применения, специфики изучаемых закономерностей, своеобразия явлений и процессов.

Ни один метод не является панацеей, «универсальной отмычкой». Иначе  говоря, ни один методологический принцип  не может исключить, например, риска  зайти в тупик в ходе научного исследования. Главное предназначение любого метода – обеспечить успешное решение проблем, приращение знаний.

Вот почему очень важным является методологический плюрализм, т.е. способность овладеть многообразием методов и умело их применять. Особое значение имеет способность освоения противоположных методологических подходов и их правильное сочетание.

Библиографический список

  1. Баскаков А.Я., Туленков Н.В. Методология научного исследования: Учеб. пособие. – 2-е изд., испр. – К.: МАУП, 2004. – 216 с.: ил. – Библиогр.: с.208 – 212.
  2. Большая Советская Энциклопедия. 3-е издание. – М.: Советская Энциклопедия, 1968 – 1979.
  3. Кравец А.С. Методология науки. – Воронеж, 1991.
  4. Новиков А.М., Новиков Д.А. Методология. – М.: СИНТЕГ. – 668 с.
  5. Сабитов Р.А. Основы научных исследований: Учеб. пособие / Челяб. гос. ун-т. Челябинск, 2002. 138с.

1 http://lib2.znate.ru/docs/index-301581.html?page=2

2 http://ru.wikipedia.org/wiki/%CC%E5%F2%EE%E4

3 http://www.anovikov.ru/books/mni.pdf

 


Информация о работе Научная методология. Классификация методов научного исследования