Ненормативное словообразование как выразительное средство и речевая ошибка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2014 в 15:39, контрольная работа

Описание работы

Цель исследования.
- проанализировать ненормативное словообразование в русском языке.
Задачи исследования.
1. Специфика ненормативного словообразования.
2. Ненормативное словообразование как выразительное средство.
3. Ненормативное словообразование как речевая ошибка.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Специфика ненормативного словообразования……………………………...5
2. Ненормативное словообразование как выразительное средство……………8
3. Ненормативное словообразование как речевая ошибка……………………15
Заключение……………………………………………………………………….17
Список использованной литературы…………………………………………...18

Файлы: 1 файл

Ненормативное словообразование как выразительное средство и речевая ошибка.docx

— 49.96 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Специфика ненормативного  словообразования……………………………...5

2. Ненормативное  словообразование как выразительное  средство……………8

3. Ненормативное  словообразование как речевая  ошибка……………………15

Заключение……………………………………………………………………….17

Список использованной литературы…………………………………………...18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность исследования.  Ненормативное словообразование отражает динамический процесс постепенного усвоения системы словообразования. 

Современная лингвистика рассматривает язык как сложную динамическую систему. Находясь в постоянном движении, он непрерывно развивается, совершенствуется, имея свое прошлое, настоящее, будущее. Именно поэтому в лингвистической литературе справедливо указывается на то, что вопрос о языковой изменчивости, составляющей постоянное качество языка, является центральным в лингвистической науке.

Наиболее ярким свидетельством динамического характера языка 
служит его способность обогащать свой словарный состав новыми единицами. Этот процесс давно стал объектом лингвистических исследований. Еще М.В. Ломоносов среди аспектов, которые должны были дополнить его «Российскую грамматику», называл «новые российские речения».

В русистике новейшего периода (начиная с 90-х годов XX в.) для 
обозначения ненормативного слова используются следующие термины: неологизм, окказионализм, новообразование, инновация.

 Наиболее важным отграничительным признаком ненормативного словообразования (окказиональных слов и неологизмов) большинство лингвистов считает их принадлежность соответственно речи и языку.

Новообразования изучаются в разных аспектах, среди которых важное место занимает словообразовательный.

Предмет исследования. Ненормативное словообразование как выразительное средство и речевая ошибка.

Объект исследования. Русский язык.

Цель исследования.

- проанализировать ненормативное  словообразование в русском языке.

Задачи исследования.

  1. Специфика ненормативного словообразования.
  2. Ненормативное словообразование как выразительное средство.
  3. Ненормативное словообразование как речевая ошибка.

Обзор литературы. В настоящем исследовании мы использовали работы таких авторов как Виноградов В. С., Изотов В. П., Попова Т. В., Радченко М. В. и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Специфика ненормативного словообразования

 

Ненормативную окказиональную разновидность сложения представляет собой гендиадис. Это сочетание двух знаменательных слов, сохраняющих свое лексическое значение. («Я новатор-стимулятор»). В создании гендиадиса большое значение имеет рифма.

С окказиональными словами тесно связаны неологизмы и потенциальные слова. Неологизмы – это новые в языке слова или значения, называющие новые предметы мысли1.

Потенциальные слова – это возможные, незакрепленные лексические единицыв языке, созданные по высокопродуктивным словообразовательным моделям.

В отличие от гендиадиса, редупликация (словообразовательный повтор) представляет собой разновидность окказионального сложения, при котором происходит повторение компонентов («Я мертв давным-давным-давно»).

В языке часто встречаются окказиональные слова, созданные при помощи субстантивного словообразования, при котором используются существующие в языке традиционные словообразовательные модели, новое слово создается путем замены морфемы или неморфемного сегмента. Так, поаналогии с общеупотребительным словом «интердевочка» возникло новообразование «унтердевочка» («Главы правительств склоняются к тому, чтобы во главе объединенных вооруженных сил содружества поставить женщину. Будущей главнокомандующей присваивается воинское звание, унтердевочка»). Замена одного из компонентов порождает эффект новизны, способствует актуализации разного рода ассоциативных связей.

Например, в журнале «Журналист» читаем: «Обвинения в «заказухе» стали универсальным приемом борьбы чиновника с журналистом». Это слово в словаре отсутствует. Однако, думается, что оно относится к окказиональным словам.

Образовано слово путем стяжения: из словосочетания «заказная публикация» при помощи продуктивного в русском языке суффикса «ух» («порнуха», «чернуха», «ляпуха»)2. Слово имеет явно выраженную эмоциональную окраску.

Лексическая единица может трансформироваться и для создания каламбура. В этих случаях мотивирующим чаще всего выступает имя собственное («Народ объегорен, обгайдарен»).

При субституции может происходить замена одной-двух букв («каюк-компания», «баба-ага», «все люди брутья»). Эта трансформация помогает переосмыслить прежние значения.

Еще одним из способов образования окказиональных слов в газетных текстах является контаминация. Это слияние слов или его частей на основе звукового сходства с образованием единого лексического целого. Это объединение безаффиксное, происходящее обычно путем частичного наложения («хрущебы» – Хрущев + трущобы). Подобные слова обладают повышенной информативностью, новизной, оригинальностью («Тьфутбол», «дерьмократия», «Зюгзаг удачи», «грезиденты», «партриотизм», «кремлистый» путь).

При образовании окказиональных слов может происходить не увеличение производящей базы, а ее сокращение («Сел добрый молодец и пригорюнился. И еще двадцать человек пригорюнил»). Здесь в глаголе удаляется суффикс.

Существуют и иные ненормативные словообразовательные модели, по которым образуются окказиональные слова. Например, может происходить эмансипация аффикса, когда он употребляется в роли лексически самостоятельного слова («У него на все аргументы придуманы свои контр», «Бесчисленные антиизмы возникают, когда хомо сапиенс оскудевает разумом»).

Иногда внутрь слова вставляется какой-либо сегмент. Этот прием образования окказионализмов называется тмезис. Так, например, образовано слово «природонелюбы».

При образовании новых окказиональных слов могут одновременно использоваться несколько способов. В качестве примера можно привести следующее. «И потому эту книгу следует назвать не «двоеборье», а «ДвоеБОРИе, поскольку ее авторы два Бориса – Б. Замятин и Б. Крутнер». В этом случае при образовании окказионализма субституция соединяется с графическим словообразованием.

Ненормативное словообразование создает массу эмоционально окрашенных неологизмов, каламбуров, образных выражений, сравнений3.

Интересные окказиональные явления возникают при семантическом способе словообразования, когда новое значение появляется у слова путем его расширения или сужения на основе метафорического или метонимического переноса. В качестве примера можно привести слово «крутой», которое в современном молодежном сленге стало многозначным.

Итак, разграничение общеязыковых и окказиональных новообразований признается большинством исследователей, однако критерии отнесения слова к той или иной группе разработаны недостаточно четко.

Образование новых слов может вызываться целым рядом причин как номинативного, так и стилистического характера. Причем каждый акт словотворчества, как правило, объясняется целым рядом причин. С необходимостью создания нового слова носитель языка сталкивается в связи с развитием науки, техники, безграничного человеческого познания.

Таким образом, новые слова появляются постоянно и находят отражение в языке. Ненормированные способы более экспрессивны, выразительны.

 

 

 

2. Ненормативное словообразование  как выразительное средство

 

Существуют два индикатора актуальных процессов словопроизводства. Во первых – это средства массовой информации, а во вторых – это литературная критика постмодернизма, которая ставит «общекультурную надстройку и распространяет свое влияние на философию, политику, религию, науку»4.

Сегодня наблюдается расцвет литературной критики постмодернизма, как ведущего направления русской литературной критики, которая приобретает черты критикуемых произведений, участвуя в формировании постмодернистской языковой картины мира. Языковая игра является важным компонентом эстетики постмодерна.

В произведениях литературной критики постмодернизма немало окказионализмов нетерминологического характера наиболее специфическим проявлением постмодернистской языковой картины мира здесь является виртуальная деривация, особая форма языковой игры, практически не наблюдающаяся в других типах литературы5.

Н. Н. Зайцева в своей работе занимается одним из способов окказионального словотворчества, а именно гендиадисом6.

Выделяются две разновидности гендиадиса:

1. «Редупликативные структуры» – один или оба компонента которых, рассматриваясь изолированно друг от друга, не имеют самостоятельного значения. Эти слова обозначают предметы или явления в их совокупности, множестве. Эта форма гендиадиса передает идею плюральности. Напр. шуры-муры, фокусы-покусы, и т. п.,

2. Структуры с полнозначными  компонентами. Это выражения типа  грибы-ягоды, гуси-лебеди, кошки-мышки, и другие. Подобные единицы необычайно  широкопредставлены в художественной  литературе, а также в разговорной  речи.

Выделяется еще и дегендиадис, т. е. способ словообразования, когда один изрифмованных компонентов употребляеться как самостоятельное слово.

Окказиональное словотворчество не является стихийным процессом. Индивид не может создать в языковом плане ничево действительно совершенно нового, потому, что все индивидуальное многообразие конкретных речевых актов с точки зрения звучания, морфологии и синтаксиса основывается на тех возможностях и предпосылках, которые заранее предопределены данным языком.

В. В. Лопатин высказал мысль, что слова, которые отклонились от языковой или словообразовательной нормы не творятся в воздухе. Используются аффиксы, уже существующие в русском языке, хотя в другой функции7. По его мнению, существует относительно много данных словообразовательных типов и подтипов, которых продуктивность проявляется в окказионализмах, значит, новые слова, созданные по этим типам, являются исключительно случайными словами (напр. Слово кирпичнокрасный).

В художественных произведениях можно найти по разным причинам окказиональные слова, «которые в том виде, в каком они представлены в конкретном художественном произведении, больше нигде не существуют»8.

Н. Д. Голев различает окказиональные и узуальные наименования. По его мнению, окказионализмы характеризуются вариантностью, т. е. один и тот же предмет в разных ситуациях разными говорящими (или одним и тем же) может быть назван по-разному9. Узуализация – это установление устойчивой связи определенного предмета с каким-либо одним названием. Окказиональные наименования распадаются после их употребления, – каждый раз, чтобы назвать данный предмет, их приходится создать заново; узуальные наименования воспроизводимы, моменты их создания уступают моментам употребления как готовых единиц языка. При создании окказионального наименования участвует один индивид, один говорящий; при узуальном наименовании – это результат деятельности целого коллектива носителей языка как говорящих(пишущих), так и слушающих (читающих).

Окказиональные личные имена были проанализированы Ю. Б. Мартыненко, по мнению которой окказиональную ономастику можно подразделить на10: 1) мотивированную реальными словами; 2) немотивированную. Вслед за этим она выделяет три класса окказиональных личных имен:

1. Морфологически интерпретируемые  слова, т. е. слова образованы по общим словообразовательным законам. В рамках первого типа находится шесть возможных способов образования антропонимов:

- сложение – например Дева-Цаца, Числобог, Очимир, Перунепр (Днепровский Перун),

- усечение имени собственно реального человека – например Мейерх (Мейерхольд), Мамонт (Мамонтов),

- субстантивация – Белая (Лейли)

- аффиксация – Собакевна, Моляна

- название героев по буквам – Эль, Ха, И, Э или инициалам П., Ч., Х.,

- переход имен нарицательных в имена собственные – барышня Смерть, Молодые кудри, Чертик, Холст, Целитель, Любитель, Писатель, Художник, Поэт, Спутник.

2. Звукоподражание, звукопись, заумь и т. п., т. е. слова, созданные на прямое эмоциональное восприятие. Эта группа слов „рассчитана на непосредственное, <внеразумное> восприятие“ – Ольга, Эльга, Альга.

3. Слова, созданные по  моделям, не имеющим прямых аналогов  в узусе, но не вступающие в противоречие с русской словообразовательной системой в целом.

В этой группе находим пять подтипов:

- имена букв в узуальном антропониме – Снежимочка,

- контаминация – Моревна (море + царевна), Снегляночка (снег + смуглянка), Зангези (Ганг + Занбези),

- необычность в грамматическом оформлении слова – Снегей,

- перемещенные ударения – г-жа Лени′н

- саркастический неологизм – Ванюша Цветочкин (от фамилии Уточкин).

Словообразовательный компонент является независимым компонентом лингвистического описания. Он взаимосвязан с лексическим компонентом и отделен от синтаксического компонента. Не существует прямая связь между словообразованием и синтаксисом. Эти два независимых компонента связываются посредством лексического компонента, который объединяет все назывные единицы данного языка.

Принцип сепарации словообразовательного компонента и синтаксического компонента показывает, что новые назывные единицы не создаются продуктивно из синтаксических структур. Значит, все назывные единицы создаются в словообразовательном компоненте, создаются продуктивно и регулярно в рамках словообразовательных правил. Больше всего, и это очень важно, каждая новая назывная единица создана в рамках словообразовательных правил пополняет лексический состав.

А. Г. Лыков отметил следующих девять признаков отграничивающих окказиональное слово от слова канонического11:

1) принадлежность к речи, которую он воспринимает как  „наиболее широкий и наиболее важный признак окказионального слова,

Информация о работе Ненормативное словообразование как выразительное средство и речевая ошибка