Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 16:22, доклад
Центральной идеей непрерывного образования является развитие человека как личности, субъекта деятельности и общения на протяжении всей его жизни.
1.3.
Непрерывное образование –
Идея непрерывного образования занимает все более заметное место в ряду прогрессивных идей современности. Ее общечеловеческая и философская значимость велика, так как смысл этой идеи в том, чтобы обеспечить каждому человеку постоянное развитие, совершенствование, творческое обновление на протяжении всей жизни, а значит, обеспечить процветание всему обществу. Именно поэтому многие государства ищут сегодня свою модель непрерывного образования.
Центральной идеей непрерывного образования является развитие человека как личности, субъекта деятельности и общения на протяжении всей его жизни.
Непрерывное образование процесс роста образовательного (общего и профессионального) потенциала личности в течение жизни, организационно обеспеченный системой государственных и общественных институтов и
соответствующий потребностям личности и общества
Системообразующим фактором непрерывного образования является общественная потребность в постоянном развитии личности каждого человека.
Для каждого человека непрерывное образование становится процессом
формирования и удовлетворения его познавательных запросов, духовных потребностей, развития задатков и способностей в различных учебных заведениях, на основе разных видов и форм обучения, а также путем самообразования и самовоспитания.
Для государства
и общества непрерывное образование
является ведущей сферой социальной
политики по обеспечению благоприятных
условий общего и профессионального
развития человека, механизмом воспроизводства
его профессионального и
В мировой
практике понятие «непрерывное образование»
выражается рядом терминов, среди
которых «продолжающееся
В основе функционирования непрерывного образования лежат следующие принципы, определяющие его специфику:
гуманизм,
демократизм, мобильность, опережение, открытость, перманентность.
Рассмотрим эти принципы. Принцип гуманизма свидетельствует об обращенности образования к человеку, к возможности свободы выбора личностью форм, сроков, видов обучения, повышения квалификации, самообразования. Принцип демократизма говорит о доступности образования благодаря многообразию форм обучения в любом возрасте в соответствии с интересами, возможностями и потребностями. Он обеспечивает свободу перехода из одного учебного заведения в другое, ускоренное завершение обучения и повышения квалификации; означает равенство всех граждан, независимо от национальных особенностей, состояния здоровья, образования и развития. Принцип мобильности выражается в многообразии средств, способов, организационных форм системы непрерывного образования, их гибкости и готовности к быстрой перестройке в соответствии с изменяющимися потребностями производства, общества, человека. Принцип опережения, предполагает более быстрое и гибкое развитие, перестройку учебных заведений и учреждений системы непрерывного образования по отношению к нуждам общественной практики, мобильное обновление их деятельности. Принцип открытости системы непрерывного образования требует ориентации учебных заведений на расширение их деятельности путем привлечения к обучению и повышению квалификации разных возрастных групп населения, которые отличаются уровнем образования и профессиональной подготовки, отношением к образованию, жизненными устремлениями. Принцип перманентности (непрерывности) образования является систематизирующим. Он означает необходимость пересмотра взглядов на роль и место образования в жизни человека и общества, устремленность в будущее. Прежний девиз «знания на всю жизнь» уступает место новому – «знания через всю жизнь».
Непрерывное образование способствует решению трех основных задач:
–подготовка человека для включения его в систему современных общественных и профессиональных отношений;
–совершенствование, развитие человека, включенного в общественное производство, с целью его своевременной адаптации к постоянно меняющимся условиям;
–разностороннее развитие личности, формирование ее мировоззрения, нравственных, эстетических, физических и других качеств, способностей, интересов, потребностей, общей культуры.
Непрерывное педагогическое образование социально-педагогическая система взаимосвязанных форм, этапов, свободно мыслящей, творческой средств, способов подготовки личности учителя, повышения его профессионального мастерства, развития личностных качеств и психолого-педагогической культуры; любовь к детям, ответственность за их судьбу, понимание их возрастных и индивидуальных особенностей;
Идея непрерывного
образования реализуется в
Цель непрерывного педагогического образования состоит в формировании разносторонне развитой личности учителя.
Ведущими характеристиками такой личности являются:
высокий уровень развития способностей в течение всей жизни
потребность в самообразовании и самовоспитании, в совершенствовании педагогического мастерства;
политическая культура, экономическая и компьютерная грамотность;
сформированность научного мировоззрения;
высокий уровень общей культуры и эрудиции;
социальная активность.
В Концепции непрерывного педагогического образования рассматриваются три этапа профессионального становления учителя, которые функционируют в органическом единстве, образуя систему:
I этап – допрофессионалъная подготовка;
II этап – профессиональное образование;
III этап – послевузовское образование, повышение квалификации, совершенствование педагогического мастерства.
На всех этапах происходит совершенствование и непрерывное развитие и саморазвитие личности учителя: ее мировоззрения, нравственных и других качеств, а также ценностных ориентаций.
Каждый этап обеспечивается определенной инфраструктурой, состоящей из основных и дополнительных учебно-воспитательных заведений. К основным относятся: детские дошкольные учреждения, школы, гимназии, лицеи, колледжи, педучилища, педвузы, классические и педагогические университеты, магистратура, аспирантура, докторантура, ИПК, ФПК3. Дополнительными учебно-воспитательными заведениями являются: детские внешкольные учреждения, УПК, центры профориентации молодежи, дворцы культуры и техники, библиотеки, детские и юношеские спортивные школы, специальные образовательные телевизионные программы.
Сравним отечественную систему непрерывного педагогического образования с существующей практикой подготовки учителя в ряде европейских стран.
По установившейся еще в средневековье традиции за рубежом педагогические кадры готовят университеты. При них создаются педагогические отделения, факультеты или педагогические колледжи. Если первые дают высшее образование, то вторые – среднее педагогическое. Колледжи можно сопоставить с отечественными педагогическими училищами. Но в некоторых странах (например, США) колледж, также как и университет, дает высшее педагогическое образование. Срок обучения в них составляет 4–5 лет. Первые два года осуществляется общетеоретическая подготовка, а затем начинается специализация с учетом интересов студентов. ИПК (ФПК) – институт (факультет) повышения квалификации работников образования.
В западноевропейских странах традиционно существует многоуровневая система высшего образования, в том числе и педагогического. В соответствии с национальными законами о стимулировании образования нуждающиеся студенты получают стипендии в качестве кредита, который в течение первых пяти лет работы возвращают государству.
Серьезное внимание
уделяется послевузовскому
В странах Западной Европы, США, Японии существует значительное количество вузов, которые готовят гораздо больше специалистов, в том числе и педагогов, чем это необходимо образованию, культуре, производству. Там доминирует мнение, что высшее образование является не только средством подготовки специалистов, оно должно быть доступно всем желающим, а выпускник вуза не обязательно должен работать в соответствующей сфере.
Университеты и колледжи, как правило, являются государственными учебными заведениями. Соответствующие органы формируют общую концепцию образования, которая определяет образовательную политику.
Начиная с семидесятых годов в подобных документах обязательно присутствует идея непрерывности образования. Вместе с тем, административные регионы (земли, штаты), а также вузы обладают значительной самостоятельностью, имеют собственные комплекты учебно-программной документации. Это обстоятельство вносит разнобой в профессиональную подготовку. При приеме на работу учителей с целью определения уровня их знаний проводится тестирование.
Работа по индивидуальным учебным планам вызвала значительное расхождение в учебной деятельности вузов, способствовала появлению престижных университетов, таких как Оксфорд, Кембридж, Сорбонна, Болонья, Гарвард. В каждом из них обучается 25–30 тысяч студентов, хотя поступить в эти университеты довольно трудно, и кроме того, высока плата за обучение. Многие студенты учатся дистанционно и заочно.
Вступительных экзаменов для абитуриентов в вузы нет, но широко развито тестирование. Обучение в университетах платное, но в некоторых странах (например, Швеция) оно открыто не является явно платным, так как государством выделяется студентам заем, который затем погашается ими. Развиваются заочные формы обучения – открытые и виртуальные университеты, дистанционное образование, образовательные программы по телевидению, «образование дома» и др. Эти формы привлекают материально малообеспеченных людей, домохозяек, инвалидов.
На сегодняшний день в мировом опыте высшего профессионального образования одновременно существуют различные варианты подготовки кадров: моноуровневая, многоуровневая, ступенчатая, смешанная и др. Моноуровневая (одноуровневая) система образования, которую нередко называют системой «закрытых дверей». Она ориентирована, главным образом на узкую профессиональную подготовку специалистов, обучение которых осуществляется по однотипным программам и учебным пособиям. Многоуровневая система подготовки, которая также ориентирована на специалиста соответствующего профиля, например, педагогического. В сравнении с предшествующей системой она имеет множество преимуществ, потому что позволяет отбирать своего студента уже на довузовском этапе.
Схема педагогической многоуровневой системы высшего образования может выглядеть следующим образом: довузовское педагогическое образование (педагогические классы, колледжи, гимназии, лицеи) → педагогический вуз
→ послевузовское педагогическое образование (курсы переподготовки, повышения квалификации). На первый взгляд, эта система высшего образования может показаться более открытой для личности того, кто в ней обучается. Однако и она имеет во многих случаях тупиковые варианты, когда у обучаемого возникает намерение изменить свой профессиональный маршрут на том или ином этапе подготовки. В данной системе профессиональная логика подготовки учителя идет параллельно с логикой образования и предусматривает только выбор одного профиля обучения из двух, а не предусматривает возможности изменения профессионального профиля.
Смешанная («гибридная») система высшего образования включает элементы моноуровневой и многоуровневой систем образования. Например, строго соответствующее количество мест для поступающих в высшую педагогическую школу и развитую систему довузовского и послевузовского образования. При этом обучаемый не имеет возможности изменить свой профессиональный маршрут без больших для себя потерь. Так, студент, решивший изменить свой профессиональный «маршрут», теряет предшествующие годы обучения в вузе.
Ступенчатая (многоступенчатая) система образования, которая широко распространена в мире, существенно отличается от предшествующих систем. Переход традиционной системы на ступенчатую дает возможность приблизиться к международным стандартам. Она изменяет приоритеты личности в образовании. Цель и предназначение ступенчатой системы подготовки кадров состоит в обеспечении условий для получения студентами такого образования, на основе которого они могут осуществлять широкий профессиональный выбор. Двухступенчатая (бакалавриат и магистратура) система позволяет улучшать условия отбора потенциально способной молодежи к разным видам деятельности.
Информация о работе Непрерывное образование – требование времени