Непрерывное образование – требование времени

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 16:22, доклад

Описание работы

Центральной идеей непрерывного образования является развитие человека как личности, субъекта деятельности и общения на протяжении всей его жизни.

Файлы: 1 файл

Непрерывное образование - требование времени.docx

— 35.49 Кб (Скачать файл)

1.3. Непрерывное образование – требование  времени

Идея непрерывного образования занимает все более  заметное место в ряду прогрессивных  идей современности. Ее общечеловеческая и философская значимость велика, так как смысл этой идеи в том, чтобы обеспечить каждому человеку постоянное развитие, совершенствование, творческое обновление на протяжении всей жизни, а значит, обеспечить процветание всему обществу. Именно поэтому многие государства ищут сегодня свою модель непрерывного образования.

Центральной идеей непрерывного образования является развитие человека как личности, субъекта деятельности и общения на протяжении всей его жизни.

Непрерывное образование процесс роста образовательного (общего и профессионального) потенциала личности в течение жизни, организационно обеспеченный системой государственных и общественных институтов и

соответствующий потребностям личности и общества

Системообразующим фактором непрерывного образования  является общественная потребность  в постоянном развитии личности каждого  человека.

Для каждого  человека непрерывное образование  становится процессом 

 формирования и удовлетворения его познавательных запросов, духовных потребностей, развития задатков и способностей в различных учебных заведениях, на основе разных видов и форм обучения, а также путем самообразования и самовоспитания.

Для государства  и общества непрерывное образование  является ведущей сферой социальной политики по обеспечению благоприятных  условий общего и профессионального  развития человека, механизмом воспроизводства  его профессионального и культурного  потенциала, условием развития общественного  производства.

В мировой  практике понятие «непрерывное образование» выражается рядом терминов, среди  которых «продолжающееся образование», «пожизненное образование», «пожизненное учение», «перманентное образование», «учение на протяжении всей жизни» и др. К понятию «непрерывное образование» тесно примыкает «возобновляющееся  образование», означающее получение  образования «по частям» в  течение всей жизни, отход от практики длительного образования в учебном  заведении, чередование образования  с другими видами деятельности, главным  образом, с работой.

В основе функционирования непрерывного образования лежат  следующие принципы, определяющие его специфику:

гуманизм,

демократизм, мобильность, опережение, открытость, перманентность.

Рассмотрим  эти принципы. Принцип гуманизма свидетельствует об обращенности образования к человеку, к возможности свободы выбора личностью форм, сроков, видов обучения, повышения квалификации, самообразования. Принцип демократизма говорит о доступности образования благодаря многообразию форм обучения в любом возрасте в соответствии с интересами, возможностями и потребностями. Он обеспечивает свободу перехода из одного учебного заведения в другое, ускоренное завершение обучения и повышения квалификации; означает равенство всех граждан, независимо от национальных особенностей, состояния здоровья, образования и развития. Принцип мобильности выражается в многообразии средств, способов, организационных форм системы непрерывного образования, их гибкости и готовности к быстрой перестройке в соответствии с изменяющимися потребностями производства, общества, человека. Принцип опережения, предполагает более быстрое и гибкое развитие, перестройку учебных заведений и учреждений системы непрерывного образования по отношению к нуждам общественной практики, мобильное обновление их деятельности. Принцип открытости системы непрерывного образования требует ориентации учебных заведений на расширение их деятельности путем привлечения к обучению и повышению квалификации разных возрастных групп населения, которые отличаются уровнем образования и профессиональной подготовки, отношением к образованию, жизненными устремлениями. Принцип перманентности (непрерывности) образования является систематизирующим. Он означает необходимость пересмотра взглядов на роль и место образования в жизни человека и общества, устремленность в будущее. Прежний девиз «знания на всю жизнь» уступает место новому – «знания через всю жизнь».

Непрерывное образование способствует решению  трех основных задач:

–подготовка человека для включения его в систему современных общественных и профессиональных отношений;

–совершенствование, развитие человека, включенного в  общественное производство, с целью  его своевременной адаптации  к постоянно меняющимся условиям;

–разностороннее развитие личности, формирование ее мировоззрения, нравственных, эстетических, физических и других качеств, способностей, интересов, потребностей, общей культуры.

Непрерывное педагогическое образование социально-педагогическая система взаимосвязанных форм, этапов, свободно мыслящей, творческой средств, способов подготовки личности учителя, повышения его профессионального мастерства, развития личностных качеств и психолого-педагогической культуры; любовь к детям, ответственность за их судьбу, понимание их возрастных и индивидуальных особенностей;

 

Идея непрерывного образования реализуется в профессиональном педагогическом образовании.

Цель непрерывного педагогического образования состоит в формировании разносторонне развитой личности учителя.

Ведущими  характеристиками такой личности являются:

высокий уровень  развития способностей в течение  всей жизни

потребность в самообразовании и самовоспитании, в совершенствовании педагогического мастерства;

политическая  культура, экономическая и компьютерная грамотность;

 сформированность научного мировоззрения;

 высокий уровень общей культуры и эрудиции;

 социальная активность.

В Концепции  непрерывного педагогического образования рассматриваются три этапа профессионального становления учителя, которые функционируют в органическом единстве, образуя систему:

I этап – допрофессионалъная подготовка;

II этап – профессиональное образование;

III этап – послевузовское образование, повышение квалификации, совершенствование педагогического мастерства.

На всех этапах происходит совершенствование и  непрерывное развитие и саморазвитие личности учителя: ее мировоззрения, нравственных и других качеств, а также ценностных ориентаций.

Каждый этап обеспечивается определенной инфраструктурой, состоящей из основных и дополнительных учебно-воспитательных заведений. К основным относятся: детские дошкольные учреждения, школы, гимназии, лицеи, колледжи, педучилища, педвузы, классические и педагогические университеты, магистратура, аспирантура, докторантура, ИПК, ФПК3. Дополнительными учебно-воспитательными заведениями являются: детские внешкольные учреждения, УПК, центры профориентации молодежи, дворцы культуры и техники, библиотеки, детские и юношеские спортивные школы, специальные образовательные телевизионные программы.

Сравним отечественную  систему непрерывного педагогического  образования с существующей практикой  подготовки учителя в ряде европейских  стран.

По установившейся еще в средневековье традиции за рубежом педагогические кадры  готовят университеты. При них  создаются педагогические отделения, факультеты или педагогические колледжи. Если первые дают высшее образование, то вторые – среднее педагогическое. Колледжи можно сопоставить с  отечественными педагогическими училищами. Но в некоторых странах (например, США) колледж, также как и университет, дает высшее педагогическое образование. Срок обучения в них составляет 4–5 лет. Первые два года осуществляется общетеоретическая подготовка, а  затем начинается специализация  с учетом интересов студентов. ИПК (ФПК) – институт (факультет) повышения  квалификации работников образования.

В западноевропейских странах традиционно существует многоуровневая система высшего  образования, в том числе и  педагогического. В соответствии с  национальными законами о стимулировании образования нуждающиеся студенты получают стипендии в качестве кредита, который в течение первых пяти лет работы возвращают государству.

Серьезное внимание уделяется послевузовскому этапу  подготовки специалиста. Например, в  Германии выпускники университета два  года работают в учебных заведениях, где приобретают практический опыт, а вуз в течение этого времени  оказывает им теоретическую и  методическую поддержку. После этого  выпускники-учителя сдают последний  экзамен и получают диплом об окончании  университета.

В странах  Западной Европы, США, Японии существует значительное количество вузов, которые  готовят гораздо больше специалистов, в том числе и педагогов, чем  это необходимо образованию, культуре, производству. Там доминирует мнение, что высшее образование является не только средством подготовки специалистов, оно должно быть доступно всем желающим, а выпускник вуза не обязательно  должен работать в соответствующей  сфере.

Университеты  и колледжи, как правило, являются государственными учебными заведениями. Соответствующие органы формируют  общую концепцию образования, которая  определяет образовательную политику.

Начиная с  семидесятых годов в подобных документах обязательно присутствует идея непрерывности образования. Вместе с тем, административные регионы (земли, штаты), а также вузы обладают значительной самостоятельностью, имеют собственные комплекты учебно-программной документации. Это обстоятельство вносит разнобой в профессиональную подготовку. При приеме на работу учителей с целью определения уровня их знаний проводится тестирование.

Работа по индивидуальным учебным планам вызвала  значительное расхождение в учебной  деятельности вузов, способствовала появлению  престижных университетов, таких как  Оксфорд, Кембридж, Сорбонна, Болонья, Гарвард. В каждом из них обучается 25–30 тысяч студентов, хотя поступить  в эти университеты довольно трудно, и кроме того, высока плата за обучение. Многие студенты учатся дистанционно и заочно.

Вступительных экзаменов для абитуриентов в  вузы нет, но широко развито тестирование. Обучение в университетах платное, но в некоторых странах (например, Швеция) оно открыто не является явно платным, так как государством выделяется студентам заем, который  затем погашается ими. Развиваются  заочные формы обучения – открытые и виртуальные университеты, дистанционное  образование, образовательные программы  по телевидению, «образование дома»  и др. Эти формы привлекают материально  малообеспеченных людей, домохозяек, инвалидов.

На сегодняшний  день в мировом опыте высшего  профессионального образования  одновременно существуют различные  варианты подготовки кадров: моноуровневая, многоуровневая, ступенчатая, смешанная и др.  Моноуровневая (одноуровневая) система образования, которую нередко называют системой «закрытых дверей». Она ориентирована, главным образом на узкую профессиональную подготовку специалистов, обучение которых осуществляется по однотипным программам и учебным пособиям.  Многоуровневая система подготовки, которая также ориентирована на специалиста соответствующего профиля, например, педагогического. В сравнении с предшествующей системой она имеет множество преимуществ, потому что позволяет отбирать своего студента уже на довузовском этапе.

Схема педагогической многоуровневой системы высшего  образования может выглядеть  следующим образом: довузовское педагогическое образование (педагогические классы, колледжи, гимназии, лицеи) → педагогический вуз

→ послевузовское педагогическое образование (курсы  переподготовки, повышения квалификации). На первый взгляд, эта система высшего  образования может показаться более  открытой для личности того, кто  в ней обучается. Однако и она  имеет во многих случаях тупиковые  варианты, когда у обучаемого возникает намерение изменить свой профессиональный маршрут на том или ином этапе подготовки. В данной системе профессиональная логика подготовки учителя идет параллельно с логикой образования и предусматривает только выбор одного профиля обучения из двух, а не предусматривает возможности изменения профессионального профиля.

 Смешанная («гибридная») система высшего образования включает элементы моноуровневой и многоуровневой систем образования. Например, строго соответствующее количество мест для поступающих в высшую педагогическую школу и развитую систему довузовского и послевузовского образования. При этом обучаемый не имеет возможности изменить свой профессиональный маршрут без больших для себя потерь. Так, студент, решивший изменить свой профессиональный «маршрут», теряет предшествующие годы обучения в вузе.

 Ступенчатая (многоступенчатая) система образования, которая широко распространена в мире, существенно отличается от предшествующих систем. Переход традиционной системы на ступенчатую дает возможность приблизиться к международным стандартам. Она изменяет приоритеты личности в образовании. Цель и предназначение ступенчатой системы подготовки кадров состоит в обеспечении условий для получения студентами такого образования, на основе которого они могут осуществлять широкий профессиональный выбор. Двухступенчатая (бакалавриат и магистратура) система позволяет улучшать условия отбора потенциально способной молодежи к разным видам деятельности.

Информация о работе Непрерывное образование – требование времени