Непрерывное образование – требование времени

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 16:22, доклад

Описание работы

Центральной идеей непрерывного образования является развитие человека как личности, субъекта деятельности и общения на протяжении всей его жизни.

Файлы: 1 файл

Непрерывное образование - требование времени.docx

— 35.49 Кб (Скачать файл)

Концепция педагогического  образования рассматривает формирование учителя как долговременный непрерывный процесс, условно состоящий из трех звеньев – довузовского, вузовского и послевузовского образования.

Степень связи  между ними является одним из факторов его результативности.

Проблема  непрерывного образования теснейшим  образом связана с проблемой образовательных стандартов. Под образовательными стандартами понимаются нормы, образцы, мера оценки образования.

Движущими силами развития стандартизации в сфере  образования, стимулом к ней являются происходящие в обществе XXI века перемены: духовно-интеллектуальная и научно-техническая революции, ориентация системы профессионального образования на Международную стандартную классификацию, на обеспечение нормативного единства документов сферы труда и сферы образования.

Стандарты в  жизни общества служат точкой отсчета  эффективности труда,

качества  продукции, мерой прогресса. В настоящее  время первоосновой преподавания того или иного учебного предмета становится стандарт, на основе которого разрабатываются  программы и учебники. Таким образом, стандарт образования служит для  фиксации обязательного уровня подготовки специалиста, т. е. основная его функция  состоит в определении нижнего  порога подготовки специалиста, в результате достижения которого он способен работать в той или иной отрасли.

Многоуровневая  общепедагогическая подготовка будущего педагога в вузе предполагает и многоступенчатость стандарта образования. При этом необходимо подчеркнуть, что он должен обеспечить преемственность всех ступеней педагогического образования, а  также содержать вариативные  компоненты.

 Целью педагогического вуза является обеспечение высокого уровня общенаучного, социального и профессионального индивидуально-творческого развития студента, овладевающего основами педагогической профессии, общей культурой, позволяющими проявить их в педагогической деятельности и в процессе непрерывного самообразования.

Целью студентов  является разностороннее интеллектуальное и эмоциональное развитие, формирование личностно-профессиональных и индивидуальных качеств, обеспечивающих готовность к  педагогической деятельности.

Содержание  такой целевой подготовки достигается  путем разработки профиля специальности, которому подчинено все содержание обучения – от начала (общетеоретическая  подготовка) до завершения (практическая подготовка). Она включает следующие  блоки (модули) направлений педагогической подготовки студентов.

Общенаучная подготовка специалистов направлена на овладение студентами методологией научного познания, законами развития природы, общества, человека, закономерностями, принципами, методами развития фундаментальных наук, основными теориями и концепциями, категориями и терминами, научным языком в целом. Главным показателем общенаучной подготовки является сформированный уровень научного мировоззрения.

 Специальная подготовка связана, прежде всего, с усвоением научной информации по основным дисциплинам, спецкурсам и спецсеминарам с учетом специфики базовой специальности, которую осваивает студент университета. Главным показателем специальной подготовки является усвоение студентами системы обобщенных межпредметных и частных знаний, умений, способов деятельности в избранной области знаний.

 Психолого-педагогическая подготовка представляет процесс и результат изучения студентами обязательных предметов психолого-педагогического и методического цикла, дисциплин по выбору и факультативов по избранной специальности. В ходе такого изучения студенты овладевают научными основами педагогической деятельности (общие закономерности развития педагогического процесса и ведущие теории, концепции, лежащие в его основе), необходимыми для освоения педагогической теории и анализа педагогической практики. Главным показателем психолого-педагогической подготовки является необходимый и достаточный уровень сформированности общепедагогических знаний, умений и навыков, определяющих профессиональную направленность будущего специалиста.  Культурологическая подготовка предполагает сопричастность студентов к национальному и мировому культурному процессу, развитие сущностных сил личности, ее творческого самоутверждения и самовыражения, формирование профессионально значимых качеств будущего специалиста, его способностей, развитие личностно ориентированного отношения к педагогической действительности. Главным показателем культурологической подготовки студентов является уровень сформированности личности, ее духовности, интеллектуально-нравственной свободы, творческой индивидуальности, социальной активности.

 Научно-педагогическая подготовка студентов направлена на освоение методологии и методики научно-педагогического исследования, формирование умений планировать и организовывать научный поиск в области педагогики, составлять программу опытно-экспериментальной работы, реализовывать ее в педагогической деятельности, анализировать, обобщать педагогический опыт, выявляя закономерности педагогического процесса и определяя пути его совершенствования. Главным показателем научно-педагогической подготовки является сформированный уровень научно-педагогического мышления, который характеризуется эвристическим, творческим подходом к изучению педагогических явлений, системной организацией опытно-поисковой деятельности и предвидением результатов. 

Практическая  педагогическая подготовка включает взаимодействие студентов с учащимися во время учебной и внеклассной работы, в процессе которой развиваются их деловые и межличностные отношения на основе сотрудничества. В ходе практической педагогической подготовки будущий специалист овладевает содержательно-процессуальной и организационно-методической системами педагогической деятельности, основными элементами современных технологий обучения. Главным показателем практической подготовки является сформированный уровень личности будущего учителя с системным видением педагогического процесса, владеющего основами педагогической культуры, компонентами педагогического мастерства, определяющими развитие индивидуального стиля его педагогической деятельности.

 

1.4. Образовательная среда - условие  становления и развития личности  педагога

 Образовательная среда рассматривается как система влияний и условий формирования личности, а также возможностей для ее саморазвития. Чаще всего, когда говорится об образовательной среде, имеется в виду среда какого-либо учебного заведения. Ее можно обозначить как локальную – функциональное и пространственное объединение субъектов образования, между которыми устанавливаются тесные взаимосвязи.

Локальная образовательная  среда состоит из «встроенных» в  нее образовательных микросред.

В качестве структурных единиц образовательной  среды выделяются: физическое окружение, человеческие факторы и программа  обучения.  Физическое окружение – архитектура школьного здания, степень открытости-закрытости помещений, внутришкольного дизайна, размер и пространственная структура классных комнат в здании школы.  Человеческие факторы – личностные особенности и успеваемость учащихся, персональное и межличностное пространство в зависимости от условий конкретной школьной организации, статус и роли, половозрастные и национальные особенности учащихся и учителей и т.п.  Программа обучения – деятельностная структура, стиль преподавания и характер социально-психологического контроля, формы обучения, содержание программ обучения (их традиционность, консерватизм или гибкость) и т.п.

Структурная модель образовательной среды содержит три базовых компонента: пространственно-предметный, социальный и организационный 

Пространственно-предметный компонент образовательной среды базируется на следующих требованиях к его эффективной организации: гетерогенность и сложность среды,

 связность  функциональных зон, 

гибкость  и управляемость среды,

обеспечение символической функции среды,

 индивидуализированность среды,

 сообразность жизненным проявлениям (аутентичность).

Организация гетерогенной и сложной структуры образовательной среды позволяет отыскивать, конструировать предметы своей моторной, сенсорной, познавательной, игровой и художественной активности.

Разнообразная и структурно сложная образовательная  среда предоставляет комплекс разнообразных  возможностей, стимулируя проявление самостоятельности и свободной  активности субъектов образовательного процесса.

 Организация связности различных функциональных зон образовательной среды создает возможность воспринимать различные виды образовательной деятельности как взаимообусловленные и дополняющие друг друга.

Организация гибкости и управляемости образовательной среды обеспечивает возможность проявления творческой, преобразующей активности субъектов образовательного процесса, создает уникальные дидактические возможности для педагогов, которые могут побуждать учащихся к активности, к принятию самостоятельных решений не только вербальными средствами, но и путем соответствующего изменения пространственно-предметного окружения.

 Организация индивидуализированности образовательной среды обеспечивает возможность удовлетворения потребности в персонализированном пространстве. Наличие такой индивидуализированной территории обеспечивает ощущение физической и эмоциональной безопасности, что является необходимым условием личностного развития.

 Сообразность жизненным проявлениям (аутентичность) образовательной среды обеспечивает субъектам образовательного процесса возможность функционирования в наиболее благоприятном для них ритме, соответствующем возрастным, половым, индивидуальным особенностям.

Социальный  компонент образовательной среды характеризуется такими признаками как: взаимопонимание и удовлетворенность взаимоотношениями всех субъектов образовательного процесса; преобладающее позитивное настроение всех его субъектов; авторитетность руководителей; степень участия всех субъектов в управлении образовательным процессом; сплоченность и сознательность всех субъектов; продуктивность взаимодействий в обучающем компоненте образовательного процесса.

 Взаимопонимание и удовлетворенность взаимоотношениями основаны прежде всего на доброжелательности друг к другу, преобладании взаимного положительного оценивания.

 Преобладающее позитивное настроение обусловливается совместной подготовкой к каким-либо интересным, значимым событиям. При подготовке к этим событиям (праздникам, вечерам, выставкам, фестивалям и т.п.) формируется чувство оптимизма, уверенности в интересном и насыщенном завтрашнем дне. Деловой настрой образовательного процесса создает возможность для проявления творческой активности всех субъектов образовательного процесса, позволяет многим преодолеть психологический барьер, оптимистично оценить свое настоящее и будущее и, самое главное, корректировать характер межличностных отношений в образовательной среде. 

Авторитетность  руководителей приобретает особое значение в условиях личностно ориентированной образовательной среды тогда, когда межличностные отношения строятся на субъект-субъектной основе; взаимодействие субъектов образовательного процесса носит не только межролевой, но и в большой степени межличностный характер; в образовательной структуре утверждается демократический стиль управления.

 Участие всех субъектов в управлении образовательным процессом выступает как важнейшая развивающая возможность образовательной среды, обеспечивающая становление социальной активности личности.

Деятельность, которую осуществляют субъекты в  образовательном процессе, может  носить развивающий характер только в том случае, если ее участники  вовлечены в переживание самого процесса этой деятельности, психологически включены в нее. 

Сплоченность  и сознательность – необходимая предпосылка функционирования образовательной среды, которая в этом случае становится «инструментом» личностного развития каждого субъекта образовательного процесса.

Продуктивность  взаимодействий в обучающем компоненте образовательного процесса обеспечивается соответствующим уровнем развития социального компонента образовательной среды.

Если будут  выполнены все ранее рассмотренные  условия, создан комплекс развивающих  возможностей, но при этом учебный  компонент образовательного процесса окажется на низком уровне, то такая  образовательная среда не может  рассматриваться как качественная и эффективная развивающая среда. В этом случае любой субъект образовательного процесса может предпочесть, скажем, субъект-объектную образовательной среду, гарантирующую формирование соответствующих знаний, умений и навыков, несмотря на ущербность этой среды в плане обеспечения возможностей для личностного развития.

Организационный компонент образовательной среды связан с возможностями удовлетворения ряда важнейших потребностей личности.

 


Информация о работе Непрерывное образование – требование времени