2. Наметились два диаметрально
противоположных отношения к
непрерывному образованию - от полного
его неприятия и объявления
очередной утопией до определения
непрерывного образования как
главной, а может быть и единственной
продуктивной педагогической идеей современного этапа
мирового развития. Сторонников последнего
больше и их позиция аргументированнее.
3. Просматриваются три главных
аспекта (при акцентировании на
тех или иных характеристиках
и показателях) сущности непрерывного
образования:
а) первый, традиционный, когда в непрерывном
образовании видят профессиональное образование
взрослых, потребность в котором вызвана
необходимой компенсацией знаний и умений,
недополученных в ходе учебы, как своеобразный
ответ на технологических прогресс, поставивший труд человека в состояние
функциональной безграмотности. Это по
сути - компенсаторное, дополнительное
образование, часть "конечного" образования
(т.е. "образования на всю жизнь");
б) сторонники второго подхода рассматривают
явление образования как пожизненный процесс ("учиться
всю жизнь") и отдают предпочтение педагогически
организованным формальным структурам
(кружки, курсы, ФПК, средства массовой
информации, заочное и вечернее обучение
и т.п.);
в) третий подход наиболее, на наш взгляд,
продуктивный, идею пожизненного образования
"пропускает" через потребности личность,
стремление которой к постоянному познанию
себя и окружающего мира становится ее
ценностью ("образование через всю жизнь").
Целью непрерывного образования в этом
случае становится - всестороннее развитие
(включая саморазвитие) человека, его биологических,
социальных и духовных потенций, а в конечном
итоге его "окультуривание", как необходимое
условие сохранения и развития культуры
общества9.
В третьем подходе, особенно в последние годы, особо выделяется деятельностный
аспект, при котором непрерывное образование
рассматривается как новый способ образовательной
деятельности, обеспечивающий опережающее
развитие человека, формирование у него
прогностических качеств, но опирающихся
на социальную и культурно-историческую
ниву.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, непрерывное образование — это процесс
роста образовательного (общего и профессионального)
потенциала личности в течение жизни,
организационно обеспеченный системой
государственных и общественных институтов
и соответствующий потребностям личности
и общества. В него вовлечено множества
образовательных структур — основных
и параллельных, базовых и дополнительных,
государственных и общественных, формальных
и неформальных.
Система непрерывного образования распространена
во всем мире. Она включает в себя все виды
образования и воспитания, которые каждый
человек получает от рождения до смерти.
В мировой педагогике понятие «непрерывное
образование» выражается рядом терминов,
среди которых «продолжающееся образование»,
«пожизненное образование», «пожизненное
учение», «перманентное образование»
и др. К нему тесно примыкает «возобновляющееся
образование», означающее получение образования
«по частям» в течение всей жизни, отход
от практики длительного образования
в учебном заведении, чередование образования
с другими видами деятельности. Понятие
«непрерывное профессиональное образование»
можно отнести к личности, образовательным
процессам (программам), организационным
структурам. В ряде стран действуют региональные,
национальные и международные центры,
разрабатывающие проблематику и координирующие
программы и информационный обмен по вопросам
непрерывного образования (преимущественно
в русле образования взрослых).
В проекте концепции модернизации российского образования обозначено
четыре приоритетных направления:
-переход к непрерывному профессиональному
образованию,
-повышение качества профессионального
образования,
-обеспечение инвестиционной привлекательности
образования,
-реформа общего (среднего) образования.
Система непрерывного образования в
проекте состоит из трех основных элементов:
переход от системы управления вузами
к системе управления отдельными программами
с отказом от аккредитации вузов в пользу
аккредитации учебных программ, введение так называемой кредитно-модульной
системы образовательных программ, создание
независимых центров оценки качества
образования.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Алексеев А.В. Новая экономика - новое
образование? / А.В. Алексеев, О.В. Бауск // Эко. - 2006. - № 6. - С.187.
- Алиева С.В. Обоснование механизма управления
образовательными процессами в подготовке
специалистов/ С.В. Алиева // Соц. - гум. знания. - 2006. - №5. - С.255.
- Барабанова, И.П. Современные тенденции
развития системы высшей школы/ И.П. Барабанова
// Соц. - гум. знания. - 2008. - № 5. - С.277.
- Введенский В.Н. Непрерывное профессиональное
образование/ В.Н. Введенский // Соц. - гум. знания. - 2004. - № 3. - С. 317.
- Власов М.В. Оптимизация процессов управления
новыми знаниями/ М.В. Власов // Менеджмент.
- 2007. - № 4. - С.37.
- Горбачев В.Г. Модернизационные "волны"
в высшей школе современной России/ В.Г.
Горбачев // Соц. - гум. знания. - 2008. - № 5. - С.288.
- Крыштафович А.Н. Управление знаниями
- перспективное направление менеджмента/
А.Н. Крыштафович // Менеджмент. - 2003. - №1. - С.201.
- Лисов В. Довузовское профессиональное
образование в России: нынешнее состояние
и вопросы модернизации/ В. Лисов // Российский
экономический журнал. - 2008. - №7-8. - С.85.
- Мясоедова Т.Г. Управление знаниями как
функция деятельности организации/ Т.Г.
Мясоедова // Менеджмент. - 2007. - №5. - с.217.
1
Мясоедова Т.Г. Управление знаниями как
функция деятельности организации/ Т.Г.
Мясоедова // Менеджмент. - 2007. - №5. - с.110-117
2
Алиева С.В. Обоснование механизма управления
образовательными процессами в подготовке
специалистов/ С.В. Алиева // Соц. - гум. знания.
- 2006. - №5. - С.145-155
3
Барабанова, И.П. Современные тенденции
развития системы высшей школы/ И.П. Барабанова
// Соц. - гум. знания. - 2008. - № 5. - С.171-177
4
Крыштафович А.Н. Управление знаниями
- перспективное направление менеджмента/
А.Н. Крыштафович // Менеджмент. - 2003. - №1.
- С.42-51
5
Горбачев В.Г. Модернизационные "волны"
в высшей школе современной России/ В.Г.
Горбачев // Соц. - гум. знания. - 2008. - № 5.
- С.178-188
6
Введенский В.Н. Непрерывное профессиональное
образование/ В.Н. Введенский // Соц. - гум.
знания. - 2004. - № 3. - С. 208-217
7
Алексеев А.В. Новая экономика - новое образование?
/ А.В. Алексеев, О.В. Бауск // Эко. - 2006. - №
6. - С.81-87
8
Лисов В. Довузовское профессиональное
образование в России: нынешнее состояние
и вопросы модернизации/ В. Лисов // Российский
экономический журнал. - 2008. - №7-8. - С.35-55
9
Власов М.В. Оптимизация процессов управления
новыми знаниями/ М.В. Власов // Менеджмент.
- 2007. - № 4. - С.3-7