Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 19:08, реферат
Ориентация современной школы на гуманизацию процесса образования и разностороннее развитие личности ребенка предполагает необходимость гармоничного сочетания собственно учебной деятельности, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, их познавательной активности. Нестандартные уроки - одно из важных средств обучения, т.к. они формируют у учащихся устойчивый интерес к учению, снимают напряжение, помогают формировать навыки учебной деятельности, оказывают эмоциональное воздействие на детей, благодаря чему у них формируются более прочные, глубокие знания.
Введение
Ориентация современной
школы на гуманизацию процесса образования
и разностороннее развитие личности
ребенка предполагает необходимость
гармоничного сочетания собственно
учебной деятельности, в рамках которой
формируются базовые знания, умения
и навыки, с деятельностью творческой,
связанной с развитием
На нестандартных уроках учащиеся должны получать нестандартные задания. Нестандартное задание - понятие очень широкое. Оно включает целый ряд признаков, позволяющих отграничить задания этого типа от традиционных (стандартных). Главный отличительный признак нестандартных заданий - их связь "с деятельностью, которую в психологии называют продуктивной", творческой. Есть и другие признаки:
самостоятельный поиск учащимися путей и вариантов решения поставленной учебной задачи (выбор одного из предложенных вариантов или нахождение собственного варианта и обоснование решения);
необычные условия работы;
активное воспроизведение ранее полученных знаний в незнакомых условиях.
Нестандартные задания могут быть представлены в виде проблемных ситуаций (затруднительных положений, из которых надо найти выход, используя полученные знания), ролевых и деловых игр, конкурсов и соревнований (по принципу "кто быстрее? больше? лучше?") и других заданий с элементами занимательности (житейские и фантастические ситуации, инсценировки, лингвистические сказки, загадки, "расследования").
Конечно, нестандартные уроки, необычные по замыслу, организации, методике проведения, больше нравятся учащимся, чем будничные учебные занятия со строгой структурой и установленным режимом работы. Поэтому практиковать такие уроки следует всем учителям. Но превращать нестандартные уроки в главную форму работы, вводить их в систему нецелесообразно из-за большой потери времени, отсутствия серьезного познавательного труда, невысокой результативности и другого. Нестандартные уроки.
С середины 70-х гг. в отечественной школе обнаружилась опасная тенденция снижения интереса школьников к занятиям. Отчуждение учащихся от познавательного труда педагоги пытались остановить различными способами. На обострение проблемы массовая практика отреагировала так называемыми нестандартными уроками, имеющими главной целью возбуждение и удержание интереса учащихся к учебному труду. Нестандартный урок - это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (неустановленную) структуру. Мнения педагогов на нестандартные уроки расходятся: одни видят в них прогресс педагогической мысли, правильный шаг в направлении демократизации школы, а другие, наоборот, считают такие уроки опасным нарушением педагогических принципов, вынужденным отступлением педагогов под напором обленившихся учеников, не желающих и не умеющих серьезно трудиться.
Типы нестандартных уроков.
Анализ педагогической литературы позволил выделить несколько десятков типов нестандартных уроков. Их названия дают некоторое представление о целях, задачах, методике проведения таких занятий. Перечислим наиболее распространенные типы нестандартных уроков.
Учителями разработано много методических приемов, новшеств, новаторских подходов к проведению различных форм занятий. По форме проведения можно выделить следующие группы нестандартных уроков:
1. Уроки в форме соревнования и игр: конкурс, турнир, эстафета (лингвистический бой), дуэль, КВН, деловая игра, ролевая игра, кроссворд, викторина и т.п.
2. Уроки, основанные на
формах, жанрах и методах работы,
известных в общественной
3. Уроки, основанные на
нетрадиционной организации
4. Уроки, напоминающие
публичные формы общения:
5. Уроки, опирающиеся на фантазию: урок-сказка, урок-сюрприз, урок-подарок от Хоттабыча.
6. Уроки, основанные на
имитации деятельности
7. Перенесенные в рамках
урока традиционные формы
8. Интегрированные уроки.
9. Трансформация традиционных
способов организации урока:
Рекомендации по проведению нестандартных уроков.
1. Нестандартные уроки
следует использовать как
2. Слишком частое обращение
к подобным формам организации
учебного процесса
3. Нетрадиционному уроку
должна предшествовать
4. При выборе форм
5. Интегрировать усилия
учителей при подготовке
6. При проведении нестандартных
уроков руководствоваться
Примеры подготовки к нестандартным урокам:
урок-зачет, дискуссия, семинар.
1. Урок-зачет.
Зачет выполняет не только контролирующую функцию, но и основное его назначение - систематизировать и обобщать материал по теме или разделу, уточнить знания по основным вопросам.
Для зачета можно использовать итоговые уроки, уроки обобщающего повторения или уроки контроля и проверки знаний, умений и навыков. В календарно-тематическом плане заранее предусмотреть темы, по которым будет зачет (3-4 в год).
Этапы подготовки и проведения урока-зачета
1. Предварительная подготовка к уроку-зачету.
2. Проведение урока-зачета.
3. Подведение итогов и внесение корректив.
1 этап - предварительная подготовка
Подготовительная работа начинается на первом вводном уроке по теме. Учитель анализирует требования программы по теме, определяет конечный результат. Определяет цели урока-зачета, составляет вопросы и задания, учитывая три уровня усвоения:
1. Понимание, запоминание, воспроизведение материала,
2. Применение знаний и умений в знакомой ситуации,
3. Применение знаний и умений в новой ситуации.
Учитель сообщает тему и дату проведения урока-зачета, его место и значение в изучении новой темы; знакомит с требованиями, которые будут предъявлены на зачете, с вопросами и заданиями разных уровней; предлагает индивидуальные задания по тем вопросам , в которых некоторые ученики ранее не разбирались; знакомить с материалами стенда «Готовься к зачету», который вывешивается в кабинете.
На стенде
1. Перечень знаний, умений и навыков.
2. Вопросы и задания.
3. Советы по организации
различных видов учебной
4. Литература по теме
В ходе подготовки
1. Текущая проверка знаний, умений и навыков.
2. Организация работы
II этап - проведение зачета.
На зачетном уроке присутствуют все учащиеся, но опрашивать можно часть из них, предлагая им дифференцированные задания с учетом результатов текущих проверок.
Освобожденные от сдачи зачета
или выполняют дополнительные задания
повышенной трудности, или помогают
учителю принимать зачет, получив
перед этим соответствующий инструктаж.
Возможен вариант, когда часть заданий
на зачетном уроке выполнит не весь
класс, а лишь отдельные учащиеся
(с учетом итогов текущей проверки).
Можно использовать различные формы
проведения зачета (письменный опрос
по карточкам-заданиям, выполнение двух-трех
зачетных работ, комбинированный опрос,
фронтальный или индивидуальный
и т.д.) и в зависимости от содержания,
темы, цели проверки, состава учащихся,
но следует стремиться, чтобы виды
работ были привычными для учащихся.
На зачетном уроке проверять
III этап - подведение итогов работы.
Оценка труда учащихся.
Урок-дискуссия.
Дискуссия - это спор, словесное состязание, в котором каждый отстаивает свое мнение. Сама природа этой формы общения определяет ее демократичность: «В спорах нет ни высших, ни низших, ни званий, ни имен: важна лишь одна истина, перед которой равны все» (Р. Роллан).
Поскольку дискуссия - это спор, то основные цели ее проведения следующие:
1) выяснение разных точек
зрения, столкновение которых поможет
найти истину, что, несомненно, способствует
не только углублению званий,
но и формирование
2) воспитание у учащихся
культуры речевого общения во
время спора; формирование
Дискуссия как форма демократического общения имеет преимущества перед другими формами: она позволяет организовать живое общение, вовлечь всех или большинство участников в обсуждение вопроса, предполагает напряжение мысли, которое возникает в раздумьях, в столкновениях различных точек зрения, стимулирует речевую активность и самостоятельность суждения.
Настоящую дискуссию нельзя
запланировать в деталях, прорепетировать,
разыграть по нотам, иначе она
лишится необходимой
1) предварительная подготовка,
2) проведение дискуссии,
3) подведение итогов.
Задачи первого этапа
1. Выбрать тему. Она может быть предложена, но не навязана учителем, подсказана жизненной ситуацией или определена на основе предварительного опроса (анкетирование) учащихся. Для обсуждения следует выбирать вопрос, который бы был интересен учащимся, затрагивал и волновал их.
2. Глубоко изучить вопрос, который будет обсуждаться.
3. Создать инициативную
группу по подготовке
4. Подготовить объявление о дискуссии (тема, вопросы, литература, время и место проведения), оформить помещение (афоризмы, правила ведения спора, выставка книг и т.д.).
При подготовке помещения к проведению дискуссии стулья лучше расставить таким образом, чтобы участники спора по возможности видели друг друга.
Второй этап - это проведение дискуссии.
Умелая дискуссия - почти искусство. Успех ее во многом зависит от учителя, от осмысления им роли и функции ведущего. Несколько советов ведущему дискуссию:
1. Перед началом дискуссии необходимо назвать тему, обосновать ее выбор, ясно сформулировать цель.
2. В первые же минуты
расположить к себе участников
дискуссии, настроить их на
полемический лад, создать
3. Не препятствовать желающим
выступать, но и не принуждать
к выступлению, стараться,
4. Стимулировать активность
участников. В этом поможет продуманная
система вопросов, которые представляют
интерес для учащихся и могут
вызвать их на откровенный
разговор. Помнить, что вопрос - визитная
карточка дискуссии. Есть
вызов;
неожиданный вопрос;
реплика - краткое возражение, замечание с места. Она тоже настраивает на дискуссию, свидетельствует об активности слушателя, его желании уяснить вопрос, проверить свою точку зрения.
5. Умело сопоставить различные точки зрения, обобщить их с тем, чтобы позиции участников дискуссии были представлены как можно отчетливее, направлять дискуссию в русло намеченной цели.
6. Не торопиться исправлять заблуждающихся, предоставлять такую возможность слушателям.
7. Когда это целесообразно, вопрос, адресованный ведущему, тут же переадресовать слушателям.