Нестандартные уроки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Января 2014 в 10:33, контрольная работа

Описание работы

Погружение в мир знаний должно происходить при активном участии ребёнка. Он должен искать, пробовать и ошибаться. Только тогда можно добиться положительного результата, а значит, способствовать становлению гармоничной, всесторонне развитой личности, готовой к любым неожиданностям, уготованным ей судьбой. К сожалению, в большинстве случаев учеников ругают за ошибки, забывая при этом, что без этого не происходит действительного познания. Причем, чужие ошибки, разобранные учителем, помогают другим ученикам на них учиться. Применение нетрадиционных форм обучения позволяет значительно расширить поле деятельности учителя, отойти от строгих рамок урока с его неизменной структурой: опрос, объяснение, закрепление, домашнее задание.

Файлы: 1 файл

Нестандартные уроки.docx

— 35.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Контрольная работа

По педагогике

На тему

НЕСТАНДАРТНЫЕ УРОКИ

 

 

 

 

 

Ярославль

2010

 

«Учитель доброе в них семя полагал,

а не простую отбывал повинность».

(Д.И. Менделеев)

На сегодняшний день развитие инновационных процессов в образовании является одним из важнейших путей повышения эффективности деятельности образовательных учреждений. Причём эти процессы затрагивают как построение самой образовательной системы, так и содержание, формы, методы и средства педагогической деятельности.

Как показывает практика, далеко не всё новое прогрессивно. Прогрессивно лишь то, что эффективно, то есть если его использование позволяет получить более высокие результаты оптимальным путём: при тех же или меньших затратах физических, моральных сил, финансовых средств или времени.

Как добиться наибольшей эффективности  урока сегодня? Какими средствами поднять у детей духовную потребность в знаниях, стремление овладеть ими, совершенствовать их? В связи с постановкой таких вопросов и возникло понятие «нетрадиционные формы обучения».

Традиционный урок предполагает  ведущую роль учителя и мало приспособлен для свободного обсуждения и осмысления материала,  не представляет возможности раскрыться каждому ученику, в наименьшей степени способствует их творческому развитию. Например, на уроке литературы учитель при изучении литературного произведения может рассматривать его с точки зрения исторической эпохи, с точки зрения   современников писателя, как правило, литературных критиков, либо, используя материал учебника, где сопряжено и то, и другое. Такие уроки бывают особенно  скучны для учащихся.

Эффективность же современного урока основывается на широкой реализации связи с жизнью, на применении новых форм обучения. Деятельность каждого учителя должна быть сопряжена с творческим подходом. Учитель как верный друг и добрый наставник, прежде всего, должен пробудить в ребёнке желание познавать, искать и экспериментировать. А для этого недостаточно пересказать ученикам параграф учебника или заставить их вызубрить все имеющиеся в нём правила. Насколько формально учитель будет относиться к своим обязанностям, настолько формально к приобретению знаний будет относиться ребёнок.

Погружение в мир знаний должно происходить при активном участии ребёнка. Он должен искать, пробовать и ошибаться. Только тогда  можно добиться положительного результата, а значит, способствовать становлению гармоничной, всесторонне развитой личности, готовой к любым неожиданностям, уготованным ей судьбой. К сожалению, в большинстве случаев учеников ругают за ошибки, забывая при этом, что без этого не происходит действительного познания. Причем, чужие ошибки (одноклассников), разобранные учителем, помогают другим ученикам на них учиться.

Применение нетрадиционных форм обучения позволяет значительно расширить поле деятельности учителя, отойти от строгих рамок урока с его неизменной структурой: опрос, объяснение, закрепление, домашнее задание.

Нетрадиционные  формы работы позволяют разнообразить учебную деятельность, они способствуют повышению интеллектуальной активности учащихся, а, следовательно, и эффективности урока.

 

    1. Нестандартные уроки. Технологии.

Принцип деятельности

Нестандартные уроки получили одобрение у большинства педагогов. Много ученых и педагогов занимаются этой проблематикой: психологи, психофизиологии, психолингвисты, не говоря уже о педагогах – предметниках, каждый из которых имеет творческую жилку и желает повысить интерес к своему предмету  у учеников. В результате проведения таких уроков обнаружена не только высокая результативность в плане знаний и умений школьников, но и явные развивающие возможности. У учащихся развивается не только речь и связанные с ней интеллектуальные способности, но и такие высшие психические функции, как произвольное внимание, воображение и самые разные виды памяти, без которых невозможно полноценное формирование личности.

Немаловажно, что  эти занятия дают возможность преодолеть укоренившийся стереотип урока, изменить привычные способы общения, сделать изучаемый художественный материал более наглядным, более зримым, создать благоприятные условия для эмоционального восприятия произведения, усвоения его идейно  - нравственного содержания.

Характерной особенностью этих уроков является их оригинальность по замыслу, структуре, сюжету, по тем педагогическим находкам, которые позволяют говорить об этих уроках как о нетрадиционных, творческих, авторских. При подготовке и проведении нетрадиционных уроков в школе следует помнить, что в значительной степени их эффективность будет обеспечиваться при  следующих условиях:

  • нестандартный урок будет приниматься в качестве одного из ведущих средств обучения;
  • хорошее  владение  учителем  методикой проведения нетрадиционных уроков;
  • умелое сочетание  нетрадиционных и традиционных форм работы;
  • владение  способностью диагностировать, отбирать содержание, конструировать дидактический процесс в рамках нестандартного урока;
  • включение нестандартных  уроков в систему своей работы.

Таким образом, можно сформулировать основные принципы деятельности нестандартных уроков:

  • активизация познавательной и мыслительной деятельности учащихся;
  • дифференцированный подход к изучению предмета;
  • повышение интереса к изучаемому материалу;
  • развитие творческих способностей учащихся.

 

    1. Использование нестандартных форм проведения уроков

Феномен нестандартного урока  – это объективное проявление чётко выраженной тенденции развития классно-урочной системы в современной школе, когда собственно урок как форма учебных занятий перестаёт занимать монопольное положение и наряду с ним всё шире применяются другие формы. Использование подобных методик важно еще и с той точки зрения, что количество часов, отведенных на изучение предмета, не всегда достаточно для полного освоения материала ребенком. Например, для закрепления знаний на уроках используют часто стандартные контрольные работы, зачетные задания, срезы. Каждый такой урок (зачет) – это в первую очередь стресс для учеников, а если предметов в портфеле у ребенка 8-10, то за четверть он испытывает как минимум 8-10 стрессовых ситуаций, связанных  с проверкой знаний. Использование нестандартных форм проверки знаний помогают убрать лишний стресс. Здесь можно предложить использовать театральные постановки  (уроки – спектакли) для уроков литературы или истории; для уроков математики так же можно использовать постановки, что пользуется большим успехом в младших классах и в среднем звене. С точки зрения психологии у большинства детей запоминается в большей степени не предмет или тема, а эмоции, с ней связанные. Поэтому важно убрать лишний стресс из жизни ребенка.

Урок, несмотря на кажущуюся универсальность, имеет всё же ограниченные возможности: опираясь лишь на него, недостаточно эффективно удаётся развить творческие способности учащихся, обеспечить надлежащий уровень формирования обще учебных умений, использовать возможности для развития монологической речи школьников, организовать различные формы общения.

 

Творческие принципы методики  нестандартных уроков заключаются в следующем:

1. Отказ от шаблона  в организации урока, от рутины  и формализма в проведении.

2. Максимальное вовлечение  учащихся класса в активную  деятельность на уроке.

3. Не развлекательность,  а занимательность и увлечение  как основа эмоционального тона урока.

4. Поддержка альтернативности, множественности мнений.

5. Развитие функции общения  на уроке как условие обеспечения взаимопонимания, побуждения к действию, ощущение эмоционального удовлетворения.

6. «Скрытая» (педагогически  целесообразная) дифференциация учащихся  по учебным возможностям, интересам  способностям и склонностям.

7. Использование оценки  в качестве формирующего (а не  только результирующего инструмента).

 

    1. Периоды подготовки и проведения

нестандартных уроков

Выделяются 3 периода: подготовительный, собственно урок и его анализ.

1. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ.

В нём активное участие  принимают и учитель, и учащиеся. Если при подготовке к традиционному уроку такую деятельность проявляет лишь учитель (написание плана-конспекта, изготовление наглядных пособий, раздаточного материала, обеспечение и т.п.), то во втором случае в значительной степени задействованы и учащиеся. Они делятся на группы (команды, экипажи), получают или набирают определённые задания, которые необходимо выполнить до урока: подготовка сообщений на тему предстоящего урока, составление вопросов, кроссвордов, викторин, изготовление необходимого дидактического материала и т.д. Например, при подготовке к уроку по биологии на тему «Классификация (многообразие) рыб и их хозяйственное значение» учитель предложил нескольким группам учеников подготовить выступления – доклады, используя видео – материалы из разряда «Жизнь животных», «жизнь обитателей морских глубин»; на уроках географии можно заинтересовать учеников просмотром по телевидению программ, посвященным путешествиям и открытиям. На уроке химии при изучении темы «Свойства кислот, щелочей и оснований в свете ТЭД» можно провести занимательный урок «Химия  на кухне», на котором детям предлагается ознакомиться в домашних условиях с некоторыми минеральными  и органическими кислотами, солями и полученные результат продемонстрировать в классе (отличительное свойство – доступность реактивов: поваренная соль, уксусная кислота).

 

2. СОБСТВЕННО УРОК

(Выделяется 3 основных этапа):

Первый  этап

Он является предпосылкой формирования и развития мотивационной сферы учащихся: ставятся проблемы, выясняется степень готовности к их решению, к нахождению путей достижения  целей урока. Например, целью урока может быть закрепление знаний по химии или по любому другому предмету.

Намечаются ситуации, участие  в которых позволит решать познавательные, развивающие и воспитательные задачи.

Развитие мотивационной  сферы осуществляется тем эффективнее, чем результативнее проведён подготовительный период: качество выполнения учащимися предварительных заданий влияет на их интерес к предстоящей работе. При проведении урока учитель учитывает отношение учащихся к оригинальной форме урока; уровень их подготовленности; возрастные и психологические особенности.

На этом этапе, как и  на всех остальных, особенно важна творческая деятельность учителя, так как дети всегда ждут чуда, а «чудо» в форме нестандартных уроков встречается не так уж и часто. Например, для усиления мотивации по теме «Вода» можно использовать стихи, загадки и эпиграф следующего содержания: «Я и туча, и туман, и речей, и океан, и летаю, и бегу, и стеклянной быть могу». Или по теме «Кислоты» можно использовать слова Шекспира: «От кислых яблок сразу кисну». Для создания лирического эмоционального настроя используется художественное слово, стихи, музыка, живопись.

 

Второй  этап

Сообщение нового материала, формирование знаний учащихся в различных  «нестандартных» формах организации  их мыслительной активности.

Третий  этап.

Он посвящён формированию умений и навыков. Контроль обычно не выделяется  во времени, а «растворяется» в каждом из предшествующих этапов.

3. АНАЛИЗ УРОКА

В период анализа данных уроков целесообразно оценивать  как итоги обучения, воспитания, развития учащихся, так и картину  общения – эмоциональный тонус  урока: не только в общении учителя  с учащимися, но и в общении  учащихся друг с другом, а также  отдельных рабочих групп.

Ценность  методики заключается в том, что эти уроки:

  • делают занятия более запоминающимися, эмоциональными;
  • способствуют глубокому и последовательному усвоению материала;
  • благоприятно воздействуют на развитие творческих способностей;
  • развивают логическое мышление; творческие способности учащихся;
  • проявляют интерес к предмету, любознательность;
  • организуют связь с другими видами искусства.

 

    1. Виды и формы нестандартных уроков

Уроков такого характера  уже столь много, что требуется  определённая систематизация их. Основания для систематизации порой неоднородные, некоторые уроки могут быть отнесены благодаря своим особенностям не к одной группе, а к двум и, может быть, к нескольким. Наиболее распространённые в школьной практике виды нестандартных уроков.

1.  Уроки с игровой и состязательной основой (урок - конкурс, урок - турнир, урок - эстафета, урок - дуэль, урок - деловая игра, урок -ролевая игра, урок - кроссворд, урок - викторина).

2. Видоизменение традиционных  способов организации урока (урок - лекция «парадокс», урок - парный опрос, урок – экспресс - опрос, урок - практикум).

Информация о работе Нестандартные уроки