Нетрадиционные методы обучения иностранным языкам

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 17:30, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: определить роль использования нетрадиционных методов обучения иностранному языку в средней школе.
Задачи:
1. Осуществить анализ научно-методической литературы по проблеме изучения нетрадиционных методов обучения иностранному языку.
2. Определить психолого-педагогические условия и приёмы использования нетрадиционных методов обучения.

Содержание работы

I. Введение......................................................................................................... 4
II. Основные формы организации учебного процесса........ 5
2.1. Урок как основная единица учебного процесса.................. 5
2.2. Специфика урока иностранного языка..................................... 6
2.3. О повышении действенности урока иностранного языка 7
III. Нетрадиционные формы урока.................................................. 8
3.1. Особенности нетрадиционных форм урока........................... 8
3.2. Интернет на уроках иностранного языка............................... 8
3.3. Метод проектов.................................................................................... 9
3.4. Видеоурок................................................................................................ 9
3.5. Урок – экскурсия................................................................................. 10
3.6. Урок – спектакль.................................................................................. 11
3.7. Урок-праздник....................................................................................... 11
3.8. Урок –интервью..................................................................................... 12
3.9. Урок-эссе................................................................................................. 12
3.10. Интегрированный урок................................................................... 13
3.11. Урок-мюзикл........................................................................................ 13
IV. Заключение............................................................................................. 14
V. Библиография.......................................................................................... 15
VI. Приложения........................................................................................

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 62.61 Кб (Скачать файл)

Краткое описание курсовой работы:

Нетрадиционные  методы обучения дают возможность не только поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, но и развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными источниками знаний. Значимость проблемы использования нетрадиционных методов обучения на уроках иностранного языка определила тему нашего исследования: «Роль использования нетрадиционных методов обучения иностранному языку в средней школе».

Объект исследования: нетрадиционные методы обучения.

Предмет исследования: процесс использования нетрадиционных методов при обучении иностранному языку в средней школе.

Цель исследования: определить роль использования нетрадиционных методов обучения иностранному языку в средней школе.

Задачи:

1. Осуществить анализ  научно-методической литературы  по проблеме изучения нетрадиционных  методов обучения иностранному  языку.

2. Определить психолого-педагогические  условия и приёмы использования  нетрадиционных методов обучения.

3. Разработать модель  организации работы по использованию  нетрадиционных методов при обучении  иностранному языку в средней  школе.

Экспериментально  проверить и обосновать использование  данной модели при обучении иностранному языку. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                         Содержание:

I. Введение......................................................................................................... 4

II. Основные формы  организации учебного процесса........ 5

2.1. Урок как основная  единица учебного процесса.................. 5

2.2. Специфика урока  иностранного языка..................................... 6

2.3. О повышении  действенности  урока иностранного языка  7

III. Нетрадиционные  формы урока.................................................. 8

3.1. Особенности  нетрадиционных форм урока........................... 8

3.2. Интернет на  уроках иностранного языка............................... 8

3.3. Метод проектов.................................................................................... 9

3.4. Видеоурок................................................................................................ 9

3.5. Урок – экскурсия................................................................................. 10

3.6. Урок – спектакль.................................................................................. 11

3.7. Урок-праздник....................................................................................... 11

3.8. Урок –интервью..................................................................................... 12

3.9. Урок-эссе................................................................................................. 12

3.10. Интегрированный  урок................................................................... 13

3.11. Урок-мюзикл........................................................................................ 13

IV. Заключение............................................................................................. 14

V. Библиография.......................................................................................... 15

VI. Приложения............................................................................................. 17

Приложение 1................................................................................................ 17

Приложение 2................................................................................................ 18

Приложение 3................................................................................................ 20

Приложение 4................................................................................................ 24

Приложение 5................................................................................................ 26-34.

 

 I. Введение

Проблема преподавания иностранного языка в школе в  настоящее время актуальна. Известно, что целью обучения иностранному языку является формирование коммуникативной  компетенции, включающей в себя как  языковую, так и социокультурную  компетенцию, ибо без знания социокультурного фона нельзя сформировать коммуникативную  компетенцию даже в ограниченных пределах. Изучение иностранного языка  призвано сформировать личность, способную  и желающую участвовать в межкультурной  коммуникации .  Но такую личность невозможно формировать без знаний  о социокультурных особенностях страны изучаемого языка. Изучение языка и культуры одновременно обеспечивает не только эффективное достижение практических, общеобразовательных и развивающих целей, но и содержит значительные возможности для вызова и дальнейшего поддержания мотивации обучаемых.

Формирование положительной  мотивации должно рассматриваться  учителем как специальная задача. Как правило, мотивы связаны с  познавательными интересами учащихся, потребностью в овладении новыми  знаниями, навыками, умениями. Но первая и естественная потребность изучающих иностранный язык – коммуникативность. Для организации благоприятного климата, ориентирующего учащихся на коммуникацию, необходимо выбирать такие формы урока, которые будут стимулировать деятельность учащихся.

Для плодотворной и  эффективной деятельности учащихся характерны нетрадиционные формы проведения занятий. К таким занятиям следует  отнести: урок – спектакль, урок –  праздник, урок – экскурсию, видеоурок  и т.д.

Опыт школьных преподавателей и исследования педагогов-новаторов  показали,что нетрадиционные формы  проведения уроков поддерживают интерес  учащихся к предмету и повышают мотивацию  учения.

Главным достоинством нетрадиционных форм уроков является развитие и совершенствование социокультурной  компетенции учащихся, расширение по сравнению с базовым уровнем  знаний о культурном наследии стран  изучаемого языка.

Исходя из вышесказанного, цель выпускной квалификационной работы – показать необходимость использования  нетрадиционных форм урока в современной  школе, направленной на решение задачи формирования социокультурной грамотности  учащихся. Феномен социокультурной  грамотности предполагает развитие способности понимать и ценить культуру других народов, формирование непредвзятого  взгляда на мир, ломку сложившихся  стереотипов, искажающих восприятие иной культуры, обучение культуре общения.

Сегодня педагоги-новаторы активно внедряют и поощряют нетрадиционные формы занятий, такие как видеоурок, урок – праздник, интернет урок и  другие формы. Преимуществом видеоурока является приобщение школьников к культуре стран изучаемого языка. Видеоматериалы не только представляют учащимся живую  речь носителей языка, но и погружают  их в ситуацию, в которой в “безопасной  обстановке” учащиеся знакомятся с  языком мимики и жестов, стилем взаимоотношений  и реалиями страны изучаемого языка.

Использование материалов сети Интернет на уроках иностранного языка создает возможности для "погружения" учащихся в естественную языковую среду.

II. Основные формы  организации учебного процесса

2.1. Урок как основная единица  учебного процесса

Урок  - это основная организационная форма обучения в школе. Он является не только  важной организационной, но и прежде всего педагогической единицей процесса  обучения и воспитания, его нравственность, а также основные принципы, методы и средства обучения получают реальную конкретизацию и находят свое правильное решение и воплощаются в жизнь только в ходе урока и через него. Каждый урок вносит свой специфический, свойственный лишь ему вклад в решение задач. Урок выполняет конкретную функцию, в которой находит выражение определенная часть более крупных блоков учебного материала.

Урок как форма  организации обучения прочно занял  свое место в школе в качестве основной организационной формы  обучения.  Хороший урок – дело не простое.  Искусство проведения уроков во многом зависит от понимания и выполнения учителем социальных и педагогических требований, которые определяются задачами школы, закономерностями и принципами обучения. Немаловажным условием проведения урока является грамотная постановка задач урока и успешная их реализация. Обучение иностранному языку преследует реализацию практических, воспитательных, образовательных и развивающих задач. Практическая, или коммуникативная задача, "нацелена" на формирование у учащихся коммуникативной компетенции, то есть речевой активности. Общеобразовательные задачи призваны заложить основы филологического образования школьников; совершенствовать культуру обучения, что проявляется в специфических коммуникативных умениях: умение начать разговор, поддерживать его, проявляя внимание, заинтересованность, завершить разговор. Немалая роль отводится и воспитательным задачам. Воспитательное значение иностранного языка состоит в воспитании у учащихся оценочно-эмоционального отношения к миру, положительного отношения к иностранному языку, к культуре народа, говорящего на этом языке. Развивающие задачи намечают пути формирования и развития мотивационной и эмоциональной сфер личности учащихся, ценностных ориентиров, готовности к дальнейшему самообразованию в иностранном языке .

Реализация перечисленных  задач является необходимым условием эффективности урока, то есть достижения желаемых результат

                      2.2. Специфика урока иностранного языка.

У урока иностранного языка особенная специфика, которую  учитель иностранного языка не может  не учитывать. В настоящее время  глобальной целью овладения иностранным  языком считается приобщение к иной культуре и участие в диалоге  культур. Эта цель достигается путем  формирования способности  к межкультурной коммуникации. Именно преподавание, организованное на основе заданий коммуникативного характера, обучение иноязычной коммуникации, используя все необходимые для этого задания и приемы является отличительной особенностью урока иностранного языка.

Иноязычная коммуникация базируется на теории речевой деятельности. Коммуникативное обучение иностранному языку носит деятельностный характер, поскольку речевое общение осуществляется посредством "речевой деятельности", которая, в свою очередь, служит для  решения задач продуктивной человеческой деятельности  в условиях "социального взаимодействия" общающихся людей. Участники общения пытаются решить реальные и воображаемые задачи совместной деятельности при помощи иностранного языка.

Деятельностная  сущность коммуникативно-ориентированного обучения иностранному языку реализуется  в условиях гуманистического подхода  к обучению. При таком подходе  создаются положительные условия  для активного и свободного развития личности в деятельности. В общем  виде эти условия сводятся к следующему:

-  учащиеся получают возможность свободного выражения своих мыслей и чувств в процессе общения;

-  каждый участник общения остается в фокусе внимания остальных;

-  участники общения чувствуют себя в безопасности  от критики, преследования за ошибки и наказания.

При гуманистическом  подходе к обучению исчезают характерные  для учебного процесса познавательные барьеры, снижающие мотивацию учащихся, побуждающие их к раздражительности.

Гуманистический подход предполагает обучение, центрированное на ученике Это означает, что учение, а точнее, взаимодействующие между  собой учащиеся являются центром  познавательной активности на уроке.

. Подводя итог  вышесказанному, необходимо подчеркнуть  важность взаимодействия и сотрудничества  учащихся, а также речевого задания  для организации коммуникативного  усвоения языка. Коммуникативное  обучение включает формирование  коммуникативной  концепции, то есть внутренней готовности и способности к речевому общению, ориентирующей учащихся на "вхождение" в иное культурное пространство. Для такого обучения характерны прежде всего нетрадиционные формы проведения занятий.

2.3. О повышении  действенности  урока иностранного языка

Содержание, организация  и проведение урока иностранного языка определяют силу  воздействия на учащихся учебно-воспитательного процесса.

Для повышения действенности  урока иностранного языка в современных условиях имеется много возможностей.

К первым из них  можно отнести обучение школьников приемам учения, способам познания иностранного языка, столь необходимым  для рациональной самостоятельной  работы учащихся по овладению им. Овладение  любым предметом вообще, а иностранным  языком в большей        мере, возможно лишь при условии активной деятельности каждого ученика, вовлечения их в саму речевую деятельность.

Отсутствие у  школьников естественной потребности  и необходимости пользоваться изучаемым  языком в коммуникативных целях  создает большие трудности как  для учителя, так и для них  самих. Потребность может возникнуть только при условии такой организации  учебной деятельности учащихся, которая  способна вызывать высокую мотивацию, обеспечивающую не только их активность на уроке, но и сохраняющую свою воздейственную силу и во внеурочное время. Интерес  к    предмету, желание овладеть им зависят в большей  степени от того, какая технология обучения используется, как учит учитель и как учатся у него школьники.

Тщательная подготовка к уроку иностранного языка –  это другая возможность повысить его действенность.

Овладение языком осуществляется прежде всего на уроке. Современный  урок иностранного языка – это  сложное образование. Подготовка и  проведение его требуют от учителя  большой затраты творческих сил.

Во-первых, на уроке  решаются многоплановые задачи. На каждом уроке учащиеся непременно должны получить "прибавку" к практическому  владению изучаемым языком. Она может  выразиться в лучшем понимании речи на слух за счет усвоения новых слов, новой грамматической формы, структуры; в приобретении знаний о культуре страны изучаемого языка в области  литературы, музыки, истории, то есть учащиеся погружаются в национальную культуру и национальную психологию страны изучаемого языка.

Материал урока  и средства для его активизации  следует использовать в воспитательных целях. Учитель решает, что конкретно  следует воспитывать у школьников на данном уроке, используя приемы и  методы для их эмоционального и интеллектуального  развития.

Во-вторых, на уроке  используются различные организационные  формы работы: групповые, парные, индивидуальные. Чтобы вовлечь всех и каждого  нужно развивать и совершенствовать свои организаторские способности  для подготовки своего рода сценария урока.

Информация о работе Нетрадиционные методы обучения иностранным языкам