Нетрадиционные приёмы в рисовании, как средство развития мотивации к изобразительной деятельности у дошкольников с задержкой психичес

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2012 в 19:24, доклад

Описание работы

В этой работе описывается опыт работы с детьми с ЗПР по рисованию с использованием нетрадиционных приёмов.
У детей дошкольного возраста необходимо формировать способности к поиску знаний, развитие творческой личности, креативность. Этому как раз способствует изобразительная деятельность. У детей с задержкой психического развития (ЗПР) отмечается низкий уровень технических навыков рисования: это слабый нажим на карандаш, неравномерное закрашивание, выход за границы обозначенного контура, редко проявляются фантазии, отсутствует живость воображения, лёгкость при возникновении образов. Вместе с тем многие исследователи (Е.А. Екжанова, Б.М. Теплов, Т.П. Кудрина и т.д.) отмечают, что при всём несовершенстве изобразительной деятельности таких детей процесс рисования сказывается на них весьма положительно и имеет психо-коррекционную направленность воспитания и обучения.

Файлы: 1 файл

работа на сайт.doc

— 54.00 Кб (Скачать файл)

 

 

Муниципальное бюджетное 

 дошкольное  образовательное учреждение  №  139 д/с «Антошка» г. Брянск.

 «Нетрадиционные  приёмы в рисовании, как средство  развития мотивации к изобразительной  деятельности у дошкольников  с задержкой психического развития».

Т.М. Пугачевская

воспитатель первой категории

МБДОУ № 139 д/с  «Антошка» г. Брянск.

 

 

 

 

 

               

 У детей  дошкольного возраста необходимо  формировать способности к поиску  знаний, развитие творческой личности, креативность. Этому как раз способствует  изобразительная деятельность. У детей с задержкой психического развития (ЗПР) отмечается низкий уровень технических навыков рисования: это слабый нажим на карандаш, неравномерное закрашивание, выход за границы обозначенного контура, редко проявляются фантазии, отсутствует живость воображения, лёгкость при возникновении образов. Вместе с тем многие исследователи (Е.А. Екжанова, Б.М. Теплов, Т.П. Кудрина и т.д.) отмечают, что при всём несовершенстве изобразительной деятельности таких детей процесс рисования сказывается на них весьма положительно и имеет психо-коррекционную направленность воспитания и обучения. Итак, с одной стороны очевидна полезность занятий изобразительной деятельностью, с другой – сниженный интерес детей к процессу и результату рисования. Решение этой проблемы видится  в использовании нетрадиционных техник изображения при обучении детей с ЗПР изобразительной деятельности. Чтобы вызвать интерес детей, необходимо по-новому подойти к преподаванию рисования. Детская работа не должна быть только живописной или графической. Она должна включать в себя и другие изобразительные материалы и средства. Идея заключается в системном использовании нетрадиционных техник рисования, в новом подходе к определению содержания обучения детей с ЗПР рисованию. Главным отличием данной системы является результат занятия – не научить ребёнка стандартному изображению предметов, а показать пути проявления и развития творчества в рисовании. В своей работе опиралась на основные принципы педагогики (научности, доступности, активности, систематичности, последовательности, наглядности), также на принципы коррекционной педагогики (принцип коррекционной направленности, динамического изучения детей, принцип реализации деятельного подхода, принцип индивидуально-дифференцированного подхода).

            Научить изображать, то есть первоначально  любить что-либо изображать –  это значит сделать универсальное  полезное дело для детей.

             Вся работа распределена по  этапам, каждый этап длится один  год. Учитываются особенности  развития детей с ЗПР, их возраст, применяемые технологии, тематическое планирование ДОУ, совмещение с проектной деятельностью в старшем дошкольном возрасте, интеграция предметов гуманитарно-эстетического цикла. Апробированы методы и приёмы, средства для развития творческих способностей детей, воспитания эстетического вкуса, личностного интеллектуального развития, создания ситуации успеха каждому ребёнку.

      На первом этапе обучения знакомим  детей с наиболее простыми  видами нетрадиционных техник  изображения. Обучение рисованию неправильно было бы направлять деятельность ребёнка на решение конкретных изобразительных задач, касающихся непосредственно воспроизведения форм и структуры какого-либо предмета. На этом этапе очень важно воспитать у детей с ЗПР начальные формы сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений), а так же научить их концентрировать своё внимание на определённых свойствах предметов изображения.

   Практика  показала, что предпосылкой для  развития интереса к рисованию  следует считать наличие у детей ручной умелости. Но именно слабые технические умения детей с ЗПР (наряду с другими недостатками) являются в этом серьёзным тормозом. Поэтому на первоначальном этапе мы отвели значительное место организации практических занятий с «карандашом в руке», чтобы научить детей выполнять самые простейшие, элементарные действия.

     Система  увлекательных упражнений типа  «намотаем клубок ниток», «дождик  – кап-кап-кап» и многие другие, а также дидактические задачи  сенсорного характера, связанные  с узнаванием, называнием и различением предметов по разным признакам, дают возможность перейти к следующему этапу формирования интереса к изобразительной деятельности.

      Несмотря на то, что рисование  традиционно считается основным  видом деятельности детей дошкольного возраста, следует считать, что на первом этапе обучения детей с ЗПР только начинается осознание процесса рисования как деятельности, результатом которой являются некоторые изображения, рисунок чего-то, кого-то, какого-то предмета или явления. В связи с этим нужно особо обратить внимание на сам процесс рисования (отрегулировать посадку детей; положение инструментов в руке; показать способы действий; предложить разговаривать в процессе рисования; помогать при затруднениях технического характера; не ограничивать формат или использовать разно-форматные листы), увлекать детей деятельностью, не фиксируя пока на результат. Создаём условия, чтобы ребёнок мог пользоваться изобразительным материалом (мелками, фломастерами, карандашами и т.д.) тогда, когда у него возникает потребность, сам выбирал во время свободной деятельности это занятие, не ограничиваясь специально отведённым для рисования временем.  
                 На данном этапе используются традиционные инструменты и материалы (кисти и краски). Нетрадиционным здесь является подход к их использованию.

     На  втором этапе знакомим с техниками,  где необходимо использование  дополнительных инструментов, смешивание  краски с другими материалами  или нанесение одного изобразительного  материала на другой. Здесь дети учатся  ориентировочно-исследовательским действиям, экспериментированию, познавали свойства материалов, правила применения оборудования.

       На третьем этапе использовались  смешанные техники, а также  коллективное рисование нетрадиционными  техниками. При выполнении таких заданий дети учится анализировать, комбинировать образы, работать вместе со сверстниками, общаться. Эти задания достаточно сложны. Вначале дети учатся работать в паре, позже - небольшими подгруппами.

    Следует  отметить, что речь педагога выполняет роль регулятора в изобразительной деятельности детей, поэтому она должна быть правильной, доступной, выразительной, эмоционально окрашенной, умеренной.

      Работа  по обогащению словаря детей  с ЗПР в ходе занятий рисованием  крайне необходима, если учесть, что словарный запас, которым они обладают, слишком беден. Дети не знают названий многих предметов, не смотря на то, что они хорошо им знакомы.

     Существенное  значение в плане мобилизации  активности детей на занятиях  по рисованию имеет цвет изображаемого предмета и его частей. В связи с восприятием таких предметов ребёнок испытывает положительные эмоции и желание поскорее приступить к выполнению задания.

        Проведённая  нами работа показала, что дети  с ЗПР предпочитают рисовать  многоцветные предметы. Так, например, в одном из случаев использовались два варианта изображения «Домика для зайчика» - простой и сложный. Простой был одноцветным, а более сложный состоял из цветных элементов. Дети могли рисовать любой из «Домиков» по своему усмотрению. В итоге оказалось, что большинство детей нарисовали разноцветный, хотя и более сложный «Домик».

      Желание  детей как можно лучше выполнить  рисунок во многом зависит  от заинтересованности воспитателя  и его веры в успех своих  воспитанников, которые прекрасно чувствуют и понимают, как к ним относится взрослый. Внимание и благожелательность, ровный и спокойный тон, своевременно оказанная помощь, справедливая оценка деятельности имеют большое значение. Понимание стремлений детей и доброе к ним отношение располагают их к воспитателю, вызывают ответные чувства и стремление выполнить наилучшим образом предложенное задание.

         Таким образом, комплекс соответствующих  мероприятий создаёт психологические  предпосылки к формированию у  детей интереса к изобразительной  деятельности.

        Для усвоения материала использую следующие методы и приёмы:

-  Информационно-рецептивный метод (и такие его приёмы как рассматривание репродукций, фотографий, альбомов, наблюдения в природе, экскурсии; показ новых способов рисования и др.);

-  Метод проекта  (преобладающий мотив – совместное  творчество, доставление радости,  что даёт ребёнку синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные качества);

- Словесный  метод (это беседы о художниках, жанрах живописи; искусствоведческий  рассказ, художественное слово.);

- Эвристический  и исследовательский методы для  развития у детей самостоятельности, фантазии и творчества. Приём создания проблемных ситуаций, которые не имеют однозначных решений;

- Игровые приёмы (это обыгрывание предметов, выполненного  рисунка, незаконченных изображений,  стихийное возникновение образов, использование развивающих игр.);

- Инициирование  самостоятельного и творческого  применения детьми полученных  умений в конкретных творческих  ситуациях;

- Создание условий для детского художественного экспериментирования;

-   Приём  сотворчества педагога и ребёнка;

-   Организация  выставок рисунков детей и  т.д.

         Формы организации обучения и  воспитания: НОД по рисованию,  блок совместной деятельности  педагога с детьми (игра, творческий  проект), самостоятельная деятельность. В группе создана предметно-развивающая среда, которая опирается на принципы, выделенные в дошкольной педагогике. Есть уголок изобразительной деятельности, оснащённый разнообразным изобразительным материалом; «вернисаж», где выставляются репродукции художников и детских иллюстраторов. Подобраны музыкальная и литературная картотеки; большой выбор наглядного и информационного материала; действуют персональные и тематические выставки рисунков детей. Созданы условия для творческого экспериментирования с изобразительными материалами, инструментами и способами рисования.

          Ввиду того, что игра является  мощным стимулом для детей,  необходимо применение развивающих  игр и игровых приёмов в  обучении. Используем в работе  развивающие дидактические игры (на закрепление названий цветов  и их оттенков, развитие цветовосприятия, на ознакомление с художниками и произведениями живописи, на закрепление знаний народного декоративно-прикладного творчества, на развитие композиционных умений).

          Более эффективное развитие творческого  мышления возможно при условии интеграции предметов эстетического цикла, базирующихся на искусстве – музыкальном, изобразительном и литературном.

            При организации НОД по рисованию  воспитателю следует иметь ввиду,  что каждый изобразительный материал  задаёт определённый диапазон возможных способов действия с ним, стимулирует ребёнка к определённым видам активности.

     Например, с гиперактивными и расторможенными  детьми с ЗПР, а также детьми, расположенными к проявлению  агрессии в поведении, не рекомендуется использовать такие материалы, как краска, гуашь, тушь.  Они стимулируют неструктурированную активность ребёнка (разбрасывание, разбрызгивание, размазывание и пр.), которая легко может перейти в агрессивное поведение. Мы предлагаем таким  детям листы бумаги среднего размера, карандаши, фломастеры, т.е. изобразительные средства, требующие от них организации и структурирования своей деятельности, тонкой сенсомоторной координации и контроля за выполнением деятельности, и соответствующие задания, например, «Рисование по точкам».

    Напротив, для детей с ЗПР эмоционально  «зажатым», фруструктированным, с  высокой тревожностью более полезны  материалы, требующие широких  свободных движений, включающих  всё тело, а не только область  кисти и пальцев. Таким детям  мы предлагаем краски, гуашь, большие кисти, большие листы бумаги, рисование мелками и т.д.

   Наибольший  эффект для ослабления эмоциональной  напряжённости и тревожности  имеют задания «Рисование пальцами»,  «Волшебные пятна».

         Мы подводим детей к пониманию  того, что очерченная линия, пятно, кляксы и т.д. могут что-то изображать, поддерживаем у детей попытки сравнивать и называть эти изображения по ассоциациям со знакомыми ему объектами окружающего мира, побуждаем детей вносить дополнение в рисунок, развиваем творчество.

       Предела совершенствованию и  творчеству в изобразительной  деятельности нет. Английский  педагог-исследователь Анна Роговин  рекомендует все, что есть под  рукой, использовать для упражнений  в рисовании: рисовать тряпочкой,  бумажной салфеткой (сложенной много раз); рисовать грязной водой, старой чайной заваркой, кофейной гущей, выжимкой из ягод. Полезно так же раскрашивать банки и бутылки, катушки и коробки и т.д.

         Творческий процесс - это настоящее  чудо. Понаблюдайте, как дети раскрывают свои уникальные способности и за радостью, которую им доставляет созидание. Здесь они начинают чувствовать пользу творчества и верят, что ошибки - это всего лишь шаги к достижению цели, а не препятствие, как в творчестве, так и во всех аспектах их жизни.

Информация о работе Нетрадиционные приёмы в рисовании, как средство развития мотивации к изобразительной деятельности у дошкольников с задержкой психичес