Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2013 в 16:09, реферат
Говоря о развитии школы в XIX в., Н. К. Крупская спрашивала: «Каковы же причины того, что школьное дело не пошло по пути, указанному Песталоцци, Оуэном, Лавуазье, Газенфратцем и др., а пошло по пути белльланкастерской системы механического обучения чтению, письму и другим элементарным знаниям?», и отвечала на этот вопрос указанием на особенности капиталистического строя, на разделение буржуазного общества на эксплуататоров и эксплуатируемых, на людей умственного и физического труда.
После 1917 идеи С.в. официально рассматривались как противостоящие прежней "школе учёбы". Некоторые из них получили отражение в "Основных принципах единой трудовой школы" (1918): уважение к личности ребёнка, гуманизм, демократичность, творческая активность и др.
В 1918-19 на принципах С.в. в значительной мере строилась деятельность школ-коммун. В советской педагогике некоторые гуманистические тенденции, свойственные С.в., стали возрождаться в опыте В.А. Сухомлинского во 2-й половине 60-х гг. и в педагогике сотрудничества в конце 80-х гг. В 90-е гг. появились частные учебные заведения, стремящиеся строить образовательный процесс, исходя из интересов ребёнка и опирающиеся на принципы С.в
Цели и задачи образования :
Достижения .
II съезд РСДРП (1903) официально принял партийную программу, в которой указывалось на необходимость, после свержения самодержавия, проведения таких демократических преобразований, как предоставление всем права получать образование на родном языке, отделение церкви от государства и школы от церкви, обязательное бесплатное общее и профессиональное образование для детей обоего пола до 16 лет, оказание материальной помощи неимущим и малоимущим семьям. В программе РСДРП содержались требования запретить использовать на предприятиях детский труд (до 16 лет), сократить для подростков 16—18 лет рабочий день до 6 часов, открыть при заводах и фабриках, где основную массу составляют женщины, детские ясли и сады, создать услоьия по охране материнства и младенчества.
В июне 1917 г. вышли в свет «Материалы по пересмотру партийной программы», в которых была более четко изложена позиция большевиков по вопросам школьной политики. Были сформулированы требования полной светскости образования, бесплатного и обязательного общего и политехнического образования для детей обоего пола до 16 лет, передача дела народного образования местным органам самоуправления, которые должны разрабатывать школьные программы и подбирать учителей при участии населения.
Формы, цели, программы, методы организации образования
В 1918 году было принято Положение об единой трудовой школе РСФСР, согласно которому было введено всеобщее обучение для детей. В школы пошли дети из семей рабочих и крестьян. Из каждого ребенка планировались « сделать идеального советского человека » для строительства будущего социалистического государства. Согласно этому постановлению, система образования должна была стать единой. Она касалась детского сада, средней школы и далее ВУЗа.
В основу школьной жизни был проложен производительный труд: » … трудовое начало станет мощным педагогическим средством в том случаи, если труд в школе будет творчески радостным, свободным от приемов насилия над личностью учащегося и при всем этом планомерно и социально организованным » (1). Стремление привлечь труд в обучение вытекало из практического соображения, требовалось « ознакомить учеников с тем, что больше всего им будет нужно в жизни, с тем, что играет доминирующую роль в ней в настоящее время, земледельческим и промышленным трудом во всех разновидностях его .
Обучение в школе сначала разделялась на две ступени. Первая ступень -это был пятилетний курс для детей от 8 ми до 13ти лет. Вторая ступень - это был четырехлетний курс для детей от 13ти до 17ти лет.
Согласно этому уставу первая степень обучения была сокращена до четырехлетнего обучения, она включила четыре возрастные группы, а вторая ступень увеличилась до пятилетнего обучения и включила пять возрастных групп. Школа второй ступени должна была включать в себя два законченных концентра. Первый объединял первые три года обучения, второй - два последних года обучения.
Процесс обучения в школе должен был строиться на новых началах, так как элементы старой школы были упразднены. Была ликвидирована классно - урочная система, учебные дисциплины не изучались как отдельные предметы, а все рассматривались в комплексе. Отменялись экзамены и домашние задания. Перестала существовать балльная система должны были выполнять учащиеся. Отменялась должность учителя, его функции должны были выполнять школьные работники.
Учебный процесс предполагал изучение нескольких учебных предметов, связанных между собой комплексным методом (т.е. все предметы изучались в рамках одной комплексной темы ). Имело место расписание учебных предметов и программный минимум по каждому предмету. Документального подтверждения, как называлась форма занятий школьного работника с учащимися, найти не удалось. Но это были занятия с группой учащихся одного возраста постоянного состава, занятия проводились согласно расписанию и были ограниченны по времени. Можно сделать вывод, что урок как форма организации учебного процесса сохраняется, но официально не называется, поэтому мы в дальнейшем называем просто занятием.
Минус - Отсюда следует, что в обязанность учителя входило самостоятельно изучать историю труда, политэкономию, экономическую географию, организацию труда в своем регионе. (оторванность от реального мира)
Система занятий второй ступени была очень сложной и очень трудоемкой, как и подготовка к этим занятиям школьных работников.
Содержание - В программах предусмотрено следующее распределение занятий в школе: один день в неделю занимают экскурсии, остальные пять дней в первой половине ведется учебный процесс, во второй половине проводятся занятия по рисованию, черчению, пению, моделированию, ручному труду, практическим занятиям, экскурсиям, гимнастике, также проводятся школьные собрания и пр.
Основная идея метода проектов заключалась в выполнении учебного задания - проекта. Область приобретаемых знаний учащимися ограничена рамками этого проекта. На занятиях по математике учащиеся или группа учащихся брали некоторую тему - проект - и самостоятельно ее исследовали под руководством учителя. Между детьми, которым нравилась математика, организовывался кружок по математике.
Сущность исследовательского метода состояла в том, что он знакомил учащихся с основными этапами поисковой деятельности, с умением логически мыслить, делать собственные выводы и обобщения. Учащиеся при рассмотрении темы по математике должны были сами вывести формулу или доказать теорему. Всякое исследование имело конечный результат, к которому учащиеся приходили самостоятельно. Несомненным положительным моментом этого метода было то, что знания, добытые опытным путем, лучше запоминались учащимися, нежели знания, полученные со слов учителя.
Исследовательский метод
тесно связан с бригадно-лабораторным
методом, который следует отнести
к индивидуально-групповой
Цель учебных занятий в трудовой школе состояла в том, чтобы научить ученика, «как приобретать знания, как их добывать, как исследовать предмет или явление, как извлекать правила и выводы, делать их самому и добытые знания и навыки применять в жизни». Поэтому для активизации познавательной деятельности исследовательский метод был наиболее действенным средством.
При исследовательском методе «должно быть внесено в работу коллективное начало, при котором работа разбивается на части; учащиеся разделяются на небольшие звенья (по 2-5 человек), каждое звено берет па себя свою особую задачу - таким способом осуществляет принцип разделения труда. Вся работа завершается коллективной проработкой». Работая малыми группами, учащиеся должны были сами, с помощью логических рассуждений, делать собственные выводы и обобщения.
Лабораторный метод заключался в том, что учащиеся получали знания опытным путем, путем проб и ошибок. В качестве сельскохозяйственной лаборатории выступал пришкольный участок, в качестве индустриальной - школьная мастерская и лаборатория. На пришкольном участке учащиеся могли ставить опыты по биологии, географии. В школьных лабораториях - опыты по физике и химии. Но оборудования не хватало, так что приходилось прибегать к экскурсионному методу и следить или ставить опыты в реальной жизни.
Лабораторный и экскурсионный
методы применялись на занятиях по
математике, где учащиеся измеряли
на местности различные
Итак, можно сделать следующие выводы:
1. Организация образовательного процесса в единой трудовой школе 1917-1930 гг. носила скорее стихийный характер, нежели строго регламентированный, и уже к 1931 году она изжила себя. Возникли ножницы между школой и вузом: школьная подготовка не давала необходимого уровня знаний, позволявшего продолжить выпускникам обучение в вузе. Стране же понадобились грамотные, хорошо образованные люди, способные в дальнейшем составить цвет советской интеллигенции и двигать вперед науку, язык, искусство, чего не могла дать трудовая школа. И с 1931 года наше образование вернулось к классно-урочной системе.
2. Несмотря на отрицательный
в целом опыт единой трудовой
школы, можно в нем выделить
следующие положительные
1. Près du tournant du chemin il a vu la maison. La maison était entourée d'un petit jardin.
2. Sur le banc à côté de la maison était assis le vieillard, devant lui il y avait une vieille femme. La vieille grognait.
3. Chez Jacques la manie étrange la manie - collera et relier.
4. Le facteur lui a donné la lettre. Ayant sorti les points de l'étui, elle l'a commencé чиать. La lettre était datée le 20 septembre.
5. S'est fait entendre le rire. Il a appris le rire de la soeur.
6. Nous aviez là une maison avec un petit jardin. La maison était déjà vieux, mais confortable.
7. Chez mon père la bonne habitude - l'habitude de se lever tôt.
8. Quelque bruit l'a réveillé. C'était le grondement des hélices de l'avion qui a volé où cela tout près.
9. Quand il est sorti sur la rue, il était poussé par quelque homme. Cette personne était chargée nombreux пакетвми.
10. Notre attention était attirée par une petite villa. La maison était couronnée tout du lierre, la verdure fermait les fenêtres et le balcon.
Информация о работе Н.К.Крупская как реформатор школ 19 века