Нравственное воспитание детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2014 в 19:41, контрольная работа

Описание работы

Нравственность - определяющий аспект культуры, ее форма, дающая общее основание человеческой деятельности, от личности до общества, от человечества до малой группы. Разрушение нравственности приводит к распаду и дезинтеграции общества; смена нравственности приводит к изменению социальных отношений. Нравственность формируется посредством различного рода социальных институтов (семья, школа, национальные традиции, дополнительное образовательное учреждение и др.), через защиту ценностей культуры. Отсутствие или слабость этих механизмов лишает общество возможности защищать нравственность от отдаленных и скрытых угроз, что делает ее уязвимой для неожиданных опасностей и нравственного распада.

Содержание работы

Введение 2
Глава 1. Теоретические аспекты нравственного воспитания дошкольников 5
1.1 Виды и формы нравственного воспитания 5
1.2 Психолого-педагогические и методические основы организации процесса нравственного воспитания средствами анализа художественных произведений 15
Заключение 19
Список литературы 21

Файлы: 1 файл

Нравственное воспитание детей дошкольного возраста.doc

— 91.50 Кб (Скачать файл)

Воспитательное воздействие книги на ребенка проявляется и как сила примера, но оно никогда не сказывается сразу на поведении, поступках читателя; это воздействие гораздо более сложно и опосредованно действительностью. ''Искусство, - писал психолог Л.С. Выготский, - никогда прямо не поражает из себя того или иного практического действия, оно только приготавливает организм к этому действию'' [5; с. 325].

Приобщение ребенка к классике художественной литературы формирует эстетическое отношение ребенка к жизни, развивает его интерес к литературному творчеству, творчеству писателя, создателей произведений словесного искусства, развивает способность маленького читателя как свою жизнь проживать на множество чужих судеб, активно действовать в неожиданных обстоятельствах, вымышленных сюжетов, сопереживать полюбившимся персонажам.

Эмоционально верно воспринятая книга вызывает у ребенка устойчивое эмоциональное отношение, которое помогает ему прояснить для себя и осознать нравственные переживания, возникающие у него при чтении. Это органическая слитность эстетического и нравственного переживания обогащает и духовно развивает личность ребенка [1; с.62].

Ни в коем случае нельзя забывать о том, что тексты художественных произведений являются прекрасным материалом для формирования и развития у учащихся речевых навыков, главным из которых является навык чтения. 
Развитие навыка чтения как вида речевой деятельности происходит от развернутой громко речевой формы чтения вслух до чтения про себя, осуществляемого как умственное действие, протекающее во внутреннем плане 
[35; с.8].

Таким образом, чтение и адекватное восприятие художественных произведений, во-первых, расширяет и углубляет кругозор учащихся и обогащает их знания и эмоции; во-вторых, служит средством воспитательного воздействия на учащихся; в-третьих, способствует обогащению и развитию языка учащихся.

Таким образом, отмечаем, что использование в современной речи разного рода художественных произведений определяет возможность эффективного и плодотворного нравственного воспитания дошкольников, способствует пополнению жизненного опыта последних тем самым, формируя нравственную культуру дошкольника.

 

 

 

 

 

 

 

 

 Заключение

 

События последних лет, связанные с ростом проблем в обществе, упадком нравственности, свидетельствуют о необходимости активизации воспитательной работы среди подрастающего поколения. Нужно научить ребенка с детства уважать мнение живущих рядом людей, включить его в процесс нравственного самосовершенствования и духовного становления. Продолжая традиции прошлого, именно школа призвана решать многие из этих проблем, а главной задачей педагога является воспитание нравственного человека.

Таким образом, актуальность исследования обусловлена как социально-экономическими причинами ухудшающегося состояния нравственности современной личности, так и осознанием необходимости решения проблемы. В специальной литературе немало говорится о важности нравственного воспитания, излагается содержание моральных требований, даются рекомендации по их разъяснению учащимся, но в стороне остается проблема: каким образом необходимо воздействовать на ребенка, чтобы он был с детства восприимчивым к морали.

Анализ теоретической литературы позволил раскрыть сущность таких вопросов, как сущность и содержание нравственного воспитания, психологические, педагогические и методические основы использования художественных средств в процессе нравственного воспитания дошкольников.

Исходным положением определения сущности понятия «нравственность» в работе явилось высказывание В.А.Сластенина о том, что нравственность – это «личностная характеристика, объединяющая такие качества и свойства, как доброта, порядочность, честность, правдивость, справедливость, трудолюбие, коллективизм, регулирующие индивидуальное поведение человека». В ходе исследования были раскрыты такие понятия, как мораль («обычай, нрав, правило»), этика («привычка, обыкновение, обычай», «философская наука, изучающая мораль»), нравственные нормы («правило, требование, определяющее, как человек должен поступить в той или иной конкретной ситуации»), а также определены пути исторического развития проблемы. Очевидно, что во все времена общество рассматривало поведение человека в соответствии с требованиями морали. В зависимости от того, в какой мере человек соотносит убеждения и поведение с действующими моральными нормами и принципами, можно судить об уровне его нравственности

Одним из важнейших условий развития речи ребенка дошкольного возраста является использование в данном процессе художественных произведений.

Становление ребенка в процессе ознакомления с произведениями художественной литературы начинается с эмоционального общения. Оно является стержнем, основным содержанием взаимоотношений взрослого и ребенка в подготовительный период развития речи. Он как бы заражается эмоциональным состоянием произведения. Проживает жизнь героев, учится новым словарным оборотам, пополняет содержание своего активного словаря и моральных качеств. Это именно эмоциональное общение, а не речевое, но в нем закладываются основы нравственности и морали.

Полученные теоретические данные составили основу эмпирического исследования. В процессе опытно-экспериментальной работы апробировать методы и приемы использования анализа художественных произведений, способствующие повышению нравственной воспитанности дошкольников. Проведенное исследование показало эффективность применения художественных средств в процессе нравственного воспитания, а, следовательно, необходимость проведения работы в дальнейшем.

Проведенное эмпирическое и теоретическое исследование данной проблемы позволили выполнить цель, поставленную в работе, доказать гипотезу.

 

 

 

Список литературы

 

  1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. – М.: Академический Проект, 2001. – 704 с.
  2. Ахунджанова С.   Развитие речи дошкольников в продуктивных видах деятельности. / Дошкольное воспитание 1983 г. № 6
  3. Божович Л.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков.- Москва, 1972г.
  4. Братусь Б.С. Нравственное познание личности. – М., 1985.
  5. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения.- М.: Педагогика, 1990г
  6. Возрастная и педагогическая психология: Учебник для студентов пед. ин-тов/В. В. Давыдов, Т. В. Драгунова, Л. Б. Ительсон и др. ; Под ред. А. В. Петровского. - 2-е изд., испр. И доп. -М. : Просвещение, 1979
  7. Детская психология: Учеб. пособие/Я. Л. Коломинский, Е. А. Панько, А. Н. Белоус и др. : под. Ред. Я. Л. Коломинского, Е. А. Панько – Мн. : Университетское, 1988
  8. Золотова А.В. Нравственное воспитание младших школьников. // Начальная школа. – 1992 – №5-6.
  9. Зосимовский А.В. Критерии нравственной воспитанности. // Хрестоматия по педагогике. – Барнаул, 1999.
  10. Дереклеева Н.И. Классный руководитель. Основные направления деятельности. – М., 2001.
  11. Каган М.С. Роль и взаимодействие искусств в педагогическом процессе. // Музыка в школе. – 1987 – №4.
  12. Клейменова Н.С. Взаимосвязь художественного слова, музыки и рисования как средство этического и нравственного развития школьников. // Начальная школа. – 1990 – №8.
  13. Колесов Д.В. Психологические основания нравственности. // Хрестоматия по педагогике. – Барнаул, 1999



Информация о работе Нравственное воспитание детей дошкольного возраста