Нравственное воспитание детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2014 в 19:41, контрольная работа

Описание работы

Нравственность - определяющий аспект культуры, ее форма, дающая общее основание человеческой деятельности, от личности до общества, от человечества до малой группы. Разрушение нравственности приводит к распаду и дезинтеграции общества; смена нравственности приводит к изменению социальных отношений. Нравственность формируется посредством различного рода социальных институтов (семья, школа, национальные традиции, дополнительное образовательное учреждение и др.), через защиту ценностей культуры. Отсутствие или слабость этих механизмов лишает общество возможности защищать нравственность от отдаленных и скрытых угроз, что делает ее уязвимой для неожиданных опасностей и нравственного распада.

Содержание работы

Введение 2
Глава 1. Теоретические аспекты нравственного воспитания дошкольников 5
1.1 Виды и формы нравственного воспитания 5
1.2 Психолого-педагогические и методические основы организации процесса нравственного воспитания средствами анализа художественных произведений 15
Заключение 19
Список литературы 21

Файлы: 1 файл

Нравственное воспитание детей дошкольного возраста.doc

— 91.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

Содержание  1

Введение 2

Глава 1. Теоретические аспекты нравственного воспитания дошкольников  5

1.1 Виды и формы нравственного воспитания 5

1.2  Психолого-педагогические и методические основы организации процесса нравственного воспитания средствами анализа художественных произведений 15

Заключение 19

Список литературы 21 

Введение

 

Нравственность - определяющий аспект культуры, ее форма, дающая общее основание человеческой деятельности, от личности до общества, от человечества до малой группы. Разрушение нравственности приводит к распаду и дезинтеграции общества; смена нравственности приводит к изменению социальных отношений. Нравственность формируется посредством различного рода социальных институтов (семья, школа, национальные традиции, дополнительное образовательное учреждение и др.), через защиту ценностей культуры. Отсутствие или слабость этих механизмов лишает общество возможности защищать нравственность от отдаленных и скрытых угроз, что делает ее уязвимой для неожиданных опасностей и нравственного распада.

 

Значимость развития нравственно-этических качеств, их актуальность в настоящее время и возможности школы в данном процессе выделяют данную проблему в ряд актуальных и значимых для современной педагогики и для общего развития дошкольника в целом.

Это положение определило тему моей работы: «Нравственное воспитание детей дошкольного возраста».

Цель работы: проанализировать теоретические и практически возможности нравственного воспитания детей дошкольного возраста средствами анализа художественных произведений.

Объект исследования: нравственное воспитание дошкольников.

Предмет исследования: методы и приемы нравственного воспитания дошкольников .

Гипотезой исследования является положение о том, что процесс нравственного воспитания дошкольников будет наиболее эффективен, если в процессе чтения художественных произведений производится анализ поступков героев.

Для достижения поставленной цели мною были определены следующие задачи:

  1. Изучить и проанализировать литературу по проблеме исследования.
  2. Рассмотреть содержание понятия  «нравственное воспитание».
  3. Проанализировать возможности использования художественных в процессе нравственного воспитания дошкольников.
  4. Провести диагностику уровня нравственного развития дошкольников.
  5. Охарактеризовать приемы и методы нравственного воспитания детей дошкольного возраста средствами анализа художественных произведений.
  6. Разработать программу формирования нравственного воспитания детей дошкольного возраста средствами анализа художественных произведений.
  7. Оценить ее эффективность и необходимость в образовательном процессе ДОУ.

В процессе написания работы мною  были использованы следующие методы исследования: теоретические – анализ литературы, обобщение и систематизация материала; практические – наблюдение, анкетирование, моделирование.

Методологической основой данного исследования являются теоретические труды Л.И. Рувинского, Л.Д. Столярекно, Н.И. Щурковой и др., посвященных изучению особенностей детей и становлению у них нравственных качеств.

Работа состоит из двух глав: теоретической, в которой рассматриваются понятийный аппарат, сущность нравственного воспитания, психолого-педагогические и методические основы организации процесса нравственного воспитания.

 

Теоретическая значимость работы заключается в обобщении данных по проблеме исследования, обобщение теоретических сведений по проблеме нравственного воспитания детей дошкольного возраста средствами анализа художественных произведений.

 

Глава 1. Теоретические аспекты нравственного воспитания дошкольников

  • 1.1 Виды и формы нравственного воспитания

 

Вопросы о сущности и происхождении морали, о нравственном сознании и поведении людей изучает этика. Одним из главных вопросов этики является вопрос о возникновении морали и о том, почему люди должны поступать нравственно.

Мораль — одна из форм общественного сознания, социальный институт, регулирующий поведение людей во всех областях жизни. Мораль — это совокупность правил, норм, принципов, которые определяют поведение людей по отношению к обществу, его институтам и друг другу. В отличие от правовых нравственные нормы фиксируются только в традиции, в обычаях, в сознании, в привычном поведении и тем не менее имеют силу требований, силу предписания. Мораль носит исторически изменчивый характер, нравственные правила определяются социальными условиями жизни людей и являются разными в различных культурах и слоях общества. Вместе с тем нравственные нормы разных культур имеют много общего, что получило отражение в понятии «общечеловеческие ценности».[1; с. 19]

Религиозные концепции объясняют мораль существованием сверхчувственной духовной силы, которая обладает фундаментальным свойством праведности и выступает как норма, образец для поведения человека.

Межнаучный анализ категорий морали и воспитания выявляет понятия: моральная деятельность, моральные чувства, нравственное сознание и поведение, индивидуальная нравственность личности. Моральной деятельностью можно считать процесс принятия моральных норм и следования им в личном поведении, что и создает индивидуальную нравственность. Нравственным надо считать того, для кого нормы морали выступают как его собственные убеждения и привычные формы поведения. Моральная деятельность, как и всякая другая, имеет мотивы: страх наказания, чувство Долга, стремление к добру и справедливости.

В зависимости от мотивов нравственного поведения и от места контроля над ним выделяют уровни нравственного развития. Л. Кольберг (США) экспериментально проверял доморальный, конвенциональный и автономии уровни нравственности, которые различаются по мотивам и внешнему или внутреннему контролю морального поведения человека.

    • Доморальный уровень: Ребенок и многие взрослые исполняют требования морали под страхом наказания — внешний контроль.
    • На конвенциональном уровне соблюдение морали состоит в подчинении требованиям общества, чтобы сохранить себя, успешно жить в мире с другими — это тоже внешний контроль, хотя и более сознательный.
    • На третьем, автономном уровне морального развития человек добровольно следует моральным нормам, которые становятся его жизненными принципами, и он следует им, даже если это угрожает его жизни, — это внутренний контроль нравственного поведения. [7; c. 89]

Соблюдение моральных норм накладывает ограничения на свободу человека, обязывает его сдерживать себя, преодолевать собственные недостатки, а также аморализм отдельных групп или всей социальной системы. Моральные поступки вызывают у человека различные моральные чувства — оценочные переживания, среди которых вина, совесть, удовлетворение, радость и др. В этих переживаниях отражается положительная или отрицательная оценка человеком своего поведения. К моральным категориям относится также понятие нравственного идеала — это обобщенный образ, воплощающий в себе главные моральные ценности общества, нации.

Структуру нравственного сознания, таким образом, составляют, во-первых, знания, представления о моральных нормах общества, во-вторых, положительная их оценка, принятие их и стремление им следовать, в-третьих, выполнение этих норм в личном поведении, поступках, жизни. Все компоненты нравственного сознания и поведения представляют психолого-педагогический, личностный аспект содержания нравственного воспитания и определяют задачи нравственного воспитания.

Нравственное воспитание — это педагогическая деятельность по формированию у воспитанников системы нравственных знаний, чувств и оценок, правильного поведения.[17; c. 90]

Социальным же аспектом содержания нравственного воспитания являются нормы и принципы морали, принятые в обществе. С одной стороны, все просто: каждая семья, народ передает молодежи те ценности, которые усвоили от предшествующего поколения. С другой стороны, жизнь в мире и в России стремительно меняется — меняется и мораль. Этические нормы отражаются в политических решениях, в культурной, социальной, образовательной политике и практике и в определенном смысле регулируются социальными институтами.

Тем не менее, современный мир нуждается в моральных нормах и придерживается принципов гуманизма, гуманистической морали. Высшими ее ценностями в применении к процессу воспитания можно считать следующие:

    • гуманность как сущностное, характеристическое качество человека, как интегральная характеристика личности. Она раскрывается в уважении к человеку, в признании его высшей ценностью, в терпимости, дружелюбии, готовности понять, помочь, поддержать;
    • вера в человека, в гуманистические идеалы, наличие гуманистических ценностей и целей в жизни, служение этим идеалам;
    • воля к выполнению своих обязанностей, умение добиваться целей и   одновременно быть требовательным к себе, умение подчиняться требованиям общества, быть дисциплинированным;
    • ответственность за свои поступки, умение признать и исправить ошибки, отвечать делом за последствия своего поведения;
    • уважение ко всему живому на земле, к природе, природоохранное, экологическое сознание и поведение;
    • честность, принципиальность, справедливость, требовательность к себе и другим в сочетании с терпимостью, тактом;
    • сдержанность в половой жизни, готовность к самоограничению, умеренность и чувство ответственности за свое половое поведение, правильное поведение в семье, понимание своей роли в семье, способность создать и жить в семье.[4; c. 54]

Нравственное воспитание  является  важнейшей  стороной  формирования  и  развития  личности.  Нравственное  формирование  человека  начинается  с  рождения. 

Нравственное развитие ребенка – это процесс количественных и качественных изменений, происходящих в духовном, нравственном облике ребенка и продвигающих его в нравственной зрелости. Эти изменения выражаются в осознании нравственной стороны действительности и понимании себя как носителя нравственности, в изменении характера нравственных отношений ребенка к другим людям, к себе, к явлениям жизни, деятельности, которые проявляются в соответствующем поведении.

Нравственная воспитанность детей определяется их добросовестным отношением к учению, к труду на общую пользу; заботой об общих успехах группы, класса; прочной дружбой и взаимопомощью; примерным поведением в школе и в семье. На основании длительных наблюдений И.С. Марьенко и другие выявили самые различные качества детей, вместе с учителями распределили по группам с указанием отрицательных явлений в их поведении.[25; c. 89]

К 1 группе можно отнести недобросовестное отношение к учению в силу слабого общего развития, неподготовленность к учебным занятиям, пассивное или безразличное отношение к жизни классного коллектива, к его мнению.

Ко 2 группе – лживость, грубость, капризность и упрямство, озорство и драчливость, нечестность в поступках

К 3 группе – единичные проявления эгоизма, себялюбия, корыстолюбия, чванства, самомнения.

Процесс нравственного воспитания это, прежде всего, процесс обучения: знание морали ученики получают на уроках литературы, истории, обществознания и др. Школы могут ввести специальные уроки морали, как это часто делается за рубежом. Во внеурочной воспитательной работе должны проводиться беседы по социальным, нравственным вопросам, обсуждения актуальных проблем жизни подростков. Помня о том, что человек воспитывается в деятельности, надо организовывать общественно полезную деятельность, направленную на оказание помощи нуждающимся, на решение доступных детям социальных проблем внутри и вне школы.

Формирование нравственного сознания, конечно, процесс тонкий и глубоко связан с формированием мировоззрения школьника, с развитием его самосознания, с поисками своего места в мире и смысла своей жизни. Поэтому так важно, чтобы процесс обучения и воспитания в школе способствовал стремлению подростка решать вечные вопросы жизни, думать о самом главном: что есть жизнь, человек, бог, природа... — тогда, скорее всего, и с нравственностью будет лучше. [25; c. 90]

Закон РФ «Об образовании» говорит, что содержание образования должно обеспечить в сознании учащихся формирование картины мира, адекватной современному уровню знаний и ступени обучения (ст. 14, п. 2). Там же сказано, что содержание образования должно «... учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор взглядов и убеждений» (ст. 14, п. 4). Можно видеть, что политики и педагоги неопределенно высказываются о том, какое именно мировоззрение должна формировать государственная школа. Педагогика экзистенциализма считает недопустимым вообще формирование мировоззрения школой, расценивая это как ущемление свободы личности. Следует считать это иллюзией, поскольку любая образовательная система формирует мировоззренческие идеи.

В современных условиях при формировании мировоззренческих и нравственных убеждений, установок учеников разумно, очевидно, принимать принцип толерантности, терпимости к взглядам учащихся, принцип самоопределения личности, т. е. обеспечивать свободный выбор и ответственность за свои решения и действия.

Для выработки учениками взглядов очень важна позиция педагога. Он должен сам иметь убеждения, жить в соответствии с ними, уметь говорить о них с учащимися, не навязывая их и одновременно не отказываясь от них из конъюнктурных соображений. Можно считать, что в отечественной школе учитель традиционно выступает как носитель определенных норм, идеалов и мировоззренческих позиций.

Информация о работе Нравственное воспитание детей дошкольного возраста