Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2015 в 20:22, контрольная работа
В дошкольные годы под руководством взрослых ребенок приобретает первоначальный опыт поведения, отношения к близким людям, сверстникам, вещам, природе, усваивает моральные нормы. Руководя деятельностью детей, воспитатель формирует у них такие важные для человека черты, как любовь к Родине, доброжелательность и уважение к окружающим, бережное отношение к результатам труда людей, желание посильно помогать им, активность и инициативу в самостоятельной деятельности.
Введение………………………………………………………………………………………………..2
1.Задачи нравственного воспитания…………………………………………………….4
2.Принципы нравственного воспитания…………………………………………….…6
3.Методы нравственного воспитания…………………………………………………..9
4.Средства нравственного воспитания…………………………………………………14
Заключение……………………………………………………………………………………………16
Список использованной литературы…………………………………………………….19
Содержание
Введение…………………………………………………………
1.Задачи нравственного
2.Принципы нравственного
3.Методы нравственного воспитания………………………………………………….
4.Средства нравственного воспитания…………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы……………………………………………………
В настоящее время перед обществом необычайно остро стоит проблема нравственного воспитания детей всех возрастов, педагогическое сообщество заново пытается понять, каким образом привить современным детям нравственно-духовные ценности. Сегодня на ребенка с самого рождения обрушивается огромный массив информации: СМИ, школа, детский сад, кино, Интернет — все это скорее способствует размыванию нравственных норм и заставляет нас очень серьезно задуматься над проблемой эффективного нравственного воспитания собственного малыша.
Формирование основ моральных качеств человека начинается еще в дошкольном детстве. От того, насколько успешно осуществляется этот процесс, во многом зависит дальнейшее нравственное развитие детей. Важно с самого начала формировать у ребенка необходимые нравственные чувства, представления, понятия и на их основе поступки, соответствующие нормам поведения в обществе.
В дошкольные годы под руководством взрослых ребенок приобретает первоначальный опыт поведения, отношения к близким людям, сверстникам, вещам, природе, усваивает моральные нормы. Руководя деятельностью детей, воспитатель формирует у них такие важные для человека черты, как любовь к Родине, доброжелательность и уважение к окружающим, бережное отношение к результатам труда людей, желание посильно помогать им, активность и инициативу в самостоятельной деятельности.
Исследования ученых показывают, что дошкольный возраст характеризуется большими возможностями для нравственного воспитания детей: в разных видах их деятельности успешно формируются некоторые способы сознательного управления своим поведением, активность и самостоятельность, интерес к общественному окружению. В обществе сверстников между дошкольниками устанавливаются взаимоотношения, которые под руководством воспитателя приобретают коллективистский характер, у детей возникает чувство товарищества и дружбы.
Правильное воспитание предупреждает накопление ребенком отрицательного опыта, препятствует развитию нежелательных навыков и привычек поведения, что может неблагоприятно сказываться на формировании его нравственных качеств.
Нравственность формируется не на словесных или деятельностных мероприятиях, а в повседневных отношениях и сложностях жизни, в которых ребенку приходится разбираться, делать выбор, принимать решения и совершать поступки. В результате зреет моральное сознание детей, укрепляются принципы поведения и умение владеть собой. Целостный, диалектически противоречивый процесс нравственного воспитания исходит из жизни с ее идеалами, за которые надо бороться, приносить жертвы, переживать трудности, негативные явления, для преодоления которых нужны недюжинная воля и самообладание.
1.Задачи нравственного воспитания.
Основные задачи нравственного воспитания дошкольников заключаются в формировании у детей нравственных чувств, положительных навыков и привычек поведения, основных моральных качеств, нравственных представлений и мотивов поведения.
В дошкольном детстве формируются также отзывчивость, сочувствие, доброта, радость за других. Чувства побуждают детей к активным действиям: помочь, проявить заботу, внимание, успокоить, порадовать.
В среднем дошкольном возрасте нравственные чувства становятся более осознанными. У детей формируются чувство любви к родному краю, чувства уважения и признательности к трудящимся людям.
В старшем дошкольном возрасте на основе развивающихся нравственных чувств воспитывается чувство собственного достоинства, зачатки чувства долга, справедливости, уважения к людям, а также ответственности за порученное дело.
Воспитатель формирует у детей разнообразные навыки поведения, в котором проявляются уважение ко взрослым, положительное отношение к сверстникам, бережное отношение к вещам, которые, превращаясь в привычки, становятся нормой поведения: привычка здороваться и прощаться, благодарить за услугу, класть любую вещь на место, культурно вести себя в общественных местах, вежливо обращаться с просьбой.
В среднем дошкольном возрасте продолжают формироваться привычки культурного общения со взрослыми, сверстниками, привычки говорить правду, соблюдать чистоту, порядок, выполнять полезную деятельность, привычка к трудовому усилию.
В старшем дошкольном возрасте нравственные навыки и привычки, развивающиеся на основе осмысленного отношения детей к нравственному содержанию поступков, становятся более прочными.
Сформированные нравственные представления служат основой развития мотивов поведения, которые побуждают детей к тем или иным поступкам. Именно анализ мотивов поступков позволяет педагогу проникнуть в суть поведения ребенка, понять причину того или иного его поступка и выбрать наиболее подходящий способ воздействия.
В старшем дошкольном возрасте у детей важно формировать такие мотивы поведения, которые побуждали их к поступкам, отражающим общественную направленность личности (позаботиться о сверстнике, поступиться личным желаниям ради удовлетворения интересов коллектива, сделать своими руками подарок близким). Формирование мотивов поведения связано с организацией разнообразной деятельности детей, общения их между собой, со взрослыми.
Воспитание нравственных чувств, формирование моральных представлений, привычек и мотивов поведения осуществляется в единстве и обеспечивает нравственное воспитание детей дошкольного возраста.
2.Принципы нравственного воспитания.
1)Принцип воспитания детей в коллективе. Коллектив является действенным средством воспитания у ребенка чувства товарищества, уважения к окружающим, гуманности и взаимопомощи, т.е. основных принципов, взаимоотношений между людьми. Коллектив – это школа формирования общественной направленности личности ребенка. Здесь наиболее ярко раскрывается его индивидуальность, способности и нравственные качества. Моральная ценность человека проявляется прежде всего в поступках. В коллективе ребенок получает возможность проявить свои знания, отношение к окружающим, к деятельности: стремления оказать помощь, добиться результата, позаботиться о сверстниках, проявить доброту, скромность, трудолюбие.
Принцип воспитания в коллективе обязывает педагогов объединять детей в разных видах совместной деятельности для благотворного влияния на личность каждого ребенка. Так, организуя коллективный труд, воспитатель учит детей совместными усилиями достигать цели. Дошкольники вместе обсуждают последовательность работы, помогают друг другу, что способствует формированию положительных взаимоотношений, начал коллективизма.
В процессе общения происходит взаимовлияние детей друг на друга. Знания одного становятся достоянием всей группы, а положительная оценка робкого, застенчивого ребенка перед коллективом товарищей поддерживает его стремление поделиться своими знаниями со сверстниками.
2)Принцип требовательности к ребенку в сочетании с уважением к его личности. Это соответствует сущности социалистической морали, основанной на уважении к человеку и признании его личного достоинства.
Применение этого принципа выражается в умении воспитателя сочетать доброту с обоснованной требовательностью, учитывающей возможности, развитие, нравственный опыт и индивидуальные особенности детей. Это позволяет формировать у них основы нравственного поведения, дисциплинированности, не подавляя инициативы и жизнерадостности, учить уважительно относиться к установленному в группе порядку. От педагога, в свою очередь, требуется сдержанность, терпеливость, разумная строгость, уважительное отношение к воспитанникам.
3)Принцип единства воздействий на чувства, сознание и поведение вытекает из понятия целостности процесса развития личности. Он требует комплексного подхода при выборе средств и методов нравственного воспитания. Определяя содержание воспитательного воздействия, следует учитывать, вызовет ли оно эмоциональный отклик у ребенка, будет ли понято; сформирует ли оно определенные представления о явлениях окружающей жизни, мотивы поступков, будет ли воспитывать осознанное поведение.
4)Систематичность и последовательность, единство требований к детям в детском саду и семье обеспечивает прочное усвоение навыков поведения, формирования нравственных основ личности ребенка. Этот принцип требует от педагога осуществлять всю воспитательную работу систематически, последовательно усложняя задачи воспитания для всей группы в целом и для каждого ребенка в определенности (с учетом его особенностей и уровня вводимых моральных правил, опыта поведения). Необходимо также создание условий, обеспечивающих наиболее полное решение воспитательных задач: для того чтобы сформировать любое нравственное качество, требуется обеспечить систематичность упражнений ребенка в поступках, в которых оно проявляется, а также обеспечить единство требований к нему со стороны всех воспитывающих его лиц. В противном случае у детей формируется лишь умение подчиняться распоряжениям того или иного взрослого, а не сознательное управление своим поведением. Возникает опасность приспособленчества.
Учет этого принципа в воспитательной работе требует от педагога установления тесной связи с семьей, проведения большой разъяснительной работы, разработки рекомендаций в адрес родителей, выработки общих, единых методов воздействия на детей.
5)Принцип индивидуального подхода. Осуществляется
с учетом возрастных особенностей, уровня
нравственных представлений и опыта поведения
ребенка. Осуществление этого принципа
требует от педагога глубоких знаний психофизиологических
особенностей данного возраста и индивидуальных
особенностей развития каждого из воспитанников.
Учитывая этот принцип, педагог определяет задачи и методы индивидуального подхода к ребенку. Например, решая общую задачу воспитания положительных взаимоотношений в группе, он формирует у одного ребенка уступить, поделиться, у другого – инициативу, умение отстаивать свое мнение, у третьего – сдерживать свои желания, учитывая интересы сверстников, у четвертого – умение спокойно и дружелюбно договариваться о совместном пользовании игрушкой, о ролях в коллективной игре и у всего коллектива детей – положительные взаимоотношения.
В каждой группе педагог формирует положительное отношение к труду, учитывая при этом возрастные возможности детей. Так, руководя первыми трудовыми действиями малышей, воспитатель поддерживает любую их попытку включиться в работу, снисходительно относится к ее качеству и результатам. В средней группе он формирует целенаправленность в работе и поэтому более требовательно относится к случаям отвлечений, настаивая на большей сосредоточенности. В старшей группе воспитатель значительно повышает требования к качеству работы, особенно в тех видах труда, в которых дети имеют достаточный опыт участия, с целью сформировать у них старательность, умение добиваться результата в соответствии с поставленной задачей.
3.
Методы нравственного
Методы воспитания - это пути, способы достижения заданной цели воспитания, это способы педагогического воздействия, с помощью которых осуществляется формирование личности ребенка.
Методы нравственного воспитания дошкольников применяются не изолированно, а в комплексе, во взаимосвязи. Основаниями для подбора методов, которые можно и целесообразно использовать в комплексе, служат ведущая воспитательная задача и возраст детей.
Воспитание детей требует комплекса различных методов. В дошкольной педагогике принята такая классификация методов нравственного воспитания детей:
1. Методы формирования навыков и привычек поведения. Эта группа методов обеспечивает накопление у детей практического опыта общественного поведения.
Сюда относится метод приучения ребенка к положительным формам общественного поведения (здороваться и прощаться, благодарить эта услугу, вежливо отвечать на вопросы, бережно относиться к вещам и т. п.). К этому они приучаются с помощью Упражнений, предполагающих включение детей в разнообразную практическую деятельность, в общение со сверстниками и взрослыми (в естественных и специально создаваемых ситуациях).
Информация о работе Нравственное воспитание детей дошкольного возраста