Нравственное воспитание детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2015 в 20:22, контрольная работа

Описание работы

В дошкольные годы под руководством взрослых ребенок приобретает первоначальный опыт поведения, отношения к близким людям, сверстникам, вещам, природе, усваивает моральные нормы. Руководя деятельностью детей, воспитатель формирует у них такие важные для человека черты, как любовь к Родине, доброжелательность и уважение к окружающим, бережное отношение к результатам труда людей, желание посильно помогать им, активность и инициативу в самостоятельной деятельности.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………………………..2
1.Задачи нравственного воспитания…………………………………………………….4
2.Принципы нравственного воспитания…………………………………………….…6
3.Методы нравственного воспитания…………………………………………………..9
4.Средства нравственного воспитания…………………………………………………14
Заключение……………………………………………………………………………………………16
Список использованной литературы…………………………………………………….19

Файлы: 1 файл

педагогика.docx

— 36.98 Кб (Скачать файл)

Метод поручения дает наибольший эффект, если он сочетается с примером взрослых или других детей. При этом у ребенка должно возникнуть желание быть похожим, подражать. Если пример получил отражение в деятельности ребенка, можно говорить о его значении и активном влиянии на личность ребенка.

Большое значение имеет метод целенаправленного наблюдения, организованного педагогом (например, младшие дети наблюдают дружные игры старших дошкольников). Это не просто пассивный метод, он питает детский опыт, исподволь формирует отношение к явлению и положительно влияет на поведение. Можно использовать показ действия. Этот метод эффективен в воспитании навыков культурного поведения у детей.

Очень важен метод организации воспитателем деятельности, носящей общественно полезный характер (например, коллективный труд по уборке участка, по посадке кустарников, цветов и др.). Важным методом является детская игра, особенно сюжетно-ролевая. Она дает ребенку возможность наиболее свободно и самостоятельно устанавливать отношения с другими детьми, выбирать темы, игровые цели и действовать на основе знания норм и правил поведения, имеющихся представлений о явлениях действительности. Игра позволяет взрослому ясно увидеть достижения и недостатки в уровне нравственного развития ребенка, наметить задачи его воспитания.

2. Методы  Формирования нравственных представлений, суждений, оценок включают:

- беседы  на этические темы,

- чтение  художественной литературы,

- рассказ,

- рассматривание  и обсуждение картин, иллюстраций, диафильмов;

- метод убеждения.

Эти методы широко используются как на занятиях, так и в повседневной жизни детей. При этом воспитатель должен избегать морализирования, усвоения знаний детьми должно протекать на фоне их положительного эмоционального состояния. Формирование у детей правильных оценок поведения и отношений людей способствует превращению моральных представлений в мотивы поведения.

3. Методы  коррекции поведения. Если методы  первых двух групп относятся  к основным методам нравственного  воспитания, то методы этой группы  – вспомогательные. Это методы  поощрения и наказания. В поощрениях  и наказаниях чаще всего фиксируется  результат нравственной воспитанности  ребенка.

Поощрение (воспитателя) может проявляться в разных формах: одобрение, улыбка, кивок головы, подарок, рассказ о положительных поступках ребенка в кругу семьи или перед сверстниками, совместный труд детей и взрослых, поручение ответственного дела, поход в кино, парк и др.

Поощряя, нужно учитывать следующие Педагогические требования:

1. Поощрять  нужно своевременно и умело.

2. Поощрение  предусматривает конкретные определения, например: "добрый", "вежливый" и др. Этими словами подчеркивается  нравственный смысл поступков.

3. Поощрение  должно быть заслуженным. Поощрять  нужно только те поступки, которые  требуют физических, умственных, нравственных  усилий.

4. В любом  поощрении нужно знать меру, не  следует захваливать одних и  тех же детей.

5. Необходимо  учитывать возрастные и индивидуальные  особенности.

Наказание нельзя рассматривать как обязательный метод воздействия, в воспитании дошкольников можно обойтись без наказаний при условии  - индивидуальным особенностям, при такой организации педагогического процесса, когда все дети заняты содержательной нравственно направленной деятельностью». Современная педагогика исключает физические наказания, запугивания, обидные характеристики; наказания, унижающие достоинство личности ребенка; наказания трудом, лишением еды, сна , прогулки.

Наказание может осуществляться в следующих формах: замечание, лишение ласки, временный отказ от бесед и разговора с ребенком, запрет заниматься любимым делом, лишение общения со сверстниками и обещанных удовольствий, предупреждения, что про поступок узнают другие, обсуждение поступка всеми членами семьи или в коллективе сверстников.

Требования к использованию наказаний:

1. Прежде  чем наказать, нужно выяснить  причину непослушания. Наказание  должно быть справедливым, за  аморальный поступок,

2. Наказание  не является обязательным методом  воспитания.

3. Наказание  требует большого такта, терпения, осторожности.

4. Наказания  нужно сочетать с требовательностью. Взрослый должен быть непоколебим  в своем решении, иначе ребенок  будет надеяться на его отмену.

5. Воспитателю  надо предусматривать реакцию  детей на наказание, стараться, чтобы  они осознали неприемлемость  их действий.      

6. Наказание  базируется на уважении к личности  ребенка.

7. Взрослым  нужно помнить о мере наказания. Вред частых наказаний очевиден: ребенок начинает обманывать, чтобы  избежать наказания или перестает  реагировать на него. Частые наказания  говорят о беспомощности воспитателя.

 

                                                                                                                                                     

 

 

 

 

 

                           4.Средства нравственного воспитания.

Нравственное воспитание определяется с помощью определенных средств: художественные средства; природу; собственную деятельность детей; общение; окружающую обстановку.

1. Группа  художественных средств: художественная  литература, изобразительное искусство, музыка, кино и др. Эта группа  средств очень важна в решении  задач нравственного воспитания, поскольку способствует эмоциональной  окраске познаваемых моральных  явлений. Художественные средства  наиболее эффективны при формировании  у детей моральных представлений  и воспитании чувств.

2. Средством  нравственного воспитания дошкольников  является природа. Она способна  вызывать у детей гуманные  чувства, желание заботиться о  тех, кто слабее, кто нуждается  в помощи, защищать их, способствует  формированию у ребенка уверенности  в себе. Воздействие природы на  нравственную сферу личности  детей многогранно и при соответствующей  педагогической организации становится  значимым средством воспитания  чувств и поведения ребенка.

3. Средством  нравственного воспитания дошкольников  является собственная деятельность  детей: игра, труд, учение, художественная  деятельность. Каждый вид деятельности  имеет свою специфику, выполняя  функцию средства воспитания. Но  данное средство - деятельность как  таковая - необходимо, прежде всего, при воспитании практики нравственного  поведения. Особое место в этой группе средств отводится общению. Оно, как средство нравственного воспитания, лучше всего выполняет задачи корректировки представлений о морали и воспитании чувств и отношений.

4. Средством  нравственного воспитания может  быть вся та атмосфера, в которой  живет ребенок, атмосфера может быть пропитана доброжелательностью, любовью, гуманностью или, напротив, жестокостью, безнравственностью. Окружающая ребенка обстановка становится средством воспитания чувств, представлений, поведения, то есть она активизирует весь механизм нравственною воспитания и влияет на формирование определенных нравственных качеств. Выбор средств воспитания зависит от ведущей задачи, возраста воспитанников, уровня их общего и интеллектуального развития, этапа развития нравственных качеств.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                            Заключение.

Нравственное воспитание подрастающего поколения - одна из основных задач общества. Маленький человек входит в сложный многогранный мир, в котором он встречается не только с добром и справедливостью, героизмом и преданностью, но и с предательством, нечестностью, корыстью. Ребенок должен научиться отличать хорошее от плохого. Для этого необходимо сформировать человека с прочными идейными убеждениями, высокой моралью, культурой труда и поведения. Воспитывать и формировать миропонимание ребенка необходимо, когда его жизненный опыт только начинает накапливаться. Именно в детстве определяется направленность личности, появляются первые моральные установки, взгляды.

Социальные условия определяют содержание и направление воспитания. Поэтому так важно выявить потенциальные возможности общественного окружения в процессе нравственного становления личности. Содержание нравственного воспитания объективно задано требованиями нашего общественного строя, это своего рода социальный заказ общества всем институтам воспитания: детскому саду, школе, производству, вузу. В основе содержание воспитания остается в нашем обществе неизменным, однако конкретное его наполнение меняется в зависимости от этапа развития общества, от возраста воспитанников, от их психологических возможностей в восприятии окружающего мира.

Общественная жизнь, явления, в ней происходящие, постоянно корректируют содержание нравственного воспитания. Именно поэтому конкретная разработка его всегда будет оставаться актуальной проблемой педагогики. При этом следует учитывать также, что, конкретизируя содержание нравственного воспитания подрастающего поколения, нужно не только иметь в виду достижения и требования сегодняшнего дня, но и предвидеть задачи будущего, экстраполировать содержание на тот период, когда сегодняшний малыш станет взрослым человеком.

Для того чтобы содержание воспитания было не только воспринято, но и принято ребенком, необходимы адекватные методы, средства, педагогические пути. Характер педагогического воздействия определяется исходными позициями общества в отношении его членов: гуманизм, требовательность, создание условий: для всестороннего развития и др. Эти исходные позиции придают направленность как отдельным методам работы с детьми, так и всему педагогическому процессу в целом.

Для нравственного воспитания важно, что взрослый является и организатором жизни ребенка, и объектом познания, реальным носителем тех моральных ценностей, к которым у ребенка формируется определенное отношение. Другими словами, взрослый сам выступает в качестве образца поведения и отношения к действительности. Чем идеальнее образец, тем выше гарантия достижения успеха в воспитании.

Содержание нравственного воспитания представляет собой свод этических норм, которые являются моральным кодексом и своеобразной энциклопедией педагогических знаний.

Первые нравственные навыки дети получают в семье. В игре и посильном труде.  Наиболее интенсивно формируются такие нравственные качества детей, как взаимопомощь, аккуратность, отзывчивость.

Ребенок проходит жизненный путь, в начале которого его поведение обусловлено внешними влияниями и инстинктивными импульсами. Воспитание помогает ему прийти к внутреннему, осмысленному, обусловленному мировоззрением, нравственным чувством и сознанием поведению, владению собой, и самоуправлению. На протяжении этого пути ребенок находится на разных уровнях управления собственным поведением.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                Список использованной  литературы.

 

1. Буре Р. С., Островская Л.Ф. «Воспитатель  и дети». - М., 2005г.

2. Воспитание  нравственных чувств у старших  дошкольников: 2-е изд.// Буре Р.С., Година Г.Н., Шатова А.Д. и др.; Под.ред. Виноградовой А.М, 2008г.

3. « Дошкольная  педагогика»//  В.И.Ядэшко, Ф.А. Сохин, Т.А. Ильина и др.; Под.ред. В.И. Ядэшко, Ф.А. Сохина, 1986г.

4. Е.А.Алябьева «Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками». - М., 2007г.

5. Бабанский Ю.К. «Педагогика». - М., - 2008г.

6. Козлова  С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. - М., 2008г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Нравственное воспитание детей дошкольного возраста