Нравственное воспитание дошкольников в системе всестороннего развития личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2013 в 14:14, курсовая работа

Описание работы

Целью нашей работы является рассмотрение путей формирования этических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза: Мы предполагаем, что работа с дошкольниками в определенном направлении может воспитать у них нравственные ценности, которыми они будут руководствоваться в своей дальнейшей жизни.

Содержание работы

Введение
1. Нравственное воспитание дошкольников в системе всестороннего развития личности
1.1 Механизм и задачи нравственного воспитания дошкольников
1.2 Содержание нравственного воспитания
2. Средства и методы нравственного воспитания дошкольников
2.1 Средства нравственного воспитания дошкольников
2.2 Методы нравственного воспитания дошкольников
Глава 3. Экспериментальная часть
3.1 Методы исследования
3.2 Результаты исследования и их анализ
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Nravstvennoe_vospitanie_doshkolnikov_v_sisteme.doc

— 136.00 Кб (Скачать файл)

В рамках потребности  в признании, формировании эмпатии, ориентации ребенка на групповую оценку формируются основы альтруизма — стремления ребенка к бескорыстным добрым поступкам.

Большинство дошкольников от 4 до 7 лет уже знают, что бескорыстно  жертвовать своим достоянием ради общего блага — хорошо, а быть эгоистом — плохо. В экспериментах Е.В. Субботского выявилось, что есть разница между детским альтруизмом на словах и на деле. Сначала детям рассказывали историю о некоем Вове, которому поручили за награду (марку) вырезать флажок для праздника. С наградой можно было поступить так: либо взять себе, либо оставить на «выставку». Вова взял марку себе. Детей спрашивали, а как бы они поступили в аналогичном случае. Многие дети осудили Вову и сказали, что они-то обязательно оставили бы марку на выставку.

В реальном же эксперименте большинство детей брали награду себе: одни — открыто, другие прятали в карманы, варежки, башмаки. И только некоторые старшие дошкольники оставили марку в коробке, уходя с видимым чувством гордости, радости.

Но в то же время в тех случаях, когда  ребенок виноват перед другими или видит страдания другого, он в порыве сострадания может отдать ему лучшую игрушку, помочь, сделать что-то за другого.

И чем старше дошкольник, тем сильнее в нем  стремление сделать добро «просто  так».

 

1.2 Содержание  нравственного воспитания

 

Содержание нравственного воспитания дошкольников включает следующие смысловые блоки:

- воспитание гуманности  как качества личности;

- воспитание коллективизма;

- формирование начал гражданственности  и патриотизма;

- формирование отношения  к труду и трудолюбия.

Воспитание гуманности представляет собой формирование такого нравственного качества, которое подразумевает сочувствие, сопереживание, отзывчивость, эмпатию.

Стержнем и показателем  нравственной воспитанности человека является характер его отношения  к людям, природе, к самому себе. Исследования показывают, что подобное отношение может складываться у детей уже в дошкольном возрасте. В основе этого процесса лежит умение понимать другого, переносить переживания другого на себя.

Формирование гуманного  отношения к людям и природе начинается с раннего детства. При систематической работе, направленной на воспитание гуманного отношения дошкольников к окружающим людям и природе, у детей формируется гуманизм как нравственное качество. Иначе говоря, гуманизм входит в структуру личности как качественная ее характеристика.

Следует подчеркнуть, что  воспитание гуманных чувств и отношений - процесс сложный и противоречивый. Умения сочувствовать, сопереживать, сорадоваться, не завидовать, делать добро искренне и охотно - в дошкольном возрасте лишь закладываются.

Воспитание коллективизма  как нравственного качества дошкольника  основано на формировании положительных, доброжелательных, коллективных взаимоотношений.

Главная и единственная функция детского коллектива - воспитывающая: дети включаются в деятельность, которая  по своим целям, содержанию и формам организации направлена на формирование личности каждого из них.

Для воспитания коллективных взаимоотношений появление такого феномена, как дружба, имеет смыслообразуюшее значение. Дружба как наиболее близкая связь между детьми ускоряет процесс действенного осознания социальных взаимоотношений. Взаимопомощь и отзывчивость являются значимыми характеристиками коллективных взаимоотношений.

В группах детей  дошкольного возраста существует коллективное мнение. Оно не только проявляется  в виде одинаковых представлений  о нормах взаимоотношений, но и может  активно использоваться как личностно  значимый фактор воздействия на каждого члена коллектива и как основа коллективных взаимоотношений.

Детские взаимоотношения  регулируются нравственными правилами  и нормами. Знание правил поведения  и взаимоотношений облегчает  ребенку процесс вхождения в  мир себе подобных, в мир людей.

Воспитание начал патриотизма и гражданственности - одна из важнейших составляющих нравственного воспитания дошкольников.

Чувство любви  к Родине сродни чувству любви  к родному дому. Роднит эти чувства  единая основа - привязанность и  чувство защищенности. Значит, если мы будем воспитывать у детей чувство привязанности, как таковое, и чувство привязанности к родному дому, то при соответствующей педагогической работе со временем оно дополнится чувством любви и привязанности к своей стране.

Чувство патриотизма  многогранно по своей структуре и содержанию. В него входят ответственность, желание и умение трудиться на благо Отечества, беречь и умножать богатства Родины, гамма эстетических чувств и др.

2. Средства  и методы нравственного воспитания  дошкольников

 

2.1 Средства нравственного воспитания дошкольников

 

Нравственное  воспитание определяется с помощью  определенных средств, среди которых  необходимо указать: художественные средства; природу; собственную деятельность детей; общение; окружающую обстановку.

1. Группа художественных средств: художественная литература, изобразительное искусство, музыка, кино и др. Эта группа средств очень важна в решении задач нравственного воспитания, поскольку способствует эмоциональной окраске познаваемых моральных явлений. Художественные средства наиболее эффективны при формировании у детей моральных представлений и воспитании чувств.

2. Средством  нравственного воспитания дошкольников  является природа. Она способна вызывать у детей гуманные чувства, желание заботиться о тех, кто слабее, кто нуждается в помощи, защищать их, способствует формированию у ребенка уверенности в себе. Воздействие природы на нравственную сферу личности детей многогранно и при соответствующей педагогической организации становится значимым средством воспитания чувств и поведения ребенка.

3 Средством  нравственного воспитания дошкольников  является собственная деятельность детей: игра, труд, учение, художественная деятельность. Каждый вид деятельности имеет свою специфику, выполняя функцию средства воспитания. Но данное средство - деятельность как таковая - необходимо, прежде всего, при воспитании практики нравственного поведения.

Особое место  в этой группе средств отводится  общению. Оно, как средство нравственного  воспитания, лучше всего выполняет  задачи корректировки представлений о морали и воспитании чувств и отношений[6].

4 Средством  нравственного воспитания может  быть вся та атмосфера, в которой живет ребенок, атмосфера может быть пропитана доброжелательностью, любовью, гуманностью или, напротив, жестокостью, безнравственностью.

Окружающая  ребенка обстановка становится средством  воспитания чувств, представлений, поведения, то есть она активизирует весь механизм нравственною воспитания и влияет на формирование определенных нравственных качеств.

Выбор средств  воспитания зависит от ведущей задачи, возраста воспитанников, уровня их общего и интеллектуального развития, этапа  развития нравственных качеств (только начинаем формировать нравственное качество, или закрепляем, или уже перевоспитываем).

 

2.2 Методы  нравственного воспитания дошкольников

 

Методы воспитания - это пути, способы достижения заданной цели воспитания.

В педагогике существует несколько подходов к классификации  методов воспитания (Ю.К. Бабанский, Б.Т. Лихачев, И.П. Подласый - в общей и школьной педагогике; В.Г. Нечаева, В.И. Логинова - в дошкольной педагогике)[7].

Для классификации  методов исследователи определяют какое-то одно основание, например, активизацию механизма нравственного воспитания.

Предлагаемая  классификация объединяет все методы в три группы:

- методы формирования  нравственного поведения: упражнения, поручение, требование, воспитывающие  ситуации;

- методы формирования  нравственного сознания: объяснение, увещевание, внушение, просьба, этическая  беседа, пример;

- методы стимулирования: поощрение, соревнование, одобрение,  награждение, субъективно-прагматический.

Принципы отбора методов нравственного воспитания:

- соответствие  метода цели и задачам воспитания;

- гуманный характер  метода;

- реальность  метода;

- подготовленность  условий и средств для использования  метода;

- избирательность  отбора метода;

- тактичность  применения метода;

- планирование  возможного результата воздействия метода;

- терпение и  терпимость педагога при использовании  метода;

- преобладающая  практическая направленность метода  в нравственном воспитании дошкольников.

Методы нравственного  воспитания дошкольников применяются  не изолированно, а в комплексе, во взаимосвязи. Основаниями для подбора методов, которые можно и целесообразно использовать в комплексе, служат ведущая воспитательная задача и возраст детей. (Например: объяснение + упражнения + поощрение и т. п.).

 

Глава 3. Экспериментальная часть

 

3.1 Методы  исследования

 

В проведении эксперимента нами были использованы две методики. Приведем их описания.

1. Методика  «Закончи историю»

Методика предназначена  для изучения осознания детьми нравственнных  норм. Исследование проводят индивидуально.

Инструкция. Я  буду тебе рассказывать истории, а ты их закончи.

Примеры ситуаций

История I. Дети строили город. Оля стояла и смотрела, как играют другие. К ребятам подошла  воспитательница и сказала: «Мы  сейчас будем ужинать. Пора складывать кубики в коробки. Попросите Олю помочь вам». Тогда Оля ответила...

Что ответила Оля? Почему? Как она поступила? Почему?

История 2. Кате на день рождения мама подарила красивую куклу. Катя стала с ней играть. Тут подошла к ней ее младшая  сестра Вера и сказала: «Я тоже хочу поиграть с этой куклой». Тогда Катя ответила...

Что ответила Катя? Почему? Как поступила Катя? Почему?

История 3. Люба и Саша рисовали. Люба рисовала красным  карандашом, а Саша зеленым. Вдруг  Любин карандаш сломался. «Саша, —  сказала Люба, — можно мне дорисовать картинку твоим карандашом?» Саша ответил…

Что ответил  Саша? Почему? Как поступил Саша? Почему?

История 4. Петя и Вова играли вместе и сломали  дорогую красивую игрушку. Пришел папа и спросил: «Кто сломал игрушку?»  Тогда Петя ответил…

Что ответил  Петя? Почему? Как поступил Петя? Почему?

Все ответы ребенка, по возможности дословно, фиксируются  в протоколе.

Обработка результатов

0 баллов —  ребенок не может оценить поступки  детей.

1 балл — ребенок  оценивает поведение детей как  положительное или отрицательное (правильное или неправильное, хорошее или плохое), но оценку не мотивирует и нравственную норму не формулирует.

2 балла —  ребенок называет нравственную  норму, правильно оценивает поведение  детей, но не мотивирует свою  оценку.

3 балла — ребенок называет нравственную норму, правильно оценивает поведение детей и мотивирует свою оценку.

Методика  «Сюжетные картинки»

Методика «Сюжетные  картинки» предназначена для  изучения эмоционального отношения  к нравственным нормам.

Ребенку предъявляют  картинки с изображением положительных и отрицательных поступков сверстников (См. Приложение).

Инструкция. Разложи  картинки так, чтобы с одной стороны  лежали те, на которых нарисованы хорошие  поступки, а с другой — плохие. Раскладывай и объясняй, куда ты положишь каждую картинку и почему.

Исследование  проводится индивидуально. В протоколе  фиксируются эмоциональные реакции  ребенка, а также его объяснения. Ребенок должен дать моральную оценку изображенным на картинке поступкам, что  позволит выявить отношение детей к нравственным нормам. Особое внимание уделяется оценке адекватности эмоциональных реакций ребенка на моральные нормы: положительная эмоциональная реакция (улыбка, одобрение и т. п.) на нравственный поступок и отрицательная эмоциональная реакция (осуждение, негодование и т. п.) — на безнравственный.

Обработка результатов

0 баллов —  ребенок неправильно раскладывает  картинки (в одной стопке оказываются  картинки с изображением как  положительных, так и отрицательных  поступков), эмоциональные реакции  неадекватны или отсутствуют.

1 балл — ребенок  правильно раскладывает картинки, но не может обосновать свои  действия; эмоциональные реакции  неадекватны.

2 балла —  правильно раскладывая картинки, ребенок обосновывает свои действия; эмоциональные реакции адекватны, но выражены слабо.

3 балла —  ребенок обосновывает свой выбор  (возможно, называет моральную норму); эмоциональные реакции адекватны,  ярки, проявляются к мимике, активной  жестикуляции и т. д.

 

3.2 Результаты  исследования и их анализ

 

Нами была проведена  диагностика нравственной сферы у 15 дошкольников детского сада № 17 г. Колпашево. Результаты диагностики представлены в таблицах 1, 2.

 

Таблица 1

Оценка  осознания детьми нравственных норм

№ п/п

Испытуемый

Называет  нравственную норму

Оценка  поведения детей

Мотивировка оценки

Количество  баллов

1

Олег Н.

+

+

+

3

2

Рома Л.

+

+

-

2

3

Витя Г.

+

+

+

3

4

Аня Е.

-

+

-

1

5

Вера Щ.

+

+

+

3

6

Максим Т.

+

+

+

3

7

Оля Т.

+

+

-

2

8

Сережа К.

-

-

-

0

9

Леня М.

+

+

-

2

10

Илья К.

+

+

+

3

11

Антон В.

+

+

+

3

12

Ксюша А.

+

+

-

2

13

Наташа Ц.

+

+

-

2

14

Эля П.

+

+

+

3

15

Игорь П.

+

+

+

3

Информация о работе Нравственное воспитание дошкольников в системе всестороннего развития личности