Нравственное воспитание дошкольников в системе всестороннего развития личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2013 в 14:14, курсовая работа

Описание работы

Целью нашей работы является рассмотрение путей формирования этических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза: Мы предполагаем, что работа с дошкольниками в определенном направлении может воспитать у них нравственные ценности, которыми они будут руководствоваться в своей дальнейшей жизни.

Содержание работы

Введение
1. Нравственное воспитание дошкольников в системе всестороннего развития личности
1.1 Механизм и задачи нравственного воспитания дошкольников
1.2 Содержание нравственного воспитания
2. Средства и методы нравственного воспитания дошкольников
2.1 Средства нравственного воспитания дошкольников
2.2 Методы нравственного воспитания дошкольников
Глава 3. Экспериментальная часть
3.1 Методы исследования
3.2 Результаты исследования и их анализ
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Nravstvennoe_vospitanie_doshkolnikov_v_sisteme.doc

— 136.00 Кб (Скачать файл)

 

 

Из диаграммы  мы видим, что почти половина испытуемых (53 %) показала высокое осознание  нравственных норм, большая часть  испытуемых (33 %) показала среднее осознание  нравственных норм и лишь маленький процент испытуемых (7 %) показали низкий и очень низкий уровень осознания нравственных норм. Таким образом, мы можем сказать, что в проверенной нами группе у детей хороший уровень осознания нравственных норм.

 

Таблица 2

Оценка  эмоционального отношения к нравственным нормам у дошкольников

№ п/п

Испытуемый

Раскладывание картинок

Обоснование своих действий

Эмоциональные реакции

Количество  баллов

1

Олег Н.

+

+

+/-

2

2

Рома Л.

+

+

+

3

3

Витя Г.

+

+

+

3

4

Аня Е.

+

+

+/-

2

5

Вера Щ.

+

+

+/-

2

6

Максим Т.

+

+

+

3

7

Оля Т.

+

+

+

3

8

Сережа К.

+

-

-

1

9

Леня М.

+

+

-

2

10

Илья К.

+

+

+/-

2

11

Антон В.

+

+

+

3

12

Ксюша А.

+

-

-

1

13

Наташа Ц.

+

+

+

3

14

Эля П.

+

+

+

3

15

Игорь П.

-

-

-

0


 

 

Из диаграммы  видно, что большинство протестированных детей (47 %) имеют высокое эмоциональное отношение к нравственным нормам, средняя часть детей (33 %) имеют среднее эмоциональное отношение к нравственным нормам. Низкое эмоциональное отношение к нравственным нормам показало всего лишь 13 % детей и очень низкое – 7 % испытуемых детей.

Таким образом, мы видим, что у испытуемых детей  хорошие показатели эмоционального отношения к нравственным нормам.

Проводя наблюдения за общением дошкольников в учебной  и свободной деятельности, мы пришли к выводу, что проведение специальной работы с детьми по нравственному воспитанию способствует повышению общего нравственного воспитания у детей.

В дальнейшем мы планируем провести тест «Социометрия»  для выявления взаимоотношения  в группе.

Заключение

 

Таким образом, рассмотрев вопрос нравственного воспитания дошкольников, мы можем сделать следующие выводы.

Личностно ориентированное  воспитание основывается на известных  принципах гуманистической педагогики:

- самоценность  личности;

- уважение личности  ребенка;

- природосообразность воспитания;

- добро и  ласка как основное средство  воспитания.

Иными словами, личностно ориентированное воспитание - это организация воспитательного  процесса на основе:

- глубокого  уважения личности ребенка;

- учета особенностей  его индивидуального развития;

- отношения  к нему как сознательному, полноправному  и ответственному участнику воспитательного  процесса.

Для выяснения  влияния нравственного воспитания на ребенка нами была проведена диагностика  нравственной сферы детей детского сада № 17 г. Колпашево после определенных занятий с ними по развитию нравственности.

В результате мы увидели, что после проведенных  занятий по нравственному воспитанию почти половина испытуемых показала высокое осознание нравственных норм и лишь маленький процент  испытуемых (7 %) показали низкий и очень низкий уровень осознания нравственных норм. Хотя до проведения специальных занятий по нравственному воспитанию детей у них эти показатели были совсем другими: около 30 % детей показывало низкий и очень низкий уровень осознания нравственных норм.

Также нами было обследована оценка эмоционального отношения к нравственным нормам у дошкольников. В результате диагностики  мы увидели, что после занятий  по нравственному воспитанию большинство  протестированных детей (47 %) имеют высокое эмоциональное отношение к нравственным нормам, средняя часть детей (33 %) имеют среднее эмоциональное отношение к нравственным нормам. Низкое эмоциональное отношение к нравственным нормам показало всего лишь 13 % детей и очень низкое – 7 % испытуемых детей.

Таким образом, мы видим, что у испытуемых детей  после специальных занятий по нравственному воспитанию хорошие  показатели эмоционального отношения  к нравственным нормам. Хотя до специальных  занятий по нравственному развитию у данной группы детей показатели были намного ниже, чем после занятий. Так, около 30 % детей имело низкое и очень низкое эмоциональное отношение к нравственным нормам.

Таким образом, мы видим, что в каждом детском  саду должны проводиться специальные  занятия или мероприятия направленные на развитие нравственных норм у детей. Заложенные в детстве эти нормы сохраняются у них на всю оставшуюся жизнь. Воспитание нравственной личности необходимо начинать не со школьной скамьи, когда у детей многие понятия и нормы являются уже сформированными и с трудом поддаются изменению, а с детского сада, когда детская психика наиболее восприимчива к развитию разного рода.

Список  использованной литературы

 

Аверин В.А. Психология детей и подростков. – СПб., 1994.

Агапова И., Давыдова М. Патриотическое воспитание в школе. – М., 2002.

Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 1968.

Валлон А. Психическое  развитие ребенка. - М., 1968.

Венгер Л.А. Восприятие и обучение. (Дошкольный возраст). - М., 1969.

Внешняя среда  и психическое развитие ребенка / Под ред. Р.В. Тонковой-Ямпольской, Е. Шмидт-Кольмер, Э. Хабинаковой. – М., 1984.

Возрастная  и педагогическая психология / Под  ред. А.В. Петровского. - М., 1973.

Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. - М., 1956.

Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. - М., 1960.

Гаврилова Т.П. О воспитание нравственных чувств. – М., 1984.

Гальперин П.Я. Развитие исследований по формированию умственных действий // Психологическая  наука в СССР. Т. 1. - М., 1959.

Гарбузов В.И. От младенчества до отрочества. – Л., 1991.

Деятельность  и взаимоотношения дошкольников / Под ред. Т.А. Репиной. – М., 1987.

Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников / Под ред. Л.А. Венгера. - М., 1973.

Дольто Ф. На стороне ребенка. – СПб., 1997.

Запорожец А.В. Развитие произвольных движений. - М., 1960.

Зеньковский В.В. Психология детства. – Екатеринбург, 1995.

Изучение развития и поведения детей / Под ред. Л.П. Липпситт, Ч.К. Спайкер. – М., 1966.

Котырло В.К. Развитие волевого поведения у дошкольников. – Киев, 1971.

Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. - М., 1972.

Пиаже Ж. Психология интеллекта // Жан Пиаже. Избранные  психологические труды. - М., 1979.

Поддьяков Н.Н. и др. Умственное воспитание дошкольника. - М., 1972.

Общая психология / Под ред. А. В. Петровского. - М., 1980.

Развитие общения  у дошкольников / Под ред. А.В. Запорожца  и М.И. Лисиной. - М., 1974.

Развитие познавательных и волевых процессов у дошкольников / Под ред А.В. Запорожца и Я.3. Неверович. - М., 1965.

Сенсорное воспитание в детском саду / Под ред. Н.П. Сакулиной  и Н.Н. Поддьякова. - М., 1989.

Тренинг развития личности дошкольника: занятия, игры, упражнения. — СПб., 2001.

Усова А.П. Обучение в детском саду / Под ред. А.В. Запорожца. - М., 1990.

Эльконин Д.Б. Детская психология. (Развитие ребенка от рождения до семи лет). - М., 1980.

1 См.: Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 1968. – С. 46 – 48.

2 См.: Внешняя среда и психическое развитие ребенка / Под ред. Р.В. Тонковой-Ямпольской, Е. Шмидт-Кольмер, Э. Хабинаковой. – М., 1984. – С. 124 – 128.

3 См.: Гаврилова Т.П. О воспитание нравственных чувств. – М., 1984. – С. 76.

4 См.: Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1972. С. 56 – 57.

5 См.: Зеньковский В.В. Психология детства. Екатеринбург, 1995. С. 38 – 40.

6 См.: Гаврилова Т.П. О воспитание нравственных чувств. – М., 1984. – С. 59.

7 Эльконин Д.Б. Детская психология. (Развитие ребенка от рождения до семи лет). М., 1980. С. 24 – 26


Информация о работе Нравственное воспитание дошкольников в системе всестороннего развития личности