Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2013 в 14:14, курсовая работа
Целью нашей работы является рассмотрение путей формирования этических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза: Мы предполагаем, что работа с дошкольниками в определенном направлении может воспитать у них нравственные ценности, которыми они будут руководствоваться в своей дальнейшей жизни.
Введение
1. Нравственное воспитание дошкольников в системе всестороннего развития личности
1.1 Механизм и задачи нравственного воспитания дошкольников
1.2 Содержание нравственного воспитания
2. Средства и методы нравственного воспитания дошкольников
2.1 Средства нравственного воспитания дошкольников
2.2 Методы нравственного воспитания дошкольников
Глава 3. Экспериментальная часть
3.1 Методы исследования
3.2 Результаты исследования и их анализ
Заключение
Список использованной литературы
Из диаграммы мы видим, что почти половина испытуемых (53 %) показала высокое осознание нравственных норм, большая часть испытуемых (33 %) показала среднее осознание нравственных норм и лишь маленький процент испытуемых (7 %) показали низкий и очень низкий уровень осознания нравственных норм. Таким образом, мы можем сказать, что в проверенной нами группе у детей хороший уровень осознания нравственных норм.
Таблица 2
Оценка эмоционального отношения к нравственным нормам у дошкольников
№ п/п |
Испытуемый |
Раскладывание картинок |
Обоснование своих действий |
Эмоциональные реакции |
Количество баллов |
1 |
Олег Н. |
+ |
+ |
+/- |
2 |
2 |
Рома Л. |
+ |
+ |
+ |
3 |
3 |
Витя Г. |
+ |
+ |
+ |
3 |
4 |
Аня Е. |
+ |
+ |
+/- |
2 |
5 |
Вера Щ. |
+ |
+ |
+/- |
2 |
6 |
Максим Т. |
+ |
+ |
+ |
3 |
7 |
Оля Т. |
+ |
+ |
+ |
3 |
8 |
Сережа К. |
+ |
- |
- |
1 |
9 |
Леня М. |
+ |
+ |
- |
2 |
10 |
Илья К. |
+ |
+ |
+/- |
2 |
11 |
Антон В. |
+ |
+ |
+ |
3 |
12 |
Ксюша А. |
+ |
- |
- |
1 |
13 |
Наташа Ц. |
+ |
+ |
+ |
3 |
14 |
Эля П. |
+ |
+ |
+ |
3 |
15 |
Игорь П. |
- |
- |
- |
0 |
Из диаграммы
видно, что большинство протестированн
Таким образом, мы видим, что у испытуемых детей хорошие показатели эмоционального отношения к нравственным нормам.
Проводя наблюдения за общением дошкольников в учебной и свободной деятельности, мы пришли к выводу, что проведение специальной работы с детьми по нравственному воспитанию способствует повышению общего нравственного воспитания у детей.
В дальнейшем мы планируем провести тест «Социометрия» для выявления взаимоотношения в группе.
Заключение
Таким образом, рассмотрев вопрос нравственного воспитания дошкольников, мы можем сделать следующие выводы.
Личностно ориентированное
воспитание основывается на известных
принципах гуманистической
- самоценность личности;
- уважение личности ребенка;
- природосообразность воспитания;
- добро и ласка как основное средство воспитания.
Иными словами,
личностно ориентированное
- глубокого уважения личности ребенка;
- учета особенностей его индивидуального развития;
- отношения
к нему как сознательному,
Для выяснения
влияния нравственного
В результате мы увидели, что после проведенных занятий по нравственному воспитанию почти половина испытуемых показала высокое осознание нравственных норм и лишь маленький процент испытуемых (7 %) показали низкий и очень низкий уровень осознания нравственных норм. Хотя до проведения специальных занятий по нравственному воспитанию детей у них эти показатели были совсем другими: около 30 % детей показывало низкий и очень низкий уровень осознания нравственных норм.
Также нами было обследована оценка эмоционального отношения к нравственным нормам у дошкольников. В результате диагностики мы увидели, что после занятий по нравственному воспитанию большинство протестированных детей (47 %) имеют высокое эмоциональное отношение к нравственным нормам, средняя часть детей (33 %) имеют среднее эмоциональное отношение к нравственным нормам. Низкое эмоциональное отношение к нравственным нормам показало всего лишь 13 % детей и очень низкое – 7 % испытуемых детей.
Таким образом, мы видим, что у испытуемых детей после специальных занятий по нравственному воспитанию хорошие показатели эмоционального отношения к нравственным нормам. Хотя до специальных занятий по нравственному развитию у данной группы детей показатели были намного ниже, чем после занятий. Так, около 30 % детей имело низкое и очень низкое эмоциональное отношение к нравственным нормам.
Таким образом,
мы видим, что в каждом детском
саду должны проводиться специальные
занятия или мероприятия направ
Список использованной литературы
Аверин В.А. Психология детей и подростков. – СПб., 1994.
Агапова И., Давыдова М. Патриотическое воспитание в школе. – М., 2002.
Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 1968.
Валлон А. Психическое развитие ребенка. - М., 1968.
Венгер Л.А. Восприятие и обучение. (Дошкольный возраст). - М., 1969.
Внешняя среда и психическое развитие ребенка / Под ред. Р.В. Тонковой-Ямпольской, Е. Шмидт-Кольмер, Э. Хабинаковой. – М., 1984.
Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В. Петровского. - М., 1973.
Выготский Л.С.
Избранные психологические
Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. - М., 1960.
Гаврилова Т.П. О воспитание нравственных чувств. – М., 1984.
Гальперин П.Я. Развитие исследований по формированию умственных действий // Психологическая наука в СССР. Т. 1. - М., 1959.
Гарбузов В.И. От младенчества до отрочества. – Л., 1991.
Деятельность и взаимоотношения дошкольников / Под ред. Т.А. Репиной. – М., 1987.
Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников / Под ред. Л.А. Венгера. - М., 1973.
Дольто Ф. На стороне ребенка. – СПб., 1997.
Запорожец А.В. Развитие произвольных движений. - М., 1960.
Зеньковский В.В. Психология детства. – Екатеринбург, 1995.
Изучение развития и поведения детей / Под ред. Л.П. Липпситт, Ч.К. Спайкер. – М., 1966.
Котырло В.К. Развитие волевого поведения у дошкольников. – Киев, 1971.
Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. - М., 1972.
Пиаже Ж. Психология интеллекта // Жан Пиаже. Избранные психологические труды. - М., 1979.
Поддьяков Н.Н. и др. Умственное воспитание дошкольника. - М., 1972.
Общая психология / Под ред. А. В. Петровского. - М., 1980.
Развитие общения у дошкольников / Под ред. А.В. Запорожца и М.И. Лисиной. - М., 1974.
Развитие познавательных
и волевых процессов у
Сенсорное воспитание в детском саду / Под ред. Н.П. Сакулиной и Н.Н. Поддьякова. - М., 1989.
Тренинг развития личности дошкольника: занятия, игры, упражнения. — СПб., 2001.
Усова А.П. Обучение в детском саду / Под ред. А.В. Запорожца. - М., 1990.
Эльконин Д.Б. Детская психология. (Развитие ребенка от рождения до семи лет). - М., 1980.
1 См.: Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 1968. – С. 46 – 48.
2 См.: Внешняя среда и психическое развитие ребенка / Под ред. Р.В. Тонковой-Ямпольской, Е. Шмидт-Кольмер, Э. Хабинаковой. – М., 1984. – С. 124 – 128.
3 См.: Гаврилова Т.П. О воспитание нравственных чувств. – М., 1984. – С. 76.
4 См.: Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1972. С. 56 – 57.
5 См.: Зеньковский В.В. Психология детства. Екатеринбург, 1995. С. 38 – 40.
6 См.: Гаврилова Т.П. О воспитание нравственных чувств. – М., 1984. – С. 59.
7 Эльконин Д.Б. Детская психология. (Развитие ребенка от рождения до семи лет). М., 1980. С. 24 – 26
Информация о работе Нравственное воспитание дошкольников в системе всестороннего развития личности