Нравственное воспитание по Сухомлинскому

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2014 в 19:54, курсовая работа

Описание работы

Воспитание для Сухомлинского - это постоянное духовное обогащение учителя и ребенка. Основная задача нравственного воспитания: «воспитать в детском сердце подлинно человеческую любовь, тревогу, волнения, заботы, переживания за судьбу другого человека».
Основным содержанием нравственного воспитания он считает заботу о возвышении человеческого достоинства ребенка и помощь в определении им своего места в жизни.

Содержание работы

Введение
1. Биография В.А. Сухомлинского
2. Характеристика педагогической деятельности Сухомлинского
3. Система воспитания Сухомлинского
4. Нравственное воспитание.
5. Задачи и принципы нравственного воспитания
6. Формы и методы нравственного воспитания
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 109.50 Кб (Скачать файл)

Мир прекрасного для ребенка начинается в семье. "Тонкость ощущения человека, эмоциональная восприимчивость, впечатлительность, чуткость, сопереживание, проникновение в духовный мир другого человека - все это постигается прежде всего в семье".

Для ребенка наиболее дорогим, близким, прекрасным существом является мать. Мать - это не только тепло, уют, внимание. Это - мир солнца, любви, добра, ласки, весь мир в руках матери. И от того, каков он, этот мир, зависит, каким вырастет человек.

Для Сухомлинского культ матери - это результат серьезных раздумий о необходимости связи поколений, о передаче духовной культуры.

"Учительская профессия, - писал  Сухомлинский, - это человековедение, постоянное, не прекращающееся проникновение в сложный духовный мир человека. Замечательная черта - постоянно открывать в человеке новое, изумляться новому, видеть человека в процессе его становления - один из тех корней, которые питают призвание к педагогическому труду. Я твердо убежден, что этот корень закладывается в человеке еще в детстве и отрочестве, закладывается и в семье, и в школе. Он закладывается заботами старших - отца, матери, учителя, - которые воспитывают ребенка в духе любви к людям, уважения к человеку". Именно так формировался педагогический талант самого В.А. Сухомлинского, источник которого - любовь к детям, глубокая вера в возможность воспитания каждого ребенка так, чтобы не нужно было, потом исправлять допущенные в раннем детстве ошибки. Терпимость к детским слабостям, понимание тончайших побудительных мотивов и причин детских шалостей, чуткость, забота о ребенке - всю эту мудрость Сухомлинский вынес из собственного детства.

Что лежит на поверхности, чаще всего не замечается. Казалось бы, чего проще, но мы, видимо, до настоящего времени не осознаем в полной мере роль того влияния, которое оказывает на формирование будущего человека обстановка в семье в раннем детском возрасте. А ведь то, каким вырастет человек, во многом определяется тем, кто держал ребенка на коленях, вел его за руку, пел песни и рассказывал сказки. Научные знания и знания человеческие.

4. Нравственное воспитание.

Воспитание для Сухомлинского - это постоянное духовное обогащение учителя и ребенка. Основная задача нравственного воспитания: «воспитать в детском сердце подлинно человеческую любовь, тревогу, волнения, заботы, переживания за судьбу другого человека».

Основным содержанием нравственного воспитания он считает заботу о возвышении человеческого достоинства ребенка и помощь в определении им своего места в жизни.

С тревогой наблюдая картины бездуховности в окружающей жизни, он писал: «Мне кажется, что общество болеет страшной болезнью - девальвацией человеческих ценностей»

По сути, речь идет либо об отсутствии, либо о слабом развитии духовно-нравственной культуры учащихся. Но духовности и нравственности нельзя научить. Она «внутри» каждого человека. «Чувства - это плоть, кровь и сердце моральной убежденности: без чувств нравственность превращается в сухие слова, способные воспитать лицемеров» . Поэтому процесс нравственного воспитания личности рассматривался им как «воспитание чувств человека, чтобы добрые поступки воспитанников основывались на этих чувствах».

Из контекста его произведений как бы «высвечиваются» четыре бинарных (т.е. парных, взаимосвязанных) чувства: совесть - стыд, долг - ответственность (перед Родиной, другими людьми, самим собой). Все другие нравственные чувства, в том числе и гуманные, так или иначе, основываются на определенном уровне развития совести, стыда, долга и ответственности. Подлинное мастерство воспитания, считал павлышский педагог, состоит в развитии нравственных чувств у ребенка таким образом, чтобы он сам отдавал себе приказы, творил добро людям бескорыстно, без расчета на похвалу, и испытывал от этого радость.

Важное значение в этом процессе имеют дошкольный и младший школьный возраст. «Упустить младший возраст, - писал В.А. Сухомлинский, - значит, упустить все». «Детство и отрочество должны стать школой доброты, сердечности, чуткости. Только при этом условии в сердце человека будет вся гамма добрых чувств» .

Сухомлинский указывал на важность для развития нравственных чувств такой особенности младшего возраста, как повышенная эмоциональная восприимчивость детей: «У маленьких детей переживания наполняют всю душу, безраздельно овладевают мыслями». Поэтому именно в дошкольном возрасте необходимо начинать формирование эмоциональной культуры как предпосылки развития гуманных чувств - сочувствия, сострадания, отзывчивости.

Другой особенностью этих возрастных периодов является конкретность восприятия моральных норм, «когда нравственные понятия доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядной очевидности морального смысла того, что он видит и делает». Поэтому именно в младшем возрасте в Павлышской школе начиналось проведение этических бесед, разъяснение «общечеловеческих норм нравственности», которые раскрывались перед детьми в яркой и эмоциональной форме. «Создание добра для людей начинается с заботы ребенка о красоте», -- писал В.А. Сухомлинский, подчеркивая, что «эстетические чувства в младшем возрасте -- один из самых богатых источников чувств моральных» .

Реализуя на практике идеи гуманистического воспитания, В.А. Сухомлинский разработал творческие подходы к методике этого процесса, которые в значительной мере предвосхитили тенденции современной гуманистической педагогики.

5. Задачи и принципы нравственного воспитания

Исходной точкой педагогического мировоззрения Сухомлинского была задача воспитания у ребенка личного отношения к окружающей действительности, понимание своего дела и ответственности перед родными, товарищами и обществом и, что главное, перед собственной совестью. Василий Александрович пишет, что задача школы не просто передать знания, но «открыть перед каждым, даже перед самым заурядным, самым трудным в интеллектуальном развитии питомцем те сферы развития его духа, где он может достичь вершины, проявить себя, заявить о своем Я, черпать силы из источника человеческого достоинства, чувствовать себя не обделенным, а духовно богатым»

«Задача школы и родителей - дать каждому ребенку счастье. Счастье многогранно. Оно и в том, чтобы человек раскрыл свои способности, полюбил труд и стал в нем творцом, и в том, чтобы наслаждаться красотой окружающего мира и создавать красоту для других, и в том, чтобы любить человека, быть любимым, растить детей настоящими людьми».

Главной целью воспитания В. А. Сухомлинский считал всестороннее развитие личности. Из системы взглядов В. А. Сухомлинского на школьное воспитание можно сделать вывод: главной задачей школы является воспитание человека, который бы в любой области, полезной для общества, смог подняться на наивысшую ступень гражданственности. Роль человека в общественном прогрессе определяется не его профессией самой по себе, а идейным и нравственным смыслом его деятельности.

В. А. Сухомлинский считал, чтобы воспитатель воздействовал на ребенка, чтобы ребенок прислушивался к словам воспитателя, подчинялся им, педагогу требуются десятилетия, чтобы сформулировать его мировоззренческие принципы, сложились педагогические убеждения. Многие годы ушли на это у педагога-гуманиста В.А. Сухомлинского.

Читая опыт работы в Павлышской средней школе можно выделить такие задачи нравственного воспитания:

1. последовательно приобщить воспитанников  к нравственным нормам общества;

2. формировать положительный опыт  самих детей и нравственный  опыт;

3. направлять сознание, чувства, поведение  на овладение и реализацию  принципов морали;

4. формирование нравственного обмена личности.

Его работы дают убедительное представление не только о разносторонности педагогических подходов, но и о целостности всего его педагогического мышления.

Кроме задач, В.А. Сухомлинский формулирует принципы нравственного воспитания, основные из которых:

1. забота о возвышении человеческого  достоинства - главное в воспитании;

2. педагог не только открывает  мир перед учеником, но и утверждает  его в этом мире;

3. следует не сообщать истину  ребенку, а учить ее открывать;

4. в природе вечный источник детского разума;

5. учитель готовится к хорошему  уроку всю жизнь;

6. нравственным путеводным огоньком  педагог становится не тогда, когда он на каждом шагу  изрекает истины, а когда его  отношение к человеку - маленькому  школьнику, является образцом, вершиной нравственности.

6. Формы и методы нравственного воспитания

Формы, методы, приемы нравственного воспитания В.А. Сухомлинского пронизывают всю педагогическую деятельность, о которой он рассказывает в своих трудах.

Василий Александрович считал, что в процессе воспитания значимую роль играют взаимоотношения учителя и ученика. Поэтому они должны быть внимательными, доброжелательными и заинтересованными. Именно исходя из подобных установок в школе Сухомлинского стали практиковаться совместные походы, сочинения и чтение стихов, слушание «музыки» леса, реки, полей, воздуха. Приоритет в своей педагогической системе Сухомлинский уделял нравственному воспитанию, которое должно базироваться на чувстве справедливости: «Справедливость - это основа доверия ребенка к воспитателю». При этом основным методом считал слово, но не назидательное или подавляющее, а доброжелательное и располагающее. Он создал целую теорию слова и его воздействия на сознание и поведение ребенка. Слово, по мнению Василия Александровича, должно быть содержательным, иметь глубокий смысл, эмоциональное насыщение, должно быть обращено к конкретному ученику и отличаться правдивостью. Сухомлинский называл слово «тончайшим прикосновением к сердцу», которое способно сделать человека счастливым и несчастным. Большинство школьных конфликтов происходит из-за неумения учителей использовать дар слова или из-за боязни «закрытых» тем, которые при правильном подходе могут дать ребенку нравственные нормы.

Его школа являлась школой-лабораторией по разработке важнейших вопросов обучения и воспитания сельских школьников, умелому сочетанию умственного и нравственного, трудового и эстетического воспитания, формированию лучших качеств гражданина своего Отечества, пробуждению у детей чувства сострадания к другим детям, родителям, всему человечеству.

В его школе царил дух творчества. Это относилось и к школьникам, и ко всему педагогическому коллективу. Вся деятельность школы была построена на принципах уважения личности учащихся, учителей. Здесь дети не готовились к жизни, а жили полнокровной жизнью, удовлетворяя свои интересы и потребности.

Всё в его школе крепчайшим образом увязано в одно и всё подчинено высшим задачам: развить ум ребенка, научить ребенка, вырастить его человеком добрым, чутким к людям и любящим свою Родину,- одним словом, дать ему счастье.

Здание, построенное Сухомлинским, непритязательно на вид; но войдите в здание - простор, воздух и солнце, веселые детские голоса...

Пройдемся по коридорам школы. «В школе и стены должны говорить»,-- писал Василий Александрович.

В Павлышской школе нет на стенах свободного места (хотя нет и нагромождения щитов и стендов) -- стены действительно говорят. О чем? О маме; о смысле жизни; о чести; о смысле труда; о книгах, которые должен перечитывать каждый культурный человек. Интересно, что это ни в коем случае не своды правил. Обычно это выдержки из книг великих людей, умные, серьезные и отнюдь не прямолинейные мысли.

Целые этажи заняты плакатами и стендами с вопросами к ребятам: «Почему? Отчего? Зачем так делают?» - все задачки из практической жизни. Это - для развития любознательности. Наконец, у самого входа в школу - стенд советов для мамы: рассказывай детям сказки, приучай их к труду, учи их любить дедушку и бабушку, и так - вплоть до совета о том, что, когда сын пойдет служить в Советскую Армию, пусть возьмет с собой горсть родной земли, ибо это он землю свою готовится защищать.

«Каждый должен задуматься над тем, - писал Василий Александрович, - что он способен оставить после себя». «Высокая миссия педагога, -- подчеркивал он, -- состоит для меня в том, чтобы быть творцом детского счастья, врачевателем и исцелителем детских душ, чтобы в сердце человеческом не поселилось горе и страдание... Я отдал этому жизнь». И это не просто красивые слова педагога. Это кредо его жизни и педагогической деятельности.

Вот почему его книги: «Воспитание чувств коллективизма у школьников» (1958), «Духовный мир школьника» (1961), «Нравственный идеал молодого поколения» (1963), «Гармония трех начал» (статья//Журналист, 1970, №8), «Рождение гражданина» (1971) пользовались неизменным успехом. В них В. А. Сухомлинский талантливо показал пути воспитания подрастающего поколения в духе человеколюбия, умственно и нравственно развитой личности, любящего природу и свое Отечество человека.

А в таких книгах, как «Павлышская средняя школа», «Разговор с молодым директором школы», Василий Александрович нацеливал педагогические коллективы школ на воспитание учащихся в духе гармонического развития личности, показывал пути этого развития. Чтобы решать сложные задачи, утверждал Сухомлинский, учитель сам должен быть всесторонне развитым, творчески настроенным на педагогическую деятельность. «Самой горячей искрой, зажигающей ум и сердце ребенка, и являлись как раз личное увлечение, страсть и одержимость учителя», - писал он в книге «Павлышская средняя школа» .

Создавая свою систему воспитания и обучения, В.А.Сухомлинский глубоко переосмысливал классическое наследие отечественных педагогов Ушинского, Толстого, Шацкого, Макаренко, следил за исследованиями в области начального обучения современных ему психологов и педагогов Б.Г. Ананьева, В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, Д. Б. Эльконина.

Информация о работе Нравственное воспитание по Сухомлинскому