Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2014 в 19:54, курсовая работа
Воспитание для Сухомлинского - это постоянное духовное обогащение учителя и ребенка. Основная задача нравственного воспитания: «воспитать в детском сердце подлинно человеческую любовь, тревогу, волнения, заботы, переживания за судьбу другого человека».
Основным содержанием нравственного воспитания он считает заботу о возвышении человеческого достоинства ребенка и помощь в определении им своего места в жизни.
Введение
1. Биография В.А. Сухомлинского
2. Характеристика педагогической деятельности Сухомлинского
3. Система воспитания Сухомлинского
4. Нравственное воспитание.
5. Задачи и принципы нравственного воспитания
6. Формы и методы нравственного воспитания
Заключение
Литература
Мир прекрасного для ребенка начинается в семье. "Тонкость ощущения человека, эмоциональная восприимчивость, впечатлительность, чуткость, сопереживание, проникновение в духовный мир другого человека - все это постигается прежде всего в семье".
Для ребенка наиболее дорогим, близким, прекрасным существом является мать. Мать - это не только тепло, уют, внимание. Это - мир солнца, любви, добра, ласки, весь мир в руках матери. И от того, каков он, этот мир, зависит, каким вырастет человек.
Для Сухомлинского культ матери - это результат серьезных раздумий о необходимости связи поколений, о передаче духовной культуры.
"Учительская профессия, - писал
Сухомлинский, - это человековедение,
постоянное, не прекращающееся
Что лежит на поверхности, чаще всего не замечается. Казалось бы, чего проще, но мы, видимо, до настоящего времени не осознаем в полной мере роль того влияния, которое оказывает на формирование будущего человека обстановка в семье в раннем детском возрасте. А ведь то, каким вырастет человек, во многом определяется тем, кто держал ребенка на коленях, вел его за руку, пел песни и рассказывал сказки. Научные знания и знания человеческие.
4. Нравственное воспитание.
Воспитание для Сухомлинского - это постоянное духовное обогащение учителя и ребенка. Основная задача нравственного воспитания: «воспитать в детском сердце подлинно человеческую любовь, тревогу, волнения, заботы, переживания за судьбу другого человека».
Основным содержанием нравственного воспитания он считает заботу о возвышении человеческого достоинства ребенка и помощь в определении им своего места в жизни.
С тревогой наблюдая картины бездуховности в окружающей жизни, он писал: «Мне кажется, что общество болеет страшной болезнью - девальвацией человеческих ценностей»
По сути, речь идет либо об отсутствии, либо о слабом развитии духовно-нравственной культуры учащихся. Но духовности и нравственности нельзя научить. Она «внутри» каждого человека. «Чувства - это плоть, кровь и сердце моральной убежденности: без чувств нравственность превращается в сухие слова, способные воспитать лицемеров» . Поэтому процесс нравственного воспитания личности рассматривался им как «воспитание чувств человека, чтобы добрые поступки воспитанников основывались на этих чувствах».
Из контекста его произведений как бы «высвечиваются» четыре бинарных (т.е. парных, взаимосвязанных) чувства: совесть - стыд, долг - ответственность (перед Родиной, другими людьми, самим собой). Все другие нравственные чувства, в том числе и гуманные, так или иначе, основываются на определенном уровне развития совести, стыда, долга и ответственности. Подлинное мастерство воспитания, считал павлышский педагог, состоит в развитии нравственных чувств у ребенка таким образом, чтобы он сам отдавал себе приказы, творил добро людям бескорыстно, без расчета на похвалу, и испытывал от этого радость.
Важное значение в этом процессе имеют дошкольный и младший школьный возраст. «Упустить младший возраст, - писал В.А. Сухомлинский, - значит, упустить все». «Детство и отрочество должны стать школой доброты, сердечности, чуткости. Только при этом условии в сердце человека будет вся гамма добрых чувств» .
Сухомлинский указывал на важность для развития нравственных чувств такой особенности младшего возраста, как повышенная эмоциональная восприимчивость детей: «У маленьких детей переживания наполняют всю душу, безраздельно овладевают мыслями». Поэтому именно в дошкольном возрасте необходимо начинать формирование эмоциональной культуры как предпосылки развития гуманных чувств - сочувствия, сострадания, отзывчивости.
Другой особенностью этих возрастных периодов является конкретность восприятия моральных норм, «когда нравственные понятия доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядной очевидности морального смысла того, что он видит и делает». Поэтому именно в младшем возрасте в Павлышской школе начиналось проведение этических бесед, разъяснение «общечеловеческих норм нравственности», которые раскрывались перед детьми в яркой и эмоциональной форме. «Создание добра для людей начинается с заботы ребенка о красоте», -- писал В.А. Сухомлинский, подчеркивая, что «эстетические чувства в младшем возрасте -- один из самых богатых источников чувств моральных» .
Реализуя на практике идеи гуманистического воспитания, В.А. Сухомлинский разработал творческие подходы к методике этого процесса, которые в значительной мере предвосхитили тенденции современной гуманистической педагогики.
5. Задачи и принципы нравственного воспитания
Исходной точкой педагогического мировоззрения Сухомлинского была задача воспитания у ребенка личного отношения к окружающей действительности, понимание своего дела и ответственности перед родными, товарищами и обществом и, что главное, перед собственной совестью. Василий Александрович пишет, что задача школы не просто передать знания, но «открыть перед каждым, даже перед самым заурядным, самым трудным в интеллектуальном развитии питомцем те сферы развития его духа, где он может достичь вершины, проявить себя, заявить о своем Я, черпать силы из источника человеческого достоинства, чувствовать себя не обделенным, а духовно богатым»
«Задача школы и родителей - дать каждому ребенку счастье. Счастье многогранно. Оно и в том, чтобы человек раскрыл свои способности, полюбил труд и стал в нем творцом, и в том, чтобы наслаждаться красотой окружающего мира и создавать красоту для других, и в том, чтобы любить человека, быть любимым, растить детей настоящими людьми».
Главной целью воспитания В. А. Сухомлинский считал всестороннее развитие личности. Из системы взглядов В. А. Сухомлинского на школьное воспитание можно сделать вывод: главной задачей школы является воспитание человека, который бы в любой области, полезной для общества, смог подняться на наивысшую ступень гражданственности. Роль человека в общественном прогрессе определяется не его профессией самой по себе, а идейным и нравственным смыслом его деятельности.
В. А. Сухомлинский считал, чтобы воспитатель воздействовал на ребенка, чтобы ребенок прислушивался к словам воспитателя, подчинялся им, педагогу требуются десятилетия, чтобы сформулировать его мировоззренческие принципы, сложились педагогические убеждения. Многие годы ушли на это у педагога-гуманиста В.А. Сухомлинского.
Читая опыт работы в Павлышской средней школе можно выделить такие задачи нравственного воспитания:
1. последовательно приобщить
2. формировать положительный
3. направлять сознание, чувства, поведение на овладение и реализацию принципов морали;
4. формирование нравственного обмена личности.
Его работы дают убедительное представление не только о разносторонности педагогических подходов, но и о целостности всего его педагогического мышления.
Кроме задач, В.А. Сухомлинский формулирует принципы нравственного воспитания, основные из которых:
1. забота о возвышении
2. педагог не только открывает мир перед учеником, но и утверждает его в этом мире;
3. следует не сообщать истину ребенку, а учить ее открывать;
4. в природе вечный источник детского разума;
5. учитель готовится к хорошему уроку всю жизнь;
6. нравственным путеводным
Информация о работе Нравственное воспитание по Сухомлинскому