В психологии общепризнанным
является тот факт, что развитие нравственных
чувств может происходить двояко: путем
опосредованного влияния на эмоциональную сферу (через
воздействие на личность в целом) и путем
непосредственного воздействия на эмоциональною
сферу (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн.
П.М. Якобсон). Последнее осуществляется
с помощью использования специальных
эмоционально-ценностных для воспитанника
средств -- эмоциональных стимулов.
Анализ многогранного педагогического
творчества В,А. Сухомлинского свидетельствует
о том. что процесс развития нравственных
чувств осуществляется им преимущественно
путем непосредственного влияния на эмоциональную сферу ребенка через
ее актуализацию. Под актуализацией эмоциональной
сферы понимается процесс, в результате
которого моральные нормы становятся
актуальными, личностно-значимыми для
индивида не только на рациональном, но
и на эмоционально-ценностном уровне.
Актуализировать эмоциональную сферу
- значит создать обстоятельства, при которых
обостряется восприятие нравственной
идеи или поступка. Реализация эмоционального
стимулирования нравственных чувств нашла
свое отражение во всех компонентах педагогической
системы В.А. Сухомлинского.
В процессе эстетического
воспитания это выразилось в использовании
игры; эмоционально-образного стимула
в различных его модификациях, как репродуктивной
(произведения искусства, художественная
литература, музыка), так и творческой (художественное,
литературное, музыкальное творчество
воспитанников); красоты природы кик источника
нравственного самосовершенствования.
В процессе этического просвещения
этот подход воплотился в применении проблемно-поискового
(диспуты, дискуссии) и эмоционально-образного
(проведение этических бесед в яркой, эмоционально-значимой
для ребенка форме) стимулов.
В процессе трудовой деятельности
эмоционально-ценностное значение имел
эстетический, творческий характер общественно-полезного
труда учащихся, стимулирующий их положительные
переживания.
Впервые в истории педагогики
советского периода В.А. Сухомлинский
целенаправленно обратился к идее развития
эмоциональной сферы ребенка, его душевной
жизни, в частности, такого ее ключевого
компонента как нравственные чувства. Если ребенок,
глядя на чудесный закат дневного светила,
не восхитился этой картиной, то постепенно
у него охлаждается любовь к природе, а
потом и к людям, говорил Сухомлинский.
«Я советовал учителям, - подчеркивал Василий
Александрович, - если ученик не понимает
чего-то, присмотритесь внимательно к
своей работе: не стало ли сознание вашего
ребенка маленьким пересыхающим озерцом,
оторванным от вечного и животворного
первоисточника мысли - мира вещей, явлений
природы. Соедините это маленькое озерцо
с океаном природы, ...и вы увидите, как
забьет ключ живой мысли».
Идеи Сухомлинского представляют
собой целый комплекс, систему, в которой
нет главного и второстепенного, и потому
отдельно взятое практическое предложение
может и не сработать, может оказаться неприменимым в
школе, если не следовать и всем другим
советам педагога.
Ну, скажем, хорошая, прогрессивная,
здравому смыслу отвечающая мысль Сухомлинского
- не ставить плохих отметок в начальной
школе и не ставить их даже и до восьмого
класса, чтобы всякая отметка была наградой,
поощрением и никогда - наказанием. Стоит
немножко подумать, и обязательно согласишься
с этой глубокой педагогической мыслью.
Но что значит не ставить
двоек? Это значит фактически полностью
перестроить работу учителя: нужно по-другому учить, увлекать
детей знанием, найти тысячу новых способов
побуждения к усиленной умственной работе,
нужно заново пересмотреть свои отношения
с родителями и так далее... Механически
перенять совет «не ставить двоек» просто
невозможно, это может привести к такому
разладу всего дела учения, что потом,
пожалуй, придется наставить тех же самых
двоек еще больше...
В Павлышской школе стараются
оценивать не знания, а успех, победу, преодоление трудностей в учении. Успех
- вот первопричина радости в учении!
В первых классах здесь стараются
не ставить двойки ученикам, а добиваются,
чтобы они трудом одолели неудачу и хорошо
выполнили задание, тогда будет и отметка;
здесь директор школы призывал: «Не ловите
детей на незнании, отметка не наказание, отметка
- радость»; здесь стараются заметить самое
маленькое продвижение вперед, заметить,
отметить, похвалить, поддержать... Здесь
учеников судят по их собственным способностям,
а не по абстрактным представлениям о
том, каким должен быть ученик. Чтобы мальчик
с самыми скромными возможностями не чувствовал
себя отставшим, ущемленным, чтобы школа
всем была в радость. «...Нельзя требовать
от ребенка невозможного,- говорил Сухомлинский,
- Любая программа по любому предмету -
это определенный уровень, круг знаний,
но не живой ребенок. К этому уровню, к
этому кругу знаний разные дети идут по-разному.
Один ребенок уже в первом классе может
совершенно самостоятельно прочитать
задачу и решить ее; другой же сделает
это в конце второго, а то и третьего года
обучения... Искусство и мастерство обучения
и воспитания заключаются в том, чтобы,
раскрыв силы и возможности каждого ребенка,
дать ему радость успеха в умственном
труде».
Заключение
"На любви к детям держится
мир". Сейчас уже трудно вспомнить,
кто произнес эту фразу, но только точнее не скажешь о смысле человеческой
жизни. Во все эпохи лучшие педагоги именно
эту мысль считали главной в деле воспитания.
Василий Александрович Сухомлинский из
их числа. "Что самое главное было в
моей жизни? Без раздумий отвечаю: любовь
к детям" - так писал он в главной книге
своей жизни "Сердце отдаю детям".
И название ее вовсе не красивый литературный
оборот, а чистая правда.
Все, что мы называем воспитанием, есть
великое творчество повторения себя в
Человеке. Десятки, сотни нитей, духовно
связывающих учителя и учащегося, - это
те тропинки, которые ведут к человеческому
сердцу, это важнейшее условие дружбы,
товарищества учителя и учащихся. Учителя
и учеников должна объединять духовная
общность, при которой забывается, что
педагог - руководитель и наставник. Воспитания
без дружбы с ребенком, без духовной общности
с ним можно сравнить с блужданием в потемках.
В своем последнем напутствии выпускникам
Павлышевской средней школы, уже смертельно
больной, В.А. Сухомлинский так говорил
юношам и девушкам, вступающим в жизнь:
"Человеческой силе духа нет предела.
Нет трудностей и лишений, которых бы не
мог одолеть человек. Не молчаливо перетерпеть,
перестрадать, но одолеть, выйти победителем,
стать сильнее. Больше сего бойтесь минуты,
когда трудность покажется вам непреодолимой,
когда появится мысль отступить, пойти
по легкому пути".
В этих словах весь В.А. Сухомлинский
- гуманист, мыслитель, педагог.
Литература
- 1)Родчанин Е. Г., Зязюн И. А. Об идеалах В.А.Сухомлинского, М.: Премьера, 2001.-642с.
- 2)Сухомлинский В. А. О воспитании, М.:
КВАНТА +, 2001.-436с.
- 3)Биография Сухомлинского Василия Александровича. ЖЗЛ: Сухомлинский Василий Александрович. [ Электронный ресурс]. Великие люди: Жизнеописания и биографии. - URL: http://www.biografguru.ru/about/suhomlinskiy/?q=4258
- 4) Педагогические идеи В.А. Сухомлинского как концептуальная основа личностно-ориентированного подхода. [Электронный ресурс]. Педагогические идеи В.А.Сухомлинского. - URL: http://awqust.com/index_1_view.php?id
- 5) Мухина М.И. Гуманизм педагогики В.А. Сухомлинского. М., 1994