Нравственный портрет школы XXI века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2014 в 20:11, реферат

Описание работы

Ключевая роль в духовно-нравственном воспитании общества, на сегодняшний день, отводится образованию. Школа – единственный социальный институт, через который проходят все граждане Беларуси и не только. Ценности личности, конечно, в первую очередь формируются в семье. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в образовательном учреждении. Поэтому именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и духовная, культурная жизнь школьника.

Файлы: 1 файл

реферат.doc

— 78.00 Кб (Скачать файл)

Министерство образования Республики  Беларусь

 

Учреждение образования

«Белорусский государственный педагогический университет

имени Максима Танка»

 

Факультет специального образования

 

                

 

 

 

 

 

Эссе-реферат

по учебной дисциплине «Педагогическая этика»

«Нравственный портрет школы XXI века»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: 

студентка 401 группы 4 курса

заочной формы получения образования

Иванова Анастасия Тимофеевна  

 

Преподаватель:

Одаева Нелла Владимировна

 

 

 

 

 

 

Минск 2013

Ключевая роль в духовно-нравственном воспитании общества, на сегодняшний день, отводится образованию. Школа – единственный социальный институт, через который проходят все граждане Беларуси и не только. Ценности личности, конечно, в первую очередь формируются в семье. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в образовательном учреждении. Поэтому именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и духовная, культурная жизнь школьника. Организация такой жизни в стенах школы зависит, в большинстве своем,  от личности учителя, которому необходимо объяснить школьникам, что полноценная человеческая самореализация невозможна без любви, честности, правдивости, самоотверженности и жертвенности. Все эти нравственные качества связаны со способностью человека, совершать добрые дела для других, не ожидая ничего взамен. Глубокая заинтересованность самого учителя в тех вопросах, которые он обсуждает на уроках с учениками, является важнейшей предпосылкой успеха как ученика, так и воспитательного процесса в целом.

Сегодня остро не хватает подлинно образованных людей, которые отличаются от профессионалов тем, что образованность выше и шире, чем узкий профессионализм. Высокообразованный человек должен быть безукоризненным специалистом в своей области, свободно владеть несколькими языками, хорошо знать отечественную и мировую историю, литературу, философию, социологию, уверенно ориентироваться в других сферах науки и культуры. Чтобы стать образованным человеком, ученик должен обрести любовь к знаниям, у него должна выработаться потребность в знаниях. Все знания должны быть положены под ноги человеку, стать его фундаментом, а не лечь тяжелой плитой на его голову. Задача нравственного воспитания – сохранить и развить тот творческий и нравственный потенциал, который есть в ребенке.

Прежде всего у ребёнка должна быть крепкая нравственная семья. Именно на семью, падает основная доля в воспитании человека, где с молоком матери в атмосфере домашнего быта появившийся человек впитывает и аккумулирует в себе духовный настрой, тот образ поведения и общения, те традиции и привычки, которые приняты в семье. И первоначальное образование ребенка, именно в смысле придания ему нравственного образа начинается в семье. Чтобы образовывались крепкие нравственные семьи необходимо воспитать новое поколение молодых людей, которые смогут создать такие семьи и легче это сделать на селе. Именно село, и новая сельская школа могут создать тот нравственный климат и тот воспитательный процесс, который необходим для воспитания нового поколения, ибо на селе люди менее подвержены соблазнам, которые присутствуют в городе.

Только на селе, где малая инертность, возможно гармоничное совмещение традиционного сельского уклада и современного городского образа жизни. Только на селе, где задействованы меньшие силы сопротивления, возможно создать единый учебно-воспитательный комплекс, который должен формировать человеческое поведение в деятельности, где неразрывна связь слова с делом, формировать одно из главных человеческих качеств – участливость, которое проявляется в заботе о других, формировать патриотические чувства в человеке.

В единый учебно-воспитательный комплекс должны быть включены детский сад, совмещенный с начальной школой, средняя школа с совмещением общего образования с действенной профориентацией и высшая школа с совмещением двух циклов образования: общеобразовательного и специального (профессионального). Такой комплекс позволит сконцентрировать все лучшие культурно-педагогические силы в общем образовательном процессе, поддерживать и развивать в нем традиции белорусской школы, сохранять преемственность поколений. Общий системный образовательный процесс представляет собой цикл тематических сократических диалогов, которые охватывают собой все общеобразовательные школьные предметы, а также ряд других разделов: мир, смысл жизни, свобода человека, два пути жизни, Церковь, любовь, добро, благодарение, братство, семья, человечество и искусство, религия и искусство, радость труда и познавания.

Все разделы представляются целостными блоками, объединяющими несколько тем. В блоке задается понятие, которое рассматривается с разных сторон, насколько позволяет уровень учеников, ставится проблема, актуальная для нашей сегодняшней жизни. Внутри каждого блока есть, так сказать, «обязательная программа», а есть «произвольная». Первое – это те общеобразовательные понятия и проблемы, с которыми необходимо знакомить детей. Второе – свободное историческое, психологическое и культурное осмысление данной проблемы в разные времена.

Количество тем в каждом конкретном блоке различно. Это определяется значимостью самого разбираемого понятия и возможностями восприятия детей. Последовательность тем в блоке диктуется внутренней логикой самого расширяющегося понятия. Блоки в едином учебно-воспитательном комплексе последовательно связаны, есть четкие логические скрепы, есть продолжающиеся информационные и стилевые нити. Главное не прервать возникшую мысль, чтобы все звенья цепочки были видны. Это особенность начального теоретического обучения: ум ученика вначале должен видеть путь, который проделала его мысль.

На каждой ступени жизненного роста происходит воспитание и образование, так как по своей сути они неразрывны. При таком непрерывном целостном нравственном воспитании и системном образовании ребенок к восьми годам получает знания в объеме начальной школы, а к пятнадцати годам – в объеме средней школы и начальные профессиональные навыки, причем знания получены им естественным путем, без «вдалбливания» и механического заучивания. Общеобразовательный цикл в новой школе даст, прежде всего, всестороннее развитие личности, общую образованность, общую культуру, интеллигентность, общую трудовую направленность, которая создается связью трудового обучения с основами наук. После получения общего среднего образования воспитанник может продолжить свое профессиональное образование в колледже или в высшей школе.

Новая школа 21 века шаг за шагом должна внедрять новый подход к процессу обучения, при котором существенно меняется функция школы, в результате школа становится духовным и воспитательным центром той местности, где находится. Она становится символом знаний, культуры и высоких человеческих помыслов.

Таким образом, учение и жизнь, обучение и воспитание в новой сельской школе становятся неразрывным процессом, который даст прекрасную основу для развития разновозрастного молодежного коллектива с ярко выраженным самоуправлением. Благодаря возрождению подлинного самоуправления в школе начнут формироваться самостоятельные объединения воспитанников, которые реализуют себя в различных видах деятельности, в основе которых будет долг, ответственность, честь и порядочность.

Вот из таких ответственных людей и создадутся новые семьи, которые внесут вклад в нравственно-духовное и экономическое возрождение страны.

***

Системы образования в любой стране призваны способствовать реализации основных задач социально-экономического и культурного развития общества, ибо именно учебные заведения готовят человека к активной деятельности в разных сферах экономической, культурной, политической жизни общества. Поэтому роль школы, как базового звена образования чрезвычайно важна. Способность образовательного учреждения достаточно гибко реагировать на запросы общества, сохраняя при этом накопленный положительный опыт, имеет очень большое значение.

Таким образом, выпускник современной школы, который будет жить и трудиться в грядущем тысячелетии, должен обладать определёнными качествами личности:

· гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, умело применяя их на практике для решения разнообразных проблем, чтобы на протяжении жизни иметь возможность найти в ней своё место;

· самостоятельно критически мыслить, уметь видеть возникающие в реальном мире трудности и искать пути рационального их преодоления, используя современные технологии; чётко осознавать, где и каким образом приобретаемые ими знания могут быть применены в окружающей действительности; быть способным генерировать новые идеи, творчески мыслить;

· грамотно работать с информацией (уметь собирать необходимые для исследования определённой задачи, факты, анализировать их, выдвигать гипотезы, решения проблем, делать необходимые обобщения, сопоставления с аналогичными или альтернативными вариантами рассмотрения, формулировать аргументированные выводы и на их основе выявлять и решать новые проблемы);

· быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах, уметь работать сообща в разных областях, предотвращая конфликтные ситуации или умело выходя из них;

· самостоятельно трудиться над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.

Духовность и нравственность являются важнейшими, базисными характеристиками личности. Духовность определяется как устремленность личности к избранным целям, ценностная характеристика сознания. Нравственность представляет собой совокупность общих принципов поведения людей по отношению друг к другу и обществу. В сочетании они составляют основу личности, где духовность – вектор ее движения (самовоспитания, самообразования, саморазвития), она является основой нравственности.

Духовно-нравственное воспитание направлено на "возвышение сердца" ребенка как центра духовной жизни. Оно представляет собой процесс организованного, целенаправленного как внешнего, так и внутреннего (эмоционально-сердечного) воздействия педагога на духовно-нравственную сферу личности, являющуюся системообразующей ее внутреннего мира. Это воздействие носит комплексный, интегрированный характер относительно чувств, желаний, мнений личности. Оно опирается на определенную систему ценностей, заложенную в содержании образования и актуализируемую определенной позицией педагога.

 В школе 21 в. должна быть разработана Программа духовно - нравственного воспитания и развития личности обучающихся, целью которой должно быть создание условий для формирования и развития духовно- нравственных качеств личности обучающегося, способного ориентироваться и адаптироваться  в современном мире.

Педагогический коллектив должен решать следующие задачи:

-формирование духовно – нравственных качеств личности, помогающих  разумно сочетать личные интересы с общественными;

-воспитание чувства долга, ответственности, любви и уважения к обычаям своего народа,  семьи, и  к традициям других народов;

-формирование стремления проектировать и строить свою жизнь на основе Православных духовных ценностей.

Реализация такой программы должна осуществляется по 5 основным направления:

-организация работы с педагогическим коллективом;

-организация работы с обучающимися;

-организация работы с  семьей;

-организация работы с  Церковью;

-организация дополнительного образования.

Организация работы с педагогическим коллективом.

Учитель должен почувствовать веяния времени, которые сигнализируют о неблагополучии в молодежной среде: бездуховность, хамство, неуважение к старшим, неадекватное поведение, жестокость. Поэтому задача педагогов в рамках духовно-нравственного воспитания пробудить в учениках потребность в духовном преображении, в саморазвитии, умении самим добывать знания, научить разбираться в общественных процессах и политических событиях, любить свои национальные традиции, историю, Родину. Для духовно-нравственного преображения детей нужен учитель, способный разбудить их сердце и разум, научить испытывать радость творчества и совершать бескорыстные добрые поступки.

Для этого желательно проведение заседаний педагогического совета на тему: «Духовно-нравственный облик современного учителя: как он формируется?»

Проведение открытых уроков, классных часов и внеклассных мероприятий по духовно-нравственному воспитанию. (Обмен опытом).

Организация паломнических поездок по Святым местам Беларуси.

Организация работы с обучающимися.

История последних лет показала, что образование и воспитание должны идти рука об руку. Жизненно необходимо развивать в детях и подростках нравственное чувство, приверженность к исконно белорусским духовным ценностям, любовь к Отечеству, его истории, культуре и языку, заботу о его будущем. От воспитания новых поколений зависит будущее страны - зависит не в меньшей мере, чем от политики или от экономики. Вот почему создание обновлённой системы воспитания так важно.

Реализация образовательной и воспитательной программы по духовно-нравственному воспитанию школьников может осуществляется по следующим направлениям:

Информация о работе Нравственный портрет школы XXI века