Нравственный портрет школы XXI века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2014 в 20:11, реферат

Описание работы

Ключевая роль в духовно-нравственном воспитании общества, на сегодняшний день, отводится образованию. Школа – единственный социальный институт, через который проходят все граждане Беларуси и не только. Ценности личности, конечно, в первую очередь формируются в семье. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в образовательном учреждении. Поэтому именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и духовная, культурная жизнь школьника.

Файлы: 1 файл

реферат.doc

— 78.00 Кб (Скачать файл)

Духовно-нравственное воспитание через интеграцию в систему различных типов уроков и по разным предметам учебного плана.

Интеграция духовно-нравственного воспитания в систему внеклассной работы по учебным предметам.

3. Интеграция духовно-нравственного воспитания в систему воспитательной работы, которая строится по направлениям:

1) Гражданин Беларуси.

2)Здоровье.

3)Досуг + национальные  традиции.

4)Моя семья.

5)Окружающий меня  мир.

Организация работы с семьей.

Для успешного взаимодействия семьи и школы в решении задач духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения необходимо учитывать, что сегодня вести воспитание и образовании детей в семье значительно труднее, чем в школе. Поэтому нет иного выхода, как идти навстречу семье, с ней считаться и всячески помогать ей. Роль семьи в решении задач воспитания исключительна.

В этом направлении возможны следующие мероприятия:

Формирование базы данных социального портрета каждой семьи обучающегося.

Открытие педагогического лектория.

Проведение совместных мероприятий (праздников, спортивных состязаний, экскурсий) с родителями и учащимися.

Привлечение к работе с родителями священников близлежащих храмов в целях оказания помощи в семейном воспитании.

Организация работы с Церковью.

В начале 21 века началось возрождение духовно-нравственных  основ воспитания и образования подрастающего поколения, потому что конец 20-го века сменил нравственные ориентиры в обществе и наиболее пострадали от этого дети. Безнравственность и отсутствие духовности в обществе породили брошенных и бездомных детей при живых родителях, многие дети не имеют жизненных ориентиров, не могут правильно разобраться  в сложных жизненных ситуациях. Для разрешения этих проблем священник и учитель  должны стать рядом  и сотрудничать в  общем деле  духовно-нравственного формирования подрастающего поколения.

Возможны следующие мероприятия:

Беседы учащихся со служителями Церкви.

Просмотр православных документальных фильмов на классных часах и диспуты после их.

Экскурсии в храмы с целью  рассказать об устройстве Православного храма, о порядке совершения богослужения; объяснить правила поведения в храме.

Участие священников в проведении тематических педсоветов, семинаров, родительских собраний, конференций.

Организация дополнительного образования.

В рамках реализации этого направления предполагается расширение воспитательного «поля» школы, то есть включение ребенка в мир народной культуры, духовно-нравственных ценностей белорусского народа, стимулирование познавательной и творческой деятельности, адаптация к жизни в социуме, поиск нестандартных путей выхода из различных жизненных ситуаций.

Основные направления и способы организации дополнительного образования.

Работа творческих объединений, секций и кружков.

Организация активной работы школьного музея, выпуск школьной газеты, школьного сайта.

Участие в творческих конкурсах различных уровней.

Взаимодействие с учреждениями дополнительного образования

Организация экскурсий и т.д.

 

***

Новая школа 21 века, в моем представлении, это школа, в которой царит атмосфера доверия и искренности. А для этого надо жить, не жалея себя, проживая каждое мгновенье своей жизни, наполняя ее служением Родине, Отечеству, Богу, вписывая свою букву в этом мире информационных технологий, стремясь создать свой образ, зажечь огнем творчества своих учеников и коллег. Сенека утверждал: «Уча других, мы учимся сами». И мне ясно, учитель Новой Школы всегда учится сам. Учится, работая над собой, учится дистанционно, учится, когда передаёт свои знания другим.

Сможем ли мы научить ребят верить в добро, справедливость, оградить их от всего злого и грязного, что есть в нашей жизни? Мне кажется, что это самая главная миссия учителя XXI века, тем более что современная школа многого требует от учителя: и глубокой научной подготовки, и высокого мастерства, и педагогической грамотности, и компетентности. Будем помнить, что мы, взрослые, должны быть для ребенка и плодородной почвой, и живительной влагой, и теплым солнышком, согревающим цветок детской души. Именно тогда раскроются уникальные способности, данные каждому ребенку от рождения.  
        Завтра новый день. Каким он будет? Какими войдут в класс мои ученики? Увижу ли вновь любознательность в их глазах? Не пропадёт ли у них желание удивляться? Все это в моих руках! Хочется свое эссе закончить словами Ш. А. Амоношвили: «Каждый из нас – творец нескольких сотен судеб, в наших классах, как в кузнице, куётся счастье наших воспитанников». Я счастлива, потому что у меня есть возможность вновь и вновь познавать мир. Я счастлива, потому что отдаю детям тепло своей души. 

***

"В воспитании человека  важно добиваться, чтобы нравственные  и моральные истины были не  просто понятны, но и стали  бы целью жизни каждого человека, предметом собственных стремлений  и личного счастья". Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема нравственного воспитания становится все более актуальной. Кто как не учитель, имеющий возможность влияния на воспитание ребенка должен уделить этой проблеме важнейшую роль в своей деятельности. И именно поэтому целью педагога является оградить малыша от мира жестокости и грубости, познакомить ребенка с принципами морали и этики, формировать нравственные представления и понятия. 
     Основным стержнем в общей системе всестороннего развития личности является нравственное воспитание. Нравственное воспитание - процесс, направленный на формирование и развитие целостной личности ребенка, и предполагает становление его к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе. 

Задача нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества педагоги превратили во внутренние стимулы личности каждого ребенка, такие, как долг, честь, совесть, достоинство. 

Нравственное воспитание является основой всех основ, в зависимости от того, что вложил педагог в душу ребенка в этом возрасте, будет зависеть, что возведет он сам в дальнейшем, как будет строить свои отношения с окружающими. Воспитание - искусство, и это искусство заключается в том, чтобы человек, которого мы воспитываем, очеловечивал мир вещей, которые входят в его жизнь, он должен чувствовать в них человеческое - разум, мудрость, любовь к людям. Если ребенок этого не переживет, то ему будет чужда подлинная человеческая чуткость восприятия. 

Полнота человеческого счастья заключается в развитии всех творческих способностей и сил человека, в богатстве духовной жизни, в сознании того дела, которому отдаешь свои силы. В нравственном воспитании важно не только сформулировать моральное сознание, нравственные чувства, но и самое главное, - включить школьника в различные виды деятельности, где раскрываются их нравственные отношения.

 

 

 


Информация о работе Нравственный портрет школы XXI века