Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 18:59, реферат
В соответствии с логикой научного поиска осуществляется разработка методики исследования. Она представляет собой комплекс теоретических и эмпирических методов, сочетание которых дает возможность с наибольшей достоверностью исследовать такой сложный и многофункциональный объект, каким является образовательный процесс. Применение целого ряда методов позволяет всесторонне изучить исследуемую проблему, все ее аспекты и параметры.
Система методов и методика педагогического исследования…..2 стр.
Список литературы……………………………………………..…11 стр.
Объект и предмет педагогического исследования…………...….12 стр.
Список литературы………………………………………..………23 стр.
2 Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. - Киев, 1969. - С. 214.
Важнейшим условием успешного развития педагогики является тесное сотрудничество ученых и педагогов-практиков, которые, зная основные методы педагогических исследований, могут более целенаправленно изучать и анализировать свой опыт и опыт других педагогов, а также на научной основе проверять свои собственные педагогические находки и открытия.
Литература
1. Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности
педагогических исследований. - М., 1982.
2. Блауберг И. В., Юдин Э.Г. Становление
и сущность системного подхода. - М., 1973.
3. Грабарь М.И., Краснянская К. А. Применение
математической статистики в педагогических
исследованиях. - М., 1977.
4. Загвязинский В. И. Методология и методика
дидактического исследования. - М., 1982.
5. Ильин В. В., Калинкин А. Г. Природа науки.
- М., 1985.
6. Краевский В. В. Методология педагогического
исследования. - Самара, 1994.
7. Садовский В. Я. Обоснование обшей теории
систем. - М., 1974.
2. Объект и предмет педагогического исследования
С середины прошлого столетия многие предметные методики стали приобретать статус самостоятельных научных областей, что поставило перед ними задачу формирования их методологии. Появление многих инновационных образовательных идей, таких педагогических феноменов, как гуманитаризация образования, использование нестандартных форм обучения и т.д. - все это потребовало пересмотра сложившихся представлений об основаниях педагогической науки, в частности о связи теории и практики. И, наконец, сами педагогические науки обогащаются теоретическими концепциями, положениями, фактами, что также предполагает корректировку понятийного аппарата, поиск путей осмысления содержания традиционных педагогических явлений, в частности методологии педагогических наук.
Вспоминается случай, происшедший на конференции "Педагогическая наука и ее методология в контексте современности" (октябрь 2001 г.). Один из ее участников, выступая на секционном заседании, заявил, что цель исследования определяется его предметом, что было встречено дружной отрицательной реакцией ученых, которые не согласились с автором этого утверждения, полагая, что всегда и всеми вначале рассматривалась цель, а затем уже объект и предмет исследования. Поскольку постановка цели опережает выбор объекта, а тем более предмета исследования, полагают оппоненты, то цель никак не может определяться предметом, наоборот, предмет испытывает на себе влияние цели. Возникает вопрос: так ли уж был неправ выступавший, утверждая, что предмет его исследования обусловливает цель?
Анализ диссертаций по педагогическим наукам показывает, что во всех из них без исключения формулировке предмета исследования предшествует указание цели и объекта. Схема научных работ, как правило, имеет такую последовательность: обоснование актуальности, включающее анализ состояния проблемы, перечисление возникших противоречий, необходимость их решения, формулировка цели, объекта и предмета исследования, гипотезы, частных задач, раскрытие методологической основы, новизны, теоретической и практической значимости и т.д. Проиллюстрируем интересующие нас составляющие данной схемы конкретными примерами.
Автор диссертации "Методическая система
закрепления знаний учащихся при
изучении математики в средней школе"
видит проблему исследования в том,
чтобы выявить возможности
Возникают сомнения по поводу того, насколько
возможно выявить специфику
Другой пример. В докторской диссертации "Научно- методические основы интенсификации обучения математическим дисциплинам в высших учебных заведениях" проблема исследования состоит в поиске эффективных методик обучения студентов высшей математике, а цель - в разработке теоретических положений и практических методик интенсивного обучения студентов. В качестве объекта взят процесс обучения высшей математике, а предмета - научно- методические основы интенсификации обучения студентов математическим дисциплинам. По сути и проблема, и предмет, и цель заключаются в одном и том же. Действительно, в чем отличие теоретических положений интенсивного обучения (цель) и научно-методических основ интенсификации обучения (предмет)?
В докторской диссертации
"Профессионализм
Последний пример. Автор докторской диссертации "Дидактическая подготовка студентов в учебном процессе педвуза" на основе анализа большого объема различного материала определяет проблему исследования как разработку концепции теории и практики дидактической подготовки студентов индустриально-педагогических факультетов педвузов. Основная цель заключается в выявлении главных факторов, тенденций, условий и способов совершенствования деятельности педагогического вуза по дидактической подготовке будущего учителя трудового обучения. Кроме этого, диссертант ставит цель разработать модель процесса эффективной дидактической подготовки педагогических кадров, разработать пути ее внедрения в учебный процесс индустриально-педагогического факультета. Объектом исследования объявляется учебный процесс вуза, а предметом - организационные, теоретико-методологические, психологические и профессионально-педагогические средства, методы и условия, обеспечивающие дидактическую подготовку будущих учителей.
В данной работе наконец-то четко прослеживается связь между проблемой, целью, объектом и предметом исследования. В качестве предмета выделен аспект объекта, обусловленный целью исследования. Обратим внимание на то, что среди целей содержится разработка модели объекта исследования. К этой детали мы вернемся позже.
Просмотр около сотни авторефератов показывает, что в качестве предмета исследования выступает часть объекта, цель исследования формулируется в самом общем виде и в большинстве случаев не прослеживается четкой связи ее с объектом и предметом. Цель указывается как до формулировки объекта и предмета исследования, так и после. Отсутствие корректно поставленных проблемы, цели, объекта и предмета исследования не позволяет диссертанту четко сформулировать положения, выносимые им на защиту. Кстати, форму раздела "Положения, выносимые на защиту", в диссертациях стали заменять другой, более неопределенной: "На защиту выносятся ..." Указанная характеристика даже в докторском исследовании содержит лишь общие фразы типа: разработаны концепция, теоретические основы, методические рекомендации и т.д. Отсутствие конкретных выносимых на защиту положений затрудняет оценку исследования, его результатов, их научности и значимости, степени достижения цели.
Итак, как же связаны между собой объект, предмет, проблема и цель исследования в диссертационных работах? Как правило, проблема порождается противоречиями, возникающими в педагогической действительности. Однако за противоречие часто выдается рассогласованность между реальным состоянием некоторого явления и требуемой теоретической его разработкой. Заметим, что актуальность исследования на самом деле должна обосновываться противоречиями, возникающими в научной области, хотя они могут быть обусловлены и педагогической практикой. Авторы многих диссертаций отталкиваются от противоречий, возникающих в практической деятельности, снятие которых и обусловливает цель исследования в самом общем виде. Но в цели должен выражаться конечный результат, поэтому общая формулировка цели (типа "разработать теоретические основы, концепцию" и т.п.) представляется некорректной. Однако в указанной выше последовательности развития диссертационной атрибутики более конкретной формулировки цели дать невозможно, так как это зависит не только от проблемы, но и предмета исследования.
В специальной педагогической литературе точки зрения на характер связи объекта и предмета исследования совпадают. Так, В.В. Краевский отмечает, что, определяя объект, следует дать ответ на вопрос: что рассматривается? Предмет же обозначает аспект рассмотрения [1]. В одном из приводимых им примеров объектом названо умственное воспитание учащихся в процессе обучения, а в качестве его предмета исследовательский и эвристический методы обучения в качестве средства умственного воспитания. Формулировка предмета исследования, по мнению автора, отражает результат учета задач, реальных возможностей и имеющихся в науке эмпирических описаний объекта, а также других характеристик исследования. Так, в объекте (преобразование учебного материала в процессе обучения) был выделен предмет - способы преобразования учебного материала, составляющего содержание школьного учебника, что говорит о тройном ограничении объекта.
Примерно так же смотрит
на соотношение между объектом и
предметом педагогического
Однако есть и другая точка зрения на связь объекта и предмета. Ее отголосок заметен в вышеупомянутой работе, где среди целей исследования значится разработка модели процесса эффективной дидактической подготовки педагогических кадров, а предметом исследования обозначены организационные, теоретико-методологические и профессионально-педагогические средства, методы и условия, обеспечивающие дидактическую подготовку будущих учителей. Совокупность указанных средств, методов и условий и есть та модель, построение которой содержится в целях исследования. Надо сказать, что построение модели какого-либо объекта или явления не может быть целью (конечным результатом) исследования этого объекта. Модель строится для изучения объекта (явления), она позволяет выделить его структуру, т.е. составляющие компоненты и связи между ними. Совокупность этих взаимосвязей и образует теорию исследуемого объекта. Таким образом, построение модели изучаемого объекта - одна из частных задач методологического характера.
В ряде работ предмет исследования рассматривается как определенная система. Так, В.И. Андреев указывает, что предмет исследования современной дидактики - это процесс и результаты функционирования и саморазвития дидактических систем [6]. По его мнению, это система, ведущими элементами которой являются преподавание учителя и учение школьника. Как предмет дидактики, она включает: цели образования и обучения, содержание, методы и дидактические средства, методы контроля и оценки результатов обучения, его итоговые результаты, преподавание и учение, формы организации, дидактические принципы и условия, характеризующие процесс обучения. Рассмотрение предмета исследования как определенной системы, безусловно, перспективно - оно позволит снять многие неточности формулировок, расплывчатость положений диссертационных исследований, отмеченные выше.
Объектом любого педагогического исследования является какой-либо аспект образования. Для изучения сложного явления используют системный анализ, суть которого заключается в выделении его компонентов и связей между ними. В качестве предмета исследования должна выступать идеализация объекта, его мысленное представление в сознании ученого, которое должно охватывать наиболее важные компоненты рассматриваемого объекта. Предметом исследования выступает некоторая система (методическая, дидактическая, педагогическая), адекватная исследуемому объекту. Другими словами, предмет исследования - это модель его объекта (не части, не аспекта, а объекта в целом).
В настоящее время понятие "модель" используется в различных смыслах, наиболее простой из них - обозначение образца, эталона. В этом случае модель вещи не несет никакой новой информации и не служит целям научного познания. В таком значении термин "модель" в науке не применяется. В широком смысле под моделью понимают мысленно или практически созданную структуру, воспроизводящую часть действительности в упрощенной и наглядной форме. В более узком смысле термин "модель" применяется для изображения некоторой области явлений с помощью другой, более изученной, легко понимаемой. В педагогических науках данное понятие используется в широком смысле как конкретный образ изучаемого объекта, в котором отображаются реальные или предполагаемые свойства, строение и т.д. В учебных предметах широко используется моделирование как аналогия, которая может существовать между системами на следующих уровнях: результатов, которые дают сравниваемые системы; функций, обусловливающих эти результаты; структур, обеспечивающих выполнение данных функций; элементов, из которых состоят структуры.
Проникновение математических методов в самые разнообразные сферы человеческой деятельности актуализирует проблему моделирования, с помощью которого устанавливается соответствие реального объекта математической модели. Любая модель есть гомоморфный образ некоторой системы в другой системе (гомоморфизм - взаимно однозначное соответствие между системами, сохраняющее основные отношения и основные операции). Математические модели по отношению к моделируемым объектам есть аналоги на уровне структур.
Информация о работе Объект и субъект в музыкальной педагогике