Объект, предмет, гипотеза и концепция психолого-педагогического исследования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2015 в 15:13, курсовая работа

Описание работы

Предметом психолого-педагогического исследования является сложная система взаимоотношений развивающегося человека с окружающей средой, все многообразие социальных связей развивающегося человека. При этом сам растущий и развивающийся человек входит в этот предмет как субъект воспитания. Все это определяет высокие требования к экономичности, целесообразности структуры научного поиска.

Содержание работы

Введение
1. Соотношение объекта и предмета исследования
2. Понятие гипотезы исследования
3. Концепция исследования
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

148780.rtf

— 121.63 Кб (Скачать файл)

В теории и методике воспитания новые гипотезы вычленяются труднее. Скорее можно вести речь о возрождении на новой основе ряда старых идей и гипотез. Таковы принципиально важные идеи о коллективе как воспитательной системе (Л. И. Новикова, В. М. Коротов, В. А. Караковский и др.), о коллективной творческой деятельности как средстве воспитания личности (И. П. Иванов и др.), о воспитании как широком социальном процессе, требующем единства школы и среды (Л. И. Новикова, В. Г. Бочарова, В. Д. Семенов и др.).

В прикладных исследованиях чаще всего идея рождается вместе с замыслом Причем замысел проявляется наиболее открыто, идея же часто остается скрытой, не осознается порой даже самим автором. Так как практик часто мыслит конкретно, его идеи сразу становяться методическими инструментами и формами реализаций.

Следует сказать и еще об одном аспекте предвидения - о предвидении возможных негативных последствий внедрения нововведений. Их относят к так называемым побочным результатам опытной или экспериментальной работы.

Любой поиск, любой эксперимент так или иначе включает определенные факторы риска. Не очень эффективная, но работающая система изменяется и трансформируется, и утверждается нечто новое. Нужно стремиться к минимизации риска, исключить наиболее опасные варианты. Затем, в процессе нововведений, нужно постараться выявить возможные осложнения, потери, конфликты, чтобы предусмотреть меры их профилактики и компенсации. Например, переход в обычной школе на гимназические программы образования может породить и социальную напряженность в отношениях с родителями, и опасную конфронтацию среди учащихся, и чувство неполноценности у части школьников, и перегрузку гимназистов, и ряд других опасных явлений. И если не предусмотреть меры профилактики, можно нанести ущерб детям и загубить хорошее начинание.

Усиленная социальная опека и защита могут снизить инициативу, ответственность, самостоятельность, породить иждивенчество. Это ярко проявилось, В частности, в школах-интернатах для детей коренных народов Севера.

Надо также предвидеть, что нередко нововведения встречают явное или скрытое сопротивление у определенной части педагогов.

 

 

Заключение

 

Разработка логической структуры - сложный процесс, который сопутствует всему процессу исследования, поскольку последовательность шагов предопределяется полученными в ходе работы результатами и возникшими трудностями. Тем не менее структуру педагогического исследования необходимо сделать в начале работы, опираясь на желаемый результат.

Можно выделить три этапа структуры исследования.

  1. Постановочный.
  2. Исследовательский.
  3. Оформительско - внедренческий.

Постановочный выбор темы (может осуществляться по общей логической схеме: проблема-тема-объект-предмет-научные факты-исходная концепция-идея и замысел-гипотеза-задачи исследования).

Исследовательский - собственно исследование. Этот этап может изменяться в зависимости от опробования и уточнения результатов, а следовательно и заключительные выводы.

Оформительско-внедренческий - заключительный этап исследования включает в себя обсуждение выводов, отчеты, доклады, рекомендации, проекты, внедрение результатов в практику.

 

 

Литература

 

1. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования - М., 1986.

2. Маслак А.А. Методология и методы социальной психологии. М 1977.

3. Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований. М 1996.

  1. Краевский В.В. Проблемы научного обоснования: Методологический анализ.- М 1977.
  2. КраевскийВ.В. Методология педагогического исследования: Пособие для педагога-исследователя.-Самара, 1994.

Информация о работе Объект, предмет, гипотеза и концепция психолого-педагогического исследования