Объект, предмет, задачи специальной педагогики, основные категории, специальные педагогические понятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 19:01, контрольная работа

Описание работы

Специальная (коррекционная) педагогика - это многоотраслевая наука, изучающая психофизиологические особенности развития детей с ограниченными возможностями и занимающаяся разработкой проблем их воспитания, обучения и коррекции онтогенетических недостатков. Она обеспечивает научные основы работы специальных образовательных коррекционных школ и дошкольных учреждений, классов коррекции (классов выравнивания, компенсирующего обучения), логопедических пунктов, специальных дошкольных групп при массовых школах и детских дошкольных учреждений, которые занимаются решением как общих педагогических задач (всестороннее развитие и гуманистическое воспитание личности, обучение, трудовое обучение, профориентация), так и специфических

Файлы: 1 файл

контрольная.doc

— 81.00 Кб (Скачать файл)

Адаптация школьная (лат. adaptio - приспособлять) - это процесс приспособления ребенка к условиям школьной жизни, к ее нормам и требованиям, к активной познавательной деятельности, усвоению необходимых учебных знаний и навыков, полноценному освоению картины мира.

    Дети с недостатками в психофизическом развитии и отклонениями в поведении зачастую не готовы к школе, к изменениям своей жизнедеятельности, к требованиям педагогов в силу своего общего развития (точнее, его недостатков) или же ошибок и неблагополучия семейного воспитания. Так возникает проблема школьной дезадаптации, результатом которой являются хроническая неуспеваемость, отставание по ряду предметов в освоении школьной программы, сопротивление педагогическому воздействию, негативное отношение к учению, пропуски занятий, побеги из школы и дома, педагогическая запущенность, асоциальное поведение.

 

 

 

 

 

 

 

 

СЛОВАРЬ СПЕЦИАЛЬНЫХ  ТЕРМИНОВ.

 

Агнозия - нарушение различных  видов восприятия, возникающее при  поражении коры головного мозга, человек утрачивает способность  к анализу и синтезу поступающей информации.

 

Аграфия - нарушение письма, при котором ученик не может овладеть навыком соединять буквы в  слоги, слова, при этом наблюдается  перестановка и пропуск букв и  слогов, искажение слов. Списывание готового текста при этом доступно.

 

Акалькулия - нарушение  способности к счету, которое  возникает вследствие недоразвития или очагового поражения теменно-затылочных областей левого полушария головного  мозга.

 

Акцентуация характера - чрезмерное усиление отдельных черт характера, проявляющееся в избранной уязвимости личности по отношению к определенного рода психотравмирующим воздействиям и устойчивости к другим.

 

Алалия - нарушение речи у детей при сохраненном слухе  и отсутствии органического поражения  интеллекта. Алалия бывает: 1) моторная, при которой сохраняется понимание речи, но нарушается ее произносительная сторона; 2) сенсорная, при которой отсутствует понимание речи и нарушается ее произносительная сторона. Причиной алалии является органическое повреждение речевых областей коры головного мозга во внутриутробном периоде или на самых ранних этапах развития, до овладения речью.

 

Алексия - нарушение способности  читать, которое возникает вследствие органического поражения речевых  зон коры мозга.

 

Амнезия - расстройство памяти, неспособность к воспоминанию.

 

Анамнез - подробные сведения об условиях возникновения и протекания болезни, получаемые врачом, педагогом, психологом от ребенка, родителей, об истории  развития ребенка на всех этапах его  жизни.

 

Аномальные дети - дети, имеющие значительные отклонения от нормального физического и психического развития, вызванные серьезными врожденными или приобретенными дефектами.

 

 

Асфиксия - удушье. Асфиксия у детей при рождении наступает  вследствие прекращения поступления  кислорода из организма матери через плаценту, когда легочное дыхание самого ребенка еще не возникло. При асфиксии останавливается дыхание, нарушается сердечная деятельность.

 

Аутизм - состояние психики, характеризующееся замкнутостью, отсутствием  потребности в общении, предпочтением своего внутреннего мира контактам с окружающими.

 

Афазия - нарушение речи, возникающее при локальных поражениях коры левого полушария головного  мозга (у правшей) и представляющее собой системное расстройство различных  видов речевой деятельности, выражающееся в неспособности построить осмысленную фразу.

 

Аффект - нервно-психическое  возбуждение, возникающее при травмирующих обстоятельствах. В состоянии аффекта  контролирующая деятельность головного  мозга несколько ослабляется. Аффект сопровождается побледнением или покраснением лица, сужением или расширением зрачков, дрожанием губ и конечностей. Аффект чаще наблюдается у лиц с неустойчивой нервной системой.

 

Гидроцефалия - водянка  мозга, выражающаяся в избытке спинно-мозговой жидкости в полости черепа.

 

Дебильность - легкая степень умственной отсталости.

 

Девиантное поведение - отклоняющееся поведение.

 

Деменция - слабоумие  как следствие недоразвития высших психических функций.

 

Депривация - психическое  состояние, возникающее в результате длительного ограничения возможностей человека для удовлетворения в достаточной мере его основных психических потребностей; характеризуется выраженными отклонениями в эмоциональном и интеллектуальном развитии, нарушением социальных контактов.

 

Детский церебральный паралич (ДЦП) - заболевание головного мозга, при котором вследствие поражения двигательных центров мозга наблюдаются различные психомоторные нарушения (плохая координация движений, паралич конечностей).

 

Дефект - физический или  психический недостаток, вызывающий нарушение нормального развития ребенка.

 

Дидактогения - негативное психическое состояние учащегося, вызванное нарушением педагогического  такта со стороны педагога (акцент внимания на дефект).

 

Дисграфия - нарушение  письма, выражающееся в замене букв, в пропуске и перестановке букв и слогов, в слиянии слов, что связано с недоразвитием устной речи и недоразвитием фонематического слуха.

 

Дисморфобия - болезненное  переживание своего физического  несовершенства, недостатков внешности.

 

Задержка психического развития (ЗПР) - особый тип аномалии, проявляющийся в нарушении нормального темпа психического развития ребенка.

 

Идентификация - логическая операция, установление равнозначности объектов, условий и т.д. на основе знаний существенных признаков и  их сопоставления.

 

Импульсивность - особенность  поведения человека, заключающаяся  в склонности действовать по первому  побуждению под влиянием обстоятельств  или эмоций.

 

Инфантилизм - сохранение в организме и психике человека особенностей и черт характера, присущих более ранней детской стадии развития.

 

Истерия - функциональное нервно-психическое состояние, проявляющееся  в изменении характера и поведения, в стремлении быть в центре внимания; повышенная внешняя чувственная  окраска переживаний.

 

Катамнез - сведения, получаемые о больном после окончания лечения. Периодический сбор информации о ходе обучения, трудовой жизни учащихся, находившихся под специальным наблюдением.

 

Компенсация - возмещение, выравнивание, развитие нарушенных функций, перестройка сохраненных функций  для замещения нарушенных.

 

Коррекция - совокупность педагогических и лечебных мер, направленных на исправление недостатков в  развитии и поведении ребенка.

 

Лабильность - понятие  лабильности используется для обозначения  скорости, с которой физическая система  реагирует на раздражение и возвращается в исходное состояние.

 

Логопед - специалист-педагог, занимающийся исправлением речевых  дефектов у детей.

 

Макроцефалия - непропорциональное увеличение головы вследствие избыточных размеров головного мозга или  гидроцефалии.

 

Менингит - воспаление оболочек головного и спинного мозга.

 

Мутизм - прекращение  речевого общения с окружающими  вследствие какой-либо психической  травмы. Мутизм носит временный характер и относится к группе невротических  реакций.

 

Негативизм - любое необоснованное, немотивированное сопротивление воздействию других людей; наблюдается как при патологическом нарушении характера и поведения, так и у нормальных детей при неправильном воспитании.

 

Олигофренопедагогика - отрасль коррекционной педагогики, разрабатывающая проблемы воспитания, обучения и путей коррекции развития умственно отсталых детей.

 

Онтогенез - процесс развития индивидуального организма. В психологии под онтогенезом подразумевается  формирование основных структур психики  в течение детства индивида.

 

Патогенез - раздел патологии, изучающий взаимосвязь внутренних механизмов, лежащих в основе возникновения  и развития болезненного процесса в  организме.

 

Педагогическая запущенность - устойчивое отклонение в сознании и поведении детей, обусловленное отрицательным влиянием среды и недостатками воспитания.

 

Персеверация - навязчивое повторение одних и тех же движений, образов, мыслей.

 

Праксис - способность  к выполнению целенаправленных автоматизированных двигательных актов.

 

Психокоррекция - направление реабилитационной и коррекционно-воспитательной работы с аномальными детьми, целью которой является предупреждение и преодоление отклонений в психическом развитии личности.

 

Психопатия - психическое  заболевание, проявляющееся в практически  необратимой выраженности свойств характера, препятствующих адекватной адаптации человека в социальной среде.

 

Реабилитация - восстановление пригодности, система медико-педагогических мер, направленных на включение аномального  ребенка в социальную среду, приобщение к жизни и труду на уровне его психофизических возможностей.

 

Реактивные состояния - психические расстройства, возникающие  в связи с тяжелыми переживаниями, проявляются в виде депрессии, эмоционального шока, страхов, навязчивых состояний.

 

Ретардация - незавершенность отдельных этапов развития, при которой происходит смена более ранних форм развития более прогрессивными.

 

Ригидность - непластичность, неспособность корректировать программу  деятельности в соответствии с требованиями ситуации.

 

Ринолалия - нарушения тембра голоса и звукопроизношения, обусловленные дефектами речевого аппарата.

 

Соматический - телесный.

 

Фонематический слух - способность к слуховому восприятию звуков речи, имеющая большое значение для овладения звуковой стороной языка.

 

Церебральный - мозговой.

 

Энурез - недержание мочи.

 

Этиология - учение о причинах болезни.

 

Эхопраксия - подражательный автоматизм, автоматическое повторение движений и действий других людей.

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бордовская Н.В., Реан  А.А. Педагогика. Учебник для вузов. «Питер», 2000.

2. Выготский Л.С. Проблемы  дефектологии. - М.: Просвещение, 1995.

3. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция. - М.: Просвещение, 1994.

4. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии/ Под ред. Б.П. Пузанова. - М., 1999.

5. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. / Под ред. В.В. Давыдова. - М., 1993.


Информация о работе Объект, предмет, задачи специальной педагогики, основные категории, специальные педагогические понятия