Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 19:01, контрольная работа
Специальная (коррекционная) педагогика - это многоотраслевая наука, изучающая психофизиологические особенности развития детей с ограниченными возможностями и занимающаяся разработкой проблем их воспитания, обучения и коррекции онтогенетических недостатков. Она обеспечивает научные основы работы специальных образовательных коррекционных школ и дошкольных учреждений, классов коррекции (классов выравнивания, компенсирующего обучения), логопедических пунктов, специальных дошкольных групп при массовых школах и детских дошкольных учреждений, которые занимаются решением как общих педагогических задач (всестороннее развитие и гуманистическое воспитание личности, обучение, трудовое обучение, профориентация), так и специфических
ОБЪЕКТ, ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ,
ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ, СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ.
По статистике, в настоящее время, в РФ насчитывается около двух миллионов детей с физическими и интеллектуальными недостатками, что составляет почти 5% детской популяции. К основным видам патологии относятся психические заболевания (30%), неврологические (20%), поражения органов слуха и зрения (17% и 18%).
Для детей с данными заболеваниями создана сеть специальных образовательных коррекционных учреждений, в которых реализуются педагогические технологии, направленные на исправление, ослабление или замещение недостатков психофизического развития посредством средств образования. Область применения таких технологий, ориентированных на учет особенностей индивидуального развития каждого нетипичного ребенка в процессе его обучения и воспитания называется специальной педагогикой.
Специальная (коррекционная) педагогика - это многоотраслевая наука, изучающая психофизиологические особенности развития детей с ограниченными возможностями и занимающаяся разработкой проблем их воспитания, обучения и коррекции онтогенетических недостатков. Она обеспечивает научные основы работы специальных образовательных коррекционных школ и дошкольных учреждений, классов коррекции (классов выравнивания, компенсирующего обучения), логопедических пунктов, специальных дошкольных групп при массовых школах и детских дошкольных учреждений, которые занимаются решением как общих педагогических задач (всестороннее развитие и гуманистическое воспитание личности, обучение, трудовое обучение, профориентация), так и специфических:
· коррекция нарушений развития;
· коррекционное обучение и воспитание;
· лечебно-профилактическая работа;
· профессиональная подготовка по доступной специальности;
· социокультурная интеграция и адаптация.
Объектом коррекционной педагогики является личность ребенка, имеющего незначительные отклонения в психофизиологическом развитии (сенсорно-двигательной, соматической, интеллектуально-речевой сферах) или отклонения в поведении, затрудняющие его адекватную социализацию и школьную адаптацию.
Предметом коррекционной педагогики служит процесс дифференциации обучения, воспитания и развития детей с недостатками в развитии и отклонениями в поведении, определение наиболее результативных путей, способов и средств, направленных на своевременное выявление, предупреждение и преодоление отклонений в развитии и поведении у данных детей и подростков.
Исходя из сложившейся социально-педагогической ситуации, в которой оказываются дети с недостатками в развитии и девиациями в поведении,
Основной задачей коррекционной педагогики является клинико-физиологическое, психолого-педагогическое и социокультурное изучение объективных закономерностей и особенностей физического и психического развития детей с разными видами отклонений.
Ученые-дефектологи изучают сущность и структуру нарушений развития, коррекционно-компенсаторные возможности детей с различными онтогенетическими отклонениями, разрабатывают их психолого-педагогические классификации. Это позволяет научно обоснованно решать конкретные задачи, стоящие перед коррекционной педагогикой.
1. Разработка принципов организации и развития сети специальных дошкольных, школьных и постшкольных учреждений для нетипичных детей. Эффективность развития, воспитания и обучения детей с проблемами в рамках специальных образовательных коррекционных учреждений была доказана исторически. Сложившаяся в РФ государственная система образования нетипичных детей основывается на следующих принципах: общегосударственный характер учреждений, обязательность образовательных практик и их общедоступность, преемственность всех видов и типов коррекционных учреждений, учет возрастных и типологических особенностей детей.
Основным принципом деятельности, обязательным
для всех типов коррекционно-реабилитационных
образовательных учреждений является
гуманное и толерантное отношение к детям.
В настоящее время актуальна проблема
интеграции детей с ограниченными возможностями
в системе обучения и в обществе в целом.
Продумываются вопросы реорганизации
психолого-медико-
2. Определение целей,
задач, содержания и методов
учебно-воспитательного
Коррекционные учреждения работают по своим особым учебным планам, программам, которые отражают главную цель специального образования - подготовка ребенка с ограниченными возможностями к жизни в условиях современного общества и к трудовой деятельности.
Содержание образовательных программ отражено в специально разработанных учебниках, методических пособиях и средствах обучения (наглядных и технических). Учеными-дефектологами разрабатываются особые формы организации образовательного процесса и специфические пути реализации методов обучения и воспитания. Значительное место в системе специального образования занимает лечебно - оздоровительная работа, осуществляемая медицинским персоналом коррекционных учреждений.
3. Разработка системы превентивных мероприятий по предупреждению аномального (нетипичного) развития. Решающую роль в профилактике различных отклонений психофизического развития играет среда обитания человека, то есть условия труда и быта населения, квалифицированное медицинское обслуживание, охрана материнства и детства. Важное значение в превенции нарушений имеет санитарно-гигиеническое просвещение, пропаганда дефектологических знаний среди широких слоев населения, создание сети социокультурной поддержки людей с ограниченными возможностями.
4. Повышение эффективности процесса социализации нетипичного ребенка на различных этапах развития. Коррекционная педагогика занимается комплексным изучением не только детей с отклонениями в развитии, но и подростков, взрослых. Исследуются проблемы социально-бытового плана, трудоустройства, продуктивности трудовой деятельности, семейных отношений. Таким образом, собираются катамнестические сведения о выпускниках коррекционных учреждений. Традиционно, постшкольное наблюдение за подростками осуществляется в течение 3-х лет с целью оказания им необходимой психо-социальной помощи.
К основным педагогическим категориям относятся воспитание, развитие, образование, самосовершенствование (самовоспитание).
Воспитание социальное целенаправленное создание условий (материальных, духовных, организационных) для усвоения общественно-исторического опыта новым поколением с целью подготовки его к общественной жизни и производительному труду. Воспитание часто трактуется в еще более локальном значении – как решение какой-либо конкретной воспитательной задачи. Следовательно, воспитание – это целенаправленное формирование личности на основе формирования:
– определенных отношений к предметам, явлениям окружающего мира;
– мировоззрения;
– поведения (как проявление отношений и мировоззрения).
Виды воспитания:
– умственное;
– нравственное;
– физическое;
– трудовое;
– эстетическое и т. д.
Образование – это специально организованная система внешних условий, создаваемых в обществе для развития человека. Специально организованная образовательная система – это учебно-воспитательные заведения, учреждения повышения квалификации и переподготовки кадров. В ней осуществляется передача и прием опыта поколений согласно целям, программам, структурам с помощью специально подготовленных педагогов. Все образовательные учреждения в государстве объединены в единую систему образования, посредством чего идет управление развитием человека.
Образование трактуется как процесс и результат усвоения человеком опыта поколений в виде системы знаний, умений, навыков, отношений.
Ядро образования – это обучение.
Обучение детей - это целенаправленный процесс взаимодействия учителя и ученика с целью передачи и усвоения знаний, умений и навыков деятельности, основное средство подготовки к жизни и труду.
Развитие личности - это сложный процесс ее духовного роста, совершенствования, качественного изменения во всех значимых для личности сферах: в деятельности, в отражении окружающей действительности, в отношении к окружающим явлениям, людям, в познавательных процессах.
Развитие нетипичного ребенка в большей степени, чем нормального, зависит от формально организованного обучения. Поэтому при отсутствии обучения или его несвоевременном начале наносится непоправимый ущерб развитию детей, тормозится формирование их психических функций, углубляется отставание от сверстников с сохранным психофизическим статусом; при сложных нарушениях онтогенеза возможности умственного развития могут оказаться нереализованными.
Развитость – это уровень совершенства и действенности интеллектуальных, творческих, физических, профессиональных, жизнестойких качеств, особенностей и способностей личности.
Развитие личности осуществляется под влиянием внешних и внутренних социальных и природных, управляемых и неуправляемых факторов.
В процессе воспитания человека идет его развитие, уровень которого затем влияет на воспитание, изменяет его.
Самовоспитание – это процесс усвоения человеком опыта предшествующих поколений посредством внутренних духовных факторов, обеспечивающих развитие.
К сугубо специальным педагогическим понятиям относятся "коррекция", "компенсация", "реабилитация", "адаптация".
В справочной и специальной дефектологической (коррекционно-педагогической) литературе (Т.А.Власова, В.А.Лапшин, М.С.Певзнер, Б.П.Пузанов, С.Г.Шевченко и др.) довольно глубоко и обоснованно разработан понятийный аппарат учебного курса, дана характеристика ведущих категорий коррекционнои педагогики, производных от них понятий.
Коррекция (лат. correctio - исправление) определяется как система специальных и общепедагогических мер, направленных на ослабление или преодоление недостатков психофизического развития и отклонений в поведении у детей и подростков. Коррекция может выступать как самостоятельное педагогическое явление, как специфические действия, направленные на частичное исправление недостатка или преодоление дефекта (коррекция речи, произношения отдельных звуков, исправление недостатков зрения), в то же время коррекция может быть составной частью учебно-воспитательного процесса и выступать как целостное педагогическое явление, направленное на изменение формирующейся личности ребенка.
В рамках единого
Коррекционно-воспитательная деятельность охватывает всю совокупность мер педагогического воздействия на личность ребенка с недостатками в развитии и отклонениями в поведении. Она направлена на изменение познавательных возможностей ребенка, его эмоционально-волевой сферы, улучшение индивидуальных личностных качеств (ответственности, дисциплинированности, собранности, организованности), на развитие его интересов и склонностей, трудовых, художественно-эстетических и иных способностей.
Коррекционно-развивающее обучение - это система мер дифференцированного образования, позволяющая решать задачи своевременной помощи детям, испытывающим трудности в обучении и школьной адаптации. Основная задача данной работы - систематизация знаний, направленных на повышение общего уровня развития ребенка, восполнение пробелов его предшествующего развития и обучения, развитие недостаточно сформированных умений и навыков, коррекцию отклонений в познавательной сфере ребенка, подготовку его к адекватному восприятию учебного материала.
Компенсация (лат. compensatio - возмещение, уравновешивание) - это сложный, многоаспектный процесс перестройки или замещения нарушенных или недоразвитых психофизиологических функций организма. Компенсаторный процесс опирается на резервные или недостаточно задействованные возможности организма человека.
В процессе
компенсации в организме
Компенсаторные
возможности организма ребенка
проявляются на фоне
Реабилитация социальная (лат. rehabilitatio - восстановление) - это процесс включения ребенка с отклонениями в развитии и поведении в социальную среду, в нормальную общественно полезную деятельность и адекватные взаимоотношения со сверстниками.
Процесс реабилитации - это сложное и многогранное явление, поскольку полноценное возвращение в социум происходит через медицинскую реабилитацию (лечение недостатков, ликвидация последствий дефекта), психологическую реабилитацию (снятие психологических комплексов, восстановление психических процессов), педагогическую реабилитацию (восстановление утраченных учебных умений, познавательных навыков, формирование индивидуальных личностных качеств). Реабилитация - это своего рода итог всей коррекционно-педагогической деятельности.