Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2014 в 07:02, доклад
Анализ сведений о результатах выполнения заданий единого государственного экзамена 2012 года по математике показывает, что количество выпускников, не достигших минимального порога, выросло по сравнению с 2011 годом. При этом проблемы в математическом образовании выпускников, не набравших минимального балла, во многом связаны с плохим освоением курса основной и даже начальной школы. По сравнению с 2011 годом результаты выполнения заданий по курсу геометрии улучшились. Но при этом общий уровень геометрической, а в особенности стереометрической, подготовки выпускников все также остается низким. Имеются проблемы, связанные с недостаточным развитием пространственных представлений выпускников, с недостаточно сформированными умениями правильно изображать геометрические фигуры, проводить дополнительные построения, применять знания для решения практических задач.
ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАЧЕСТВА ГЕОМЕТРИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА: ПЕРСПЕКТИВЫ.
Н. С. Николенко
Орский гуманитарно-технологический институт (филиал) ГОУ ОГУ
В современном российском обществе математическое образование играет очень важную роль. Это находит отражение хотя бы в том, что математика является обязательным предметом на всех ступенях школьного обучения с первого по одиннадцатый класс. Помимо этого, экзамен по математике входит в число обязательных как в девятом, так и в одиннадцатом классе.
Однако систему математичекого образования в нашей стране отличает целый ряд проблем, свидетельствующих о весьма неблагополучном положении дел [1].
Анализ сведений о результатах выполнения заданий единого государственного экзамена 2012 года по математике показывает, что количество выпускников, не достигших минимального порога, выросло по сравнению с 2011 годом. При этом проблемы в математическом образовании выпускников, не набравших минимального балла, во многом связаны с плохим освоением курса основной и даже начальной школы. По сравнению с 2011 годом результаты выполнения заданий по курсу геометрии улучшились. Но при этом общий уровень геометрической, а в особенности стереометрической, подготовки выпускников все также остается низким. Имеются проблемы, связанные с недостаточным развитием пространственных представлений выпускников, с недостаточно сформированными умениями правильно изображать геометрические фигуры, проводить дополнительные построения, применять знания для решения практических задач [2].
Государственная итоговая аттестация выпускников IX классов, которая была проведена в 2012 году, позволила выявить серьезные недостатки в подготовке учащихся. Многие из них продемонстрировали невладение важнейшими элементарными умениями, являющимися основой для дальнейшего изучения курса математики и смежных с ней дисциплин. Это, прежде всего, решение неравенств с одной переменной и их систем; перевод условия задачи на математический язык; работа с формулой, решение задач практического содержания, применение основных геометрических фактов для распознания верных и неверных утверждений о геометрических фигурах. Результаты показывают, что большинство учащихся могут лишь распознать известные теоремы, но даже хорошо успевающие ученики не могут справиться с простейшими логическими операциями. Учащимся, претендующим на отметки «4» и «5», были предложены задачи, направленные на проверку умения проводить несложные доказательства. Справились с ними 13,4% выпускников, а это свидетельствует о серьезных проблемах в обучении геометрии в основной школе [3].
В международном исследовании TIMSS 2011 года результаты российских школьников четвертых и восьмых классов по математике значительно превышают средние результаты стран-участниц. По сравнению с предыдущими исследованиями среди российских восьмиклассников значительно увеличилось число учащихся с высоким и высшим уровнями подготовки и снизилось число слабо подготовленных учащихся. Хотя, нужно отметить, что знания, которые они демонстрируют – по большей части фактические. Геометрические задачи они могут решать лишь по выученному образцу, по стандартному алгоритму. С умением рассуждать, находить нестандартный подход, применять школьные знания в жизни у наших школьников большие трудности [4].
Исследование PISA 2012 года показало, что наши школьники по уровню математического образования на 38 месте в мире, а количество одаренных детей, которые могут решать самые трудные задачи, составляет всего лишь 5%. Основная же масса школьников достигла лишь порогового уровня математической грамотности. Это значит, что они не умеют применять математические знания даже в самых простейших неучебных ситуациях [5].
Анализ результатов Государственной итоговой аттестации, Единого государственного экзамена и международных исследований, а также требований, вводимых ФГОС ОО, позволяет сделать вывод о том, что проблемы общего математического образования и качества подготовки учителей математики требуют серьезного осмысления.
В условиях вводимых новых образовательных стандартах учитель математики должен четко понимать цели обучения математике, уметь организовать учебную деятельность учащихся в соответствии с этими целями. Педагогический вуз со своей стороны должен подготовить будущего учителя математики к работе в школе на различных уровнях общего образования, вооружить его основными методами организации индивидуальной учебной деятельности учащихся в условиях такого обучения.
Знания большинства выпускников педагогических вузов недостаточно профессионально ориентированы: нет полного понимания связей между математическими дисциплинами, изучаемыми в вузе, их роли в построении школьного курса математики; не достигается необходимый уровень сформированности умений и навыков в использовании имеющихся математических в школьном курсе математики. У значительной части выпускников педвузов нет ясного понимания целей изучения математики в школах различного профиля. Молодые специалисты испытывают трудности в выборе эффективной технологии обучения.
Причины этого кроются, во-первых, в том, что в педагогическом вузе математические дисциплины изучаются, как правило, вне связи со школьным курсом математики, методикой ее преподавания, педагогикой и психологией, в то время как учителю математики необходимо системное использование всех этих знаний. Во-вторых, в традиционном обучении опора делается в основном на процессы восприятия, внимания, памяти. Лекционный метод определяет студенту роль "приемника" информации, а преподаватель выступает в роли ее "передатчика".
В профессиональной же деятельности учителю математики редко приходится получать готовую информацию. Ему необходимо самому найти нужную информацию, отобрать из нее самое существенное, смоделировать и реализовать процесс ее изучения так, чтобы каждый учащийся стал активным участником этого процесса, смог осуществить свою учебную деятельность на доступном ему уровне усвоения.
Кроме того, введение примерной основной образовательной программы по математике, переход старшей школы на профильное обучение и государственных требований к дополнительным профессиональным образовательным программам оказывают определенное влияние на качество подготовки учителя математики и требует высокого уровня управления процессом подготовки учителя математики к профессиональной деятельности на основе совершенствования качества. [6]
Проведенный анализ результатов государственной итоговой аттестации и аттестационных работ слушателей курсов повышения квалификации учителей математики позволил выявить следующие противоречия:
- на социально-педагогическом
уровне – между существующей
практикой геометрической
- на научно-педагогическом
уровне – между качеством
- на научно-методическом
уровне – между необходимостью
совершенствовать подготовку
Необходимость решения указанных противоречий обуславливает актуальность исследования и определяет его проблему: на основе каких научно-методических подходов и какими методическими средствами возможно обеспечение качества геометрической подготовки учителя математики?
В рамках решения данной проблемы была определена цель исследования: – обоснование, разработка и реализация модели обеспечения качества геометрической подготовки в системе дополнительного образования.
Объектом проводимого исследования является процесс геометрической подготовки учителя математики, в том числе и в системе дополнительного образования.
Предметом - обеспечение качества геометрической подготовки учителя математики в системе дополнительного образования.
Гипотеза данного исследования состоит в предположении, что
качество геометрической подготовки учителя математики в системе дополнительного образования будет обеспечено, если:
- определено содержание
понятий «качество
- обоснована структура
и содержание модели
- разработана модель
- созданы методические
условия функционирования
В соответствии с целью и гипотезой в исследовании предполагается решение следующих задач:
- выявить содержание понятий «качество геометрической подготовки учителя математики», «обеспечение качества геометрической подготовки учителя математики»;
- выявить показатели качества геометрической подготовки учителя математики и разработать квалиметрическую модель оценки качества геометрической подготовки учителя математики;
- создать модель геометрической подготовки учителя математики в системе дополнительного образования, ориентированную на достижение планируемого качества;
- в соответствии с разработанной моделью научно обосновать и разработать методику обеспечения качества геометрической подготовки учителя математики;
- осуществить экспериментальную проверку разработанной методики обеспечения качества геометрической подготовки учителя математики в системе дополнительного образования.
Основными методами проводимого исследования будут являться: теоретический анализ научно-методической и учебной литературы по проблеме исследования; педагогический эксперимент; анкетирование, тестирование, метод экспертных оценок, ранжирование, непараметрические методы математической статистики, квалиметрические методы; графическое представление материалов.
БИБЛИОГРАФИЧЕКИЙ СПИСОК