Обоснование композиционных работ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 19:22, курсовая работа

Описание работы

Цели проектирования:
закрепление знаний и умений, полученных при изучении курса;
формирование навыков самостоятельной работы по созданию коллекции причесок в композиции;
развитие обобщающих действий (сравнение, анализ) в процессе изучения закономерностей построения композиции;
систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений по специальным дисциплинам;
углубление теоретических знаний в соответствии с заданной темой;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...2
Анализ источника творчества……………………………………………..4
2.Обоснование композиционных работ…………………………………….14
2.1.Композиция……………………………………………………………….14
2.2. Свойства пространственной формы предметов……………………….17
2.3. Анализ композиционных эскизов………………………………………21
Заключение……………………………………………………………………….22
Список литературы………………………………………………………………24

Файлы: 1 файл

Композиция проект.docx

— 99.89 Кб (Скачать файл)

Статика – устойчивое положение в пространстве. Статика характеризуется равновесием частей формы «неподвижный».

Динамика – неустойчивое положение формы в пространстве «подвижный».

Основные принципы композиции:

• единство содержания и формы,

• целостность структуры.

Композиционные приемы применяются  для расширения проектного поиска и  достижения оптимального и интересного  результата.

Закономерности композиции. Пропорции. Ритм. Цвет

К закономерностям композиции относятся:

• соразмерность элементов;

• соподчинение элементов;

• наличие композиционного центра и равновесия частей;

• цельность.

Соразмерность – соотношение элементов композиции между собой. Создать композицию формы – значит выявить характер всех элементов, добиться их взаимосвязи.

Соподчинение – подчинение второстепенных элементов композиции главному.

Цельность – целостное восприятие всей композиции и умение отказаться от лишнего.

К композиционным средствам  относятся пропорции и ритм.

Пропорции – размерные соотношения элементов формы. Пропорциональные соотношения – это соразмерность элементов, единство частей и целого.

Ритм – чередование каких-либо элементов, происходящее с определенной последовательностью, частотой.

     Ритм служит для выражения упорядоченности, динамики и красоты закономерности. Признак ритма – повторяемость элементов  и интервалов между ними на плоскости или в пространстве. Закономерное чередование линий, пятен, поверхностей, объемов используется как внешнее средство композиции для создания выразительности и гармонии.

Цвет – самое сильное средство в композиции. Изучение цвета в композиции  следует начинать с ахроматических цветов. Для того, чтобы изучить форму, силуэт, линии и все композиционные закономерности, необходимо сначала просмотреть ее в черно-белой графике. Увязать форму и цвет очень сложно. Поэтому сначала работают с формой, которая выражается в линиях, пятне, объеме, фактуре, а затем переходят к разработке ахроматических композиций с добавлением серого цвета.

     Кроме ахроматических существуют хроматические (окрашенные) цвета. Выбирая отдельные цвета, их оттенки и сочетания, дизайнер может сделать форму эмоционально окрашенной: праздничной, торжественной, деловой, придать ей оттенок грусти или трагичности.

2.2.Свойства пространственной формы предметов

     Прежде чем рассмотреть различные закономерности композиции, надо познакомиться со свойствами пространственной формы материальных предметов.

Под свойствами пространственной формы понимается совокупность всех ее зрительно воспринимаемых признаков:

1. геометрический вид  (конфигурация)

2. величина

3. положение в пространстве

4. масса

5. фактура

6. текстура

7. цвет

8. светотень

Геометрический  вид- свойство формы, определяемое соотношением ее размеров по трем координатам пространства, а также характером (конфигурацией) поверхности формы.

      В зависимости от преобладания одного из трех основных измерений выделяются три вида формы:

1. объемный, характеризуемый относительным равенством всех трех измерений

2. плоскостной, определяющийся резкой (или полной) уменьшенностью размеров по одной из координат измерения

3. линейный, для которого характерно преобладание какого-либо одного измерения над двумя другими при их относительно малой величине.

      Прямолинейность (криволинейность) поверхности.

По данному признаку форма  характеризуется крайними состояниями:

1. прямая линия (многоугольник) - окружность 

2. плоская (цилиндрическая, шаровая, коническая) - многогранная  поверхность

      Между пределами "прямая линия - окружность", "плоская - многогранная поверхность" находится бесконечный ряд промежуточных состояний.

Величина - свойство протяженности формы и ее элементов по трем координатам.

       Величина формы оценивается по отношению к размерам человека или других форм или как соотношение величин элементов одной и той же формы.

Фактура - свойство, характеризующее внешнее строение поверхности формы (шероховатая, гладкая и др.). Фактурность материала зависит от плотности и величины микроискажений поверхности. Один из пределов представляют гладкие поверхности, у которых элементы фактуры столь малы, что они зрительно не различаются. Другой предел - когда элементы фактуры по своей величине воспринимаются как самостоятельные элементы формы и количество их достаточно мало, так что все они ясно различимы. В этом случае элементы фактуры поверхности становятся уже элементами членения (рельефа) поверхности.

Текстура - наблюдаемые на поверхности внешние признаки структуры материала, из которого предмет изготовлен. Наиболее часто текстурой (рисунком) характеризуются изделия из дерева и ткани. Различные текстуры используются как декоративный элемент при проработке изделия. В выявлении текстуры значительную роль играет цвет.

     Фактура и текстура представляют собой активные средства художественной выразительности. Эффект фактуры и текстуры используется прежде всего для того, чтобы передать естественные качества материала, раскрыть его эстетическое своеобразие. Если фактура или текстура материала очень выразительны, то их воздействие на наблюдателя может быть сильнее, чем воздействие самой формы изделия. Однако чрезмерная броскость фактуры или текстуры может быть неприятна. Фактура и текстура поверхностей должны подбираться с учетом размеров изделия и величины пространства, в котором оно будет функционировать.

Цвет - свойство тел вызывать то или иное зрительное ощущение в соответствии со спектральным составом отражаемого или излучаемого ими света. Цвет обладает такими основными характеристиками, как цветовой тон (различные оттенки цвета), насыщенность (степень яркости цвета), светлота (отражающая способность цветовой поверхности).

Все разнообразие цвета можно  свести к трем основным рядам:

1. Ряд серых ахроматических  тонов в пределах от белого  до черного цвета

2. Хроматический ряд (цвета  спектра), который можно разделить  по следующим признакам: 

а. теплая гамма: желтый, оранжевый красный и их промежуточные состояния

б. холодная гамма: зеленый, синий, фиолетовый и их промежуточные состояния

в. дополнительные цвета: синий - оранжевый, зеленый - красный, фиолетовый - желтый. Дополнительные цвета располагаются  в круге спектральных цветов диаметрально, друг против друга

3. Ряды, идущие от хроматических  (спектральных) цветов к ахроматическим, например: от зеленого к белому, от зеленого к серому, от зеленого к черному.

Изменение цвета по указанным  признакам создает бесконечное  его разнообразие. Цвет может быть использован в качестве активного  композиционного средства.  Вообще рельеф предмета и его трехмерная форма воспринимаются, прежде всего, благодаря градациям и переходам  от более освещенных участков к менее освещенным. Наиболее богаты нюансами переходы света и тени на мягко освещенных предметах.

    Форма изделия  воспринимается отчетливо, если  освещенные места и тени на  ее поверхности соответствуют  реальной композиционной взаимосвязи  элементов, частей предмета.

    Отсутствие теней  (бестеневое освещение) лишает  округлую форму объемности, поэтому,  если условия освещения предмета  будут только такие, следует изменять форму или исправлять се, привлекая для этого такие средства, как цвет, фактура поверхности и т. п.

 

    Свет, направленный  под углом 45', хорошо выявляет  объемные и фактурные качества  трехмерной формы. На ней появляются  все светотеневые градации: свет, полутон, тень, рефлекс, падающая  тень.

Свойства формы не изолированы  друг от друга. Форма характеризуется  их совокупностью и единством.

2.3.Анализ композиционных  эскизов

В данной разработанной коллекции, присутствуют множество видов композиционных приемов:

  1. форма, силуэт, контраст, нюанс, асимметрия, динамика, соразмерность, цельность, ритм, цвет, фактура, текстура.
  2. форма, силуэт, контраст, нюанс, асимметрия, статика, соразмерность, цельность, ритм, цвет, фактура, текстура.
  3. форма, силуэт, контраст, нюанс, симметрия, тождество,  динамика, соразмерность, цельность, ритм, цвет, фактура, текстура, пропорции,
  4. форма, силуэт, контраст, нюанс, симметрия, тождество,  динамика, соразмерность, цельность, ритм, цвет, фактура, текстура, пропорции,

 

 

 

 

 

 

Заключение

          Главным в творчестве дизайнера прически является создание новых форм, которые бы отвечали требованиям современной моды и совершенствовали внешний облик человека. Однако не менее важное качество профессионала в индустрии красоты – умение грамотно и выразительно изобразить придуманную модель на бумаге в виде эскиза. Слово эскиз (esquisse) французского происхождения и означает предварительный набросок, фиксирующий замысел художественного произведения или отдельной его части.

Сочетание отдельных частей, сложение элементов в определенном порядке, их взаимосвязь, переходящую в гармонию целого, мы наблюдаем в растительном и животном мире. Например, каждое растение состоит из частей, вместе они образуют форму, которая представляет собой некое гармоническое целое.

Для того чтобы успешно  сочинять композиции, необходимо уметь  рисовать, писать красками, знать историю  искусств, теорию изобразительного искусства, в том числе и теорию композиции. А овладение рисунком, живописью требует знаний по таким наукам, как физика, химия (оптика, учение о светотени, о цветах), пластическая анатомия, учение о пропорциях, перспектива, физиология зрения, психология (в том числе восприятие, ощущение, мышление, память, воображение, интуиция и др.). Основы знаний по этим и другим наукам необходимы художнику для успешной работы над композицией.

Понимать научные основы композиции необходимо так, что знания по различным наукам, которые используются в рисунке и живописи для выполнения одних задач, при работе над композицией применяются непосредственно в решении различных композиционных задач.

Например, задачами учебного рисунка в основном является грамотное изображение предметов (как при работе с натуры, так и по памяти, по представлению, по воображению), анализ и изучение закономерностей строения их форм, передача их пространственного положения, объема и освещенности. Для решения этих задач используются знания по перспективе, пластической анатомии, оптике. В работе же над композицией, когда художнику также приходится рисовать предметы, осуществление перечисленных задач недостаточно. Здесь с использованием знаний перечисленных наук решаются такие композиционные задачи, как, например:

1) поиски характера движения (поз, поворотов, ракурсов) отдельных  фигур и предметов, соответствующих определенному замыслу;

2) выявление характера  тонового решения отдельных фигур  и предметов и создание впечатлении целостности, приведение в определенную систему контрастов различной силы в разных пространственных планах в связи с определенным замыслом композиции;

3) использование характера  ритма фигур и предметов, светлых и темных пятен для создания целостности композиции;

4) подчинение перспективного  построения характеру идейного  замысла, выраженного в сущности композиции — в «конструктивной идее», или, по иному говоря, в завершенной конструкции, структуре, и другие композиционные задачи.

 

 

 

 

 

Список  литературы

Основная 

1.Дегтярев А.Р. Фотокомпозиция: Средства. Формы. Приемы. – М.:

Издательство Фаир, 2008. – 272 с.

2.Дегтярев А.Р.Изобразительные средства рекламы: Слово, композиция, стиль, цвет. – М.:Фаир-Пресс, 2006. – 256

3.Сомов Ю.С. Композиция в технике. М.: Машиностроение, 1977. 364 с.

4.Дизайн: Иллюстрированный словарь-справочник: Основные положения: Виды дизайна: Особенности дизайнерского проектирования: Мастера и теоретики. /  Минервин, В. Т. Шимко, А. В. Ефимов и др. Московский архитектурный институт. – М. : Архитектура - С, 2004. – 283 с.

 

Дополнительная

5.Аронов В.Р. Художник и предметное творчество. – М.: Сов. художник, 1987. 232 с.

6.Кандинский В.В. Избранные труды по теории искусства. М.: Гилея, 2001.

7.Козлова Т.В. Петушкова Г.И. Основы теории проектирования . М.: 1990.

8.Нешумов Б.В. Щедрин Е.Д. Художественное проектирование. М.: 1979.

9.Психология цвета: Сб. ст. / Пер. с англ. М.: Рефл-бук; Киев: Ваклер, 1996. 352 с.

10.Пармон Ф.М. Основы композицииа: Учеб. для вузов. М.: Легпромбытиздат, 1997. 318 с.: ил.

Информация о работе Обоснование композиционных работ