Образование для 21 века: цели, тенденции и концепции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 18:02, реферат

Описание работы

Современная культурная ситуация решительно требует существенного пересмотра традиционных образовательных парадигм, которые сегодня оказываются уже несостоятельными в смысле обеспечения развития любого цивилизованного общества. В настоящее время мы можем наблюдать нарастающий крах вообще любой тоталитарности и авторитаризма во всех сферах человеческой деятельности, особенно отчетливо проявившийся в последнее десятилетие на так называемом советском и пост-советском пространстве. Этот процесс, конечно, не мог не затронуть и такую определяющую сферу жизни общества, как образование, сделав его привычные содержание и формы неприемлемыми.

Содержание работы

Введение
Трансформирование целей образования 21 века
Тенденции образования 21 века
Концепции
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Реферат Педагогика.doc

— 75.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат: Образование для 21 века: цели, тенденции и концепции

 

 

 

 

 

 

Подготовила студентка 4 курса 11 группы Масюк Кристина

 

 

 

Минск

2013

Содержание

Введение

  1. Трансформирование целей образования 21 века
  2. Тенденции образования 21 века
  3. Концепции

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В последние  несколько лет в выступлениях и публикациях философов, социологов, психологов и педагогов, а также - ученых, писателей, политиков и  других представителей отечественной  интеллигенции особую актуальность обнаруживает проблема образования. Вряд ли это можно счесть простой случайностью или новой интеллектуальной модой: скорее за этим стоят некие новые тенденции общемирового цивилизационного процесса. При этом особое внимание в любых дискуссиях на тему образования уделяется как довольно жесткой критической оценке классических образовательных парадигм, концепций, моделей, институтов, так и поиску их новых образов, более адекватных современной культурной ситуации. Известная нам традиционная модель образования практически всегда представляет собой простую трансляцию культуры, притом, как правило - некоторой моно-культуры, господствующей в данном обществе и государстве в определенное время. Основным смыслом такого образования обычно является обучение, понимаемое как простое усвоение учащимися некоторой суммы накопленных человечеством в различных областях, и, в значительной степени - разрозненных знаний, с целью подготовки специалиста, готового включиться в существующие социально-экономические институты и комплексы.

При этом полагается возможным и достаточным простое  перенесение в сознание «образующихся» специально выделенного и соответствующим  образом обработанного культурного  материала, причем все это разнообразие и обширность, в лучшем случае, являются лишь малозначительным фоном в подготовке «профессионала».

Современная культурная ситуация решительно требует существенного  пересмотра традиционных образовательных  парадигм, которые сегодня оказываются  уже несостоятельными в смысле обеспечения  развития любого цивилизованного общества. В настоящее время мы можем наблюдать нарастающий крах вообще любой тоталитарности и авторитаризма во всех сферах человеческой деятельности, особенно отчетливо проявившийся в последнее десятилетие на так называемом советском и пост-советском пространстве. Этот процесс, конечно, не мог не затронуть и такую определяющую сферу жизни общества, как образование, сделав его привычные содержание и формы неприемлемыми. Уже сейчас мир в целом становится многополярным и поликультурным, а ведущими тенденциями современного образования являются его гуманизация и гуманитаризация, диалогизм и проектность. В этой связи уже есть и понимание того, что образование и обучение - очень разные вещи, и что образование не должно быть просто трансляцией. Однако, сегодня меняются образовательные методологии и технологии, даже содержание образовательных программ и учебных планов, но не сама сущность образования, которая пока остается совершенно неизменной, поскольку все еще не произошло главной ментальной перемены в этом контексте. По-прежнему отсутствует понимание того, что образование не должно просто транслировать культуру, и тем более - какую-то бы ни было моно-культуру. Трансляция же культуры, обнаружевшей свою враждебность, репрессивность по отношению к человеку, культуры, терпящей крах, вообще вряд ли может быть признана разумной. А это значит, что должны измениться смыслы, цели и ценности образования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Трансформирование целей образования 21 века

       Сегодня необходимо говорить о смене парадигмы «образование-обучение» парадигмой «образование-становление», имея ввиду становление человека, его духовности, самостоятельности, его самосозидания, самоформирования, самооформления его в личность, персону. Образование должно служить прогрессивному развитию человека, общества и цивилизации в целом, - во всех смыслах. Сегодня мы говорим о том, что образование должно перестать быть трансляцией культуры и призвано скорее научить человека найти свое место, свою нишу в культуре, оформить свое суб-культурное пространство, в новом образовании совершенно иной статус и значение должна обрести философия.   

        Конечно, подобное изменение самой  сущности образования неминуемо  влечет за собой и адекватное  изменение применяемых форм образовательной  деятельности и типов образовательных пространств. Когда образование перестает быть простой трансляцией культуры и определенного набора профессиональных знаний, умений и навыков, тогда любой учебный предмет или дисциплина в рамках образовательного процесса уже не могут являться его целью, равно как и какая-либо форма образовательной деятельности. Они, в этих условиях, безусловно, должны обрести для субъекта образовательного процесса статус инструмента смыслопорождения и самооформления - как человека и личности, специалиста и профессионала. Все это выдвигает на первый план вопрос о необходимости существенного пересмотра, переоценки некоторых привычных для традиционного образования идеалов и норм, в том числе и из ряда так называемых общечеловеческих ценностей. Во всяком случае, многие из них должны быть заново интерпретированы и адаптированы к изменившимся параметрам реальности. И в первую очередь речь здесь идет о некоторых стереотипах - как старого, так и нового образования.

Так, широко известен, а в ряде стран возведен в ранг Закона тезис о гуманистическом характере образования - как по содержанию, так и по способам реализации образовательных практик. «Человек и его интересы превыше всего, он всегда есть цель и никогда не должен являться средством в любой деятельности, любое насилие над человеческой личностью недопустимо». Этот стандартный для действующих ныне реформаторов образования набор красивых установок стал у нас правилом хорошего педагогического тона и мерилом степени выраженности прогрессивности и инновационности. Но новое образование предполагает значительную меру индивидуализма и персонализма в каждом «образующемся» субъекте, чего совершенно невозможно добиться без предварительного отчуждения, выделения Себя из среды, массы, толпы. А сознание людей осталось прежним - соборным, коллективным, причем вовсе не из-за коллективистского коммунистического прошлого, а по причинам, имеющим гораздо более глубокие и значительные исторические корни.

Новое образование  должно стать экзистенциальным по форме  и содержанию, что неминуемо предполагает изрядную долю душевной боли и духовных терзаний, а традиционный гуманизм требует: «не навреди!=не задень!».

Сегодня также все чаще к уже известным обозначенным здесь установкам добавляются требования о необходимости в планировании и организации образования исходить из запроса-заказа самих участников образовательного процесса. Требование, конечно, благое, но вряд ли разумное, ибо человек, только приступающий к самообразованию, самостроительству, самооформлению - в прямом смысле этих слов, вряд ли способен четко сформулировать и спроектировать траекторию своего образовательного движения: ему еще и цели-то этого движения не ясны, куда уж говорить о средствах их достижения.

Еще одна проблема традиционного образования, требующая  безусловного разрешения в образовании новом, это его массовость, при которой весь образовательный процесс в целом ориентирован на «среднего» ученика и студента. Если планка образовательных стандартов поднимается, этот средний выпадает из процесса, но, в то же время, на этом среднем уровне не может учиться сильный и талантливый. Так мы снова делаем образование регрессивным, поскольку человечество, как известно, всегда развивалось не в целом, а посредством лучших своих представителей. В этой связи, в новой образовательной парадигме должно измениться и содержание понятия гуманизм. Под подлинным гуманизмом теперь следует понимать лишь то, что в действительности служит развитию человека и целям прогресса, все же, что связано лишь с заботой о том, чтобы «не задеть»! - есть гуманизм фальшивый, за которым прячется избегание экзистенциальной ответственности образующим педагогом.

 

 

 

2. Тенденции  образования 21 века

Место образования  в жизни общества во многом определяется той ролью,  которую играют в  общественном развитии знания людей, их опыт, умения,  навыки, возможности развития профессиональных и личностных качеств. Эта    роль стала возрастать во второй половине 20-го века, принципиально изменившись в его последние десятилетия. Информационная революция и формирование нового типа общественного устройства - информационного общества - выдвигают информацию и знание на передний план социального и экономического развития.  Изменения в сфере образования неразрывно связаны с процессами,    происходящими в социально-политической и экономической жизни мирового  сообщества. Именно с этих позиций попытаемся выделить и проанализировать    основные тенденции мирового образования.

Становление информационного  общества   требует качественного  повышения человеческого, интеллектуального       потенциала развивающихся стран и тем самым выдвигает сферу образования на       первый план общественного развития. От решения проблем образования,       которые всегда остро стояли в развивающихся странах и которые еще более       усугубились в последние десятилетия в связи с бурным развитием       информационных технологий, зависят сейчас перспективы социально-экономического развития этих стран, решения глобальной проблемы       преодоления отсталости в мире.. Все в большей степени      образование перестает отождествляться с формальным школьным и даже   вузовским обучением. Любая деятельность ныне трактуется как    образовательная, если она имеет своей целью изменить установки и модели    поведения индивидов путем передачи им новых знаний, развития новых умений    и навыков.

 Функции  образования выполняют самые  различные социальные институты,  а не    только школы и  ВУЗы. Важнейшие образовательные  функции берут на себя       предприятия. Так, крупные промышленные  предприятия обязательно имеют  в       своем составе подразделения, занимающиеся подготовкой и переподготовкой       кадров.   Неформальное образование имеет целью компенсировать недостатки и       противоречия традиционной школьной системы и часто удовлетворяет насущные     образовательные потребности, которые не в состоянии удовлетворить       формальное образование. Как отмечается в докладе Юнеско "Учиться быть",       образование не должно больше ограничиваться стенами школы. Все       существующие учреждения, независимо от того, предназначены они для       обучения или нет, должны использоваться в образовательных целях.     

Переход от концепции  функциональной подготовки к концепции развития       личности. Суть этого перехода заключается не только в смене приоритетов:       от государственного заказа на подготовку специалистов к удовлетворению       потребностей личности. Новая концепция предусматривает       индивидуализированный характер образования, который позволяет учитывать       возможности каждого конкретного человека и способствовать его       самореализации и развитию. Это станет осуществимым посредством разработки       разных образовательных программ в соответствии с разными индивидуальными       возможностями как учащихся, так и преподавателей.      Важным фактором в этом направлении развития образования является    формирование у учащихся умений учиться, умений самостоятельной когнитивной   деятельности с использованием современных и перспективных средств  информационных технологий.

Превращение знаний в основной общественный капитал,     возрастание выгод, связанных с  получением знаний, заключается в  том, что   выгоды от него получает человек, который потребляет этот товар, общество в    целом и конкретные предприятия. Отсюда вытекают основания для смешанного  финансирования образования, развитие рыночных отношений в этой сфере.  

Перечисленные тенденции определяют основные направления  в развитии новой   образовательной системы. Принципиальное отличие этой новой системы от    традиционной заключается в ее технологической базе. Технологические       элементы крайне неразвиты в традиционном образовании, которое опирается в       основном на обучение "лицом к лицу" и печатные материалы. Новая       образовательная система ориентирована на реализацию высокого потенциала       компьютерных и телекоммуникационных технологий. Именно технологический базис новых информационных технологий позволяет реализовать одно из главных преимуществ новой образовательной системы - обучение на расстоянии или, как его называют иначе, дистанционное      обучение.

 Основной  тенденцией современного образования  является постепенное смещение  приоритетов от прямого обучения  к индивидуальному контакту со студентами. Ключевые лекции и семинарские занятия остаются, конечно, незаменимыми,   однако существенная часть учебного процесса может проходить во время   индивидуальных консультаций с преподавателями по конкретным темам или       проблемам.

В качестве основной черты современного образования  можно назвать его       диалогичность, которая проявляется  в сосуществовании как различных       подходов к преподаванию, так и  самих методов преподавания. Уже  при       подготовке студентов  педагогических вузов надо формировать их ментальную       совместимость, умение и любовь вести полемику.  Для обеспечения ментальной совместимости учителей они сами должны уметь:

 – вести  безоценочный диалог с коллегами;

  – определять  степень взаимодополнения и взаимообогащения различных

      методических концепций при условии  сохранения их самобытности и 

      самостоятельности;

 – формулировать  проблемы в категориях целей  и решений (без «перехода на  личности» ).

        Выпускнику современной школы  нужны не сумма знаний и умений, а способности к их получению; не исполнительность, а инициатива и самостоятельность.   Саморазвитию научить напрямую нельзя – эта способность не передается. Но педагог может создать условия для «выращивания» этой способности. Умение создать такие условия становится профессиональным требованием к педагогу. Для реализации новых целей образования нужен новый учитель –  педагог-профессионал. В отличие от специалиста в предметной области профессионал должен уметь работать с процессами образования и развития.     Педагог-профессионал – это уже не транслятор предметных знаний, он   становится организатором учебной работы по решению творческих задач, многоплановой социально значимой деятельности подростков и юношей. Педагог имеет дело с человеком развивающимся, его действия строятся на   знании психологии личности, основных подходов к пониманию и объяснению характера, развития личности в определенные периоды жизни. Поэтому каждый учитель должен получить психологическое образование и психологическую       подготовку. Психологическое образование невозможно получить путем простого       суммирования различных психологических дисциплин, а психологическую       подготовку – несколькими часами студенческой практики. Поэтому при       обучении студентов в педагогических вузах и на курсах повышения       квалификации учителей целесообразно ввести курс «Психологической       антропологии» – целостного учения о субъективной реальности человека, его       становлении и развитии в образовании. Этот курс должен стать основой       психологического образования педагога .

Информация о работе Образование для 21 века: цели, тенденции и концепции