Образование для 21 века: цели, тенденции и концепции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 18:02, реферат

Описание работы

Современная культурная ситуация решительно требует существенного пересмотра традиционных образовательных парадигм, которые сегодня оказываются уже несостоятельными в смысле обеспечения развития любого цивилизованного общества. В настоящее время мы можем наблюдать нарастающий крах вообще любой тоталитарности и авторитаризма во всех сферах человеческой деятельности, особенно отчетливо проявившийся в последнее десятилетие на так называемом советском и пост-советском пространстве. Этот процесс, конечно, не мог не затронуть и такую определяющую сферу жизни общества, как образование, сделав его привычные содержание и формы неприемлемыми.

Содержание работы

Введение
Трансформирование целей образования 21 века
Тенденции образования 21 века
Концепции
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Реферат Педагогика.doc

— 75.00 Кб (Скачать файл)

У людей, активно  занятых учебным процессом в общеобразовательной и высшей школах, к сожалению, редко находится время для философского осмысления происходящих перемен. На мой взгляд, бесспорным является утверждение о начале перехода человеческой цивилизации в новое качественное состояние ("постиндустриальная", или "информационная", культура приходит на смену "индустриальной", которая, в свою очередь, заменила в средние века "аграрную"). Каждой стадии развития общества соответствуют свои форма и содержание процесса обучения новых поколений, передачи им накопленных знаний, навыков, традиций. Совершим по этому поводу небольшой экскурс в прошлое.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Новые  концепции

Общество в  значительной мере развивалось вместе с эволюцией образования, на разных этапах его определяли специфические формы, средства и модели отношений в системе учитель-ученик и в системе носитель знаний — пользователь знаний. Эти отношения эволюционировали глобально, исторически можно разделить этот процесс на три революции образования, которые заключались в таком переходе функций образования:

    • переход от традиций и культуры к культуре слова (от естественного отца к духовному);
    • от культуры слова переход к культуре книги (автор речи – функция высказывания);
    • от книжной культуры к экранной (от знаний как конечной истины к различной информации).

Основная проблема образования заключается не только в усвоении все возрастающего  объема знаний или ориентирование в  потоке возрастающей информации, а создание, получение, производство такого знания, которого пока нет, но назревает потребность в нем. Образование в обществе информационном должно представлять собой не только средство усвоения общепринятых знаний, но и способ обмена личности информацией с окружающими людьми, который совершается на протяжении всей жизни, предполагает генерирование и передачу информации в обмен на ту, которую получает.

 

При реализации таких целей определяются и новые  задачи образования:

    • Сформировать новый менталитет, который будет базироваться на таком убеждении: образование производит новые знания и информацию, а не только тиражирует и потребляет их;
    • Создать новые виды когнитивной методологии, которые позволят преодолеть психологические барьеры мышления, развить способность мыслить абстрактно и в процессе обучения формировать продуктивные знания;
    • Создать новую образовательную среду, которая позволит в любое время получить качественное образование.

Но очевидно, что успешность обучения и воспитания творческой личности является зависимым не только от усвоения известных знаний или их объема. В нынешней системе образования ярко выражено наличие междисциплинарных барьеров, которые особенно негативно проявляются в высшей школе и не позволяют обучающимся видеть взаимосвязь предметов, значение их для будущей специальности, для жизни, а это снижает интерес к обучению.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

У Образования XXI века одной из главных задач в современной системе образования является воспитание мыслящих творчески специалистов, которые бы обладали высоким творческим потенциалом. Эта задача актуальна и потому, что на данный момент в мире постоянно возрастает цена технологий, оборудования, сырья, ухудшается экологическая обстановка, в результате чего возникают глобальные социальные проблемы в обществе.

Чтобы решить эти  проблемы требуется создать новую  технологическую волну, новые знания и идеи, новые способы постоянного  обновления знаний и нового мышления. При этом нужно учитывать важные изменения в системе образования. Вместе с развитием демократичности общества поэтапно реализуют философию открытого образования, в значительной мере базирующегося на экстернате и дистанционном обучении. Такие виды и технологии обучения характеризуются сниженной интерактивностью, применяются в особой социальной и психологической среде, существенно меньшей, нежели существующей при традиционном образовании.

Необходимость готовить творчески мыслящих специалистов всегда присутствовала в системе  образования. Выдающиеся педагоги разрабатывали  различные методы и теории активизации творческой деятельности, применяя их в образовательных технологиях. Использование новых технологий, применение рациональных инновационных подходов и совершенно новый взгляд на современное образование может в корне поменять всю суть образования нашей страны. Однако к экспериментам готовы не многие и если и нужно внедрять или переходить на новый уровень образования то только постепенно, меняя в первую очередь менталитет и первоначально заложенные представления абитуриентов и студентов.

 

 

 

 

 

 

 

Список  литературы

 

  1. Социокультурные и психолого-педагогические проблемы инновационной деятельности учителя российской школы.  Материалы Всероссийской научной конференции.      Комсомольск-на-Амуре, 1999
  2. Купцов О.В. Непрерывное образование его структура. // Высшее образование в Европе. Том XVI. N1, 1991. С.29-30.
  3. Соуза Э.Г. Университет ООН: глобальная миссия // Перспективы: вопросы образования. Париж: ЮНЕСКО, 1990" N3,С10.
  4. Эйхельбаум де Бабини А.М. Сходства и различия в развитии современных моделей образования // Перспективы: вопросы образования. Париж: ЮНЕСКО, 1992. N4. С.51, 53.
  5. Звягина Л.А.  Взгляд из окна школьного кабинета N 17 на психологические, педагогические, организационные и другие проблемы телекоммуникационных проектов. Материалы НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ "ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОМ ШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ"// www.ioso.iip.net

 


Информация о работе Образование для 21 века: цели, тенденции и концепции