Образование и его роль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 15:14, курсовая работа

Описание работы

Образование – это обучение, просвещение; совокупность знаний, полученных специальным обучением. На представлении учения специализируется школьные, дошкольные и высшие, базовые и специальные учебные заведения, а также различные субъекты, влияющие на процесс развития и обучения личности. «Школа» — это греческое слово, означающее «времяпрепровождение», «досуг». И это не просто так: в системе образования молодой человек находится до четверти века под контролем педагогов, воспитателей в учебное и во внеучебное время.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...2
1 Образование как социальный институт……………………………………….4
2 Функции института образования………………………………………………5
2.1 Социально-культурные функции института образования………………....8
2.2 Социально-экономические функции образования………………………...11
2.3 Функции образования в социально-политической сфере……….………...14
3 Роль функций образования в современном обществе ...….………………...15
Заключение……………………………………………………………………….18
Литература……………………………………………………………………….20

Файлы: 1 файл

Реферат социалогия.docx

— 41.17 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...2

1 Образование как социальный институт……………………………………….4

2 Функции института образования………………………………………………5

2.1 Социально-культурные функции института образования………………....8

2.2 Социально-экономические функции образования………………………...11

2.3 Функции образования в социально-политической сфере……….………...14

3 Роль функций образования в современном обществе ...….………………...15

Заключение……………………………………………………………………….18

Литература……………………………………………………………………….20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Образование – это обучение, просвещение; совокупность знаний, полученных специальным обучением. На представлении учения специализируется школьные, дошкольные и высшие, базовые и специальные учебные заведения, а также различные субъекты, влияющие на процесс развития и обучения личности. «Школа» — это греческое слово, означающее «времяпрепровождение», «досуг». И это не просто так: в системе образования молодой человек находится до четверти века под контролем педагогов, воспитателей в учебное и во внеучебное время. Посему ставится задача именно образованию формировать законопослушных граждан, относящихся с уважением к нормам, традициям, властным институтам. Правда, на этот счет есть и другие точки зрения. В 1971 г. в США вышла книга Ивана Иллиха «Общество, отказавшееся от образования». Автор предложил отменить обязательное обучение, запретить спрашивать документы об образовании при приеме на работу. По его мнению, школа не развивает ребенка, а готовит детали для общественной машины, подавляет личность. Этим был поставлен вопрос о реформации образования и его ограничении: что правильного в системе образования и чему эта система должна содействовать для индустриального развивающегося общества. Другими словами следовало определить и чётко разграничить функции системы образования.

Этому вопросу уделяли  значительное внимание такие учёные, как Эмиль Дюркгейм, Макс Вебер, Герберт  Спенсер. По мнению Эмиля Дюркгейма  основной функцией образования является передача ценностей господствующей культуры. По мнению Макса Вебера социальные функции образования связаны  с экономическими, политическими  процессами, которые происходят в  обществе на данном этапе. Для примера  можно взять образование в  оккупации. Именно после оккупационных  режимов нацистской Германии, после  второй мировой войны проблемы образования  выходят на новый виток своего развития; социология образования образовалась как самостоятельная область знаний.

На данном этапе функциями  образования занимаются Я. Щепанский, В.А. Конева, Н.Д. Сорокина и др.

Вхождение в европейский  простор, подписание Болонского договора, внедрение кредитно-модульной системы, развитие учебных заведений инновационного типа требуют нового подхода к  феномену образования, а прежде чем  найти новые организационные  формы обучения и воспитания, обновить содержание учебно-воспитательного  процесса следует выделить функции  образования и их роль в современном  обществе. Это и является целью  моего реферата.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Образование  как социальный институт

Образование представляет собой  социальную подсистему, имеющую собственную  структуру. В качестве ее основных элементов  можно выделить учебно-воспитательные учреждения как социальные организации, социальные общности (педагоги и учащиеся), учебный процесс как вид социокультурной  деятельности, а также: наличие объективного статуса людей в определённой сфере деятельности, совокупность ролей, исполняющихся людьми, ассоциированных  в рамках данного социального  института (если статус определяется объективными потребностями, то социальная роль выступает, как процесс его реализации), наличие  социальной нормы, которая выражает меру, с помощью которой определяется стандарт поведения людей, оценивается  их деятельность и определяются санкции. Но и социальные нормы являются условиями  выбора ролевого поведения и способ её измерения (поощрение и порицание); они организовывают и регулируют деятельность людей и их взаимоотношения  в рамках единого социального  института.

Образование  как институт определяется двумя аспектами —  социальным и культурным, - первый отражает структурную сторону социального  института, второй — функциональную сторону, определённый способ его деятельности. Их взаимодействие обуславливает развитие и самосохранение института. Вот  на втором мы остановимся более подробно.

 

 

 

 

 

2 Функции института  образования

Экономические институты по мере своего развития предъявляют повышенные требования к тем социальным функциям, которые должен выполнять институт образования. Именно потребности экономики приводят в индустриальных обществах к развитию массовой грамотности, а затем - к необходимости подготовки все большего количества квалифицированных специалистов. Но если институт образования не справляется со своей задачей, если образование поставлено из рук вон плохо, или готовит не тех специалистов, которых требует экономика, то ни развитых индивидов, ни первоклассных профессионалов общество не получит. Школы и вузы выпустят в жизнь рутинеров, дилетантов, полузнаек, а значит, институты экономики окажутся не в состоянии удовлетворить потребности общества. Поэтому деятельность социального института рассматривается как функция, если она способствует сохранению стабильности и интеграции общества. Функции и дисфункции социальных институтов бывают явными, если они отчетливо выражены, всеми сознаются и вполне очевидны, либо латентными, если они скрыты и остаются неосознанными для участников социальной системы. Явные функции институтов являются ожидаемыми и необходимыми. Они формируются и декларируются в кодексах и закреплены в системе статусов и ролей. Латентные функции выступают непреднамеренным результатом деятельности институтов или лиц, представляющих их.  Явные функции свидетельствуют о том, чего хотели добиться люди в рамках того или иного института, а латентное – о том, что из этого получилось. К явным функциям школы как института образования относятся: приобретение грамотности и аттестата зрелости, подготовка к вузу, обучение профессиональным ролям, усвоение базисных ценностей общества. Но у института, школы есть также и скрытые функции: приобретение определенного социального статуса, который позволит взобраться выпускнику на ступеньку выше неграмотного сверстника, завязывание прочных дружеских школьных связей, поддержка выпускников в момент их вступления на рынок труда. Не говоря уже о целом ряде таких латентных функций, как формирование взаимодействия классной комнаты, скрытого учебного плана и ученических субкультур. Явными, т.е. достаточно очевидными, функциями института высшего образования можно считать подготовку молодежи к освоению различных специальных ролей и усвоение господствующих в обществе ценностных стандартов, морали и идеологии, а неявными – закрепление социального неравенства между имеющими высшее образование и не имеющими такового.

В имеющейся научной литературе имеют место различные точки  зрения относительно содержания функций  образования и их систематизации. Некоторые исследователи берут  за основу результат влияния системы  образования на личность и поэтому  поводу называют такие их виды как  социализация личности, снабжение её соответствующими знаниями и навыками и многие другие. Так, например, Л.М. Коган выделяет трансляцию знаний и  социального опыта от поколения  к поколению (трансляционная),  ценностно  ориентировочную, гуманистическую (человекообразующая), адаптационную. Другие же исследователи  своим взглядом охватывают роль образования  в структуре общества и потому выделяют функции, направленные на реализацию социальных программ в рамках общностей  и общества. П.О. Кенкманн выделяет такие  функции: социальную, профессиональную, гуманистическую, идеологическую. В.Т. Лисовский помимо оговорённых только что выделяет ещё и моральную, направленную на освоение норм морали, и политическую, что состоит в воспитании политической культуры, умения анализировать. Третья когорта исследователей называет функции, влияющие на экономику, социальную структуру, духовную культуру и т.д. общества в целом. В основном они выделяют экономическую, которая ещё именуется профессионально-экономической либо профессионально-образовательной, и социальную. Множество исследователей выделяют множество функций, и как правило, к уже имеющимся приписывают по своему видению новые, а на самом деле старые, но объединённые либо по-другому названные. Например, А.В. Кооп помимо экономической и социальной выделяет ещё культурно-гуманистическую, а Ф.Р. Филлипов — гуманистическую, политико-воспитательную и  культурно-воспитательную функции. В этом примере интегрирующей является гуманистическая (человекообразующая) функция. Но не только в этом примере, но во многих других, так как все остальные функции образования вытекают из неё либо выступают её модификациями.

В целом основные функции  образования можно условно поделить на :

  • социально-культурные, направленные на развитие духовной жизни общества, где высшей школе принадлежит решающая роль, ибо она не только непосредственно влияет на формирование личности, но и закладывает чувство социальной ответственности, позволяет сохранить, развить, транслировать духовное наследие.
  • социально-экономические, связанные с формированием и развитием интеллектуального, научно-технического и кадрового потенциала общества, с социальной стратификацией;
  • социально-политические, реализация которых позволяет обеспечить безопасность общества в самом широком ее понимании, социальный контроль, социальную мобильность, устойчивое развитие общества, его интернационализацию и включенность в общецивилизационные процессы;

При этом необходимо отметить, что взаимодействие и переплетение вышеназванных функций достаточно высоко.

 

 

2.1 Социально-культурные  функции института образования

2.1.1 Гуманистическая (человекообразующая) функция проявляется в единстве  противоположных, но органически  связанных процессов: социализации  и индивидуализации личности. В  процессе социализации человек  усваивает общественные отношения,  превращает их во внутреннюю  сущность собственной личности, на собственные социальные качества. Тем не менее, это происходит  индивидуально для каждого человека. Поэтому образование — это  особенный социальный институт, который обеспечивает социализацию  и в то же время приобретение  личностью индивидуальных качеств.

Связь образования со всеми  сферами общественной жизни реализуется  непосредственно через личность, включенную в экономические, политические, духовные, иные социальные связи. Образование  является единственной специализированной подсистемой общества, целевая функция  которой совпадает с целью  общества.

2.1.2 Социальный контроль. Образование в конечном итоге  определяет позицию человека  в обществе, его возможности, цели, достигаемые в обществе и способы  вознаграждения за труды, сам  труд, мировоззрение и т.д.

2.1.3 Трансляция и распространение  культуры в обществе. Она заключается  в том, что посредством института  образования происходит передача  от поколения к поколению ценностей  культуры, понимаемых в самом  широком смысле слова (научные  знания, достижения в области  искусства, моральные ценности  и нормы, правила поведения,  опыт и навыки, присущие различным  профессиям и т.п.). На протяжении  всей истории человечества образование  являлось главным источником  знаний, инструментом просвещения  общества. Также не следует забывать  о том, что культура каждого  народа имеет свои национально-этнические  особенности, а стало быть, система  образования играет исключительно  важную роль в поддержании и сохранении национальной культуры, ее неповторимых и уникальных черт, приобщаясь к которым, индивид становится носителем национального сознания и национальной психологии. Из неё исходит такая функция образования как генерирование, сохранение культуры общества.

2.1.4 Воспроизводство социальных  типов культуры. Образование придает  знанию технологичность, конструктивные  формы,  благодаря которым становится  возможным его систематизировать,  компоновать, транслировать и  накапливать в возрастающих  объемах.  Передача знания и опыта становится  динамичной, массовой, открытой.

2.1.5 Инновация в сфере  культуры осуществляется через  образование избирательно. Общественная  система образования транслирует   лишь часть инноваций, достигнутых  в культуре. Принимаются инновации  из русла доминантной культуры, не несущие опасности  для  целостности данной социальной  организации (стабильности ее  управленческих структур). В отношении  других инноваций,  даже прогрессивных,  система образования может служить  своеобразным заслоном.

2.1.6 Формирование и воспроизводство  общественного интеллекта (менталитета,  определенных отраслей и   социальных  технологий интеллектуальной деятельности) включает в себя положения,  сформулированные еще  Дюркгеймом: распространение существенных знаний  через обучение, привитие индивидам  познавательных навыков. Система   образования стала многоотраслевым  комплексом, ее цель — не просто  передача знаний и развитие  личности, но   интеллектуальное  сопровождение развития общества.  Мировые   лидеры стремятся  контролировать образовательные  комплексы в разных зонах мира, передавая свои образовательные   технологии или иные модели, специально  разработанных для других стран.

2.1.7 Формирование у молодого  поколения установок, ценностных  ориентаций, жизненных идеалов, господствующих  в данном обществе. Благодаря  этому, молодежь приобщается к  жизни общества, социализируется  и интегрируется в социальную  систему. Обучение языку, истории  отечества, литературе, принципам  морали и нравственности служит  предпосылкой для формирования  у молодого поколения общеразделяемой  системы ценностей, благодаря  чему люди учатся понимать  других людей и самих себя, становятся сознательными гражданами  страны.  Содержание осуществляемого  системой образования процесса  социализации и воспитания детей  в значительной мере зависит  от господствующих в обществе  ценностных стандартов, морали, религии,  идеологии.

2.1.8 Воспитательная функция  образования заключается в обеспечении  процессов социализации личности  и ее гражданского становления,  передачи новым поколениям отечественного  и мирового культурно-исторического  опыта. Украинская школа должна  воспитывать у граждан высокое  государственное достоинство, честность  и благородство перед Родиной.

2.1.9 Обучающая функция  образования заключается в обеспечении  процесса овладения человеком  знаниями, навыками и умениями  в рамках учебных заведений  и различных сфер жизнедеятельности  общества.

Информация о работе Образование и его роль