Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 15:14, курсовая работа
Образование – это обучение, просвещение; совокупность знаний, полученных специальным обучением. На представлении учения специализируется школьные, дошкольные и высшие, базовые и специальные учебные заведения, а также различные субъекты, влияющие на процесс развития и обучения личности. «Школа» — это греческое слово, означающее «времяпрепровождение», «досуг». И это не просто так: в системе образования молодой человек находится до четверти века под контролем педагогов, воспитателей в учебное и во внеучебное время.
Введение…………………………………………………………………………...2
1 Образование как социальный институт……………………………………….4
2 Функции института образования………………………………………………5
2.1 Социально-культурные функции института образования………………....8
2.2 Социально-экономические функции образования………………………...11
2.3 Функции образования в социально-политической сфере……….………...14
3 Роль функций образования в современном обществе ...….………………...15
Заключение……………………………………………………………………….18
Литература……………………………………………………………………….20
Содержание
Введение…………………………………………………………
1 Образование как социальный институт……………………………………….4
2 Функции института образования…
2.1 Социально-культурные функции института образования………………....8
2.2 Социально-экономические функции образования………………………...11
2.3 Функции образования в социально-политической сфере……….………...14
3 Роль функций образования в современном обществе ...….………………...15
Заключение……………………………………………………
Литература……………………………………………………
Введение
Образование – это обучение, просвещение; совокупность знаний, полученных специальным обучением. На представлении учения специализируется школьные, дошкольные и высшие, базовые и специальные учебные заведения, а также различные субъекты, влияющие на процесс развития и обучения личности. «Школа» — это греческое слово, означающее «времяпрепровождение», «досуг». И это не просто так: в системе образования молодой человек находится до четверти века под контролем педагогов, воспитателей в учебное и во внеучебное время. Посему ставится задача именно образованию формировать законопослушных граждан, относящихся с уважением к нормам, традициям, властным институтам. Правда, на этот счет есть и другие точки зрения. В 1971 г. в США вышла книга Ивана Иллиха «Общество, отказавшееся от образования». Автор предложил отменить обязательное обучение, запретить спрашивать документы об образовании при приеме на работу. По его мнению, школа не развивает ребенка, а готовит детали для общественной машины, подавляет личность. Этим был поставлен вопрос о реформации образования и его ограничении: что правильного в системе образования и чему эта система должна содействовать для индустриального развивающегося общества. Другими словами следовало определить и чётко разграничить функции системы образования.
Этому вопросу уделяли значительное внимание такие учёные, как Эмиль Дюркгейм, Макс Вебер, Герберт Спенсер. По мнению Эмиля Дюркгейма основной функцией образования является передача ценностей господствующей культуры. По мнению Макса Вебера социальные функции образования связаны с экономическими, политическими процессами, которые происходят в обществе на данном этапе. Для примера можно взять образование в оккупации. Именно после оккупационных режимов нацистской Германии, после второй мировой войны проблемы образования выходят на новый виток своего развития; социология образования образовалась как самостоятельная область знаний.
На данном этапе функциями образования занимаются Я. Щепанский, В.А. Конева, Н.Д. Сорокина и др.
Вхождение в европейский
простор, подписание Болонского договора,
внедрение кредитно-модульной
1 Образование как социальный институт
Образование представляет собой
социальную подсистему, имеющую собственную
структуру. В качестве ее основных элементов
можно выделить учебно-воспитательные
учреждения как социальные организации,
социальные общности (педагоги и учащиеся),
учебный процесс как вид
Образование как институт
определяется двумя аспектами —
социальным и культурным, - первый отражает
структурную сторону
2 Функции института образования
Экономические институты по мере своего развития предъявляют повышенные требования к тем социальным функциям, которые должен выполнять институт образования. Именно потребности экономики приводят в индустриальных обществах к развитию массовой грамотности, а затем - к необходимости подготовки все большего количества квалифицированных специалистов. Но если институт образования не справляется со своей задачей, если образование поставлено из рук вон плохо, или готовит не тех специалистов, которых требует экономика, то ни развитых индивидов, ни первоклассных профессионалов общество не получит. Школы и вузы выпустят в жизнь рутинеров, дилетантов, полузнаек, а значит, институты экономики окажутся не в состоянии удовлетворить потребности общества. Поэтому деятельность социального института рассматривается как функция, если она способствует сохранению стабильности и интеграции общества. Функции и дисфункции социальных институтов бывают явными, если они отчетливо выражены, всеми сознаются и вполне очевидны, либо латентными, если они скрыты и остаются неосознанными для участников социальной системы. Явные функции институтов являются ожидаемыми и необходимыми. Они формируются и декларируются в кодексах и закреплены в системе статусов и ролей. Латентные функции выступают непреднамеренным результатом деятельности институтов или лиц, представляющих их. Явные функции свидетельствуют о том, чего хотели добиться люди в рамках того или иного института, а латентное – о том, что из этого получилось. К явным функциям школы как института образования относятся: приобретение грамотности и аттестата зрелости, подготовка к вузу, обучение профессиональным ролям, усвоение базисных ценностей общества. Но у института, школы есть также и скрытые функции: приобретение определенного социального статуса, который позволит взобраться выпускнику на ступеньку выше неграмотного сверстника, завязывание прочных дружеских школьных связей, поддержка выпускников в момент их вступления на рынок труда. Не говоря уже о целом ряде таких латентных функций, как формирование взаимодействия классной комнаты, скрытого учебного плана и ученических субкультур. Явными, т.е. достаточно очевидными, функциями института высшего образования можно считать подготовку молодежи к освоению различных специальных ролей и усвоение господствующих в обществе ценностных стандартов, морали и идеологии, а неявными – закрепление социального неравенства между имеющими высшее образование и не имеющими такового.
В имеющейся научной литературе
имеют место различные точки
зрения относительно содержания функций
образования и их систематизации.
Некоторые исследователи берут
за основу результат влияния системы
образования на личность и поэтому
поводу называют такие их виды как
социализация личности, снабжение её
соответствующими знаниями и навыками
и многие другие. Так, например, Л.М.
Коган выделяет трансляцию знаний и
социального опыта от поколения
к поколению (трансляционная), ценностно
ориентировочную, гуманистическую (человекообразующая),
адаптационную. Другие же исследователи
своим взглядом охватывают роль образования
в структуре общества и потому
выделяют функции, направленные на реализацию
социальных программ в рамках общностей
и общества. П.О. Кенкманн выделяет такие
функции: социальную, профессиональную,
гуманистическую, идеологическую. В.Т.
Лисовский помимо оговорённых только
что выделяет ещё и моральную, направленную
на освоение норм морали, и политическую,
что состоит в воспитании политической
культуры, умения анализировать. Третья
когорта исследователей называет функции,
влияющие на экономику, социальную структуру,
духовную культуру и т.д. общества в целом.
В основном они выделяют экономическую,
которая ещё именуется профессионально-экономической
либо профессионально-
В целом основные функции
образования можно условно
При этом необходимо отметить,
что взаимодействие и переплетение
вышеназванных функций
2.1 Социально-культурные функции института образования
2.1.1 Гуманистическая (
Связь образования со всеми
сферами общественной жизни реализуется
непосредственно через
2.1.2 Социальный контроль.
Образование в конечном итоге
определяет позицию человека
в обществе, его возможности, цели,
достигаемые в обществе и
2.1.3 Трансляция и распространение
культуры в обществе. Она заключается
в том, что посредством
2.1.4 Воспроизводство социальных
типов культуры. Образование придает
знанию технологичность,
2.1.5 Инновация в сфере
культуры осуществляется через
образование избирательно. Общественная
система образования
2.1.6 Формирование и
2.1.7 Формирование у молодого
поколения установок,
2.1.8 Воспитательная функция
образования заключается в
2.1.9 Обучающая функция
образования заключается в