Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 15:14, курсовая работа
Образование – это обучение, просвещение; совокупность знаний, полученных специальным обучением. На представлении учения специализируется школьные, дошкольные и высшие, базовые и специальные учебные заведения, а также различные субъекты, влияющие на процесс развития и обучения личности. «Школа» — это греческое слово, означающее «времяпрепровождение», «досуг». И это не просто так: в системе образования молодой человек находится до четверти века под контролем педагогов, воспитателей в учебное и во внеучебное время.
Введение…………………………………………………………………………...2
1 Образование как социальный институт……………………………………….4
2 Функции института образования………………………………………………5
2.1 Социально-культурные функции института образования………………....8
2.2 Социально-экономические функции образования………………………...11
2.3 Функции образования в социально-политической сфере……….………...14
3 Роль функций образования в современном обществе ...….………………...15
Заключение……………………………………………………………………….18
Литература……………………………………………………………………….20
2.1.10 Выше описанные функции
образования являют собой
2.1.11 Гомогенизация общества
через организованную
2.2 Социально-экономические функции образования
2.2.1 Формирование профессионально-
Превышение образовательного
уровня над требованиями рабочего места
играет позитивную роль в производстве,
создает резерв творческого потенциала
личности, квалификационного и
2.2.2 Формирование потребительских
стандартов населения.
2.2.3 Привлечение экономических ресурсов. Как известно, самое выгодное вложение капитала - это вложение в образование.
2.2.4 Внутреннее распределение
экономических и иных ресурсов.
Обеспечиваются ресурсами
2.2.5 Социальная селекция
- одна из важнейших функций
института формального
В современном обществе поиск и воспитание талантливой молодежи возводится в ранг государственной политики в области образования.
Процесс селекции, отбора наиболее
способных к обучению учащихся осуществляется
современной школой как бы автоматически,
так как сама внутренняя микроструктура
образования как раз и имеет
своей главной задачей отбор
и дифференциацию молодежи не только
по способностям и талантам, но и
в соответствии с индивидуальными
интересами, возможностями, ценностными
ориентациями. После обязательного
восьмилетнего образования
С точки социологического
зрения чрезвычайно важны последствия
осуществляемого институтом образования
процесса селекции, так как его
конечным результатом является размещение
людей по различным позициям в
социальной структуре общества. Посредством
этого достигается
2.2.6 Профессиональная. Воспроизводство
тех социальных классов, групп
и слоев, принадлежность к
2.2.7 По мере того, как
в обществе все большее
2.2.8 Функция социального
и культурного изменения.
2.2.8 Обеспечение
2.3 Функции образования в социально-политической сфере
Формирование личности — один из жизненно важных интересов государства и групп, поэтому обязательным компонентом образования являются правовые нормы и политические ценности, отражающие политические интересы групп, которые диктуют направление развития в данном обществе и стремятся к контролю над школой.
Привитие образовательным
общностям приемлемых (разделяемых)
правовых и политических ценностей
и норм. Любой политический строй
начинает с того, что борется за
старую школу или создает новую.
В этом смысле формальное образование
обеспечивает поощрение законопослушного
правового и политического
Отдельно от такой условной классификации стоит функция замещения родителей, социальная поддержка учащихся на период пребывания их в стенах образовательного учреждения. В выполнении этой функции образование и особенно допрофессиональная школа воспроизводит культурные стереотипы и ролевую дифференциацию, присущие семье. Формирование образовательных общностей, связанных включенностью в образовательные процессы и ценностным отношением к образованию, и их воспроизводство, что состоят из таких основных элементов: руководители и организаторы образования, педагоги и учащиеся.
3 Роль функций
образования в современном
Основные тенденции в
развитии образования в современном
мире определяются коллективной волей
государств, подписавших Всеобщую декларацию
прав человека. Удовлетворение интересов
личности, как высшая гуманистическая
функция образования, положено и
в основание предложений
Можно предполагать, что
с развитием коммерческой структуры
в рамках образования гуманистическая
функция будет развиваться
В самых разных сферах деятельности
все чаще требуется не квалификация,
а компетентность, которую можно
рассматривать в виде своеобразной
суммы навыков, присущих индивидууму
и включающих в себя квалификацию
в строгом смысле этого слова,
социальные поведенческие характеристики
и способность работать в группе,
инициативность и готовность к риску,
способность принимать решения,
просчитывать их возможные последствия
и нести за них ответственность.
Посему ставится необходимым в профессиональной
функции имен такой аспект. Вузовской
системе сегодня необходимо "снабдить"
выпускника, кроме чисто профессиональных
знаний, навыков, умений ориентироваться
во все возрастающем потоке информации,
еще и способностью к общению,
умением работать в коллективе и
быть готовым к решению конфликтных
ситуаций, к постоянному обновлению
и пополнению знаний. При этом "снабжать"
преподаватели должны в условиях,
когда произошла кардинальная трансформация
основной преподавательской функции:
он перестал быть источником информации
и даже ее интерпретатором. Он сегодня
- своеобразный проводник. Запастись
знаниями и, используя методические
новации, спокойно транслировать их,
пополняя лишь время от времени, уже
невозможно, так как наблюдается
стремительный поток
Постепенно усиливается
влияние тех вузовских ученых
и преподавателей, которые считают
необходимым усилить
Заключение
Как резюме, можно заключить,
что образование в современном
мире, благодаря её функциям, играет
интегративную роль при формировании
социальных общностей, социальных институтов
общества, формировании взаимодействующей
личности. Образование является единственным
институтом общества, на котором строится
наибольшее количество взаимоотношений
между социальными общностями и
представителями их. Образование
является ведущим мотивом в каждой
деятельности. В капиталистическом
развитии общества значительную роль
играет предпринимательство и т.п.
Благодаря вложений в качественное
образование значительно
Функции института образования условно можно поделить на социально-культурные, социально-экономические, социально-правовые. При этом эти функции взаимообогащаются. Деление является всего лишь условным, так как существуют функции, не входящие ни в один из классов или причислить которые можно в несколько.
Роль этих функций заключается в том, что гуманистическая функция определяет развитие системы образования и воспитания на постсоветском пространстве; благодаря тому, что распространение информации стало значительным, требуется выпускать уже не узкопрофильных специалистов, а компетентных личностей, благодаря чему преобразуются социально-культурные функции образования и функция социального и культурного изменения, что предполагает уже гуманитаризацию процесса образования и более гибкую подготовку квалифицированных кадров учебных заведений. Нужно помнить о том, что образование является залогом всего...