Образование как социальный институт. Понятие, сущность и функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2014 в 17:02, контрольная работа

Описание работы

В настоящее время очень много дискуссий разворачивается вокруг института образования. Причину найти нетрудно: обучение является фундаментальным процессом в нашей жизни. Оно позволяет индивиду адаптироваться к окружающей действительности, используя опыт предшествующих поколений. Наши успехи и неудачи в борьбе с жизненными обстоятельствами помогают собрать информацию, которая служит нам руководством к решениям и действиям. Социологи понимают под обучением относительно постоянное изменение в человеческом поведении или способностях, являющееся следствием опыта. Поскольку обучение столь важно в социальной жизни, общество, как правило, не отдает его на волю случая. Общество может брать на себя задачу передавать определенные взгляды, знания и навыки своим членам путем формального обучения - того, что социологи называют образованием.

Файлы: 1 файл

Контрольная по кузнецовой.docx

— 32.68 Кб (Скачать файл)

 

 

Введение.

В настоящее время очень много дискуссий разворачивается вокруг института образования. Причину найти нетрудно: обучение является фундаментальным процессом в нашей жизни. Оно позволяет индивиду адаптироваться к окружающей действительности, используя опыт предшествующих поколений. Наши успехи и неудачи в борьбе с жизненными обстоятельствами помогают собрать информацию, которая служит нам руководством к решениям и действиям. Социологи понимают под обучением относительно постоянное изменение в человеческом поведении или способностях, являющееся следствием опыта. Поскольку обучение столь важно в социальной жизни, общество, как правило, не отдает его на волю случая. Общество может брать на себя задачу передавать определенные взгляды, знания и навыки своим членам путем формального обучения - того, что социологи называют образованием.

Образование - один из аспектов многостороннего процесса социализации, с помощью которого индивид приобретает модели поведения, необходимые ему для эффективного участия в жизни общества. Оно представляет собой процесс, в котором одни индивиды имеют статус учителя, а другие - ученика, исполняя соответствующие этим статусам роли.

Право на образование в настоящее время подтверждено национальными и международными правовыми актами, например, Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод и Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах, принятым ООН в 1966 году.

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Образование  как социальный институт. Понятие, сущность и функции.

Социальный институт - это организованная система связей и социальных норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества. Любой функциональный институт возникает и функционирует, выполняя ту или иную социальную потребность. Каждый социальный институт имеет как специфические особенности, так и общие признаки с другими институтами.

Признаками института образования являются:

1. установки и образцы  поведения - любовь к знаниям, посещаемость;

2. символические культурные  признаки - школьная эмблема, школьные  песни;

3. утилитарные культурные  черты - классы, библиотеки, стадионы;

4. кодекс устный и письменный - правила учащихся;

5. идеология - академическая  свобода, прогрессивное образование, равенство при обучении.

Образование - это социальный институт, выполняющий функции подготовки и включения индивида в различные сферы жизнедеятельности общества, приобщения его к культуре данного общества. В процессе нормального функционирования и развития общества исключительно важную роль играет социальный институт образования. Ведь все знания, навыки, материальные и духовные ценности, которые наши предки получали, необходимо передать новому поколению людей. Существенным компонентом процесса социализации индивидов выступает образование - обучение человека с целью передачи накопленных знаний и культурных ценностей.

Институт образования призван обеспечивать социальную стабильность и интеграцию общества, а его функционирование связано с удовлетворением двух типов взаимосвязанных фундаментальных потребностей общества - социализации его членов и подготовку их к различным социальным ролям, занятию определенных социальных позиций в обществе.

Наиболее важная задача, выполняемая институтом образования в современном обществе - подготовка индивидов к размещению их по определенным социальным позициям в социальной структуре общества, что является одним из важнейших функциональных требований любой социальной системы. Эта задача решается не общеобразовательной школой, а специальными учебными заведениями - училищами, техникумами, институтами, университетами и др.

Система образования как институт включает следующие компоненты:

* органы управления образованием  и подведомственные им учреждения  и организации;

* сеть образовательных  учреждений (школы, колледжи, гимназии, лицеи, университеты, академии и  т.д.), включая институты повышения  квалификации и подготовки преподавателей;

* творческие союзы, профессиональные  ассоциации, общества, научные и  методические советы и иные  объединения;

* учреждения инфраструктуры  науки и образования: проектные, производственные, клинические, медико-профилактические, фармацевтические, культурно-просветительские  предприятия, типографии и др.;

* образовательные программы  и государственные образовательные  стандарты разного уровня и  направленности;

* учебники и учебно-методические  пособия для преподавателей и  учащихся;

* периодические издания, включая журналы и ежегодники, отражающие самые последние достижения  научной мысли.

К функциям образования относят:

* передачу (трансляцию) знаний  от поколения к поколению и  распространение культуры;

* генерирование и хранение  культуры общества;

* социализация личности, особенно молодежи, и ее интеграция  в общество;

* определение статуса  личности;

* социальный отбор (селекция), дифференциация членов общества, в первую очередь молодежи, благодаря  чему обеспечивается воспроизводство  и изменение социальной структуры  общества, индивидуальная мобильность;

* обеспечение профессиональной  ориентации и профессионального  отбора молодежи;

* создание базы знаний  для последующего непрерывно  го образования (техникум, вузы, аспирантура/различные  курсы и т.д.)

* социокультурные инновации, разработки и создание новых  идей и теорий, открытий и изобретений;

* социальный контроль 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Школа как  социальный институт.

О школе как социальном  институте американский педагог Дж. Дьюи говорил, что «школа постепенно может создать такой тип общества, который нам хотелось бы видеть. Влияя на ум в этом направлении, мы постепенно изменили бы и взрослое общество».

Институт семьи представляет собой ту первую группу, куда сразу же после рождения попадает ребенок. Она же является и первой мастерской, где из родившейся особи лепится человеческая личность. Продолжить, дополнить этот процесс призвана школа.

Ребенок приходит в нее в семилетнем возрасте, а покидает уже во многом сформировавшейся личностью в 17-18 лет. Здесь он приобретает знания и умения, необходимые для дальнейшей жизни.

Школа – (от греч. schole) первоначально означала покой, отдых, досуг, приятное времяпровождение в свободное время. Вслед за этим прямым смыслом данным словом стали обозначать философские беседы с учениками, а далее – занятия общеразвивающего характера. Именно в последнем смысле это слово перешло в латинский и затем в новые европейские языки.

 В настоящее время  термин «школа» рассматривается  в энциклопедической литературе  с разных точек зрения:

1) как выучка, приобретенный  человеком опыт;

2) как направление в  науке, литературе, искусстве, технике, связанное единством основных  взглядов, общностью или преемственностью  принципов и методов.

Школа определяется как общественно-государственная система, призванная удовлетворять социальные запросы общества, государства, личности. Школа может рассматриваться и как культурно-образовательное пространство, в котором культивируется личностный и профессиональный рост педагогов, учащихся, их родителей как творческих личностей.

 Но чаще всего под  школой подразумевается учебное  заведение, общеобразовательное или  профессиональное учреждение, в  котором изучаются основы научных  знаний о человеке, природе, обществе  и художественной культуре.

Исходя из этого, цель школы как социального института – всесторонне подготовить человека к жизни в определенных общественных условиях, к осознанному выбору рода профессиональных занятий, к успешной самореализации  в конкретной сфере деятельности. Она содержится как на средства государства, так и частными лицами, благотворительными обществами.

По характеру реализуемых программ школа делится на:

*общеобразовательные

*профессиональные.

По уровню даваемого образования они бывают:

*начальными,

*неполными средними (основными),

*полными средними 

*высшими.

В зависимости от ориентации на религию школы делятся на:

*светские 

*конфессиональные

 От места нахождения  на:

*городские 

*сельские

 От изучаемого языка  и культуры на:

*русские, армянские, корейские и т.д.

Принципы государственной политики в сфере образования, на которые опирается современная школа, строя свою деятельность:

  1. гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, воспитания гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
  2. единство федерального культурного и образовательного пространства, защита и развитие национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;
  3. общедоступность образования, адаптивность его системы, образовательных программ к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников;
  4. светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;
  5. свобода и плюрализм в образовании;
  6. демократический, государственно-общественный характер управления образованием, автономность образовательных учреждений.

Школа относится к числу формальных организаций, осуществляющих социализацию подрастающего поколения. Она выступает таким ее агентом, при помощи которого общество осуществляет формальный надзор, заботу, попечение за детьми. Во всех странах школа выступает начальным звеном системы образования, которая включает также среднее специальное и высшее образование (университеты).

Школьное образование еще называют общим образованием. Оно позволяет вам овладеть элементарным уровнем научных знаний, необходимым для понимания основных явлений природы и общества, участия в общественной и трудовой деятельности. Общее образование - основа для получения профессионального (специального) образования. Важнейшие пути общего образования - обучение в общеобразовательных школах, средних профессиональных учебных заведениях.

Ее основная задача - заложить фундаментальные знания, которые служат предпосылкой для овладения любой, а не конкретной специальностью.

Выделяют три стадии в школьном образовании:

* начальная подготовка (1-й - 3-й классы), в результате которой  учащиеся приобретают устойчивые  навыки письма, счета и чтения;

* основное (базовое) образование (5-й - 9-й классы), дающее подготовку  и освоение разных типов мышления  по основным направлениям физико-математических, естественных и гуманитарных  наук;

* среднее образование (10-й- 11-й классы), позволяющее расширить  и углубить знания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Задачи и функции  школы.

Изменения, происходящие в России, процессы формирования гражданского общества и правового государства, переход к рыночной экономике, признание прав человека и его свобод высшей ценностью – определяют новые задачи для отечественной системы образования.

Школа, как основная и самая продолжительная ступень образования, становится ключевым моментом обеспечения нового качества образования, от чего зависит дальнейшая жизненная успешность и каждого человека, и общества в целом. В настоящее время российское образование должно работать на опережение, готовить человека к жизни в постоянно меняющихся условиях, способствовать развитию человеческого потенциала, решению наиболее значимых и острых социальных проблем. В связи с этим нужно говорить о принципиальном изменении роли и места образовательных систем в современном мире.

Основная функция школы как социального института - привить подросткам систематические знания в основных областях человеческой деятельности - физике, истории, литературе, географии, экономике и т.д., а также научить их практическим навыкам в каких-либо ремеслах. Более широкая задача, которую ставит перед собой школа, это гуманитарное воспитание личности человека.

Функции школы:

*культурно-образовательная;

*регулятивно-воспитательная;

*коммуникативная;

*организационно-управленческая;

*социально-интегративная;

*производственно-экономическая;

*общественно-политическая;

*охранно-защитная;

*превентивно-предупредительная.

Две последние добавились в новых условиях, они позволяют обеспечивать права всех участников образовательного процесса, оказывать им помощь в социально-культурной адаптации.

Школа как воспитательная организация обладает следующими качествами:

Информация о работе Образование как социальный институт. Понятие, сущность и функции