Образование как социальный институт. Понятие, сущность и функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2014 в 17:02, контрольная работа

Описание работы

В настоящее время очень много дискуссий разворачивается вокруг института образования. Причину найти нетрудно: обучение является фундаментальным процессом в нашей жизни. Оно позволяет индивиду адаптироваться к окружающей действительности, используя опыт предшествующих поколений. Наши успехи и неудачи в борьбе с жизненными обстоятельствами помогают собрать информацию, которая служит нам руководством к решениям и действиям. Социологи понимают под обучением относительно постоянное изменение в человеческом поведении или способностях, являющееся следствием опыта. Поскольку обучение столь важно в социальной жизни, общество, как правило, не отдает его на волю случая. Общество может брать на себя задачу передавать определенные взгляды, знания и навыки своим членам путем формального обучения - того, что социологи называют образованием.

Файлы: 1 файл

Контрольная по кузнецовой.docx

— 32.68 Кб (Скачать файл)
  • открытость, непринужденность общения;
  • понимание, небезучастное отношение к человеку;
  • гласность, равенство в межличностных отношениях;
  • ориентация на проблему;
  • сослагательность, а не категоричность.

Кроме того, современная общеобразовательная школа как институт воспитания является социально-психологической группой, влияние которой значимо в процессе свободного общения.

Таким образом, школа обеспечивает передачу социального опыта учащимся, создание благоприятных условий для их полноценной самореализации, ориентации их в мире ценностей, способствует сохранению традиций, преемственных связей, самовоспитанию,  формированию особой воспитательной среды.

В ситуации кризиса детства, социальной неустроенности большой части населения страны, нарастающего семейного неблагополучия значительно усиливаются социальные функции школы:

  • социально-адаптивная  и социально-стабилизирующая;
  • социально-преобразующая;
  • социально-защитная;
  • реабилитационная и ресоциализирующая;
  • инкультурационная.

Задачи основной общеобразовательной школы по обеспечению образовательной программы.

 Цель образования в  школе - выявление и развитие способностей  каждого ученика, формирование духовно  богатой, свободной, физически здоровой, творчески мыслящей личности, обладающей  прочными знаниями, способной адаптироваться  к условиям современной жизни. Она реализуется на основе  введения в учебно-воспитательный  процесс современных технологий  обучения, диагностики усвоения знаний и умений, создания условий для максимального раскрытия творческого потенциала учителя, перевода школы в режим развития. Дифференцированный, личностно ориентированный подход осуществляется в учебно-воспитательном процессе через создание оптимальных психолого-педагогических условий для развития и реализации индивидуальных способностей каждого школьника.

Исходя из поставленной цели, выдвигаются следующие задачи:

1. Формирование физически  здоровой личности: предупреждение  перегрузки учащихся в учебном  процессе; оптимальная организация  учебного дня и недели с  учетом санитарно-гигиенических  норм и возрастных особенностей  детей; привлечение учащихся к  занятиям в спортивных секциях, создание групп здоровья для  ослабленных детей.

2. Развитие творческих  способностей учащихся: выявление  уровня развития творческих способностей  детей с целью совершенствования  программ по предметам; создание  творческой атмосферы в школе  путем организации кружков, факультативов  по предметам, проведения предметных  олимпиад, недель; привлечение учащихся  к творческим конкурсам вне  школы.

З. Формирование творчески работающего коллектива учителей: обеспечение оптимальной нагрузки учителей; совершенствование работы методических объединений, организация освоения современных образовательных технологий и диагностики качества обучения; организация публикаций творческих работ учителей; проведение семинаров по обмену опытом; стимулирование творческих поисков учителей.

4. Организация учебно-воспитательного  процесса: совершенствование учебного  плана и учебных программ; разработка  оптимального сочетания базового  и дополнительного образования  в среднем звене; развитие взаимодействия  учебных дисциплин на основе  межпредметных связей; совершенствование дифференцированного обучения; изучение и внедрение в практику новых технологий обучения.

5. Воспитательная работа: создание системы воспитательной  работы с целью формирования  сплоченного коллектива; формирование  органов ученического самоуправления; совершенствование системы работы  классных руководителей; формирование  и закрепление традиций школы; усиление воспитательного потенциала  уроков.

6. Совершенствование системы  управления школой: укрепление связей  между всеми управляющими звеньями; создание банка информации, на  основе которого можно точно  анализировать и корректировать  образовательную ситуацию в школе, распределение функциональных обязанностей  работников школы.

Таким образом, современная школа призвана осуществлять социально и личностно ориентированное обучение и воспитание. Школа как социальный институт способствует усвоению подрастающим поколениям устойчивого комплекса правил, принципов, норм, установок, позволяющих им вписаться в определенную систему социальных отношений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Изучив предложенную мне тему, можно сделать выводы о том, что от уровня образования напрямую зависит качество подготовки трудовых ресурсов, а следовательно и состояние экономики в целом.

Качественное образование выгодно не только для отдельного человека, но и для общества в целом. Благодаря ему, индивид может надеяться сделать неплохую карьеру в бизнесе, на политическом или культурном поприще. Благодаря системе образования страна получает высококвалифицированных работников. А это означает рост производительности труда, внедрение новых технологий, выход на передовые рубежи в социальном развитии.

Образование должно иметь абсолютный приоритет в бюджетах всех государств. В развивающихся странах расходы на образование ниже в десятки раз, причем разрыв с каждым годом возрастает. За счет образования развитые страны получают до 40% прироста валового национального продукта. По существу, и это уже признано экспертами, инвестиции в развитие образования представляют собой вложения средств в наиболее окупаемую сферу.

Наиболее выгодный объект для капиталовложений, по мнению специалистов, - система образования для молодежи. Причем больше для молодых женщин, нежели для мужчин. Дело в том, что даже если женщины останутся домохозяйками и никогда не выйдут на рынок труда, именно матери, а не отцы играют решающую роль в воспитании детей, а это - фундамент будущего процветания страны.

 

 

 

Список использованной литературы:

1. Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Нечипуренко В.Н., Попов А.В. Социология: Учебник- Изд. 2-е, испр. и доп.- М.: Гардарики, 2003.-512с.

2.Кравченко А. Социология: Общий курс: Учебное пособие для вузов. - М.: ПЕРСЭ; Логос, 2002.-640 с.

3.Токарева Е.М. Социология: Конспект лекций. - М.: МИЭМП, 2005. - 70 с.;

4. Фролов С.С. Социология. Учебник для высших учебных заведений. М.: Наука, 2001. - 384с.;

5. Андреев Ю.П., Коржевская Н.М., Костина Н.Б. Социальные институты: содержание, функции, контроль. — Свердловск, 1989.

6. Дюркгейм Э. Социология образования. — М., 1996.

7. Ягодкин В.Н. Педагогические кадры школы и совершенствование воспитания учащихся. — М., 1979

8. Малькова З.А. Педагогическая система будущего: школьные реформы в высокоразвитых странах// Советская педагогика. — 1990.

 

 

 

 

 


Информация о работе Образование как социальный институт. Понятие, сущность и функции