Образование в Советском Союзе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 20:41, доклад

Описание работы

Граждане СССР имеют право на образование. Это право обеспечивается бесплатностью всех видов образования, осуществлением всеобщего обязательного среднего образования молодежи, широким развитием профессионально-технического, среднего специального и высшего образования на основе связи обучения с жизнью, с производством: развитием заочного и вечернего образования; предоставлением государственных стипендий и льгот учащимся и студентам; бесплатной выдачей школьных учебников; возможностью обучения в школе на родном языке; созданием условий для самообразования

Содержание работы

1 История
1.1 1920-е годы
1.2 1930-е годы
1.3 1940-е годы
1.4 1950-е годы
2 1960-е годы
3 1970-е годы
4 1980-е годы
5 См. также
6 Примечания
7 Ссылки

Файлы: 1 файл

Образование в СССР.docx

— 306.34 Кб (Скачать файл)

Образование в  СССР

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 23 мая 2012; проверки требуют 19 правок.

Перейти к: навигация, поиск

Система народного  образования в СССР — система образования, начавшая складываться в советское время (Советская Россия, СССР).

Право граждан СССР на бесплатное образование всех уровней, от начального до высшего, было закреплено в Конституции СССР[1] статья 45 которой гласила:

Граждане СССР имеют право  на образование. Это право обеспечивается бесплатностью всех видов образования, осуществлением всеобщего обязательного  среднего образования молодежи, широким  развитием профессионально-технического, среднего специального и высшего  образования на основе связи обучения с жизнью, с производством: развитием  заочного и вечернего образования; предоставлением государственных  стипендий и льгот учащимся и  студентам; бесплатной выдачей школьных учебников; возможностью обучения в  школе на родном языке; созданием  условий для самообразования

— Конституция СССР (1977) // Викитека

В 1973 году в СССР расходы  из госбюджета (без капитальных вложений) на высшие учебные заведения составили 2,97 млрд рублей, на техникумы, училища  и школы по подготовке кадров средней  квалификации — 1,79 млрд рублей, на профессионально-техническое  образование — 2,09 млрд рублей.[1]

На 1975 год в СССР действовали 856 вузов (в том числе 65 университетов), в которых обучались более 4,9 млн  студентов.[1] По числу студентов на 10 тыс. человек населения СССР значительно превосходил такие страны, как Великобритания, Федеративная Республика Германия, Франция, Япония и другие.[1]

По данным на 1 января 1976 года, в СССР насчитывалось 6272 профессионально-технических  учебных заведения, в которых  обучалось 3,08 млн учащихся.[1]

На начало 1975/1976 учебного года в СССР действовали 167 тыс. общеобразовательных  школ, в которых обучались 48,8 млн  человек.[1] По данным на 1975 год, подготовка учителей и воспитателей проводилась в 65 университетах, 200 педагогических институтах и 404 педагогических училищах.[1]

Образование в Советском  Союзе было тесно связано с  воспитанием и формированием  качеств личности. Советская школа, призвана была не только решать общеобразовательные  задачи, обучая учащихся знанием законов  развития природы, общества и мышления, трудовыми навыками и умениями, но и формировать на этой основе коммунистические взгляды и убеждения учащихся, воспитывать учащихся в духе высокой  нравственности, советского патриотизма  и социалистического интернационализма[1].

Содержание

  • 1 История
    • 1.1 1920-е годы
    • 1.2 1930-е годы
    • 1.3 1940-е годы
    • 1.4 1950-е годы
  • 2 1960-е годы
  • 3 1970-е годы
  • 4 1980-е годы
  • 5 См. также
  • 6 Примечания
  • 7 Ссылки

История

Плакат Елизаветы Кругликовой (1923).

Плакат 1918 г.

Основные принципы образования  в Советском Союзе были сформулированы еще в 1903 году в Программе РСДРП, озвученной на II съезде РСДРСП: всеобщее бесплатное обязательное образование детей обоего пола до 16 лет; ликвидация сословных школ и ограничений в образовании по национальным признакам; отделение школы от церкви; обучение на родном языке и др.

С момента создания советского государства вопросам образования уделялось приоритетное внимание. 9 ноября 1917 г. (на следующий день после проведения 2-го Всероссийского съезда Советов 26 октября (8 ноября) 1917) совместным Декретом ВЦИК и СНК была учреждена Государственная комиссия по просвещению, на которую возлагалась задача руководить всей системой народного образования и культуры.

В октябре 1918 года введено  положение "О единой трудовой школе  РСФСР" которое вводило бесплатное и совместное обучение детей школьного  возраста.[2] 26 декабря 1919 был подписан декрет о том, что всё население страны в возрасте от 8 до 50 лет, не умевшее читать или писать, обязывалось обучаться грамоте на родном или русском языке — по желанию.[3]

Серьезной проблемой была неграмотность значительной части  населения, особенно крестьянства, при  этом в Европе, эта проблема была решена ещё в XIX веке. Советское руководство считало достижение всеобщей грамотности одной из приоритетных задач. Как говорил Владимир Ленин - «нам нужно громадное повышение культуры. надо добиться, чтобы уменье читать и писать служило к повышению культуры, чтобы крестьянин получил возможность применять это уменье читать и писать к улучшению своего хозяйства и своего государства».[4]

Всего к 1920 году удалось обучить  грамоте 3 млн. человек[5]. Перепись 1920 года на территории Советской России зафиксировала умение читать у 41,7% населения в возрасте от 8 лет и старше.[6] При этом эта перепись не была всеобщей и не охватила такие территории страны как Белоруссия, Волынская, Подольская губернии, Крым, Закавказье, горные районы Северного Кавказа, часть Туркестана и Киргизии, Дальний Восток, а также некоторые местности Европейской России и Украины, Хиву и Бухару.[7]

На основе декретов СНК РСФСР, принятых в 1918—19 годах система образования была коренным образом изменилась: существование частных школ было запрещено; введено бесплатное обучение, совместное обучение детей обоего пола; школа отделялась от церкви, а церковь — от государства; запрещалось преподавание в учебных заведениях какого бы то ни было вероучения и исполнение обрядов религиозного культа; отменялись физические наказания детей; все национальности получили право обучения на родном языке; положено начало созданию системы общественного дошкольного воспитания; выработаны и введены в действие новые правила приёма в вузы.

Современные исследователи  отмечают: "Коммунистическая атака  на систему распределения научных  статусов началась в 1918 г. Дело заключалось  не столько в «перевоспитании  буржуазной профессуры», сколько в  установлении равного доступа к  образованию и уничтожении сословных  привилегий, к числу которых относилась и привилегия быть образованным"[8].

1920-е годы

См. также: Ликбез

19 июня 1920 года Совнарком РСФСР образовал Всероссийскую чрезвычайную комиссию по ликвидации безграмотности. Шло активное создание создания государственной системы образования для взрослых представленой "ликпунктами" и школами ликвидации неграмотности (для людей 16-50 лет).[9].

В области начального образования главной проблемой в 1920-е годы оставалась ликвидация неграмотности. В 1923 году декретом Народного комиссариата просвещения было создано Общество «Долой неграмотность»[1]. Свыше 1,2 млн человек объединяли городские шефские организации, призванные помогать деревне в подъеме культуры. В целях ускорения ликбеза пришлось усилить нагрузку на пригодные школьные помещения: при том, что к 1924 году численность учащихся (при абсолютном сокращении населения) удалось довести почти до уровня 1914 года (98%), количество школ составило лишь 83% от предвоенного уровня[10]. Основной приток учащейся массы в этот период составляли беспризорники, численность которых достигала в эти годы 7 млн. человек[11]. В 1925-28 гг. по мере обеспечения доступности обучения для всех детей школьного возраста всеобщее обязательное начальное обучение вводилось распоряжениями местных советских органов. Так законы о всеобщем обучени были приняты: в 1924 в УССР; в 1926 в БССР; а так же в ЗСФСР и в некоторых республиках Ср. Азии в конце 1920-х гг. [12] Но только после ликвидации беспризорности как массового явления (к 1928 — уже только 300 тыс.), к сентябрю 1930 года появились основания констатировать, что всеобщее начальное обучение детей введено фактически.[10]

Советские школы перестраивается  в соответствии с «Положениями про  единую трудовую политехническую школу». В истории образования СССР 1920-е  годы характеризуются как годы поиска смелых и оригинальных решений. В  школах широко вводится комплексное  обучение, лабораторно-бригадный метод, метод проектов. В школах преподаются  языки большинства населения  республик. В 1920-х годах среднее образование в СССР имело продолжительность семь лет. Следующим этапом было профессиональное образование, которое включало профессиональные школы, техникумы и институты. [13][14] Фактически советская школьшая система оформилась к 1922 году: начальная школа (4 года обучения), основная семилетняя общеобразовательная школа и старшая ступень общеобразовательной школы (всего 9-10 лет учебы).[15]

Большой ущерб системе  народного образования и распространению  грамотности был нанесен первой мировой и гражданской войнами. Так же большое количество образовательных  учреждений было потерянно вместе с  рядом территорий с наиболее высоким  уровнем грамотности и образованности населения (Польша, Финляндия, Прибалтика). Из-за постоянной нехватки средств  к 1922/23 учебному году количество школ сократилось  до 88 588 а количество учащихся сократилось  до 7 322 062.[16] Только к 1926 году количество школ возросло до 111 046 а количество учащихся до 10 219 529).[16] Ситуация усугублялась голодом и разрухой во многих сферах экономики, полноценное финансирование системы просвещения удалось восстановить только к 1924 году, после этого расходы на образование стабильно росли[5][17].

Год

Расходы на просвещение (в руб.)

Процент от бюджета

1925-26

520 000

12,36%

1926-27

691 000

11,96%

1927-28

895 000

12,42%

1928-29

1 123 000

12,78%

1929-30

1 781 000

13,37%


Изменение численности начальных  школ и учеников, обучающихся в  них, в 20-х годах[18]:

 

Число нач. школ

Число учеников

1914-151

104,610

7,235,988

1920-21

114,235

9,211,351

1921-22

99,396

7,918,751

1922-23

87,559

6,808,157

1923-24

87,258

7,075,810

1924-25

91,086

8,429,490

1925-26

101,193

9,487,110

1926-27

108,424

9,903,439


 

1. В границах до 17.09.1939[19]


 
В целом, в этот период значительно  увеличилось количество учащихся и  учителей.

Количество учителей увеличилось  с 222 974 в 1922/23 гг. до 394 848 в в 1929/30 гг. Количество учащихся во всех школах СССР увеличилось  с 7 322 062 в 1922/23 гг. до 13 515 688 в 1929/30 гг. [16] Из них:

  • в начальных школах с 5 993 379 в 1922/23 гг. до 9 845 266 в 1929/30 гг.
  • в неполных средних школах с 736 854 в 1922/23 гг. до 2 424 678 в 1929/30 гг.
  • в средних школах увеличилось с 591 645 в 1922/23 гг. до 1 117 824 в 1929/30 гг.

Количество студентов  высших учебных заведений по сравнению  с предвоенным 1914 годом выросло  от 127 000 (включая Польшу)[20] до 169 000 в 1927/28 гг. В 1930 г. в СССР было 272 000 студентов.[20] Количествовысших учебных заведений увеличилось с 91 в 1914 г. до 148 в 1927/28 г.[19]. (в 1930 г. 272 000)

Кроме того, несмотря на то, что научный потенциал страны был серьезно подорван во время социальных потрясений, с 1920-х годов он стал восстанавливаться. Заметно увеличилась  численность научных работников. К 1927 году их насчитывалось 25 тысяч, то есть в два раза больше, чем до революции[21]. В 1929 году в СССР уже работало 1 263 научных учреждения (в т. ч. 438 НИИ и их филиалов).[22]

Развивались также национальные школы. Правительство всячески стремилось оказать им помощь. На них распространялись все законы и распоряжения издаваемые центральными органами власти РСФСР и СССР по Единой трудовой школе. Отдел национальных школ Наркомпроса РСФСР помогал создать учебники и организовывал подготовку учителей, а секции и подотделы местных отделов народного образования осуществляли необходимую помощь школами. 
В течение 10-15 лет после октябрьской революции на родных языках была создана письменность для десятков ранее бесписчих народов (абазинцы, лакцы, ногайцы, балкарцы, тувинцы, адыгейцы и др.). Дети десятков национальностей впервые в истории получили учебники и учебные пособия на родном языке. В декабре 1922 года было создано специализированное восточное издательство, которое выпускало учебники на татарском, чувашском, киргизском, адыгейском и других языках. В 1924 году массовыми тиражами были изданы учебники для мордовских, марийских, татарских и чувашских школ. Кроме того, правительство РСФСР осуществляло мероприятия, направленные на развитие сети школ в ранее отсталых национальных районах и привлечение в них детей коренных национальностей. При этом обеспечивался дифференцированный подход к определению сети и типов школ, в зависимости от экономических, этнографических и географических условий тех или иных территорий. Для детей кочевых народов, для детей животноводов горных районов Кавказа организовывались школы с интернатами при них или велось обучение детей в районах кочевий. В городах создавались школы-коммуны с интернатами.

1930-е годы

Войны и революции 1914–22 годов  сопровождались потерями населения, включая  учёных и работников различного уровня квалификации, по ряду важнейших причин: физическая гибель, естественное старение, эмиграция[23], а также отторжение от бывшей Российской империи наиболее промышленно и культурно развитых её территорий (Польша, Финляндия, Прибалтика), характеризовавшихся более высокими показателями образованности населения. В отдельных секторах хозяйства оценки потерь в 1918-1925гг доходят до 70–90% кадров, относимых к наиболее квалифицированным (включая в это число образованных представителей «эксплуататорских классов»: хозяев предприятий, членов советов директоров, их консультантов и пр.)[24]

Информация о работе Образование в Советском Союзе