Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 20:41, доклад
Граждане СССР имеют право на образование. Это право обеспечивается бесплатностью всех видов образования, осуществлением всеобщего обязательного среднего образования молодежи, широким развитием профессионально-технического, среднего специального и высшего образования на основе связи обучения с жизнью, с производством: развитием заочного и вечернего образования; предоставлением государственных стипендий и льгот учащимся и студентам; бесплатной выдачей школьных учебников; возможностью обучения в школе на родном языке; созданием условий для самообразования
1 История
1.1 1920-е годы
1.2 1930-е годы
1.3 1940-е годы
1.4 1950-е годы
2 1960-е годы
3 1970-е годы
4 1980-е годы
5 См. также
6 Примечания
7 Ссылки
Образование в СССР
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 23 мая 2012; проверки требуют 19 правок.
Перейти к: навигация, поиск
Система народного образования в СССР — система образования, начавшая складываться в советское время (Советская Россия, СССР).
Право граждан СССР на бесплатное образование всех уровней, от начального до высшего, было закреплено в Конституции СССР[1] статья 45 которой гласила:
Граждане СССР имеют право
на образование. Это право обеспечивается
бесплатностью всех видов образования,
осуществлением всеобщего обязательного
среднего образования молодежи, широким
развитием профессионально-
— Конституция СССР (1977) // Викитека
В 1973 году в СССР расходы из госбюджета (без капитальных вложений) на высшие учебные заведения составили 2,97 млрд рублей, на техникумы, училища и школы по подготовке кадров средней квалификации — 1,79 млрд рублей, на профессионально-техническое образование — 2,09 млрд рублей.[1]
На 1975 год в СССР действовали 856 вузов (в том числе 65 университетов), в которых обучались более 4,9 млн студентов.[1] По числу студентов на 10 тыс. человек населения СССР значительно превосходил такие страны, как Великобритания, Федеративная Республика Германия, Франция, Япония и другие.[1]
По данным на 1 января 1976 года, в СССР насчитывалось 6272 профессионально-технических учебных заведения, в которых обучалось 3,08 млн учащихся.[1]
На начало 1975/1976 учебного года в СССР действовали 167 тыс. общеобразовательных школ, в которых обучались 48,8 млн человек.[1] По данным на 1975 год, подготовка учителей и воспитателей проводилась в 65 университетах, 200 педагогических институтах и 404 педагогических училищах.[1]
Образование в Советском
Союзе было тесно связано с
воспитанием и формированием
качеств личности. Советская школа,
призвана была не только решать общеобразовательные
задачи, обучая учащихся знанием законов
развития природы, общества и мышления,
трудовыми навыками и умениями, но
и формировать на этой основе коммунистические
взгляды и убеждения учащихся,
воспитывать учащихся в духе высокой
нравственности, советского патриотизма
и социалистического
Содержание
|
История
Плакат Елизаветы Кругликовой (1923).
Плакат 1918 г.
Основные принципы образования в Советском Союзе были сформулированы еще в 1903 году в Программе РСДРП, озвученной на II съезде РСДРСП: всеобщее бесплатное обязательное образование детей обоего пола до 16 лет; ликвидация сословных школ и ограничений в образовании по национальным признакам; отделение школы от церкви; обучение на родном языке и др.
С момента создания советского государства вопросам образования уделялось приоритетное внимание. 9 ноября 1917 г. (на следующий день после проведения 2-го Всероссийского съезда Советов 26 октября (8 ноября) 1917) совместным Декретом ВЦИК и СНК была учреждена Государственная комиссия по просвещению, на которую возлагалась задача руководить всей системой народного образования и культуры.
В октябре 1918 года введено положение "О единой трудовой школе РСФСР" которое вводило бесплатное и совместное обучение детей школьного возраста.[2] 26 декабря 1919 был подписан декрет о том, что всё население страны в возрасте от 8 до 50 лет, не умевшее читать или писать, обязывалось обучаться грамоте на родном или русском языке — по желанию.[3]
Серьезной проблемой была неграмотность значительной части населения, особенно крестьянства, при этом в Европе, эта проблема была решена ещё в XIX веке. Советское руководство считало достижение всеобщей грамотности одной из приоритетных задач. Как говорил Владимир Ленин - «нам нужно громадное повышение культуры. надо добиться, чтобы уменье читать и писать служило к повышению культуры, чтобы крестьянин получил возможность применять это уменье читать и писать к улучшению своего хозяйства и своего государства».[4]
Всего к 1920 году удалось обучить грамоте 3 млн. человек[5]. Перепись 1920 года на территории Советской России зафиксировала умение читать у 41,7% населения в возрасте от 8 лет и старше.[6] При этом эта перепись не была всеобщей и не охватила такие территории страны как Белоруссия, Волынская, Подольская губернии, Крым, Закавказье, горные районы Северного Кавказа, часть Туркестана и Киргизии, Дальний Восток, а также некоторые местности Европейской России и Украины, Хиву и Бухару.[7]
На основе декретов СНК РСФСР, принятых в 1918—19 годах система образования была коренным образом изменилась: существование частных школ было запрещено; введено бесплатное обучение, совместное обучение детей обоего пола; школа отделялась от церкви, а церковь — от государства; запрещалось преподавание в учебных заведениях какого бы то ни было вероучения и исполнение обрядов религиозного культа; отменялись физические наказания детей; все национальности получили право обучения на родном языке; положено начало созданию системы общественного дошкольного воспитания; выработаны и введены в действие новые правила приёма в вузы.
Современные исследователи
отмечают: "Коммунистическая атака
на систему распределения научных
статусов началась в 1918 г. Дело заключалось
не столько в «перевоспитании
буржуазной профессуры», сколько в
установлении равного доступа к
образованию и уничтожении
1920-е годы
См. также: Ликбез
19 июня 1920 года Совнарком РСФСР образовал Всероссийскую чрезвычайную комиссию по ликвидации безграмотности. Шло активное создание создания государственной системы образования для взрослых представленой "ликпунктами" и школами ликвидации неграмотности (для людей 16-50 лет).[9].
В области начального образования главной проблемой в 1920-е годы оставалась ликвидация неграмотности. В 1923 году декретом Народного комиссариата просвещения было создано Общество «Долой неграмотность»[1]. Свыше 1,2 млн человек объединяли городские шефские организации, призванные помогать деревне в подъеме культуры. В целях ускорения ликбеза пришлось усилить нагрузку на пригодные школьные помещения: при том, что к 1924 году численность учащихся (при абсолютном сокращении населения) удалось довести почти до уровня 1914 года (98%), количество школ составило лишь 83% от предвоенного уровня[10]. Основной приток учащейся массы в этот период составляли беспризорники, численность которых достигала в эти годы 7 млн. человек[11]. В 1925-28 гг. по мере обеспечения доступности обучения для всех детей школьного возраста всеобщее обязательное начальное обучение вводилось распоряжениями местных советских органов. Так законы о всеобщем обучени были приняты: в 1924 в УССР; в 1926 в БССР; а так же в ЗСФСР и в некоторых республиках Ср. Азии в конце 1920-х гг. [12] Но только после ликвидации беспризорности как массового явления (к 1928 — уже только 300 тыс.), к сентябрю 1930 года появились основания констатировать, что всеобщее начальное обучение детей введено фактически.[10]
Советские школы перестраивается в соответствии с «Положениями про единую трудовую политехническую школу». В истории образования СССР 1920-е годы характеризуются как годы поиска смелых и оригинальных решений. В школах широко вводится комплексное обучение, лабораторно-бригадный метод, метод проектов. В школах преподаются языки большинства населения республик. В 1920-х годах среднее образование в СССР имело продолжительность семь лет. Следующим этапом было профессиональное образование, которое включало профессиональные школы, техникумы и институты. [13][14] Фактически советская школьшая система оформилась к 1922 году: начальная школа (4 года обучения), основная семилетняя общеобразовательная школа и старшая ступень общеобразовательной школы (всего 9-10 лет учебы).[15]
Большой ущерб системе
народного образования и
Год |
Расходы на просвещение (в руб.) |
Процент от бюджета |
1925-26 |
520 000 |
12,36% |
1926-27 |
691 000 |
11,96% |
1927-28 |
895 000 |
12,42% |
1928-29 |
1 123 000 |
12,78% |
1929-30 |
1 781 000 |
13,37% |
Изменение численности начальных школ и учеников, обучающихся в них, в 20-х годах[18]:
Число нач. школ |
Число учеников | |
1914-151 |
104,610 |
7,235,988 |
1920-21 |
114,235 |
9,211,351 |
1921-22 |
99,396 |
7,918,751 |
1922-23 |
87,559 |
6,808,157 |
1923-24 |
87,258 |
7,075,810 |
1924-25 |
91,086 |
8,429,490 |
1925-26 |
101,193 |
9,487,110 |
1926-27 |
108,424 |
9,903,439 |
1. В границах до 17.09.1939[19] |
В целом, в этот период значительно
увеличилось количество учащихся и
учителей.
Количество учителей увеличилось с 222 974 в 1922/23 гг. до 394 848 в в 1929/30 гг. Количество учащихся во всех школах СССР увеличилось с 7 322 062 в 1922/23 гг. до 13 515 688 в 1929/30 гг. [16] Из них:
Количество студентов высших учебных заведений по сравнению с предвоенным 1914 годом выросло от 127 000 (включая Польшу)[20] до 169 000 в 1927/28 гг. В 1930 г. в СССР было 272 000 студентов.[20] Количествовысших учебных заведений увеличилось с 91 в 1914 г. до 148 в 1927/28 г.[19]. (в 1930 г. 272 000)
Кроме того, несмотря на то,
что научный потенциал страны
был серьезно подорван во время социальных
потрясений, с 1920-х годов он стал
восстанавливаться. Заметно увеличилась
численность научных
Развивались также национальные
школы. Правительство всячески стремилось
оказать им помощь. На них распространялись
все законы и распоряжения издаваемые
центральными органами власти РСФСР и
СССР по Единой трудовой школе. Отдел национальных
школ Наркомпроса
РСФСР помогал создать учебники и
организовывал подготовку учителей, а
секции и подотделы местных отделов народного
образования осуществляли необходимую
помощь школами.
В течение 10-15 лет после октябрьской революции
на родных языках была создана письменность
для десятков ранее бесписчих народов
(абазинцы, лакцы, ногайцы, балкарцы, тувинцы, адыгейцы и др.). Дети десятков национальностей
впервые в истории получили учебники и
учебные пособия на родном языке. В декабре
1922 года было создано специализированное
восточное издательство, которое выпускало
учебники на татарском, чувашском, киргизском,
адыгейском и других языках. В 1924 году
массовыми тиражами были изданы учебники
для мордовских, марийских, татарских
и чувашских школ. Кроме того, правительство
РСФСР осуществляло мероприятия, направленные
на развитие сети школ в ранее отсталых
национальных районах и привлечение в
них детей коренных национальностей. При
этом обеспечивался дифференцированный
подход к определению сети и типов школ,
в зависимости от экономических, этнографических
и географических условий тех или иных
территорий. Для детей кочевых народов,
для детей животноводов горных районов
Кавказа организовывались школы с интернатами
при них или велось обучение детей в районах
кочевий. В городах создавались школы-коммуны
с интернатами.
1930-е годы
Войны и революции 1914–22 годов сопровождались потерями населения, включая учёных и работников различного уровня квалификации, по ряду важнейших причин: физическая гибель, естественное старение, эмиграция[23], а также отторжение от бывшей Российской империи наиболее промышленно и культурно развитых её территорий (Польша, Финляндия, Прибалтика), характеризовавшихся более высокими показателями образованности населения. В отдельных секторах хозяйства оценки потерь в 1918-1925гг доходят до 70–90% кадров, относимых к наиболее квалифицированным (включая в это число образованных представителей «эксплуататорских классов»: хозяев предприятий, членов советов директоров, их консультантов и пр.)[24]