Образование в Советском Союзе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 20:41, доклад

Описание работы

Граждане СССР имеют право на образование. Это право обеспечивается бесплатностью всех видов образования, осуществлением всеобщего обязательного среднего образования молодежи, широким развитием профессионально-технического, среднего специального и высшего образования на основе связи обучения с жизнью, с производством: развитием заочного и вечернего образования; предоставлением государственных стипендий и льгот учащимся и студентам; бесплатной выдачей школьных учебников; возможностью обучения в школе на родном языке; созданием условий для самообразования

Содержание работы

1 История
1.1 1920-е годы
1.2 1930-е годы
1.3 1940-е годы
1.4 1950-е годы
2 1960-е годы
3 1970-е годы
4 1980-е годы
5 См. также
6 Примечания
7 Ссылки

Файлы: 1 файл

Образование в СССР.docx

— 306.34 Кб (Скачать файл)

По указанию И. Сталина была предпринята глубокая перестройка всей системы гуманитарных наук. В 1934 году было возобновлено преподавание истории в средней и высшей школе.

В 1930 году состоялся первый выпуск Всесоюзной промышленной академии в Москве.[25]

В 1932 году в СССР были введены  единые десятилетние трудовые школы[13][14].

В 1934 на XVII съезде ВКП(б) была принята резолюция о втором пятилетнем плане развития народного хозяйства СССР (1933--1937 гг.) в котором в частности была поставлена задача о всеобщем образовании в объеме семилетки, в первую очередь в деревне, поскольку в городе эта задача была в основном уже решена в ходе первой пятилетки. В плане 2-й пятилетки были установлены следующие показатели: рост количества учащихся (в низших и средних школах, рабфаках, ФЗУ, техникумах, вузах и втузах) до 36 млн. против 24,2 млн. человек в 1932 г., или до 197 человек на тысячу человек населения против 147 человек, не считая дошкольного образования, охватывавшего уже в 1932 г. 5,2 млн. человек; увеличение сети массовых библиотек до 25 тыс. против 15 тыс. в 1932 г.[26]

В 1933-37 гг было осуществлено обязательное 7-летнее обучение в городах  и рабочих поселках.[2] Уже в 1938/1939 учебном году в СССР 97,3 % детей окончившие начальные классы, перешли учиться в среднюю школу.[27]

Согласно плану третьей пятилетки планировалось также введение всеобщего среднего образования в сельской местности, однако оно не было осуществлено в связи с началом Великой Отечественной войны. И 7-летнее всеобщее обучение в СССР было осуществлено только в 1950-56 гг. [2]

Всего за этот период количество учащихся в СССР во всех школах увеличилось  с 13 515 688 в 1929/30 гг. до 31 517 375 в 1938/39 гг.[16] Из них:

  • в начальных школах с 9 845 266 в 1929/30 до 10 646 115 в 1938/39 гг.
  • в неполных средних школах с 2 424 678 в 1929/30 гг. до 11 712 024 в 1938/39 гг.
  • в средних школах с 1 117 824 в 1929/30 гг. до 9 028 156 в 1938/39 гг.

Количество учителей увеличилось  с 384 848 в 1929/30 гг. до 1 027 164 в 1938/39 гг.

Коллличество высших учебных  заведений в 1932/33 г. соттавило - 832, в  которых обучалось 504 000 студентов.[19]

В целом, были достигнуты значительные успехи в народном образовании. Так, количество учащихся в СССР за 20 лет  после октябрьской революции  в 1937 году по сравнение с предвоенным 1914 годом увеличилось в 3,5 раз (в  средних школах в 20,2 раз), а количество высших учебных заведений выросло  в 7,7 раз [28].

К концу 30-х годов удалось  также достичь значительных успехов  в борьбе с неграмотностью: согласно переписи 1939 года процент грамотного населения составлял 87,4%, значительно  уменьшился разрыв в грамотности  сельского и городского населения. Всего за 16 лет (с 1923 по 1939 гг.) в СССР обучалось более 50 млн. неграмотных  и около 40 млн. малограмотных людей  разных возрастов.[3]. Среди новобранцев проблема грамотности уже не стояла. А доля призывников имеющих высшее и среднее образование в 1939-1940 гг. составляла треть от общего числа призванных.[27].

Статистика изменения  процента грамотного населения:

   

1917[29]

1920[30]

1926

1937[31]

1939

1959

1970

1979

Сельское население:

Муж.

53%

52,4%

67,3%

91,6%

99.1%

99.6%

99.6%

Жен.

23%

25,2%

35,4%

76,8%

97,5%

99,4%

99,5%

Всего

37%

37,8%

50,6%

84,0%

98,2%

99,5%

99,6%

Городское население:

Муж.

80%

80,7%

88,0%

97,1%

99,5%

99.9%

99.9%

Жен.

61%

66,7%

73,9%

90,7%

98,1%

99,8%

99,9%

Всего

70,5%

73,5%

80,9%

93,8%

98,7%

99,8%

99,9%

Всего:

Муж.

58%

57,6%

71,5%

86%

93,5%

99,3%

99.8%

99.8%

Жен.

29%

32,3%

42,7%

66,2%

81,6%

97,8%

99,7%

99,8%

Всего

43%

44,1%

56,6%

87,4%

98,5%

99,7%

99,8%


В 1930-х годах были изданы следующие постановления, касающиеся советской системы образования:

  • 1930 год — постановление ЦИК и СНК СССР «О всеобщем обязательном начальном обучении» (введено всеобщее обязательное начальное обучение детей в возрасте 8—10 лет, а в городах, фабрично-заводских районах и рабочих посёлках — всеобщее обязательное 7-летнее обучение);[1][32][2]
  • 1931 год — постановление ЦК ВКП(б) «О начальной и средней школе»;[1]
  • 1932 год — постановление ЦК ВКП(б) «Об учебных программах и режиме в начальной и средней школе»;[1]
  • 1933 год — постановление ЦК ВКП(б) «Об учебниках для начальной и средней школы»;[1]
  • 1934 год — постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) «О структуре начальной и средней школы в СССР» (установлены три типа общеобразовательных школ: начальная (1-4 классы), неполная средняя (1-7 классы) и средняя (1-10 классы));[1][33]
  • 1935 год — постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) «Об организации учебной работы и внутреннем распорядке в начальной, неполной средней и средней школе»;[1]
  • 1936 год — постановление ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе Наркомпросов»;[34]
  • 1936 год — постановление СНК СССР «О работе высших учебных заведений и о руководстве высшей школой» (узаконены лекции, семинары и производственная практика);[25]
  • 1938 год — постановление ЦК ВКП(б) и СНК СССР «Об обязательном изучении русского языка в школах национальных республик и областей».[35]

1940-е годы

Эта статья или  раздел нуждается в переработке.

Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей.

 

Всего в 1940/41 учебном году в школах СССР обучалось 34 784 тысяч  человек.[36] Из них:

В начальных - 9786 тысяч.

В семилетних - 12 525 тысяч.

В средних - 12 199 тысяч.

Число учителей в 1940/41 гг. составило 1237 тысяч.[19]

В 1940/41 учебном году в СССР было 3773 средних специальных учебных  заведений в которых училось 975 000 человек. Высшее образование в  СССР в 1940/41 учебном году было представлено 817 учебнми заведениями, в которых  обучалось 812 000 студентов.[36]

В 1940 году вышло постановление  СНК СССР «Об установлении платности  обучения в старших классах средних  школ и в высших учебных заведениях СССР и об изменении порядка назначений стипендий».[37]. Согласно этому постановлению, с 1 сентября 1940 года вводилось платное обучение в 8—10 классах средних школ, техникумах, педагогических училищах, сельскохозяйственных и других специальных средних заведений, а так же высших учебных заведениях. 
Для учащихся 8-10 классов средних школ, техникумов, педагогических училищ, сельскохозяйственных и других специальных средних заведений плата составляла от 150 до 200 рублей в год. Обучение в высших учебных заведениях стоило от 300 до 500 рублей в год. Плата за обучение составляла в 1940 г. в среднем примерно 10 % от семейного бюджета (при одном работающем), в 1950 г. и далее вплоть до отмены оплаты в 1954 г. — около 5%[38].

Для поощрения выдающихся деятелей науки, техники, культуры и  организаторов производства в 1939 году, в 60-летие Сталина, были учреждены  присуждавшиеся ежегодно, начиная с 1941 года, Сталинские премии.

Решением Совета Народных Комиссаров № 27 от 26 октября 1940 года в СССР была введена общеобязательная плата за обучение для всех учащихся вузов, 8, 9, и 10 классов средних школ, а также техникумов, педагогических училищ, сельскохозяйственных и других специальных средних заведений[39]. Данное постановление действовало вплоть до его отмены 1954 г. по решению Совета Министров СССР[40].

Учитывая возросший уровень  материального благосостояния трудящихся и значительные расходы Советского государства на строительство, оборудование и содержание непрерывно возрастающей сети средних и высших учебных  заведений, Совет Народных Комиссаров СССР признает необходимым возложить  часть расходов по обучению в средних  школах и высших учебных заведениях СССР на самих трудящихся и в связи  с этим постановляет:

1. Ввести с 1 сентября 1940 года в 8, 9, и 10 классах средних  школ и высших учебных заведениях  плату за обучение. 2. Установить  для учащихся 8-10 классов средних  школ следующие размеры платы  за обучение: а) в школах Москвы  и Ленинграда, а также столичных  городов союзных республик —  200 рублей в год; б) во всех  остальных городах, а также  селах — 150 рублей в год.

Примечание. Указанную плату  за обучение в 8-10 классах средних  школ распространить на учащихся техникумов, педагогических училищ, сельскохозяйственных и других специальных средних  заведений. 1. Установить следующие  размеры платы за обучение в высших учебных заведениях СССР: а) в высших учебных заведениях, находящихся  в городах Москве и Ленинграде и столицах союзных республик, — 400 рублей в год;

б) в высших учебных заведениях, находящихся в других городах, — 300 рублей в год…

По воспоминаниям Юрия Жданова (беседовавшего со Сталиным осенью 1947 г.), Сталин считал, что высшее образование в России прошло три этапа:

В первый период … были основной кузницей кадров. Наряду с ними лишь в очень слабой мере развивались  рабфаки. Затем, с развитием хозяйства  и торговли, потребовалось большое  количество практиков, дельцов. Сейчас … следует не насаждать новые, а улучшать существующие. Нельзя ставить  вопрос так: университеты готовят либо преподавателей, либо научных работников. Нельзя преподавать, не ведя и не зная научной работы… сейчас у нас  нередко говорят: дайте образец  из-за границы, мы разберём, а потом  сами построим.

Личное внимание Сталин уделил строительству МГУ. Московский городской комитет и Моссовет предлагали построить четырёхэтажный городок в районе Внуково, где были широкие поля, исходя из экономических соображений. Президент Академии наук СССР академик С. И. Вавилов и ректор МГУ А. Н. Несмеянов предлагали построить современное десятиэтажное здание. Однако на заседании Политбюро, которое вёл лично Сталин, он сказал:

…этот комплекс для Московского  университета, и не в 10—12, а в 20 этажей. Строить поручим Комаровскому. Для  ускорения темпов строительства  его надо будет вести параллельно  с проектированием… Необходимо создать  жилищно-бытовые условия, построив общежития для преподавателей и  студентов. Сколько будет жить студентов? Шесть тысяч? Значит, в общежитии  должно быть шесть тысяч комнат. Особо следует позаботиться о  семейных студентах.

Решение о строительстве  МГУ было дополнено комплексом мер  по улучшению всех университетов, в  первую очередь в городах, пострадавших от войны. Университетам были переданы крупные здания в Минске, Воронеже, Харькове. Активно начали создаваться  и развиваться университеты ряда союзных республик.

Иосиф Сталин и Максим Горький в скверике на Красной площади, 1931 год

В 1949 году обсуждался вопрос о присвоении имени Сталина комплексу  МГУ на Ленинских горах. Однако Сталин категорично выступил против этого  предложения[41].

Развитие советской естественной науки (кроме биологии) и техники при Сталине можно охарактеризовать как взлёт. Созданная сеть фундаментальных и прикладных научно-исследовательских институтов, конструкторских бюро и вузовских лабораторий, а также тюремно-лагерных конструкторских бюро охватила весь фронт исследований. Учёные-естественники стали подлинной элитой страны. Такие имена, как физики Курчатов, Ландау, Тамм, математик Келдыш, творец космической техники Королёв, авиаконструктор Туполев, известны во всём мире. В послевоенное время, исходя из очевидных военных нужд, наибольшее внимание уделялось ядерной физике. Так, только в 1946 году лично Сталиным были подписаны около шестидесяти важнейших документов, определивших развитие атомной науки и техники. Результатом выполнения этих решений стало создание атомной бомбы, а также строительство первой в мире АЭС в Обнинске (1954 год) и последующее развитие атомной энергетики.

До 1950 года в СССР было широко распространено т.н. «новое учение о языке» в лингвистике, созданное советским филологом Николаем Марром. В работе Сталина «Марксизм и вопросы языкознания» данное «учение» было подвергнуто критике.

во время Великой Отечественной  войны

В период Великой Отечественной войны 1941—45 немецко-фашистские захватчики уничтожили и разрушили на территории, подвергшейся немецкой оккупации, 82 тыс. школ, в которых до войны обучалось 15 млн. учащихся. Но и в эти годы Коммунистическая партия и Советское правительство делали всё возможное для развития и совершенствования общеобразовательные школы. Были созданы школы для рабочей и сельской молодёжи, снижен возраст приёма в общеобразовательную школу с 8 до 7 лет, организована сеть пришкольных интернатов, введены экзамены на аттестат зрелости, усилено военно-патриотическое воспитание школьников и т. д.[1]

Число учащихся в СССР в  период Великой Отечественной войны:[36]

 

Школы

Высшие учебные  заведения

Средние специальные  заведения

1941/42

17 765 000

313 000

415 000

1942/43

14 036 000

227 000

316 000

1943/44

17 966 000

400 000

503 000

1944/45

24 656 000

585 000

812 000

1945/46

26 094 000

730 000

1 008 000


1950-е годы

С 1949/50 учебном году произошло  учменьшение числа учащихся, т. к. в школы поступали дети рождения военных лет, когда рождаемость  в условиях военного времени, (особенно на оккупированной врагом территории и в прифронтовой полосе) значительно  снизилась.[19]

В 1956 году в СССР обучалось 35 505 тысяч человек в разных учебных  заведениях (в это число не входят 14,9 миллионов учащихся в школах переподготовки и повышения квалификации кадров).[22] Из них:

В общеобразовательных школах - 30 127 тыс.

В училищах системы школ трудовых резервов - 1 365 тыс. человек.

В техникумах и средних  специальных уч. заведениях - 2 012 тыс.

В высших учебных заведениях - 2 001 тыс.

Число учителей в 1950/51 гг. составило 1 475 тысяч; в 1955/56 гг. - 1 733 тысяч.[19]

В 1950 г. в СССР было 162,5 тыс. научных работников. К 1955 г. их число  выросло до 223,9 тыс. и 2950 научных учреждений (1180 из них НИИ и их филиалы).[19]

Перепись населения СССР, проведённая в 1959 году, продемонстрировала, что неграмотность среди населения  страны была практически полностью  искоренена.[1]

Информация о работе Образование в Советском Союзе