Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 20:41, доклад
Граждане СССР имеют право на образование. Это право обеспечивается бесплатностью всех видов образования, осуществлением всеобщего обязательного среднего образования молодежи, широким развитием профессионально-технического, среднего специального и высшего образования на основе связи обучения с жизнью, с производством: развитием заочного и вечернего образования; предоставлением государственных стипендий и льгот учащимся и студентам; бесплатной выдачей школьных учебников; возможностью обучения в школе на родном языке; созданием условий для самообразования
1 История
1.1 1920-е годы
1.2 1930-е годы
1.3 1940-е годы
1.4 1950-е годы
2 1960-е годы
3 1970-е годы
4 1980-е годы
5 См. также
6 Примечания
7 Ссылки
По указанию И. Сталина была предпринята глубокая перестройка всей системы гуманитарных наук. В 1934 году было возобновлено преподавание истории в средней и высшей школе.
В 1930 году состоялся первый выпуск Всесоюзной промышленной академии в Москве.[25]
В 1932 году в СССР были введены единые десятилетние трудовые школы[13][14].
В 1934 на XVII съезде ВКП(б) была принята резолюция о втором пятилетнем плане развития народного хозяйства СССР (1933--1937 гг.) в котором в частности была поставлена задача о всеобщем образовании в объеме семилетки, в первую очередь в деревне, поскольку в городе эта задача была в основном уже решена в ходе первой пятилетки. В плане 2-й пятилетки были установлены следующие показатели: рост количества учащихся (в низших и средних школах, рабфаках, ФЗУ, техникумах, вузах и втузах) до 36 млн. против 24,2 млн. человек в 1932 г., или до 197 человек на тысячу человек населения против 147 человек, не считая дошкольного образования, охватывавшего уже в 1932 г. 5,2 млн. человек; увеличение сети массовых библиотек до 25 тыс. против 15 тыс. в 1932 г.[26]
В 1933-37 гг было осуществлено обязательное 7-летнее обучение в городах и рабочих поселках.[2] Уже в 1938/1939 учебном году в СССР 97,3 % детей окончившие начальные классы, перешли учиться в среднюю школу.[27]
Согласно плану третьей пятилетки планировалось также введение всеобщего среднего образования в сельской местности, однако оно не было осуществлено в связи с началом Великой Отечественной войны. И 7-летнее всеобщее обучение в СССР было осуществлено только в 1950-56 гг. [2]
Всего за этот период количество учащихся в СССР во всех школах увеличилось с 13 515 688 в 1929/30 гг. до 31 517 375 в 1938/39 гг.[16] Из них:
Количество учителей увеличилось с 384 848 в 1929/30 гг. до 1 027 164 в 1938/39 гг.
Коллличество высших учебных заведений в 1932/33 г. соттавило - 832, в которых обучалось 504 000 студентов.[19]
В целом, были достигнуты значительные успехи в народном образовании. Так, количество учащихся в СССР за 20 лет после октябрьской революции в 1937 году по сравнение с предвоенным 1914 годом увеличилось в 3,5 раз (в средних школах в 20,2 раз), а количество высших учебных заведений выросло в 7,7 раз [28].
К концу 30-х годов удалось также достичь значительных успехов в борьбе с неграмотностью: согласно переписи 1939 года процент грамотного населения составлял 87,4%, значительно уменьшился разрыв в грамотности сельского и городского населения. Всего за 16 лет (с 1923 по 1939 гг.) в СССР обучалось более 50 млн. неграмотных и около 40 млн. малограмотных людей разных возрастов.[3]. Среди новобранцев проблема грамотности уже не стояла. А доля призывников имеющих высшее и среднее образование в 1939-1940 гг. составляла треть от общего числа призванных.[27].
Статистика изменения процента грамотного населения:
1917[29] |
1920[30] |
1926 |
1937[31] |
1939 |
1959 |
1970 |
1979 | ||
Сельское население: |
Муж. |
53% |
52,4% |
67,3% |
— |
91,6% |
99.1% |
99.6% |
99.6% |
Жен. |
23% |
25,2% |
35,4% |
— |
76,8% |
97,5% |
99,4% |
99,5% | |
Всего |
37% |
37,8% |
50,6% |
— |
84,0% |
98,2% |
99,5% |
99,6% | |
Городское население: |
Муж. |
80% |
80,7% |
88,0% |
— |
97,1% |
99,5% |
99.9% |
99.9% |
Жен. |
61% |
66,7% |
73,9% |
— |
90,7% |
98,1% |
99,8% |
99,9% | |
Всего |
70,5% |
73,5% |
80,9% |
— |
93,8% |
98,7% |
99,8% |
99,9% | |
Всего: |
Муж. |
58% |
57,6% |
71,5% |
86% |
93,5% |
99,3% |
99.8% |
99.8% |
Жен. |
29% |
32,3% |
42,7% |
66,2% |
81,6% |
97,8% |
99,7% |
99,8% | |
Всего |
43% |
44,1% |
56,6% |
— |
87,4% |
98,5% |
99,7% |
99,8% |
В 1930-х годах были изданы следующие постановления, касающиеся советской системы образования:
1940-е годы
|
Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей. |
Всего в 1940/41 учебном году в школах СССР обучалось 34 784 тысяч человек.[36] Из них:
В начальных - 9786 тысяч.
В семилетних - 12 525 тысяч.
В средних - 12 199 тысяч.
Число учителей в 1940/41 гг. составило 1237 тысяч.[19]
В 1940/41 учебном году в СССР было 3773 средних специальных учебных заведений в которых училось 975 000 человек. Высшее образование в СССР в 1940/41 учебном году было представлено 817 учебнми заведениями, в которых обучалось 812 000 студентов.[36]
В 1940 году вышло постановление
СНК СССР «Об установлении платности
обучения в старших классах средних
школ и в высших учебных заведениях
СССР и об изменении порядка назначений
стипендий».[37]. Согласно этому постановлению,
с 1 сентября 1940 года вводилось платное
обучение в 8—10 классах средних школ, техникумах,
педагогических училищах, сельскохозяйственных
и других специальных средних заведений,
а так же высших учебных заведениях.
Для учащихся 8-10 классов средних школ,
техникумов, педагогических училищ, сельскохозяйственных
и других специальных средних заведений
плата составляла от 150 до 200 рублей в год.
Обучение в высших учебных заведениях
стоило от 300 до 500 рублей в год. Плата за
обучение составляла в 1940 г. в среднем
примерно 10 % от семейного бюджета (при
одном работающем), в 1950 г. и далее вплоть
до отмены оплаты в 1954 г. — около 5%[38].
Для поощрения выдающихся деятелей науки, техники, культуры и организаторов производства в 1939 году, в 60-летие Сталина, были учреждены присуждавшиеся ежегодно, начиная с 1941 года, Сталинские премии.
Решением Совета Народных Комиссаров № 27 от 26 октября 1940 года в СССР была введена общеобязательная плата за обучение для всех учащихся вузов, 8, 9, и 10 классов средних школ, а также техникумов, педагогических училищ, сельскохозяйственных и других специальных средних заведений[39]. Данное постановление действовало вплоть до его отмены 1954 г. по решению Совета Министров СССР[40].
Учитывая возросший уровень материального благосостояния трудящихся и значительные расходы Советского государства на строительство, оборудование и содержание непрерывно возрастающей сети средних и высших учебных заведений, Совет Народных Комиссаров СССР признает необходимым возложить часть расходов по обучению в средних школах и высших учебных заведениях СССР на самих трудящихся и в связи с этим постановляет:
1. Ввести с 1 сентября 1940
года в 8, 9, и 10 классах средних
школ и высших учебных
Примечание. Указанную плату за обучение в 8-10 классах средних школ распространить на учащихся техникумов, педагогических училищ, сельскохозяйственных и других специальных средних заведений. 1. Установить следующие размеры платы за обучение в высших учебных заведениях СССР: а) в высших учебных заведениях, находящихся в городах Москве и Ленинграде и столицах союзных республик, — 400 рублей в год;
б) в высших учебных заведениях, находящихся в других городах, — 300 рублей в год…
По воспоминаниям Юрия Жданова (беседовавшего со Сталиным осенью 1947 г.), Сталин считал, что высшее образование в России прошло три этапа:
В первый период … были основной кузницей кадров. Наряду с ними лишь в очень слабой мере развивались рабфаки. Затем, с развитием хозяйства и торговли, потребовалось большое количество практиков, дельцов. Сейчас … следует не насаждать новые, а улучшать существующие. Нельзя ставить вопрос так: университеты готовят либо преподавателей, либо научных работников. Нельзя преподавать, не ведя и не зная научной работы… сейчас у нас нередко говорят: дайте образец из-за границы, мы разберём, а потом сами построим.
Личное внимание Сталин уделил строительству МГУ. Московский городской комитет и Моссовет предлагали построить четырёхэтажный городок в районе Внуково, где были широкие поля, исходя из экономических соображений. Президент Академии наук СССР академик С. И. Вавилов и ректор МГУ А. Н. Несмеянов предлагали построить современное десятиэтажное здание. Однако на заседании Политбюро, которое вёл лично Сталин, он сказал:
…этот комплекс для Московского университета, и не в 10—12, а в 20 этажей. Строить поручим Комаровскому. Для ускорения темпов строительства его надо будет вести параллельно с проектированием… Необходимо создать жилищно-бытовые условия, построив общежития для преподавателей и студентов. Сколько будет жить студентов? Шесть тысяч? Значит, в общежитии должно быть шесть тысяч комнат. Особо следует позаботиться о семейных студентах.
Решение о строительстве МГУ было дополнено комплексом мер по улучшению всех университетов, в первую очередь в городах, пострадавших от войны. Университетам были переданы крупные здания в Минске, Воронеже, Харькове. Активно начали создаваться и развиваться университеты ряда союзных республик.
Иосиф Сталин и Максим Горький в скверике на Красной площади, 1931 год
В 1949 году обсуждался вопрос о присвоении имени Сталина комплексу МГУ на Ленинских горах. Однако Сталин категорично выступил против этого предложения[41].
Развитие советской естественно
До 1950 года в СССР было широко распространено т.н. «новое учение о языке» в лингвистике, созданное советским филологом Николаем Марром. В работе Сталина «Марксизм и вопросы языкознания» данное «учение» было подвергнуто критике.
во время Великой
В период Великой Отечественной войны 1941—45 немецко-фашистские захватчики уничтожили и разрушили на территории, подвергшейся немецкой оккупации, 82 тыс. школ, в которых до войны обучалось 15 млн. учащихся. Но и в эти годы Коммунистическая партия и Советское правительство делали всё возможное для развития и совершенствования общеобразовательные школы. Были созданы школы для рабочей и сельской молодёжи, снижен возраст приёма в общеобразовательную школу с 8 до 7 лет, организована сеть пришкольных интернатов, введены экзамены на аттестат зрелости, усилено военно-патриотическое воспитание школьников и т. д.[1]
Число учащихся в СССР в
период Великой Отечественной войны:[
Школы |
Высшие учебные заведения |
Средние специальные заведения | |
1941/42 |
17 765 000 |
313 000 |
415 000 |
1942/43 |
14 036 000 |
227 000 |
316 000 |
1943/44 |
17 966 000 |
400 000 |
503 000 |
1944/45 |
24 656 000 |
585 000 |
812 000 |
1945/46 |
26 094 000 |
730 000 |
1 008 000 |
1950-е годы
С 1949/50 учебном году произошло учменьшение числа учащихся, т. к. в школы поступали дети рождения военных лет, когда рождаемость в условиях военного времени, (особенно на оккупированной врагом территории и в прифронтовой полосе) значительно снизилась.[19]
В 1956 году в СССР обучалось 35 505 тысяч человек в разных учебных заведениях (в это число не входят 14,9 миллионов учащихся в школах переподготовки и повышения квалификации кадров).[22] Из них:
В общеобразовательных школах - 30 127 тыс.
В училищах системы школ трудовых резервов - 1 365 тыс. человек.
В техникумах и средних специальных уч. заведениях - 2 012 тыс.
В высших учебных заведениях - 2 001 тыс.
Число учителей в 1950/51 гг. составило 1 475 тысяч; в 1955/56 гг. - 1 733 тысяч.[19]
В 1950 г. в СССР было 162,5 тыс. научных работников. К 1955 г. их число выросло до 223,9 тыс. и 2950 научных учреждений (1180 из них НИИ и их филиалы).[19]
Перепись населения СССР,
проведённая в 1959 году, продемонстрировала,
что неграмотность среди