Общая характеристика объяснительно-иллюстративного и проблемного видов обучения
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2014 в 14:16, контрольная работа
Описание работы
Современная педагогика как наука находится в процессе постоянного развития: по мере изменения роли человека в культуре, экономике и всех сферах общественных отношений, изменяются и цели, которые ставит перед собой образование, совершенствуются педагогические методы, появляются новые идеи, оживляются старые, ставшие вдруг актуальными.
Содержание работы
ВВЕДЕНИЕ 3 Объяснительно-иллюстративный метод 5 Проблемный метод 7 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 8 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 10
Министерство образования и науки Российской
Федерации
Федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Уральский
государственный экономический университет»
Институт
непрерывного образования
Кафедра
гражданского права
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по «Педагогика»
тема: Общая
характеристика объяснительно-иллюстративного
и проблемного видов обучения
Исполнитель: Промышленников
В.В.
студент группа 1 Ю-13-1
Преподаватель: Трубина
Г.Ф.,
ст. преподаватель
Нижний Тагил
2014
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
Объяснительно-иллюстративный
метод 5
Проблемный метод 7
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 8
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 10
ВВЕДЕНИЕ
Современная педагогика как
наука находится в процессе постоянного
развития: по мере изменения роли человека
в культуре, экономике и всех сферах общественных
отношений, изменяются и цели, которые
ставит перед собой образование, совершенствуются
педагогические методы, появляются новые
идеи, оживляются старые, ставшие вдруг
актуальными. Вместе с тем, фактическая
система образования обладает достаточной
инертностью к нововведениям, что, с одной
стороны, является определенным сдерживающим
фактором для развития теории педагогики,
а, с другой стороны, имеет и положительный
эффект, поскольку такая инертность носит
и системосохраняющий характер. В современной
России в условиях относительной либерализации
системы образования получили возможность
своего развития и воплощения на практике
различные педагогические технологии,
концепции и методы обучения. Часть из
них пришла из западной системы образования
(нейролингвистическое программирование,
гештальттехнологии и др.), часть – соответствует
сравнительно старым российским идеям
в области образования (например, основы
концепции свободного воспитания были
заложены Л.Н. Толстым, а педагогики сотрудничества
– еще К.Д.Ушинским) или сравнительно новым
концепциям, разработанным или доработанным
советскими и современными российскими
учеными (концепция развивающего обучения
Д.Б.Эльконина и В.В.Давыдова, гуманно-личностная
технология Ш.А.Амонашвили, обогащающая
модель обучения Э.Г.Гельфмана и М.А.Холодной,
технология укрупнения дидактических
единиц П.М.Эрдниева и Б.П.Эрдниева и мн.
др.)
В рыночной экономике знания,
квалификация становятся главным капиталом
специалиста. Исчезают проблемы дисциплины
и мотивации учащихся и студентов к учению
– они сами хотят учиться. Во главу угла
ставится самостоятельная работа обучающегося,
самоорганизация его учебной деятельности.
Учебно-воспитательный процесс коренным
образом преображается: позиция «учитель
как бы впереди ученика» должна поменяться
на позицию «ученик как бы впереди» (кроме,
конечно, начальной школы). Учитель, преподаватель
должен сориентировать, направить учащегося,
студента – вводными и обзорными лекциями,
а затем «пропустить его вперед» для самостоятельной
работы и время от времени консультировать,
подправлять в его самостоятельном движении
от незнания к знанию – посредством индивидуальных
и групповых консультаций, организацией
учебной работы в интерактивных формах,
в малых группах и командах, игр и т.д.
Исходя из вышесказанного, целью
нашей работы является рассмотрение двух
методов обучения:
объяснительно-иллюстративный
проблемный
Задачей моей работы является
рассказать об этих методах.
Объяснительно-иллюстративный
метод
Метод, основное назначение
которого состоит в организации усвоения
информации учащимися, назван объяснительно-иллюстративным.
Его иначе можно назвать и информационно-рецептивным
что отражает деятельность учителя и ученика
при этом методе. Он состоит в том, что
учитель сообщает готовую информацию
разными средствами, а учащиеся воспринимают,
осознают и фиксируют в памяти эту информацию.
Сообщение информации учитель осуществляет
с помощью устного слова (рассказ, лекция,
объяснение), печатного слова (учебник,
дополнительные пособия), наглядных средств
(картины, схемы, кино- и диафильмы, натуральные
объекты в классе и во время экскурсии),
практического показа способов деятельности
(показ опыта, работы на станке, образцов
склонения, способа решения задачи, доказательства
теоремы, способов составления плана,
аннотации и т. д. и т. п.). Учащиеся выполняют
ту деятельность, которая необходима для
первого уровня усвоения знаний,— слушают,
смотрят, ощупывают, читают, наблюдают,
соотносят новую информацию с ранее усвоенной
и запоминают.
Объяснительно-иллюстративный
метод — один из наиболее экономных способов
передачи подрастающим поколениям обобщенного
и систематизированного опыта человечества.
Эффективность этого метода проверена
многолетней практикой, и он завоевал
себе прочное место в школах всех стран,
на всех ступенях обучения.
Если на протяжении столетий
для передачи знаний использовались почти
исключительно живое слово учителя, учебные
книги и довольно скудный арсенал учебно-наглядных
пособий, то теперь открылась возможность
для концентрированной передачи информации
современными техническими средствами.
Вместе со словом учителя в классе все
чаще звучит речь выдающихся ученых и
писателей, артистов и художников, конструкторов,
изобретателей, воспроизводимая с помощью
магнитофона, радио и телевидения. Наряду
с обычными классными таблицами, дающими
статичное изображение изучаемых предметов
и явлений, кино и телевидение значительно
расширяют границы чувственно воспринимаемых
картин, явлений. Сидя в классе, учащиеся
могут наблюдать, как прорастает семя
и из него вырастает растение, как из цветка
образуется плод, как из икринки развивается
рыба, как живут животные высоко в горах
и в глубинах моря, в тропических лесах
и во льдах Арктики. Кино и телевизор позволяют
показать различные явления, происходящие
в космосе и в микроорганизме, переносят
мысль учащихся в далекое прошлое и в предвидимое
будущее.
В связи с увеличением в школьных
курсах материала по физике, химии, математике
возрастает роль символических изображений—
различных формул, графиков, которые в
динамической форме предстают перед учащимися
не только в записях на классной доске,
но и на киноэкране или на экране телевизора.
Наряду с этим более широкое
применение в школах должны найти также
демонстрация натуральных объектов, объемных
макетов и действующих моделей, демонстрация
различных опытов. Все это позволяет в
более сжатые сроки давать учащимся в
концентрированном виде значительный
объем научной информации.
Как видно из приведенной характеристики
объяснительно-иллюстративного метода,
он предполагает использование таких
источников и средств информации, как
слово (устное и печатное), натуральные
объекты, различные наглядные пособия.
Этот метод вбирает в себя в качестве средств
и форм проведения работы такие традиционные
методы, как устное изложение, работу с
книгой, лабораторную работу, наблюдения
на биологической и географической площадке
и т. д. Но при использовании всех этих
разнообразных средств деятельность учащихся
остается той же — восприятие, осмысление,
запоминание. Без этого метода нельзя
обеспечить ни одного целенаправленного
действия ученика. Такое действие всегда
опирается на какой-то минимум знаний
о целях, порядке и объекте действия.
Объяснительно-иллюстративный
метод во всех формах его проявления (рассказ,
чтение книги, демонстрация опыта, применение
наглядности и т. д.) хорошо разработан
в педагогической литературе, им больше
всего пользуются в школьной практике,
и задача состоит в том, чтобы им не пользовались
чрезмерно и без нужды. Другая задача дидактов
и методистов состоит в разработке такой
организации усвоения информации, при
которой учащиеся усваивают структуру
знаний, методы их получения и изложения.
Проблемный метод
В основу проблемного обучения
положена идея самостоятельного формирования
необходимых знаний, навыков и умений
в процессе решения учебно-познавательных
задач (проблем), что формирует и развивает
творческое мышление и познавательную
активность обучаемых. В этом и заключается
его главное отличие от традиционного
объяснительно-иллюстративного[3, 12c].
В основе организации проблемного
обучения лежит личностно-деятельностный
подход к организации процесса обучения,
приоритет поисковой учебно-познавательной
деятельности учащихся, т.е. открытия ими
под руководством обучающего выводов
науки, способов действия, изобретения
новых предметов или способов приложения
знаний к практике. Однако в этом случае
важно учитывать, что и при объяснительно-иллюстративном
обучении также не исключаются элементы
поисковой деятельности учащихся, особенно
при изучении предметов естественно-математического
цикла, само содержание которых предполагает
решение задач, наблюдение и обобщение.
В то же время фронтальное изложение и
передача педагогом готовых выводов науки
доминирует, особенно в предметах гуманитарного
цикла.
Следует учитывать, что проблемное
обучение предполагает отличную от традиционного
структуру учебного занятия, состоящую
из трех компонентов:
1. актуализации опорных знаний
и способов действия;
2. выявления и усвоения новых
понятий;
3. применения открытых знаний
с целью формирования умений и навыков
в конкретной сфере учебной или профессиональной
деятельности.
Считается, что именно такая
структура учебного занятия обеспечивает
реализацию образовательной (познавательной),
развивающей и воспитывающей функций
обучения. Вместе с тем важно учитывать,
что проблемное обучение не поглощает
всего учебного процесса - не всякий учебный
материал содержит проблемное знание
и не всякое проблемное знание можно представить
в форме познавательной задачи или противоречивого
суждения. Вот почему при постановке новых
познавательных (учебных) проблем обязательно
необходимо руководствоваться принципом
целесообразности.
Важнейшим условием реализации
возможностей рассматриваемого вида обучения
стала дифференциация его содержания
путем варьирования структуры знаний,
появления вариативных и альтернативных
программ и учебников для учащихся разного
уровня развития. В результате в последние
годы педагогами используется моделирование
содержания, внедрение имитационной игры,
применение гибких технологий обучения,
переход от массово-репродуктивного к
индивидуально-творческому подходу в
организации процесса обучения и другие
отечественные и зарубежные дидактические
разработки [5, 52с].
Преимущества проблемного обучения
хорошо известны педагогам. Самостоятельное
добывание знаний путем собственной творческой
деятельности, развитие продуктивного
мышления, прочные и действенные результаты
обучения позволяют формировать активного
человека современного цивилизованного
общества. Однако затруднения их достижения
в педагогической практике связаны с еще
неполной разработанностью его методики
и сложностью подготовки дидактического
материала в виде проблемных задач, диалоговых
конструкций, а также с недостаточной
подготовленностью самих педагогов к
реализации возможностей проблемного
обучения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Одним из серьезнейших недостатков
всей системы отечественного образования
до сих пор остается неизживаемый «знаниевый
подход» («знаниевая парадигма») – обучающийся
по-прежнему рассматривается как бы в
роли «копилки», в которой накапливаются
знания, умения, навыки. Между тем, учение
необходимо рассматривать как активную
деятельность обучающегося по самоизменению.
Таким образом, принципиально новый подход
ко всей постановке учебно-воспитательного
процесса в современных социально-экономических
условиях заключается в том, чтобы ответить
на один вроде бы простой, но очень существенный
для всей российской школы вопрос: учащегося,
студента, слушателя учат, или он учится?
Ответить на этот вопрос поможет
использование видов и форм организации,
которые мы рассмотрели. Здесь важны не
только сами формы, но и их комбинации,
использование как основных, так и сопутствующих
форм.
Сопутствующие формы организации
обучения позволяют обучающимся глубоко
и разнообразнее познавать жизнь, развивать
свои творческие силы, духовно обогащаться,
приобретая дополнительную информацию,
воспитывать в себе деловые черты характера.
В заключении можно сказать,
что только рационально сочетание традиционной
классно-урочной системы обучения и нетрадиционных
форм позволит организовать процесс обучения
таким образом, чтобы обучающиеся были
мотивированны на получение образования
и самооценку.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ
Амонашвили Ш.А. Размышления
о гуманной педагогике. М.: Издат. Дом Шалвы
Амонашвили, 1995.
Бабанский Ю.К. Методы обучения
в современной общеобразовательной школе.
М: Просвещение, 1985.
Бабанский Ю.К. Проблемное обучение
как средство повышения эффективности
учения школьников. Ростов-на-Дону, 1970.
Безрукова В.С. Настольная книга
педагога-исследователя. Екатеринбург:
Изд-во Дома учителя, 2000.
Белкин А.С. Ситуация успеха.
Как ее создать. М.: Просвещение, 1991.
Бондаревский В.Б. Воспитание
интереса к занятиям и потребности к самообразованию. М.:
Просвещение, 1985.
Брушлинский А.В. Психология
мышления и проблемного обучения. М., 1983.
Вилькеев Д.В. Познавательная
деятельность учащихся при проблемном
характере обучения основам наук в школе.
Казань: Изд-во КГУ, 1967.