Общение как фактор воспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 04:28, реферат

Описание работы

Для того чтобы ребенок умел общаться, необходимо самих родителей учить общению с детьми. Многие родители нуждаются в педагогических советах и профессиональной поддержке. Родительское собрание – это место, где можно родителей поучить этому. Мы работаем над формированием ценностных ориентаций: Добро, Красота, Истина, и мы должны приобщать родителей к постижению законов мудрости. Для этого самому учитель необходимо говорить правильно, ясно, выразительно, тактично, ярко и увлекательно. Вот почему искренность и теплота, открытость и уважение являются непременными условиями, при соблюдении которых я нахожу в лице родителей не только партнеров. Но и единомышленников и друзей.

Файлы: 1 файл

ощение как фактор воспитания.docx

— 26.91 Кб (Скачать файл)

Общение — важный фактор воспитания

Дети, привыкшие к критике, – учатся обсуждать, 
Дети, враждебно воспитанные, – знают, как нападать, 
Дети, в насмешке выросшие, - впитывают робость, 
Много и часто стыдимые – с виною своею неразлучны.

Те, кто воспитан терпимостью, – постигают науку терпения, 
Воспитанные одобряющим словом, – умеют верить в себя! 
Дети, взращенные похвалою, – умеют видеть хорошее. 
А воспитанные справедливостью, – учат детей доверию. 
Дети, воспитанные одобрением, – живут с собою в ладу. 
Одаренные дружбой, душевным теплом, – находят в мире любовь!

Для того чтобы ребенок  умел общаться, необходимо самих родителей  учить общению с детьми. Многие родители нуждаются в педагогических советах и профессиональной поддержке. Родительское собрание – это место, где можно родителей поучить этому. Мы работаем над формированием ценностных ориентаций: Добро, Красота, Истина, и мы должны приобщать родителей к постижению законов мудрости. Для этого самому учитель необходимо говорить правильно, ясно, выразительно, тактично, ярко и увлекательно. Вот почему искренность и теплота, открытость и уважение являются непременными условиями, при соблюдении которых я нахожу в лице родителей не только партнеров. Но и единомышленников и друзей. Я сама люблю проводить встречи с родителями, готовиться к ним, т.к. после – всегда есть положительный результат. И явка в 1-2 классе более 100%. На родительском собрание приходят папы и мамы, мамы и бабушки … идут всей семьей.

В работе с родителями использую  как традиционные, так и инновационные  формы. К инновационным отнесу формы:

  • родительские вечера
  • родительские тренинги
  • ринги
  • дни творчества детей и их родителей
  • открытые уроки и внеклассные мероприятия
  • собрания диспуты, собрания отцов
  • педагогические мастерские
  • собрание праздник
  • презентация
  • собрание практикум, собрание консультация.

Основные формы  работы с родителями можно просмотреть  в таблице

На форуме мною была приобретена  замечательная книга “Родительские  собрания. Шаги к мудрости” - автор  Вероника Николаевна Максимочкина. Богатый дидактический материал, содержащийся в пособии, новые формы работы с родителями интересны не только учителю, но и родителю. Поучительные сказки и притчи затрагивают ум и душу каждого участника воспитательного процесса. Благодаря предлагаемым рекомендациям родители вместе с педагогом смогут преодолеть трудности и сделать очередной шаг к мудрости.

Привлечение родителей к  сотрудничеству в моем классе позволило  достигнуть положительных результатов  в обучении учащихся, создании положительного микроклимата в коллективе класса и  культуре общения.

Мы все изучали педагогику, и, казалось бы, все это знаем, но сегодня мне хочется поделиться своим опытом работы. При общении  с родителями учителю необходимо соблюдать правила эффективного взаимодействия:

  • Родителям нужна поддержка, помощь, добрый совет. Если вы ими располагаете, - создайте необходимые условия для общения с вами!
  • Не беседуйте с родителями второпях, на бегу. Если вы не располагаете временем, лучше договоритесь о встрече на другое время!
  • Разговаривайте с родителями спокойным тоном, не старайтесь назидать и поучать. Это вызывает раздражение и негативную реакцию со стороны родителей!
  • Умейте терпеливо слушать родителей, давайте возможность высказаться по всем наболевшим вопросам!
  • Не спешите с выводами! Обдумайте хорошо то, что вы от родителей услышали!
  • То, о чем родители вам поведали, не должно стать достоянием других родителей, учащихся, педагогов!
  • Готовясь к встрече с семьей ученика, необходимо помнить, что любой родитель хочет услышать не только плохое, но в первую очередь, хорошее, дающее шанс на будущее! Проявляйте высокий такт в разговоре, всегда начинайте с похвалы и комплиментов.
  • Каждая встреча с семьей ученика должна заканчиваться конструктивными рекомендациями для родителей и самого ученика! Исключайте жалобы на ученика, говорите о проблемах, подсказывайте пути их решения.
  • Не предъявляйте претензий к родителям.
  • Советы и рекомендации давайте ненавязчиво, взвешивайте уровень своих потребностей и возможности семьи. Если педагог в какой-то ситуации некомпетентен, он должен извиниться перед родителями и предложить им обратиться за консультацией к специалистам!
  • Родительское собрание не должно быть длительным по продолжительности. Главным в его содержании является четкость, лаконичность, системность.
  • Выдвигайте совместные проекты, договоритесь о конкретных совместных делах, не давайте беспочвенных обещаний, будьте крайне сдержанны в сложных случаях, выражайте осторожный оптимизм.
  • Если родители принимают активное участие в жизни класса и школы, их усилия должны быть отмечены классным руководителем и администрацией школы!

Тематические  консультации.

В каждом классе есть учащиеся и семьи, которые переживают одну и ту же проблему, испытывают идентичные затруднения личностного и учебного плана. Иногда эти проблемы носят  настолько конфиденциальный характер, что их можно решать лишь в кругу  тех людей, которых эта проблема объединяет.

Для того, чтобы тематическая консультация состоялась, родители должны быть убеждены в том, что эта проблема их касается и требует безотлагательного решения. Родителей приглашают для участия в тематической консультации с помощью специальных приглашений. В тематической консультации должны участвовать специалисты, которые могут помочь найти оптимальный вариант решения проблемы. Это социальный педагог, психолог, представитель правоохранительных органов …

Примерная тематика консультаций для родителей:

  1. Ребенок не хочет учиться. Как помочь ему?
  2. Плохая память ребенка. Как ее развить?
  3. Единственный ребенок в семье. Пути преодоления трудностей в воспитании.
  4. Наказания детей. Какими им быть?
  5. Тревожность детей. К чему она может привести?
  6. Застенчивый ребенок. Проблемы застенчивости и пути ее преодоления.
  7. Грубость и непонимание в семье.
  8. Талантливый ребенок в семье.
  9. Друзья детей – друзья дома или враги?
  10. Три поколения под одной крышей. Проблемы общения.

Родительские  чтения.

Это интересная форма работы с родителями, которая дает возможность  родителям не только слушать лекции педагогов, но и изучать литературу по проблеме и участвовать в ее обсуждении. Родительские чтения можно  организовать следующим образом: на первом собрании в начале учебного года родители определяют вопросы педагогики и психологии, которые их наиболее волнуют. Учитель собирает информацию и анализирует ее. Подбирается  литература, с помощью которой  можно получить ответ на поставленный вопрос. Родители читают книги, а затем  используют рекомендуемую литературу в родительских чтениях. Особенностью родительских чтений является то, что, анализируя книгу, родители должны изложить собственное понимание вопроса  и изменение подхода к его  решению после прочтения книги.

Родительские  вечера.

Это форма работы, которая  прекрасно сплачивает родительский коллектив. Родительские вечера проводятся 3-3 раза в год без присутствия  детей (можно с детьми, тематические вечера). Родительский вечер – это  праздник общения с родителями друга  твоего ребенка, это праздник воспоминаний младенчества и детства собственного ребенка, это поиск ответов на вопросы, которые перед родителями ставит жизнь и собственный ребенок.

Темы родительских вечеров  могут быть самыми разнообразными. Главное, они должны учить слушать  и слышать друг друга, самого себя, свой внутренний голос.

Примерные темы родительских вечеров:

  1. Год рождения ребенка – каким он был, этот первый год?
  2. Первые книжки ребенка.
  3. Будущее моего ребенка. Каким я его вижу?
  4. Друзья моего ребенка.
  5. Праздник нашей семьи.
  6. “Можно” и “нельзя” в нашей семье.
  7. День рождения нашей семьи. Как мы его празднуем?
  8. Песни, которые пели мы и поют наши дети.

Беседа.

Беседу лучше всего  использовать в целях предупреждения конфликтных ситуаций, для налаживания  взаимоотношений между родителями и детьми. Использовать беседу с  родителями необходимо для того, чтобы  наладить доверительную атмосферу, выявить трудные точки соприкосновения  в конфликтных ситуациях. Результаты беседы не должны быть гласными, если кто-то из участников беседы этого не хочет. В беседе классный руководитель должен больше слушать и слышать, а не давать рекомендации воспитания или  назидать.

Родительские  тренинги.

Это активная форма работы с теми родителями, которые осознают проблемные ситуации в семье, хотят  изменить свое взаимодействие с собственным  ребенком, сделать его более открытым и доверительным и понимают необходимость  приобретения новых знаний и умений в воспитании собственного ребенка. В родительских тренингах должны участвовать по возможности оба  родителя. От этого эффективность  тренинга возрастет, и результаты не заставят себя долго ждать. Тренинг  проводится с группой, состоящей  из 12-15 человек. Чтобы тренинг имел конечный положительный результат, он должен включать в себя 5-8 занятий.

Родительский тренинг  проводится, как правило психологом школы или человеком, который имеет право дать возможность родителям на время ощутить себя ребенком, пережить эмоционально еще раз детские впечатления.

В ходе тренинговых занятий с большим интересом родители выполняют такие задания, как “детские гримасы”, “любимая игрушка”, “детские игры” . Такие задания позволяют по новому взглянуть на взаимоотношения в семье, собственную авторитетность в глазах ребенка.

Родительские  ринги.

Одна из дискуссионных  форм общения родителей и формирования родительского коллектива. Проведение родительских рингов в начальной  школе просто необходимо. Многие родители уже в начальной школе проявляют  категоричность суждений по многим вопросам воспитания детей, абсолютно не учитывая возможности и способности своего ребенка, уровень его реального  потенциала. Некоторые из них считают, что их методы воспитания своего ребенка  истинны и не подлежат сомнению и  коррекции со стороны педагога. Родительский ринг проводится с той целью, чтобы  многие родители могли утвердиться  в правоте своих методов воспитания или провести ривизию своего педагогического арсенала, задуматься над тем, что в воспитании своего ребенка они делают правильно, а что не совсем так. Р.р. готовится в виде ответов на самые актуальные вопросы. Вопросы выбирают сами родители. В ходе проведения р.р. по одному и тому же вопросу ведут полемику две или более семей. У них могут быть разные позиции, разные мнения. Остальные родители в разговор не вступают, а лишь поддерживают мнение семей аплодисментами. Последнее слово в ходе ринга остается за специалистами, которых необходимо приглашать для участия во встрече или за классным руководителем, который может привести веские доводы из жизни классного коллектива в защиту определенной позиции.

Полезность таких встреч родителей состоит еще и в  том, что она позволяет снять  всякие закулисные разговоры среди  родителей по вопросам организации  образовательного пространства их детей, содержания учебного и воспитательного  процесса.

Темы родительских рингов:

  1. Плохие привычки – наследственность или влияние социума?
  2. Что вы делаете, если чувствуете проблемы с дисциплиной у своего ребенка?
  3. Можно ли наказывать ребенка собственным домом?
  4. Что делать, если папа не интересуется воспитанием собственного ребенка?
  5. Как научить ребенка всегда и везде быть человеком?
  6. Соблазны и пути их преодоления.
  7. “За” и “против” школьной формы.
  8. Нужны ли ребенку праздники?

Оcобенности общения родителей с детьми

Основой общения родителей  с детьми является шесть принципов, которые можно записать в виде рецепта. Этот рецепт может стать основным законом воспитания детей в семье и основывается он на герменевнической технологии. Его содержание примерно такое:

  1. Взять принятие.
  2. Добавить к нему признание.
  3. Смешать с определенным количеством родительской любви и доступности.
  4. Добавить собственной ответственности.
  5. Приправленной любящим отцовским и материнским авторитетом.

Анализируя перечисленные  в рецепте главные принципы родительского  воспитания, приходишь к пониманию  того, что самым веским принципом  является принятие ребенка.

Принятие ребенка –  это проявление такой любви, когда  ребенок понимает, что его любят  несмотря ни на что. Принять ребенка  – значит любить его не за отметку, а за сам факт его существования  в этом мире. В основе настоящего, или истинного, принятия лежит значимость ребенка - это признание его значительности в существовании семьи. Основой хороших отношений ребенка с родителями, их общения является признание ребенка родителями.

Признание ребенка – это сохранение у ребенка чувства собственного достоинства и уверенности в себе, в своих силах. Со стороны родителей – это безграничная вера в то, что ребенок, которому они подарили жизнь, оправдает их ожидания. Если родители признают значимость своего ребенка, то они стараются подчеркивать его достоинства, поздравляют с каждым, пусть маленьким успехом, ободряют и поддерживают в минуты жизненных трудностей. Признание – это в какой-то мере и терпение родителей. Признание невозможно без таких приемов как одобрение и похвала.

Информация о работе Общение как фактор воспитания