Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 23:25, статья
Сущность и структура педагогической деятельности, а также связанная с ним продуктивность – один из актуальнейших вопросов педагогической науки и практики. Педагогу необходимо уметь общаться на самые различные темы, в самых различных ситуациях и с группой детей в целом, и отдельно с мальчиками и девочками, и с теми или иными малыми группами ребят, и наконец, индивидуально с одним воспитанником. Так общаясь с классом в целом, педагогу важно уметь увлечь весь класс темой, которую он поставил. Важной задачей педагога является обучение учащихся общению
М.А. Захарьина
студентка 3 б группы
ГБОУ СПО АО «Каргопольский педагогический колледж», г.Каргополь
Общение как основа педагогической деятельности.
В настоящее время общение играет большую роль в жизни человека. Никакая деятельность не осуществляется без общения. Что бы мы не делали, нам всегда необходимо взаимопонимание с другими людьми.
Сущность и структура
педагогической деятельности, а
также связанная с ним
С педагогической точки зрения, общение – это «взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними познавательной или эмоциональной информацией, опытом, знаниями, умениями, навыками [3, с. 97].
Педагогическая деятельность,
как отмечают педагоги и
Сущность и особенности
педагогического общения
Одним из критериев
продуктивного педагогического
общения – это создание
Теперь приведем определение
понятия, данное В.А. Кан-
Из определения следует, что педагогическое общение – процесс сложный [6, с. 85].
Проблема педагогического общения была поставлена в работах классиков советской педагогики как важнейшая из проблем обучения и воспитания. Особенно много внимания этому вопросу уделял А.С. Макаренко. Его мысли о необходимости для педагога овладеть педагогическим мастерством, техникой педагогического общения как никогда актуальны в современных условиях.
Широко известны высказывания
по этому вопросу В.А.
Развитие потребности
в общении у ребенка
Доказано, что в педагогическом
общении все функции должны
осуществляться педагогом в
Целостное общение
предполагает сотрудничество
В.А. Кан-Калик, автор
книги для учителя по
Технология педагогического
общения будет раскрыта
- ориентирование в условиях общения;
- привлечение внимания;
- «зондирование души объекта»;
- осуществление вербального общения;
- организация обратной
содержательной и
Далеко не все требования
педагога воспринимаются
Во время общения
у школьника формируется
Эффективность педагогической
деятельности во многом
Стиль – это совокупность приемов, способов работы, это характерная манера поведения человека. По определению психолога А.А. Бодалева, стиль – это индивидуально-своеобразная манера действования.
Под стилем В.А.
Кан-Калик понимает «
С педагогической точки зрения, стиль педагогического общения – совокупность индивидуальных особенностей, способов и характера осуществления педагогического взаимодействия [3, с. 143].
Первое экспериментальное
психологическое исследование
При авторитарном стиле общения педагог единолично решает все вопросы, касающиеся жизнедеятельности, как классного коллектива, так и каждого учащегося. Исходя из собственных установок, он определяет положение и цели взаимодействия, субъективно оценивает результаты деятельности. Авторитарный стиль общения реализуется с помощью тактики диктата и опеки. Противодействие школьников властному давлению педагога чаще всего приводит к возникновению устойчивых конфликтных ситуаций.
Педагоги, придерживающиеся
этого стиля общения, не
Авторитарный стиль
общения, по данным Н. Ф.
При демократическом стиле оценивались факты, а не личность. Но главной особенностью демократического стиля оказалось активное участие группы в обсуждении хода предстоящей работы и ее организации. В результате у участников развивалась уверенность в себе, и стимулировалось самоуправление. При этом стиле в группе возросла общительность и доверительность взаимоотношений.
Главная особенность
попустического стиля
Судя по результатам
эксперимента, наихудшим стилем
оказался попустический. При
При авторитарном
стиле исследователь отметил
проявления враждебности во
Наиболее эффективным
оказался демократический
Более поздние исследования лишь подтвердили результаты эксперимента Левина. Предпочтительность демократического стиля в педагогическом общении была доказана на разных возрастных группах, начиная от младших школьников и кончая старшеклассниками [1, с. 160].
Следует отметить, что
традиционно в общении
В ходе работы над темой нами было проведено исследование по определению уровня общительности будущих педагогов. Было проведено анкетирование, которое включает в себя 9 вопросов:
1.Нашли ли вы друзей в колледже?
А) да; Б) нет.
2.Сколько у вас друзей среди студентов?
А) 1-3; Б) 4-7; В) 8 и более.
3.Сколько примерно времени в день вы отводите на общение с друзьями?
А) до 1 часа; Б) от 2 до 4 часов; В) 5 и более.
4.Имеются ли с кем-либо из друзей общие интересы?
А) да; Б) нет.
5.Какие темы вы чаще всего осуждаете со знакомыми студентами?
А) личные; Б) учебные дела; В) свой вариант.
6.Общаетесь ли вы со студентами других групп?
А) иногда; Б) часто; В) никогда.
7.Хотели бы вы и в дальнейшем с ними общаться?
А) да; Б) нет.
8.Вступаете ли вы в общении с незнакомыми людьми?
А) иногда; Б) часто; В) никогда.
9.Хватает ли вам общения с окружающими людьми?
А) да; Б) нет.
Респондентам было
предложено выбрать варианты
ответов соответствующих
№ п/п |
Вопросы | |||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 | ||||||
1 |
а |
б |
в |
а |
в |
б |
а |
б |
б | |||||
2 |
а |
а |
в |
а |
а |
в |
а |
а |
а | |||||
3 |
а |
а |
в |
а |
а |
б |
а |
а |
а | |||||
4 |
а |
а |
в |
а |
в |
б |
а |
а |
б | |||||
5 |
а |
а |
в |
а |
а |
б |
а |
а |
а | |||||
6 |
а |
б |
в |
а |
а |
б |
а |
а |
а | |||||
7 |
а |
а |
в |
б |
в |
б |
а |
а |
а | |||||
8 |
а |
а |
в |
а |
б |
а |
а |
а |
а | |||||
9 |
а |
а |
а |
а |
а |
б |
а |
а |
а | |||||
10 |
а |
а |
в |
а |
б |
а |
а |
а |
а |
Информация о работе Общение как основа педагогической деятельности