Общение в подростковом возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2013 в 19:42, курсовая работа

Описание работы

Целью данного исследования является изучение общения детей подросткового возраста.
Таким образом, объектом исследования являются особенности общения подростков, а предметом – деятельность по организации общения детей подросткового возраста.
Задачи исследования:
Рассмотреть особенности общения подростков;
Выявить феномен, структуру развития и содержание общения подростков;
Раскрыть особенности формирования, проблемность и способы решения проблем общения детей подросткового возраста.

Содержание работы

Введение
1. Общие положения феномена и структуры развития общения
1.1 Структура развитие общения
1.2 Феномен общения
2. Особенности общения детей подросткового возраста
2.1 Социальная ситуация развития подростка
2.2 Личности подростка
2.3 Особенности общения подростка со взрослыми
2.4 Особенности общения подростка со сверстниками
2.5 Общение со сверстниками противоположного пола
2.6 Сексуальность в отрочестве
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

vevivi.ru.doc

— 187.50 Кб (Скачать файл)

4



ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

 

КАЛУЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ

имени К.Э. ЦИОЛКОВСКОГО

ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Кафедра

«Социальной педагогики и психологии

и организации работы с молодежью»

 

 

 

 

 

Курсовая работа

 

Общение в подростковом возрасте

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КАЛУГА 2008

 

Содержание

 

Введение

1. Общие положения феномена и структуры развития общения

1.1 Структура развитие общения

1.2 Феномен общения

2. Особенности общения детей подросткового возраста

2.1 Социальная ситуация развития подростка

2.2 Личности подростка

2.3 Особенности общения подростка со взрослыми

2.4 Особенности общения подростка со сверстниками

2.5 Общение со сверстниками противоположного пола

2.6 Сексуальность в отрочестве

Заключение

Список литературы

 

 

 

Введение

 

Потребность в общении является внутренней основой личных взаимоотношений  между людьми. Эта основная социальная потребность возникает и ясно проявляется уже на самых ранних этапах человеческой жизни. Почвой для  ее развития, как отмечал Л.С. Выготский, является то, что любая потребность младенца становится потребностью в другом человеке.

Постепенно потребность в общении  заставляет ребенка искать эмоциональный  контакт не только со взрослыми, но и со сверстниками, с другими детьми. [8; с. 139–142.]

Новый этап развития потребности в общении, а значит и самих взаимоотношений, начинается с поступления ребенка в школу и активно продолжается на протяжении всего школьного процесса обучения, в который входит подростковый возраст. В систему общения подростка входит ансамбль из двух основных социально-психологических подсистем: подсистема «взрослый-подросток» (родители, педагоги), к которой «пристраивается» подсистема «подросток-ровестник» (братья и сестры, сверстники, одноклассники, группа общения). [7; с. 18–22.] В этой единой системе происходит процесс становления личности подростка и в частности развитие его потребностей и мотивов.

В деятельность социального  педагога как раз и входит изучение подростка, создание условий для его самореализации, саморазвития; организация активной и творческой жизнедеятельности подростков; обеспечение комфортного самочувствия подростка, принятия его коллективом сверстников; помощь учителям и родителям в организации общения с подростком и, в случае необходимости, коррекции его развития. [3; с. 36] Это является особенно актуальным в условиях современного общества, когда происходит нарушение процесса общения и взаимодействия в семье, школе (между педагогом и подростком, в классном коллективе и т.д.), социальной среде в целом.

Изучению самого феномена человеческого общения, в том числе общения подростков, посвящены исследования А.А. Реана, В.С. Мухиной, Р.Ф. Савиных, Я.Л. Коломинского и др. Социально-педагогическая деятельность рассматривается в трудах А.В. Мудрика, М.В. Шакуровой, Н.Ф. Масловой, Р.В. Овчаровой и др.

Целью данного исследования является изучение общения детей подросткового возраста.

Таким образом, объектом исследования являются особенности общения подростков, а предметом – деятельность по организации общения детей подросткового возраста.

Задачи исследования:

  1. Рассмотреть особенности общения подростков;
  2. Выявить феномен, структуру развития и содержание общения подростков;
  3. Раскрыть особенности формирования, проблемность и способы решения проблем общения детей подросткового возраста.

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, расположенных на 38 страницах. Список литературы включает 24 наименований.

 

 

 

1. Общие положения феномена и структура развития общения

 

1.1 Структура развитие общения

 

Одна из главных тенденций подросткового возраста переориентация с общения с родителями, учителями и вообще старшими на общение с ровесниками, и это объясняется рядом причин.

Во-первых, общение со сверстниками – это важный специфический канал информации; по нему подростки обсуждают то что не могут сообщить родителям.

Во-вторых, это специфический  вид межличностных отношений. Групповые  игры, совместная деятельность вырабатывают навыки социального взаимодействия, умения соотносить личные интересы с  общественными. Соревновательность групповых взаимоотношений, которой нет в отношениях с родителями, служит ценной жизненной школой,

В-третьих, это специфический  вид эмоционального контакта. Сознание групповой принадлежности, солидарности облегчает подростку автономизацию от взрослых и дает чувство эмоционального благополучия. [8; c. 43.]

Психология общения  в подростковом возрасте строится на основе переплетения двух потребностей: обособления и потребности включенности в какую-либо группу или общность. Усиливается потребность в автономии, неприкосновенности своего личного пространства. Типичная черта подростковых групп – чрезвычайно высокая конформность. Отстаивая свою независимость от старших, подростки некритично относятся к мнениям собственной группы. Неокрепшее «Я» нуждается в сильном «Мы», которое, в свою очередь, утверждается в противоположность каким-то «они».

В общении подростков отмечается ряд особенностей. Подростки, будучи постоянно озабочены сами собой и предполагая, что другие разделяют их озабоченность, обычно действуют в расчете на некую воображаемую или реальную аудиторию. [22; c. 67.]

Известный режиссер А. Эфрос писал: «Взрослые иногда плачут в театре. Подростки почти никогда не плачут. У него, у подростка, нет мужества на индивидуальную реакцию, а детское простодушие и умение «быть собой» он уже утратил.

Кроме того, преувеличивая  свою уникальность, подростки создают  свой «личный мир», вымышленную биографию, поддержание которой требует постоянных усилий.

Еще одна значимая сфера  отношений подростков – отношения со взрослыми, прежде всего с родителями. Влияние родителей к этому периоду ограниченно, подросток переориентируется на общение со сверстниками, но его ценностные ориентации, понимание социальных проблем, нравственные оценки событий в первую очередь зависят от позиции родителей. Таким образом, родители, семья остается важной референтной группой.

Переходный возраст – период эмансипации ребенка от родителей, т.е. процесс отделения от семьи, индуцируемый стремлением подростка к самостоятельности и автономии. Эмансипация может быть показывающей, насколько, значим для подростка эмоциональный контакт с родителями по сравнению с привязанностями к другим людям (дружбой, любовью), поведенческой, проявляющейся в том, насколько жестко родители регулируют поведение сына или дочери, или нормативной, показывающей, ориентируется ли подросток на те же нормы и ценности, что и родители, или на какие-либо другие. [12; c. 23.]

Процесс эмансипации часто вызывает у родителей реакцию в виде усиленной потребности в контроле, грусти, боязни их потерять. Одновременно у молодых людей снижается готовность слушаться и следовать указаниям родителей. Это связано с тем, что в представлении подростков взрослые все больше теряют те исключительные и в высшей степени надуманные свойства, которыми они, как правило, обладали раньше в глазах детей. Этот процесс выяснения отношений обостряется к концу взросления и разрешается по-разному, в зависимости от стиля отношений в семье, от индивидуальных особенностей подростка и его окружения.

Важную роль здесь играют эмоциональный тон семейных взаимоотношений и преобладающий в семье тип контроля и дисциплины. Если в семье сложились теплые, доброжелательные отношения, основными средствами воспитания являются внимание и поощрение, то ребенок имеет больше шансов на высокое самоуважение, устойчивый положительный образ «Я», Недоброжелательность или невнимание со стороны родителей вызывают взаимную враждебность у детей. Эта враждебность может проявляться как явно, по отношениям к самим родителям, так и скрытно. Безотчетная, немотивированная жестокость, проявляемая иногда подростками по отношению к посторонним людям, нередко оказывается следствием детских переживаний. [12.c. 45.]

Эмоциональный тон семейного воспитания существует не сам по себе, а в связи с определенным типом контроля и дисциплины, направленных на формирование соответствующих черт характера. Наилучшие взаимоотношения подростков с родителями складываются обычно тогда, когда родители придерживаются демократического стиля воспитания. Этот стиль в наибольшей степени способствует воспитанию самостоятельности, активности, инициативности и социальной ответственности. При этом родители всегда объясняют мотивы своих требований; прислушиваются к мнению ребенка, но не исходят только из его желаний; предоставляют подростку право быть самостоятельным в каких-то областях жизни: не ущемляют его права, но одновременно требуют выполнения обязанностей. Формирование взрослости при таких отношениях проходит без особых переживаний и конфликтов. [24.c. 78.]

Крайние типы отношений, все равно, идут ли они в сторону авторитарности или либеральной всетерпимости, дают плохие результаты. Авторитарный стиль вызывает у подростков отчуждение от родителей, чувство своей незначительности и нежеланности в семье. Родительские требования, если они кажутся необоснованными, вызывают либо протест и агрессию, либо привычную апатию и пассивность. Перегиб в сторону всетерпимости вызывает у подростка ощущение, что родителям нет до него дела. Кроме того, пассивные, незаинтересованные родители не могут быть предметом подражания и идентификации, а другие влияния – школы, сверстников – часто не могут восполнить этот пробел, оставляя подростка без надлежащего руководства и ориентации в сложном и меняющемся мире. Ослабление родительского начала, как и его: гипертрофия, способствуют формированию личности со слабым «Я». [21.c. 91.]

Т.о. отношения с окружающими – наиболее важная сторона жизни подростков. Дети тяжело переживают неудовлетворение потребности в полноценном общении со значимыми взрослыми и сверстниками. Но эти переживания могут быть смягчены: разногласия в группе сверстников могут быть компенсированы общением с родителем или значимым взрослым; отсутствие понимание и эмоционального тепла в семье приводит подростка к сверстникам, где он находит необходимые ему отношения.

 

1.2 Феномен  общения

 

Принципиальной теоретической основной междисциплинарных исследований проблем развития и формирования личности являются фундаментальные положения о социальной сущности человека.

Личность катализирует в своей психологической структуре общественных отношений, являясь одновременно их объектом и субъектом. Включенность личности в общественные отношения обуславливает тезис о первостепенной роли социального общения в этом процессе. [7; с. 5]

Ввиду сложности емкости феномена общения, толкование этого понятия зависит от исходных теоретических оснований. В самом общем виде общение выступает как форма жизнедеятельности.

Понятие «общение» близко соотносится с понятием коммуникации. Акт общения анализируется и оценивается по следующим компонентам:

  • адресант – субъект общения;
  • адресат – кому направлено общение;
  • сообщение – передаваемое содержание;
  • код – средства передачи сообщения, канал связи;
  • результат – что достигнуто в итоге общения.

В отечественной психологии существует несколько подходов к пониманию общения. Предпочтительным представляется исходить из принципа неразрывного единства общения и деятельности.

В наиболее обобщенных классификациях выделяют три стороны общения:

  • Коммуникативную;
  • Интерактивную;
  • Перцептивную.

Коммуникативная сторона общения связана с выявлением специфически информационного процесса между людьми как активными субъектами с учетом отношений между партнерами, их установок, целей и намерений.

Средствами коммуникативного процесса являются различные знаковые системы:

  • речь;
  • оптично-кинетическая система знаков – жесты, мимика, пантомимика;
  • системы паралингвистическая и экстралингвистическая – интонация, паузы;
  • система организации пространства и времени коммуникации;
  • система «контакта глазами».

Важная характеристика коммуникативного процесса – намерение его участников повлиять друг на друга, воздействовать на общение партнера, обеспечить свое идеальную представленность в другом.

Интерактивная сторона  общения представляет собой построение общей стратегии взаимодействия. Различают ряд типов взаимодействия между людьми, прежде всего – кооперацию и конкуренцию.

Перцептивная сторона общения включает в себя процесс формирования образа другого человека, что достигается «прочтением» за физическими характеристиками партнера его психологических свойств и особенностей поведения. Основные механизмы познания другого человека – идентификация и рефлексия. [23; с. 326–327].

Общение – одно из основных психологических категорий. Человек становится личностью в результате взаимодействия и общения с другими людьми. Общение – сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностью в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку стратегии взаимодействия, восприятия и понимания партнера по общению. [23; c. 326].

Информация о работе Общение в подростковом возрасте