Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 16:39, контрольная работа
Для развития педагогики и школы большое значение имели такие просветительские реформы, как введение гражданского алфавита и возникновение периодической прессы, в частности, издание первой газеты «Ведомости», выпуск светской оригинальной и переводной литературы, учреждение Академии наук и т. п. Эти реформы способствовали возвышению дворянства и усилению нарождающегося сословия купечества
1. Просветительские реформы.
2. Учебные заведения.
3. Учебные пособия.
4. Общеобразовательная политика России.
5. Просветительская педагогика в России в 18 веке.
6. Представители просветительской педагогики.
7. Просветительская деятельность в России
М.В. Ломоносова.
1.Просветительские реформы.
К 18 веку Россия превратилась в обширное
многонациональное феодально-
Для развития педагогики и школы большое значение имели такие просветительские реформы, как введение гражданского алфавита и возникновение периодической прессы, в частности, издание первой газеты «Ведомости», выпуск светской оригинальной и переводной литературы, учреждение Академии наук и т. п. Эти реформы способствовали возвышению дворянства и усилению нарождающегося сословия купечества [3, с. 121.]
Для осуществления реформ нужны были обученные национальные кадры. Для этого Петр 1 использовал два пути: подготовку специалистов из числа русских людей за границей и создание собственной государственной системы образования. Уже в начале века появились светские государственные школы различных типов, которые имели ярко выраженный характер реального учебного заведения с профессиональным уклоном.
В 1701 году в Москве открылась школа математических и навигационных наук, которая занималась подготовкой моряков, инженеров, артиллеристов, геодезистов, архитекторов и т.п. Руководителем школы был Фарварсон, профессор Абердинского университета, приглашенный Петром 1 из Англии. С ним были приглашены еще два преподавателя. Но основным учителем был Леонтий Филиппович Магницкий (1669-1739), образованный математик и прекрасный педагог. Это было первое реальное училище в Европе, в нем обучались ежегодно не менее 200, иногда до 500 учащихся. Учащиеся поступали возрасте 12-17, а иногда и 20 лет.
По указу 1701 года за прогульные дни («неты») учащимся грозил очень высокий штраф: за первый день 5 рублей, за второй 10 рублей и за каждый последующий по 15 рублей. Штраф взыскивался при помощи «правежа»: публично били до тех пор, пока родственники или товарищи не вносили денег; у родителей, если они владели имуществом, проводили конфискацию. За побег из школы полагалась смертная казнь, родным за ходатайство об освобождении их детей от школы грозила каторга.
В школе изучали арифметику, геометрию, тригонометрию, навигацию, астрономию и математическую географию. Для подготовки к обучению были открыты два начальных класса: русская школа для обучения чтению и письму и цифирная школа для преподавания элементарной арифметики.
В школе не было установлено определенных сроков обучения. По мере усвоения одной науки учащиеся в индивидуальном порядке переходили к изучению другой и, таким образом, выпускались из нее в разное время в зависимости от личных успехов, а иногда по требованию различных ведомств.
В 1715 году старшие классы школы были переведены в Петербург и на их базе создана Морская академия, которая функционировала как военно-учебное дворянское заведение, однако сословный состав в нем был достаточно пестрый. К 1731 году, из-за резкого сокращения финансирования флота, численность учеников академии сократилась до 150 человек, многие перестали отдавать детей учиться в академию, а разночинцев принимать в нее было запрещено.
В начале 18 века была сделана попытка
создать государственные
В 1721 году В.Н.Татищевым(1746-1827) организованы горные училища на Урале.
Развитие международных связей способствовало появлению лингвистического образования. В 1701 году в Москве открылась школа по обучению шведскому, латинскому, немецкому языкам.
Кроме светских, в петровское время возникли духовные школы, где сочеталось духовное и светское образование. В «Духовном регламенте» (1720г.), автором которого являлся ректор Киево-Могилянской академии, сторонник реформ Петра 1 Феофан Прокопович(1681 – 1736), предлагалось организовать церковные школы трех типов: архирейские (элементарные), семенариумы с 8-летним курсом и академию. Духовные школы в петровскую эпоху находились в лучшем состоянии и имели больше учащихся, чем светские училища.
Новые духовные школы были закрытыми учебными заведениями. Воспитанники семинарий на все время обучения отрывались от родных семей. Им разрешалось видеться с родственниками через три года, но не более двух раз в год и обязательно в присутствии ректора. Духовные школы представляли собой общеобразовательные учебные заведения гуманитарного типа, где изучали латинский язык, грамматику, историю, географию, физику, богословие. Из восьми лет обучения в семинарии лишь в последние два года больше времени отводилось богословию. В духовных школах царила суровая дисциплина. Учащиеся должны были по звонку вставать, молиться, учиться, есть, гулять, «как солдаты на барабанный бой». На каждую спальню (8-10человек) назначался надзиратель – перфект. Для младших семинаристов допускались розги.
Для дворян, начиная с 1731 года, создаются особые военные школы – кадетские корпуса. Первая закрытая сословно-дворянская школа – Сухопутный шляхетский корпус – была открыта в 1761 году в Петербурге. По его образцу строились все кадетские корпуса. В этих школах наряду со специальной военной подготовкой дети дворян получали широкое образование и светское воспитание.
Важным событием в образовательной политике России 18 века являлось утверждение Петром 1 Академии наук, открытой после его смерти в 1725 году.
При Елизавете Петровне (1741-1761) сохранилось внимание к духовным школам. Наряду с распространением элементарного обучения в этот период открылся Морской шляхетский кадетский корпус, артиллерийская школа была соединена с инженерной, учреждены гимназия в Казани, Русская академия художеств и при ней архитектурное училище.
В 1755 году по проекту М.В.
Ломоносова(1711 – 1765),
Одна предназначалась для дворян, вторая – для разных чинов людей, кроме крепостных крестьян. Из стен университета вышли известные писатели, ученые, общественные деятели второй половины 18 века (Д.И. Фонвизин, Н.И. Новиков и др.). К концу века Московский университет представлял собой форпост русской науки [3, с. 122].
2 . Учебные заведения.
Работу по подготовке различных школьных проектов стимулировала Екатерина 2. Советником по вопросам образования был назначен И.И. Бецкой (1704 – 1795). По его предложению были открыты воспитательные училища для мальчиков при Академии художеств (1764) и Академии наук (1765), Институт благородных девиц (1764).
В 1786 году был утвержден Устав народных училищ, по которому должны были открываться два их типа – главные и малые. Главное народное училище имело в составе четыре класса с курсом обучения на «языке природном» в течение пяти лет. В учебный план малых народных училищ входили предметы, соответствующие первому и второму классам главного училища. Училища организовывались только в городах (правительство предпочитало оставлять детей крестьян неграмотными). Большую роль в их распространении сыграл Ф.И.Янкович де Мириево, проработавший в России больше 20 лет[3, с.123].
3. Учебные пособия.
Развитию школ, особенно в первой половине 18 века, мешал недостаток учебных пособий и их дороговизна. Петр 1 разрешил печатать на славянском языке учебные книги в Амстердаме в типографии Тессинга.
Первоначальному чтению детей учили по букварям. Первый букварь, относящийся к 18 веку, принадлежал ученику Лихудова Федру Поликарпову. Большой популярностью пользовался букварь Феофана Прокоповича «Первое учение отрокам».
Одним из лучших учебников 18 века являлась первая русская печатная «Арифметика» Леонтия Магницкого, опублекованная в 1703 году. Огромное значение имело использование в школах учебных книг Я.А Коменского (1592 – 1674). В конце века особая роль в переводе и составлении учебников принадлежала Ф.И. Янковичу де Мириево, его изданиями пользовались почти до 60-х годов. Важную роль в подготовке учебных пособий играл Московский университет [3, с.123].
4. Общеобразовательная политика России.
Развитие русского образования в 18 веке тормозилось недостатком учителей. До 80-х годов практически отсутствовала их специальная подготовка. Обучение юношества осуществляли представитель духовенства, специалисты, офицеры, студенты, учащиеся [2, с.55].
Большую роль в обеспечении учительскими
кадрами светских школ играла московская
школа математико-
В первой половине 18 века
в Россию прибыло большое
В 1779 году при Московском университете была открыта первая в России учительская семинария, инициатором создания которой выступал Н.И. Новиков. В нем преподавались общеобразовательные предметы и методика обучения. Общественное положение учителя в 18 веке оставалось низким, учительское звание не пользовалось уважением.
Таким образом, общеобразовательная политика России в 18 веке содействовала установлению принципа государственности школ, светскости образования. Важным для построения сети школьного обучения был принцип связи общего образования с реальным. Признавались все типы школ и формы образования, если они способствовали быстрой и хорошей подготовке специалистов нужной квалификации. Положительным являлось порфессиональное образование на основе общего образования. Этот принцип нашел отражение в появлении разных типов школ, как общеобразовательных (цифирные, гимназии, народные училища), так и профессиональных (духовные, медицинские, военные, торговые, гарнизонные и др.)
Достоинством русской школы была практическая направленность образования.
Школьное отечественное образование в 18 веке строилось на принципе сословности. В учебные заведения высшего уровня принимались только дети дворян. Сословными стали духовные семинарии и архирейские школы.
Своеобразие русских школ, их отличие от западноевропейских заключается в сочетании общеобразовательной и профессиональной подготовки, в многостороннем характере образования, его многопредметности.
Однако следует учесть, что радикальная европеизации России при Петре 1, навязывание ей западного образа жизни и культурных ценностей повлекли за собой, в частности, трансформацию педагогических традиций, уходящих корнями в средневековую Русь. Западная культура стала не просто проникать в русское образованное общество: ее насильственное внедрение, основанное на признании безусловности европейских достижений и необходимости их освоения, стало делом государственной политики, подкрепляемой всей мощью государственного аппарата [2, с.55].
Вестезнизация, начатая Петром 1, так и не смогла до конца интегрировать продолжавшую сохранять самобытность России в западную цивилизацию. Несмотря на то, что церковь превратилась в департамент государственного аппарата и лишилась своей земельной собственности, православные оставались доминантной духовной жизни, особенно в массовом сознании. Крестьяне, составляющие абсолютное большинство населения, в 18 веке продолжали сохранять уходящий вглубь столетний патриархально-общинный уклад жизни; их социализация, в том числе и воспитание, носили выраженный традиционный характер. Социально-политическое развитие страны шло по пути упрочнения самодержавия, препятствующего возникновению правового государства и гражданского общества. В экономике крайне медленно развивались буржуазные отношения и связанные с ними частнособственнические гарантии личных свобод. Элементы западной культуры и образованности становились достоянием, главным образом, представителей привилегированных и имущих сословий.
К середине 18 века правительство
и представители образованного
общества пришли к осознанию явной
недостаточности учебных заведе
5. Просветительская педагогика в России в 18 веке.
Новые веяния в экономике, культуре, сфере образования активизировали деятельность просветителей, что способствовало развитию педагогической мысли. В ее истории выделяют три периода: просветительская педагогика эпохи петровских преобразований (1700-1730); просветительская педагогика Ломоносовского периода (1741-1765), заложившая основы новой научной педагогики; просветительская педагогика последней трети века (1765-1790) [1, с.79].