Общеобразовательная политика России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 16:39, контрольная работа

Описание работы

Для развития педагогики и школы большое значение имели такие просветительские реформы, как введение гражданского алфавита и возникновение периодической прессы, в частности, издание первой газеты «Ведомости», выпуск светской оригинальной и переводной литературы, учреждение Академии наук и т. п. Эти реформы способствовали возвышению дворянства и усилению нарождающегося сословия купечества

Содержание работы

1. Просветительские реформы.
2. Учебные заведения.
3. Учебные пособия.
4. Общеобразовательная политика России.
5. Просветительская педагогика в России в 18 веке.
6. Представители просветительской педагогики.
7. Просветительская деятельность в России
М.В. Ломоносова.

Файлы: 1 файл

Просветительские Реформы. Ломоносов.doc

— 86.50 Кб (Скачать файл)

Искания российской мысли 18 века во многом были связаны со стремлением освоить проникающие в страну западные идеи. Идею «душевного строения» сменила установка на «выращивание новой порода людей»; православные идеалы воспитания стали составной частью идеи формирования добродетельного, верноподданного гражданина; на первый план стали выдвигаться задачи развития разума, а не «образования сердца»; была нарушена обязанность безусловного следования православно-религиозным принципам, так как знакомство с западной культурой способствовало развитию «вольнодумства».

Представители просветительской педагогики считали главным обучение учащихся живому познанию действительности через непосредственное соприкосновение  с миром. Задачу воспитания видели в  том, чтобы прийти на помощь природе ребенка, устранить все препятствия к естественному развитию заложенных в человеке задатков.

Русских просветителей беспокоили проблема организации школьного  дела в стране и содержание образования  в школе. Они предлагали разные варианты решения данного вопроса.

Яркими представителями  просветителей первой трети 18 века были Ф.С. Салтыков, И.Т. Посошков, Ф. Прокопович, В.Н. Татищев.

 

6. Представители просветительской педагогики.

 

Федор Степанович Салтыков (год рождения неизвестен -1715) разработал план распространения образования в России, который изложил в записке-проекте «Пропозиции». Он рекомендовал в каждом городе учить всех мастеровых людей, промышленников и отдать им в учение на семь лет детей. После освидетельствования ученикам разрешалось заниматься собственным ремеслом [1,c. 79].

Салтыков выдвинул идею всенародного обучения. Для этого  он предложил во всех губерниях создать  по одной или две академии для  обучения тысячи человек в каждой, отдать им по несколько монастырей, оставив в них лишь священников и пречетников для служб. Из разных государств следовало пригласить мастеров для учения детей «дворянских и купецких и всяких иных разных чинов». Возраст принимаемых к обучению колебался от 6 до 23 лет. В содержание образования Салтыков включал большой набор «свободных наук»: латинский, греческий, немецкий, английский, французский языки, грамматику, риторику, философию и т.п.

Одним из первых Салтыков предложил организовать женские  школы. Под угрозой штрафа отцам  следовало приводить дочерей  с 6 лет и обучать их до 15 лет.

Свои реформаторские идеи Иван Тихонович Посошков (1652-1726) изложил в сочинении «Книга о  скудности и богатстве» (1724). Он предложил  распространить грамотность, как среди русских, так и среди мордвы, чувашей, черелиссов. Основную роль в развитии просвещения среди крестьянства, по мнению Посошкова, должно сыграть духовенство. Он предложил во всех  епархиях построить просторные школы, организуя целую сеть городских и сельских церковных школ.

В процессе обучения он рекомендовал следить за успехами каждого, изучать индивидуальные особенности. Заботясь о просвещении, высказал мысль о создании учебных книг, которыми учащиеся могли бы пользоваться самостоятельно. Посошков был сторонником «крайней суровости воспитания». Он рекомендовал воспитывать в детях трудолюбие, скромность, честность.

Особый вклад в истории просветительской мысли оставил  Феофан Прокопович (1681-1736), видный церковный и общественный деятель, оратор, поэт, теоретик литературы, реформатор духовного и светского образования. В 1721 году он составил «Духовный регламент», где обосновал организацию духовных школ и показал значение учения для развития производительных сил страны. Центром новой образовательной структуры должна быть академия, как единая общая школа, многолетняя и многоступенчатая, все ступени которой взаимосвязаны. Академия, как единая и всеобщая школа, мыслилась как общеобразовательная, при ней планировалось создание семинарии по образцу монастыря. Прокопович видел необходимость в создании различного типа школ, главной задачей которых была бы профессиональная подготовка[1, с. 79].

Прокопович полагал, что важно заложить основы морального поведения детей, в связи с этим он предлагал своеобразный моральный кодекс, в основе которого находятся религиозные истины. В книге «Первое ученее отрокам» он подчеркивал значение хорошего воспитания [1, с.80].

Большой вклад в развитие школьного дела и русской педагогики внес Василий Никитич Татищев (1686-1750), просветитель, историк, государственный деятель. Свои педагогические воззрения он изложил в сочинениях «Разговор двух приятелей о пользе наук и училищ» (1733), «Духовная моему сыну» (1733) и др. [1, с.80].

Татищев полагал, что изменений в жизни страны можно достичь лишь с помощью укрепления самодержавия и распространения просвещения. Он являлся одним из первых организаторов народной школы и профессионального обучения. Им была предложена система школьного образования. Считал необходимым создавать начальные школы как основу образования, а в крупных городах учредить мужские и женские семинарии. Татищев предлагал особую систему учебных заведений для детей дворян: гимназия для «предуготовления к высшим наукам», академия или университет, кадетский корпус.

Своеобразно подошел  Татищев к пониманию проблем  воспитания. Он выделил несколько  «возрастов жизни»: младенчество (от рождения до 12 лет), юношество (от 12 до 25 лет), мужество (от 25 до 50 лет), старость (от 50 и старше). В соответствии с этим предлагалось заниматься воспитанием. Он был сторонником разумных взаимоотношений старших и младших в семье.

Татищев одним из первых в истории русской педагогики поставил проблему личности учителя. Учитель  должен быть не только моральным образцом для учеников, и хорошо знать свой предмет. Он предложил «учителей из русских приготовлять», используя для этого академическую гимназию.

В целом, русские просветители первой четверти 18 века внесли значительный вклад в становление педагогики как науки, явились идейными предшественниками М.В. Ломоносова [1, с.80].

 

7.Просветительская деятельность в

  России М.В. Ломоносова

 

Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765), русский просветитель, ученый энциклопедист, поэт, переводчик. Родился 8 (19) ноября 1711 в деревне Мишлинская близ Холмогор Архангельской губернии в семье крестьянина-помора. Ходил с отцом на судах за рыбой в Белое море и Северный Ледовитый океан. Рано научился грамоте и к 14 годам прочел все книги, которые мог достать: «Арифметику» Магницкого, «Славянскую грамматику» Смотрицкого и «Псалтирь рифмотворную» Семеона Полоцкого. В декабре 1730 года ушел с рыбным обозом в Москву[5, с. 368].

В январе 1731 года Ломоносов, выдав себя за дворянского сына, поступил в Московскую славяно-греко-латинскую академию, где получил хорошую подготовку по древним языкам и другим гуманитарным наукам. Латинский язык знал в совершенстве, впоследствии был признан одним из лучших латинистов Европы.

В начале 1736 года как один из лучших студентов Ломоносов был  направлен в университет при  Петербургской академии наук, а осенью того же года – в Германию, в Марбургский университет, в котором 3 года обучался естественным наукам.

В1739 году отправился во Фрайбург, где изучал химию и горное дело в Горной академии. К этому времени относятся первые поэтические и литературно-теоретические опыты. Ломоносов прислал в Россию «Письмо о правилах российского стихотворства» с приложенной к нему одой «На взятие Хотина», в которой практически подтверждал провозглашенные в «Письме» правила русского силлабо-тонического стихосложения.

Последовательно и смело  развивал идеи, впервые высказанные В.К. Тредиаковским, и утверждал силлабо-тоническую систему как «природную» для русского языка.

В 1741 году Ломоносов вернулся в Россию. В 1742 году был назначен адъютантом физического класса, а в 1745 – профессором химии (академиком) Петербургской академии наук. Сразу провел борьбу против «неприятелей наук российских» из числа иностранцев.

Творчество Ломоносова было исключительно разносторонним. В его работах получили освещение  почти все отрасли современного ему естествознания, горного дела и металлургии, математики, истории, филологии, языкознания, искусства, литературы.

В 1748 году он создал химическую лабораторию, в которой проводил научные исследования, в том числе разрабатывал состав стекла, фарфора и смальты, которую использовал для своих мозаик, созданных в 1751 году.

М.В. Ломоносов активно  и успешно занимался астрономией, мореходным делом, краеведением, географией, метеорологией и другими науками. Ввел в употребление химические весы и заложил основы количественного анализа, опроверг флогистонную теорию горения, аргументы против которой позже изложил Лавуазье.

В 1742 году Ломоносов впервые  в России начал читать публичные  лекции на русском языке в Академии наук. В1755 году по инициативе Ломоносова и по его проекту был основан  Московский университет, «открытый для всех лиц, способных к наукам», а не только для дворян[1, c. З68].

Ломоносовские документы  «Проект Регламента московских гимназий», «Регламент академической гимназии» (1758) оказали положительное влияние на развитие при Академическом и Московском университетах, в Казани и других местах. По инициативе Ломоносова был открыт Московский университет (1755). Одной из крупнейших его заслуг является популяризация сочинений Я.А, Коменского [1,с. 93].

Ломоносов выдвинул своеобразную для своего времени теорию воспитания, считая необходимым воспитывать молодежь на прогрессивных традициях прошлого [4, с.93].

Впервые в истории  русской дидактики Ломоносов  четко сформулировал дидактические  принципы, основываясь на материалистической теории познания, учете психологии детей, индивидуализации обучения. Он предлагал в обучении опираться на принципы доступности, логичности, наглядности, основательности знаний, индивидуальных и возрастных особенностей детей. Особое внимание уделялось работе со способными детьми.

Ломоносов первым начал внедрять классно-урочную систему в Академической гимназии, гимназиях Московского университета, в Кадетском корпусе. Заслугой Ломоносова явилось основание методики преподавания отдельных предметов (русского языка, латинского, иностранных языков, химии, физики, географии).

Ломоносов сформулировал  идеал народного учителя, под которым понимал «природного россиянина, имеющего солидную научную подготовку, обладающего педагогическим мастерством, отличающегося нравственной чистотой, трудолюбием, ответственностью, любовью к детям».

 Михаил Васильевич  Ломоносов был первым выдающимся  педагогом России 18 века, демократизм которого выразился, прежде всего, в стремлении распространить образование во всех слоях русского общества. Он отстаивал мысль о расширении сети школ, числа обучающихся в них детей, о создании единой бессловной системы образования, доступной всем.

Достижением ученого  является разработка педагогической терминологии, в которой он выделил общенаучные педагогические понятия, дидактические категории, воспитательные термины, психологические понятия. Все это свидетельствует о том, что Ломоносов заложил основы научной отечественной педагогики, которые будут развиты в 19 веке.

 

 

 

 

Список использованных источников

 

 

1. Антология педагогической  мысли в России 18 века. / сост. И.А. Соколова; ред. кол. Г.Н. Волков. М. 1985.

2. Орлова А.П. История  педагогики: практикум / А.П. Орлова, Н.К. Зинькова, В.В. Тетерина.- Мн., 2006.

3. Орлова А.П. История  педагогики: учебное пособие / А.П. Орлова, Н.К. Зинькова, В.В. Тетерина.- Минск: ИВЦ Минфина, 2008.

4. Пряникова В.Г. История  образования и педагогической  мысли: учебник – справочник / В. Г. Пряникова, В.Г. Равкин. М. 1995г.

5. Большая советская  энциклопедия. Т.15., гл.ред. А.М. Прохоров. Изд-е 3-е. М.: Ламбард-Мезитол., 1974

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

  

  1. Просветительские реформы.

  2. Учебные заведения.

  3. Учебные пособия.    

  4. Общеобразовательная политика  России.

           5. Просветительская педагогика в  России в 18 веке.

           6. Представители просветительской педагогики.

           7. Просветительская деятельность  в России 

               М.В. Ломоносова.




Информация о работе Общеобразовательная политика России